Как стихотворец Р. В. обозвал меня плагиатором

О плагиате в поэзии, спорные моменты. История лунного плагиата. Плагиат на лунную тему.


Луна, великая,величавая и прекрасная, всегда занимала достойное место в литературе и искусстве. И даже в мифах. Я не знаю ни одного в мире поэта, который не воспевал бы это чудесное ночное светило,бледное, как молоко. Изучали его ещё во времена Аристотеля. Это великолепная планета,куда отправлялся в путешествие Жюль Верн. О людях луны писал Сирано де Бержерак. Помнится, путешествовал по Луне и нечаянно разбивший настольную лампу игривый чёрный котёнок в "Сказке про лунный свет" писательницы Нины Гернет. Написана сказка была обыкновенной прозой, но мне захотелось пересказать её неизвестно откуда возникшими стихами. И неизвестно почему и откуда появился трёстопный анапест.

ПРЕБЫВАНИЕ НА ЛУНЕ

Жил у доктора чёрный котёнок.
Он обычно гонялся за мухами.
Доктор, сидя у лампы настольной,
Хмуря брови, газету читал.

Вдруг в окошко открытое ветер
Залетел - зашуршала газета.
А котёнок подумал, наверное,
Что мышонок шуршит на столе.

На газету запрыгнул котёнок,
Но прыжка рассчитать не сумел он,
Зацепил коготочками лампу -
И внезапно разбилась она.

- Ах, проказник! И что ж ты наделал? -
Сокрушался испуганный доктор.-
Как газеты читать теперь буду?..
Стало в комнате страшно,темно.

А котёнку до лампочки это,
Хоть и совесть немножечко мучит:
И во тьме хорошо он всё видит.
Не нуждается даже в очках.

Всё же стыдно ему за проказу,
Искупить он вину свою хочет.
Быстро выскочил он из окошка
И помчался, не чувствуя лап.

Мимо дома бежал, мимо сада,
Мимо мельницы, мимо жасмина
(Сердце билось, как новый будильник)
И примчался к высокой горе.

И взбежал на высокую гору,
Останавливаться и не думал.
А на той на горе высоченной
Улыбалась котёнку Луна.

Подошёл к ней котёнок учтиво.
Там писалось: "Нельзя по газонам
Беспричинно и праздно шататься."
Но котёнок читать не умел.

Прочитать он не мог объявление:
"Воспрещается вход посторонним!"
Подошёл, несмотря на запреты,
И отважно вскочил на Луну.

Он уселся на белую пудру
(Ведь Луна пахла маминой пудрой),
И сидел он, камин вспоминая.
Было скучно. Хотелось домой.

Он хотел было спрыгнуть обратно,
Но ему рисковать не хотелось:
Ведь Луна, словно лодка от пристани,
От высокой горы отошла.

Эта лодка плыла над морями,
Эта лодка плыла над Парижем.
И над Питером, и над Одессой.
Было очень светло на Луне.

Вся в сугробах от лунного света,
Лунный свет излучала планета.
И котёнок от света зажмурился,
И хотелось котёнку дремать.

Спал он долго, о чём-то мурлыча.
Снилась мышка, и он не заметил,
Как Луна каруселью сверкучей
Шар Земной не спеша обошла.

Вскоре он подскочил и проснулся:
Край Луны вдруг столкнулся с горою,
И на гору свалился котёнок,
А потом покатился с горы.

Мимо мельницы, мимо жасмина,
Мимо сада катился котёнок.
Он не в силах был остановиться -
И вкатился в родимый свой дом.

Дверь открытой была. В полумраке,
Пригорюнившись, доктор склонился
Над столом. Не держал он газету:
Ведь не мог он читать в темноте.

- Боже, что это значит? - воскликнул
Доктор, видя, как блещет котёнок
Сразу в комнате стало светлее:
И вскочил тут котёнок на стол.

С шерсти чёрной всё сыпались искры.
Почему, всем, конечно, понятно:
В лунном свете измазался весь он,
Пребывая на яркой Луне.

