Россия, Русь как патриотическая тема

Защитить Россию Анализ стиха о России. Россия, Русь как патриотическая и гражданская тема русской поэзии России и Украины. На примере Павла Баулина.

(Анализ стиха «Русский обычай»)

Восприятие стихотворения.
Почему мне захотелось сделать анализ именно этого стихотворения Павла Баулина – крупного запорожского и киевского поэта второй половины XX – начала XXI вв. (Горький, 1948 – Запорожье, 2015)?
Тема стихотворения и гражданская позиция его автора объединяет собою целый пласт гражданской и пророческой лирики Баулина, который был и острым журналистом-публицистом, и заметным политическим деятелем на стыке веков. Естественно, мировоззрение автора всегда отражается и в его творчестве – так и у Павла Баулина его стихи проникнуты чувством крепкого родства и с Украиной, в которой он состоялся профессионально, и с Россией, в которой он родился и где жили его предки, а главное – в них ощущается его духовно-нравственный фундамент, заложенный ещё при СССР, а значит, незыблемость его гуманистической и интернациональной позиции. Именно последнее определило направление его творчества после возникновения самостоятельного государства Украина. При всей любви к ней Павел Борисович последовательно выступал как приверженец тесного сотрудничества трёх славянских республик бывшего СССР в новую эпоху, за что ещё в 90-е был исключён из Национальной Спилки писателей Украины.
Сейчас, когда проблемы взаимоотношений между нашими странами стоят уже в свой полный рост – если не вообще на последнем критическом этапе, – гражданские стихи Павла Баулина приобретают ещё большую актуальность. Из них стихотворение «Русский обычай» является наиболее обобщающим, отделённым от личности и биографии автора и его времени жизни и представляющим собой художественный символ патриотизма в любую эпоху; оно носит вневременной характер. Здесь уже не звучат отзвуки споров и противостояния Баулина с запорожским отделением Спилки писателей и с национал-патриотическими партиями Украины; Украина здесь как бы и не присутствует. Формально речь идёт о Великой Отечественной войне, и стихотворение может быть прочитано и понято именно в таком ключе, если не учитывать контекст, в котором оно создавалось.
Да, в какой-то мере это стихотворение о войне, но всё-таки – при широком, панорамном взгляде на него – в большей мере это стихи о России, о Руси как олицетворении славянского единства, об отношении к России. Это патриотическое произведение в его чистом виде – при этом лишённое госзаказа, не участвовавшее ни в каких официальных литературных конкурсах и не печатавшееся нигде, кроме поэтических сборников автора и интернет-сайтов. Этим оно и отличается от казённых, заказных стихов, звучащих жёстко, бравурно и достаточно вульгарно. У Павла Баулина в данном произведении – чистая лирика, хоть и с гражданской позицией. А лирика всегда предполагает момент душевной распахнутости, непосредственного раскрытия подлинных душевных чувств. С позицией лирического героя можно соглашаться или не соглашаться, с других политических позиций ею можно даже возмущаться, но этим невозможно пошатнуть главное – момент интимности, обращение к России как к возлюбленной, что заставляет вспомнить Блока и свидетельствует о прочной преемственности в русской поэзии двух стран. Помните? «О Русь моя! Жена моя! До боли / нам ясен долгий путь!» («На поле Куликовом»).

Тема стихотворения.
Как и в стихах Блока, место действия стихотворения – дикое поле. Лирический герой – символ преданности – камень, вставший на пути чёрной силы и крупповской брони; в связи с этим время действия – вернее, его точка отсчёта – Великая Отечественная война. Однако образ «тысячелетних трав» связывают русский обычай – мужественно защищать Русь – с поколениями предков, а заключительная фраза «Грядущее! Положи меня в свой фундамент» – с будущим.

Композиция. Идея стихотворения и как она связана с названием. 
Состоит стихотворение из четырёх строф, при этом начало первой и третьей строк повторяются («Я – камень!»), лирический герой Павла Баулина представляет себя и говорит, кто он. Камень на латыни – Пётр, и как Апостол Пётр был духовным камнем, вокруг которого возрождался Рим и утверждалось христианство (его католическая ветка), так и ЛГ – не просто дикий камень из поля, но оплот Руси. Символом защиты и опоры Руси был выбран камень как нечто крепкое, твёрдое, на что можно опереться, что всегда кладётся в основание творения.
Вторая строфа – непосредственно военное время, о котором рассказывает ЛГ, скупо формулируя свой вклад в защиту страны. Третья строфа – описание защиты Руси в мирные годы от стихийных сил природы, и только в четвёртой, последней, прямо высказывается идея стихотворения и связывается с названием. Русский обычай – в том, чтобы грудью защищать Русь.
Дикое поле, поросшее травами. Глыба камня, которую секут дожди, хлещут ветра, раскалывают мороз и оттепель, пытаются потопить разливы рек. Камень, над которым свищут стрелы и визжат пули. Он вырастает из ковыля, словно былинный богатырь, и грудью встаёт против врагов родной земли – России. Уверенный, спокойный, мощный и горячий своей несокрушимой верой и любовью. Чувствуется, что его не способно одолеть даже само время – не то что броня танков. Именно такие русские воины в 1941 году остановили танковые колонны Гудериана прямо под Москвой.
Свистите-свистите, пули и язвительные насмешки, наглая клевета и площадная брань всех ненавидящих Россию! Пытайтесь отколоть от неё куски, скальте зубы – она непобедима вот такими Петрами и Павлами. И сегодня в ней, да и на всех просторах бывшей единой Руси найдётся достаточно верных, не смирившихся с чёрной эрой разгула подлости, невежества и ненависти, с эпохой взаимного ожесточения.