Доктор чистил от света котёнка,
Платяную используя щётку.
Лепестками цветущей черешни
Лунный свет на газету летел.

А потом в пол-литровую банку
Пересыпал те "цветики" доктор,
И не хуже, чем лампа настольная,
Освещали газету огни.

Мимо мельницы, мимо жасмина,
Мимо дома и мимо деревьев
Лунным светом, что сыпал котёнок,
Серебристо тянулась тропа.

Эта сказочная фантастика пришлась по душе и вдохновляла на новые стихи. Хотелось продолжать разбивать красивый плодово-фруктовый сад стихов. Котёнок перед походом на Луну разбил электрическую лампу. А я задумался над тем, как РАЗБИВАЕТСЯ ЧАША УТРА в стихотворении Гарсиа Лорки "Гитара". В моей памяти мелькали "Разбитая ваза" Сюлли-Прюдома",фрагментально-автобиографическая книга Валентина Катаева "Разбитая жизнь", песня эстонского певца и композитора Тыниса Мяги "Спасите разбитое сердце моё". О разбитом зеркале писал стоящий около осколков в цилиндре Есенин...
Отец пытается уложить спать своего шестилетнего сына, но ничего не выходит. Тогда они отправляются на разбитую луну, чтобы починить ее и встречают там маму. Трогательная фантазия о расставании.В 2010 г. Нидерландский фонд кино присудил картине "Разбитая луна" премию за лучший короткометражный фильм года. Фильм получил престижнейшую премию "Золотой теленок" как лучший нидерландский короткометражный фильм 2010 года. Об этом я узнал 14 дек 2011 г. Название "Broken Moon" ("Разбитая Луна") мне так понравилось, что я схватил ручку - и в блокнотике появился экспромт:

ЛУННАЯ ОДА ХУЛИГАНАМ

Ходить в парадных нам не мило:
Разбиты лампы. Ё - моё!
Но хорошо, что не разбило
Луну в ночи хулиганьё!

А если б запустили камень
(Луна ж - из тонкого стекла),
Совсем погас бы света пламень,
На Землю снизошла бы мгла.

Потухли б лунные опилки
И не светился б лунный шар,
Когда бы вдруг разбойник пылкий
Ножом нанёс Луне удар.

Никто ей не грозит наганом.
Луна пока что не в плену.
За то спасибо хулиганам,
Что не зарезали Луну!

Сверкает, словно на картинке,
И я ногой её не пну:
Ни в магазине, ни на рынке
Не купишь новую луну.

Чтобы не потерялась эта лунная ода среди прочих, окруживших меня гор блокнотов и рукописных бумаг, я разместил эти два десятка строк на сайте... И вдруг: "Караул! Спасите! Грабят!" Оказалось,что у поэта-стихируса-четверостишуса Р.А.В.,Владимира Афанасьевича РУДОВА,1946 года рождения, бывшего рабкора Днепропетровского трубопрокатного завода имени Ленина, есть вроде бы "точно такое же стихотворение", состоящее из одного четверостишия.

РАЗМЫШЛЕНИЯ ПРИ ЯСНОЙ ЛУНЕ

Ночь. Улица темным-темна.
Ни лампочки, хоть раньше были.
И слава Богу, что луна
Так высоко. И ту б разбили.

И пусть эта супергениальня строфа Р.В. о высокой луне написана, допустим, ещё до царя Гороха или даже до нашей эры, а моя ода - две минуты назад, вправе ли мы говорить о том, что имеем дело с плагиатом?