Ритм, размер, рифма.
Это акцентные стихи, но это стихи. В них нет равностопности, в каждой строфе, а то и внутри строфы строки разной длины, но есть рифмы. В начале XXI века данный вид стихосложения приобрёл особую популярность, хотя известен был ещё век назад – им активно пользовался Маяковский. И в этом стихотворении есть что-то от Маяковского – такое впечатление придаёт произведению сочетание акцентного стиха с гражданским звучанием и упругой, динамичной энергией, что, кстати, и делает центральный образ не статичным, а живым. Может быть, последнему служит и разностопность, ведь нерегулярная длина строк отражает одновременно и живую природу исходного образа, подчёркивая то, что он лишь символ, и в то же время придаёт достоверность олицетворению, которое не совсем естественным бы смотрелось при ритмической поступи стиха. Однако, в отличие от ораторского стиля Маяковского, стихотворение имеет более лирическое звучание, рассчитанное не столько на публику, сколько на адресата, что позволяет определить его как жанр послания, а может быть, даже как духовное завещание.
Рифмы перекрёстные, очень изобретательные. Совсем нет грамматических рифм: рифмующиеся слова относятся к разным частям речи. Есть и точные рифмы (меня – броня, пути – найти), и рифмы с замещением, где взаимозаменяются сонорные согласные р-л и глухие и звонкие согласные к-г (рек – ночлег), и так называемые новые рифмы, у которых точно совпадает ударный слог, но разнится заударное пространство после него (ПОлу – ПОле, визЖАли – еЖАми, ГНЁзда – ГНЁтся, гоДАМи – фунДАМент).

Средства художественной выразительности:
 – Фигуры:

При представлении лирического героя используются однотипные синтаксические конструкции – приём «изоколон». Заявление «Я – камень!» опирается на следующие за ним определительные конструкции из прилагательных («не драгоценный», «громоздкий», «серый») и отглагольных причастий («проросший»).
В третьей строфе изоколон замещается хиазмом – параллельную синтаксическую конструкцию сменяет перекрёстная (сущ. + глагол – глагол + сущ.), к тому же основанная на аллитерации – похожем звуковом сочетании (вил-бил): «Молнии вили гнёзда» – «Бил кипяток».
В четвёртой строфе – ещё два примера видов синтаксических конструкций (художественных фигур): анафора, т.е. единоначатие («через соки земные», «через травы тысячелетние», а также «даст стихиям отпор», «даст укрытие путнику»),
и кольцо, т.е. повторение в начале и конце какого-то слова или группы слов: «Не найти опоры надёжнее, да и преданней – не найти».
– Тропы:
Примеры художественных тропов тоже разнообразны. Это:
сравнение, одновременно являющееся и олицетворением («чужие ветры, как псы, визжали»);
метафора-олицетворение («Молнии вешние на плечах моих вили гнёзда»);
эпитеты («громоздкий», «нетронутых», «страстных»).

Лексика, звукопись:
В лексическом подборе заметно стремление в целях усиления
– повторять значимые слова («тысячелетние травы»),
– подбирать слова с аллитерацией з-с («слишком», «серый», «громоздкий», «золотых», «проросший», «российском», «средь», «тысячелетних», «целясь», «сердце», «псы», «визжали», «сплющенными», «осыпались», «становился», «со сварными», «стальными», «здесь», «сила», «крупповская», «гнёзда», «страстных», «мартовских», «рушиться», «гнётся», «даст», «стихиям», «русский», «через», «соки», «земные», «спешащие», «свой»)
– и сочетания с «р» («драгоценный», «громоздкий», «оправ», «проросший», «нетронутых», «трав», «ветры», «вокруг», «прошла», «крупповская», «броня», «страстных», «мартовских», «укрытие», «грядущее», «преданней»).
З-с и з-ж («визжали») в сочетании с неоднократными «ос/со» производит впечатление жужжащих ос, а «тр» и подобные сочетания ещё более усиливают его и напоминают трассирующие очереди или трущиеся и крушащиеся льдины мартовских рек. В этом звукоподражании – страсть и напор, упругая сила стиха, она сродни внутренней силе лирического героя и самого автора. Поэтому уверенному заявлению «Грядущее! Положи меня в свой фундамент. / Не найти опоры надёжнее, да и преданней – не найти», звучащему как духовное завещание адресату – России-Руси грядущего, – веришь сразу и непроизвольно. Здесь полное эмоциональное совпадение поэта и его произведения.