Как видите, своим четырём строчкам, из которых составлено всё стихотвореньице, автор дал другое название, которое позаимствовал из известной книги Василия Шукшина "Беседы при ясной луне". Но, очевидно, чтобы не выглядеть явным плагиатором,одно слово "Беседы" заменил на "Размышления". Оригинально, не правда ли? Между прочим, начало слямзено у Александра Блока. Помните: "Ночь.Улица.Фонарь.Аптека." От аптеки компилятор решил отказаться, а фонарь заменил несуществующими лампочками, которые где-то когда-то были раньше. Не маловато ли размышлений для того,чтобы упоминать о них во множественном числе?
Этот весьма лапидарный шукшинско-блоковский текст появился на сайте "Стихи.ру",но главное - то, что автор этого улично-ночного шедевра абсолютно твёрдо уверен, что он первый во всей мировой литературе красочно и неповторимо раскрыл свежую лунную тему, а если она присутствует у кого-то ещё, то это всё плагиаторы,воры, грабители, поэзокрады. И мерещится бедному Р.В., будто тема разбитой луны уникальна, как рой изумрудных мух, танцующих полонез Огинского над протухшим мясом. Не знает, наверное, этот Р.В., что, к примеру, был создан кинокомикс "Разбитая луна" с одноимённой песней. Тоже украли у него?
А вот ещё:

РАЗБИТАЯ ЛУНА
Елена Глушкина
В разбитом стакане застыла вода,
Луна разлетелась осколками льда.
В янтарном сияньи разбитой луны
Погаснут и вспыхнут, сгорая, огни.

РАЗБИТАЯ ЛУНА
Владимир Балыкин
Разбитая луна большим неровным диском
Всё продолжала лить серебряный свой свет.

Поэтесса под псевдонимом ПРОСТАЯ написала так:

Высоко висит луна.
Несшибаема она.
Ни те камнем,ни те палкой...
Высоко висит нахалка.

О высоко расположенной луне - и строки
Валентины ПИЩАГИНОЙ:

Весь беспорядок и бардак
С того и начинаются,
Что фонари все на столбах
По дури разбиваются!
Когда туман лишь в голове,
Когда, порядка нет в стране,
Считай, что повезло луне,
Что высоко качается!

Плагиаторы! Воры! Как не стыдно? Позор! Нужно писать жалобы модераторам, известить об этом редакции газет и журналов! Пока он писал жалобы о том, что у него воруют темы напавшие на него плагиаторы,у меня родилось новое весёлое четверостишие.

НЕДОСЯГАЕМАЯ

Не достать нам Луну даже с крыши:
Укатила она в вышину.
Если б в небе была она ниже,
Русский мат испещрил бы Луну.

А остроумная поэтесса Галина Заславская откликнулась на стихи Р.В. ещё более лаконично, лирично, чётко и весьма конкретно:

Пониже был бы небосвод,
На нём бы "х**" писАл народ!

Но на месте Р.В., будучи настоящим художником, я поступил бы более круто: разбил бы в стихах, а может быть, разорвал бы не Луну, которая бывает и горькой, и льняной,и бумажной,а... Солнце! А почему бы и нет? Писать - так писать!

Опять плагиаторы часто
Шедевров крадут волшебство.
Со всеми расправлюсь я! Баста!
Не стану жалеть никого!

Воруют. Что делать придётся?
Чтоб больше не крали стихов,
Разбил бы я к дьяволу Солнце,
Чтоб все превратились в кротов!

Впрочем,и "Разбитое солнце" - не новинка. Под таким названием в 2010 году выходил на экраны австралийский фильм. С таким названием пишут и стихи:

"Разбитое солнце под видом избранника.
И видно в веснушках осколок его.
Разбитое солнце, как сердце мое
Поет на просторе свои откровения."
(Алёна Меланхолия)

"Ты разбил моё солнце."
(Эларвиль)

"Разбилось о скалы бродячее солнце,
Исторгнув густые кровавые слезы.
Я понял, что это разбитое сердце
Рванулось из клетки грудной в поднебесье,
А было когда-то во мне."
(Нина Якименко)

"Разбей мое солнце
И дымом пустыни
Оно разлетится
Мирами иными."
(Северин)

Вывод из всего этого можно сделать один: нужно немедленно прекращать заниматься литературным творчеством, потому что о чём бы ты ни писал, всё равно ведь рано или поздно найдётся графоман, пишущий нечто подобное и, значит, назовёт тебя плагиатором.

 

 

Избранное: вопросы литературы
Свидетельство о публикации № 10491 Автор имеет исключительное право на произведение. Перепечатка без согласия автора запрещена и преследуется...

  • © Анатолий ЯНИ :
  • Публицистика
  • Читателей: 1 591
  • Комментариев: 8
  • 2016-02-10

Проголосуйте. Как стихотворец Р. В. обозвал меня плагиатором.

О плагиате в поэзии, спорные моменты. История лунного плагиата. Плагиат на лунную тему.


Краткое описание и ключевые слова для Как стихотворец Р. В. обозвал меня плагиатором:

(голосов:4) рейтинг: 80 из 100
    Произведения по теме:
  • Почему я против Петра Ребра
  • Почему я против переименовывания моей улицы в Петра Ребра. Все семьи на  Анри Барбюса против переименовывания её в Петра Ребра. Петро Ребро как человек и гражданин. Жители отстаивают свои интересы
  • Павел Баулин, день двенадцатый
  • Запоздалые размышления о Павле Борисовиче Баулине. Андрей Вахлаев-Высоцкий.
  • О возрождении великого братства народов
  • О возрождении великого братства народов СССР, расширении российского культурного присутствия за рубежом и плане по развалу России.
  • Возвращение в прошлую жизнь
  • Современная публицистика. Воспоминания о пути в поэзию и исповедь поэта о жизненных принципах. Статья-откровение о явной и неявной жизни поэта, о его генетической памяти. Исповедь, которая в рубежные
  • Резиновая живопись
  • Полемическая статья о Чёрном квадрате и современном актуальном искусстве. Современная публицистика. Василий Лифинский. Женщин вытесняют резиновые куклы. Во всём западном мире «нет ничего милей, чем

  • Анатолий Яни Автор offline 10-02-2016
Отклик поэта и переводчика Владимира Кормана (США):
"Дорогой Анатолий Иванович ! Поздравляю Вас с творческой удачей. Интересно ! Доходчиво ! Хорошим языком ! Читается на одном дыхании. Получилась сказка для детей и для взрослых. И хороший щелчок по носу дурню, которому - не знаю, с каких глаз - всюду мерещатся плагиаторы. И ещё: текст - как диссертация. Вас никак не упрекнёшь с поверхностным отношением к делу. Досконально, но не скучно поданный материал. Вы доставили мне добрый час настоящего удовольствия, тем более, что я с детства сочувствую котам и предпочитаю, чтобы Луну осваивали не люди, а лучше коты.
Желаю Вам хорошего здравия и не иссякающего жизнелюбия и трудолюбия."
  • Натали Автор offline 10-02-2016
Драгоценный Анатолий, сказка пересказана восхитительно! В прозе, признаюсь, читать бы её не стала :(
Лунная ода хулиганам замечательная!

В науке хорошо известен феномен одновременных, сделанных независимо друг от друга, открытий! Нередко в историю входят оба первооткрывателя!

Вот примеры таких «плагиаторских» открытий: :)

1675
Лейбниц, и Ньютон работали над дифференциальным и интегральным исчислением. Лейбниц в 1675 году открыл дифференциальное и интегральное исчисление. Независимо от него, в 1671 году, Ньютону удалось сформулировал это открытие. Не смотря на то, что к открытию математического анализа на четыре года раньше подошёл Ньютон, Лейбниц опубликовал свои научные результаты своих исследований раньше - в 1675 году.
У Ньютона главную роль играло понятие скорости кинематический аспект, а Лебница преобладал подход исключительно алгоритмический. Именно Лейбниц ввел в обращение символику, которую используют до сих пор. Однако в историю вошли оба имени первооткрывателей.