Оценка.
Завещание поэта в последних строчках расширяет понимание стихотворения и говорит не только о том, что символ камня может трактоваться как образ искреннего патриота и гражданина, но и о том, что стоит за строчками – о самом авторе, о его желании, чтобы всё его творчество послужило защите исконной Руси, единой славянской Руси, вне зависимости от разделения на Россию и Украину. Именно поэтому Павел Баулин обращается к грядущему, которое, как он верит, обязательно настанет – грядущему, связующему всю Русь сотрудничеством, добрососедством и духовным родством. Вот почему непосредственно перед заключительными словами ещё раз повторяются «тысячелетние травы» как духовные проводники русского обычая, как символ нерушимой цепочки традиции и преемственности от времён Киевской Руси к будущим временам. А ещё в последних словах Баулина – призыв поэтам, идущим вслед за ним, опираться на его творчество как на камень из исконного фундамента гражданской и патриотической поэзии – русской поэзии России и Украины, от Ломоносова и до наших дней.
Не разрывать единое духовное тело православной Руси. Не обвинять сегодняшнюю, новую Россию – как преемницу СССР и царской Российской империи – в том, к чему она по давности лет не может иметь отношения. Ценить в наших странах то, что не разъединяет, а соединяет наши культуры. И никогда, ни при каких условиях не переводить возможные или действительные противостояния политических группировок или правительств в плоскость вражды культур. В конце концов, это ведь всего лишь здравая позиция любого культурного человека, не заангажированного никакими силами. Братская любовь (не говорю уже о прощении врагов, поскольку не о них здесь речь) – основа основ православия, нашей общей веры.
Обидные и горькие слова обвинения, несправедливо брошенные в адрес Павла Баулина в одном из последних комментариев на это произведение, как раз и вызвали желание сделать анализ.
В этом произведении нет противопоставления наших стран, нет политической борьбы, одна только беззаветная любовь к родным славянским краям, к родному общему дикому полю Киевской и Московской Руси. Камень – ещё и горячее сердце поэта, и камень Алатырь из русских сказаний – горячий камень веры, любви, преданности и мужества.
Сейчас, когда Павла Борисовича больше нет с нами, его слова воспринимаются особенно остро.

18.07.16 г.

Читать все статьи о Баулине:

Философия творчества Павла Баулина
Дар Смерти
Ушёл из жизни Павел Баулин
Красная притча на злобу дня
Павел Баулин: поэт и личность
Полная биография Павла Баулина – поэта и политика
Все публикации Павла Баулина
Выразить благодарность автору можно нажав на кнопочки ниже
http://stihi.pro/11074-rossiya-rus-kak-patrioticheskaya-tema.html
Избранное: анализ стихотворения образец анализа стихотворения гражданская поэзия памяти поэта
Свидетельство о публикации № 11074 Автор имеет исключительное право на произведение. Перепечатка без согласия автора запрещена и преследуется...


Проголосуйте. Россия, Русь как патриотическая тема.
Краткое описание и ключевые слова для Россия, Русь как патриотическая тема:

  • 100

    Произведения по теме:
  • Полный анализ стихотворения: белый стих
  • Полный анализ стихотворения, пример анализа. Образец анализа на примере белого стиха. Давно хотелось сделать полный анализ стихотворения. Тем более на примере белого стиха.
  • Красная притча на злобу дня
  • Художественный анализ стиха-притчи Павла Баулина «Тапёр». Моё исследование – тоже притча. Только притча в жанре художественного анализа.
  • Творчество поэта в свете "Старого фонаря"
  • Анализ стихотворения Александра Шилова (Одесса) «Старый фонарь». Хочется пожелать Александру Шилову не менее замечательных произведений, чем его «Старый фонарь».
  • «Пастораль» Татьяны Окуневой
  • Целостный анализ стихотворения «Пастораль» современного запорожского автора Татьяны Окуневой. О кажущейся простоте в поэзии.
  • Целостный анализ стихотворения
  • Светлана Скорик. Если не разбирать стихотворение по отдельным критериям, а анализировать его последовательно, вместе с «содержательной начинкой», лучше всего анализировать произведение сильного

  • Михаил Перченко 19-07-2016
Какая это удача - иметь такого проницательного аналитика с беспредельно богатым словарным запасом на двух уровнях: интуитивном - в силу огромного поэтического таланта - и профессиональном филологическом. И что вообще редчайшая редкость - умного и честного. И это явление запорожской литературы - живой литературный классик.
Россия, Русь как патриотическая тема