1829
Неэвклидова геометрия имеет тоже несколько неформальных авторов, хотя приоритет, безусловно, принадлежит Лобачевскому. Гаус не опубликовал свои ранние исследования по неэвклидовой геометрии, однако уже в 1792 году предположил, что неэвклидова геометрия возможна, о чем и написал своему другу Х. К. Шумахеру в письме в 1831 году. Первый печатный труд Лобачевского, посвящённый неэвклидовой геометрии вышел в 1829 году и носил название «О началах геометрии».

1839
В 1839 году Луи Дагерр в Париже и Генри Фокс Тальбот в Лондоне независимо друг от друга продемонстрировали изобретённые фотографические аппараты.

1840
В 1840 году Джеймс Джоуль и Эмиль Ленц, независимо друг от друга, открыли физический закон, дающий количественную оценку теплового действия электрического тока. Этот закон был установлен в 1841 году Джеймсом Джоулем и независимо от него в 1842 году Эмилием Ленцем. В итоге мы имеем закон Джоуля-Ленца. ?

1845
В 1845 и 1846 годах английский астроном Джон Адамс и француз Урбен Леверье, независимо друг от друга, рассчитали положение Нептуна на основании данных о небольших возмущениях в движении Урана.

1858
К категории одновременных открытий относится модель естественного отбора, разработанная Чарльзом Дарвином и Уоллесом, которые прочитали доклады об эволюции видов в Линнеевском обществе 1 июля 1858 года. При этом Дарвин разрабатывал теорию эволюции видов 20 лет, тогда как Уоллес – одну неделю. (Инсайт, не иначе! :))) )

1876
Г. Белл представил прошение на получение патента на телефон на 2 часа раньше Элизы Грэй (24 февраля 1876 года).

1900
В 1900 году три разных учёных (голландец Хуго Де Фриз, немец Карл Корренс и австриец Эрих фон Чермак), независимо друг от друга, наткнулись на статью Менделя. Каждый из трех ученых проводил свои ботанические опыты, каждый независимо открыл законы Менделя, каждый перед тем как опубликовать результаты своей работы штудировал литературу и нашёл статью Менделя, каждый, внимательно проштудировав труд Менделя, понял, что собственная работа совпадает с его заключениями. Поразительное тройное совпадение. Более того, в тот же год английский учёный Уильям Бейтсон тоже нашёл статью Менделя и вскоре представил её вниманию других учёных. К концу года Мендель, наконец, получил всеобщее научное признание.

1903
В 1903 году немецкий физик К.Фаянс и Ф.Содди, независимо друг от друга, сформулировали правило смещения, характеризующее перемещение изотопа в периодической системе элементов при различных радиоактивных превращениях.

А.Л.Чижевский сделал заключение о совпадении социальных кризисов с максимумами солнечной активности, одновременно с этнографом В.И Анучиным, описавшим данный факт в книге «Социальный закон».

Аксиоматические определения натуральных чисел дали, практически одновременно, П. Дедекинд и Д. Пеано. В настоящее время рекурсивную аксиоматику натурального числа, чаще всего называют аксиоматикой Пеано, хотя Пеано опубликовал свою систему несколькими годами позже Дедекинда.

Широкий резонанс получила история открытия теории относительности. А. Пуанкаре и А. Эйнштейна.

Интересным фактом является то, что впервые кислород выделили не химики. Это сделал изобретатель подводной лодки К. Дреббель в начале XVII в. Этот газ он использовал для дыхания в лодке, при погружении в воду, однако работы изобретателя были засекречены. Поэтому работы К. Дреббеля не сыграли большой работы для развития химии. Кислород был открыт, практически одновременно и независимо друг от друга, известными химиками XVIII века шведом Карлом Вильгельмом Шееле и англичанином Джозефом Пристли. Шееле выделил кислород немного ранее, однако его трактат «О воздухе и огне», где имелись данные о кислороде, был опубликован позже, чем сообщение об открытии Пристли. По сути учёные открыли некий новый газ, только и всего. И до конца жизни остались преданными теории флогистона, которая в конце XVIII века стала тормозом для развития науки.

В 1956 году метод электронного подсчёта клеток крови импедансным методом был предложен шведом Эриком Олином и американцем Уоллесом Култером, независимо друг от друга.

В 1988 году Альберт Ферт и Петер Грюнберг, также, независимо друг от друга открыли новое явление сверхсильного магниторезистивного эффекта (GMR), за что получили Нобелевскую премию по физике в 2007 году.

В 1993 году Робертс и Шарп получили Нобелевскую премию по физиологии и медицине «за открытие, независимо друг от друга, прерывистой структуры гена».

17 июня 2006 года журнал «Нейчур» опубликовал статьи сразу двух групп исследователей, работавших независимо друг от друга, где сообщалось, что учёные научились "телепортировать атомы."

Вот что пишут ещё на эту тему:
«Многие крупные открытия в науке совершаются на конкретной теоретической базе. Пример: открытие планеты Нептун Леверье и Адамсом путем исследования возмущений в движении планеты Уран на базе небесной механики.
Фундаментальные научные открытия отличаются от других тем, что они связаны не с дедукцией из существующих принципов, а с разработкой новых основополагающих принципов.
В истории науки выделяются фундаментальные научные открытия, связанные с созданием таких фундаментальных научных теорий и концепций, как геометрия Евклида, гелиоцентрическая система Коперника, классическая механика Ньютона, геометрия Лобачевского, генетика Менделя, теория эволюции Дарвина, теория относительности Эйнштейна, квантовая механика. Эти открытия изменили представление о действительности в целом, т. е. носили мировоззренческий характер.
В истории науки есть много фактов, когда фундаментальное научное открытие делалось независимо друг от друга несколькими учёными практически в одно время. Например, неевклидова геометрия была построена практически одновременно Лобачевским, Гауссом, Больяи; Дарвин обнародовал свои идеи об эволюции практически одновременно с Уоллесом; специальная теория относительности была разработана одновременно Эйнштейном и Пуанкаре.
Из того, что фундаментальные открытия делаются почти одновременно разными учёными, следует вывод об их исторической обусловленности.
Фундаментальные открытия всегда возникают в результате решения фундаментальных проблем, т. е. проблем, имеющих глубинный, мировоззренческий, а не частный характер.
Так, Коперник увидел, что два фундаментальных мировоззренческих принципа его времени – принцип движения небесных тел по кругам и принцип простоты природы не реализуются в астрономии; решение этой фундаментальной проблемы привело его к великому открытию.
Неевклидова геометрия была построена, когда проблема пятого постулата геометрии Евклида перестала быть частной проблемой геометрии и превратилась в фундаментальную проблему математики, её оснований».

Во второй половине 20 века феномен одновременных открытий стал предметом математического моделирования. Например, в 1986 году в "Чехословацком журнале физики" была опубликована статья Д. К. Симонтона "Стохастическая модель множественного открытия". За 8 лет до этого Симонтон писал о распределении Пуассона в независимых открытиях в упомянутый выше журнал "Социальное изучение естественных наук". В 2004 году Новиков А.С. издал работу "Научные открытия: повторные, одновременные, своевременные, преждевременные, запоздалые", посвящённую феномену одновременных открытий в науке.
  • Маргарита Мыслякова Автор offline 10-02-2016
Анатолий, прочла с любопытством, статья хорошая. Но стоило ли тратить силы на воспроизведение этих графоманских опусов, которых в избытке в Вашем справедливом тексте? Я лично стараюсь мимо таких опусов на Стихире проходить, чтобы не понизить ненароком своего художественного вкуса. Простите, высказала просто очень честное мнение.
  • Натали Автор offline 10-02-2016
Английский философ Имре Лакатос в работе "История науки и её рациональные реконструкции" писал: «Большинство историков до сих пор стремится рассматривать решение некоторых важных проблем истории науки как монополию экстерналистов. Одной из них является проблема весьма частых одновременных научных открытий. То, что считается “открытием”, и в частности великим открытием, зависит от принятой методологии. Как только теория открыта (или, скорее, изобретена), она становится общественным достоянием, и нет ничего удивительного в том, что несколько людей одновременно будут проверять её и одновременно сделают (второстепенные) фактуальные открытия. Таким образом, ставшая известной теория выступает как призыв к созданию независимо проверяемых объяснений более высокого уровня. Например, если уже известны эллипсы Кеплера и элементарная динамика Галилея, то одновременное “открытие” закона обратной квадратичной зависимости не вызовет большого удивления: поскольку проблемная ситуация известна, одновременные решения можно объяснить исходя из чисто внутренних оснований. Однако открытие новой проблемы нельзя объяснить столь же легко. Если историю науки понимают как историю конкурирующих исследовательских программ, то большинство одновременных открытий — теоретических или фактуальных — объясняются тем, что исследовательские программы являются общим достоянием и в различных уголках мира многие люди работают по этим программам, не подозревая о существовании друг друга. Однако действительно новые, главные, революционные открытия редко происходят одновременно. Некоторые якобы одновременные открытия новых программ лишь кажутся одновременными благодаря ложной ретроспекции: в действительности это разные открытия, только позднее совмещённые в одно».

Если следовать логике научного познания, Луна, фонари, способность разбиваться, хулиганы, коты – всё это уже есть материал для переработки, включённый в общую картину мира. Общая картина окружающего мира (например, наблюдаемая из окна – Луна, фонари, коты, хулиганы и т.д.) и социальные проблемы в обществе (вектор действия которых может быть деструктивен, по крайней мере, в отношении некоего числа-Х уличных фонарей, оказавшихся в зоне разрушительного воздействия некоторых асоциальных элементов), вполне могут вызвать похожую смысловую комбинацию негативных вариантов развития событий с последующей экстраполяцией* результатов на более крупные объекты или явления и закреплением её выводов в творческом продукте. :)))

*ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ (лат. extra – сверх, вне и polio – выправляю, изменяю) – логико-методологическая процедура распространения (переноса) выводов, сделанных относительно какой-либо части объектов или явлений на всю совокупность (множество) данных объектов или явлений, а также на их другую какую-либо часть; распространение выводов, сделанных на основе настоящих и (или) прошлых состояний явления или процесса на их будущее (предполагаемое) состояние.

Плагиат — умышленное присвоение авторства чужого произведения искусства или достижения науки, технических решений или изобретений. Плагиат выражается в публикации под своим именем чужого произведения, а также в заимствовании фрагментов чужих произведений без указания источника заимствования. Обязательным признаком плагиата является присвоение авторства.
Подражание, пародия, заимствование идей (без копирования конкретных технических решений или фрагментов произведения, поскольку сами идеи не могут являться объектом авторского права), эмуляция и цитирование плагиатом не являются. Так же от плагиата следует отличать соблюдение канонов и традиций, работу в рамках стилистических стандартов и использование шаблонов. С плагиатом не следует путать идейную, художественную или научную преемственность, развитие или интерпретацию произведений творчества или интеллектуальной деятельности. Следует понимать, что все произведения науки и искусства в той или иной степени основаны на ранее созданных произведениях"
(https://ru.wikipedia.org/wiki/Плагиат#cite_note-.D0.AD.D0.A1.D0.91.D0.95-2).

Вот что написано о плагиате в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона:
«Плагиат — литературное воровство. Это значение усвоено слову П. лишь в XVII в.: в римском праве plagium означало преступную продажу в рабство свободного человека, за что полагалось бичевание (ad plagas). Теперь под П. понимают присвоение авторского права, выражающееся в опубликовании чужого произведения или его части под своим именем. Понятие это не имеет вполне определенного содержания, и в частных случаях не всегда возможно отграничить его от сопредельных понятий литературного подражания, заимствования, совладения и других подобных случаев сходства литературных произведений. Во всяком случае, в совпадении отдельных идей нельзя видеть П.: условия преемственности духовной жизни таковы, что без известного усвоения чужой мысли невозможно никакое человеческое творчество. Между тем человек, дойдя своим умом до чего-нибудь, часто склонен считать себя Колумбом истины и, не желая знать о своих предшественниках («pereant qui ante nos nostra dixerunt»), видит в повторении своих мыслей посягательство на свои права. На самом деле объектом П. является не идея, за редкими исключениями представляющая собою «res communis omnium», но то, что принято считать ее внешней оболочкой. Громадное большинство литературных произведений, не заключая ничего нового по содержанию, имеет своеобразную форму, новые оттенки выражения; лишь присвоение этой глубоко индивидуальной стороны произведения может быть названо П. Обсуждая с этой точки зрения случаи сходства поэтических произведений, нельзя видеть П. ни в заимствовании фабулы (сюжет заимствован во многих драмах Шекспира, в сказках Толстого), ни в пользовании готовыми типами (особый художественный прием, примененный Щедриным в его Ноздреве и Молчалине), не говоря уже о новой обработке известных во всемирной литературе характеров (Дон-Жуан, Фауст)». https://ru.wikisource.org/wiki/ЭСБЕ/Плагиат

Если есть желание, можно почитать всю статью, где есть ряд примеров плагиата в литературе.

Дорогой Анатолий, спите спокойно, в приведённых Вами примерах принадлежащих Вам произведений, плагиата не обнаружено! :)))
  • Анатолий Яни Автор offline 10-02-2016
Натали, я нисколько ни о чём таком на эти темы не волнуюсь, воспринимаю с улыбкой. По-моему, мой шуточный "докладец", написанный для забавы, неожиданно превратился в настоящую преувеличенно серьёзную и глубокую научную диссертацию. Могу привести свежий примерчик. В одном из небольших стихотворений ("Большая Медведица") Гарсиа Лорка сравнивал Большую Медведицу с повозкой без возницы и лошадей. Колесницей, Возом это созвездие называли в Древней Руси; а народы, населяющие территорию Украины, называли это созвездие Телегой.
  • Натали Автор offline 10-02-2016
Таки и мой комментарий написан с юмористическим выводом! Неужели не уловили? :)))
  • Михаил Перченко Автор offline 10-02-2016
Тема в подавляющем количестве случаев не стоит выеденного яйца, даже того яйца, который едят все. Мольер, Гомер, Шекспир с незначительным изменением формулировки весело и определённо заявляли: "Я беру везде, где моё". По моему мнению, моё - это то, что уже сформулировано для меня до того, как я пришёл к такому же пониманию нужного мне явления. Не надо путать это с ворами-домушниками. Хотя и здесь причины бывают чрезвычайно курьёзными, а часто легко объяснимыми и простительными. В этом случае случайный плагиат становится чаще индикатором мелочности, гонора, а то и пиаром заявителя. Спасибо за дискуссию.
  • Светлана Скорик Автор offline 11-02-2016
Очень достойная статья, достойное обсуждение и правильный подход к дискуссии как к стремлению к истине. Тема эта в наше время, к сожалению, очень актуальная, причем в обоих вариантах: и когда чужие стихи присваивают, и когда люди, вольно или невольно штампующие стихи по известным образцам, искренне уверены в своей оригинальности и качают права. Уверена, что уже действительно всё было сказано, и не раз, во всяком случае, если учитывать все языки мира, на которых творят поэты. Были многократно и одинаковые метафоры и сравнения, и мысли совпадали, и даже строчки. Это невольное совпадение, основанное на одинаковости человеческого мышления вообще. Но был и плагиат: невольный, когда человек подсознательно что-то запоминал и потом воспроизводил у себя, считая, что придумал сам – были такие случаи в литературе; и вольный, т.е. преднамеренный плагиат тоже не редкость. Эта статья и удачные ироничные стихи вместе с обсуждением внесли хороший вклад в понимание этого явления, всех его сторон.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Как стихотворец Р. В. обозвал меня плагиатором