Для чего нужна поэзия

Нужна поэзия Для чего нужна поэзия, чем поэзия обогащает человечество. Основные задачи поэзии, которые она выполняет в обществе. Поэт не должен ограничивать себя только созданием поэзии. Светлана Скорик

Для чего нужна поэзия?

В принципе, для тех, кто не писать просто не может, для кого писание стихов является способом мышления и существования, единственной вещью, которая вызывает большие положительные эмоции, – для таких людей и сам этот вопрос звучит нелепо. Для них поэзия нужна сама по себе, как таковая, чтобы они могли продолжать жить. Только так, не меньше!
Но всё же – если вас попросят в общих словах сформулировать, для чего поэзия нужна не только авторам, но и обычным людям, и всему народу, и языку, чем она им помогает, чему служит в жизни, как бы вы ответили?
Об этом можно говорить много и пространно, а можно чётко и кратко. Меня попросили обдумать этот вопрос, а я попробовала ответить покороче, тезисами, поскольку такая тема, если за неё браться по настоящему, требует целого развёрнутого исследования. Но мне ли браться за такую глыбу?! Если же попробовать сделать некое обобщение, то можно, я думаю, сформулировать так.

– Для воспитания человеческих чувств – сострадания, сочувствия, милосердия, душевной доброты, умения преданно любить, дорожить семейными ценностями и дружбой. Для воспитания характера и духа патриотизма и укрепления веры в Бога, а также для формулирования неких образцов поведения героической личности или праведного человека, т.е. реального, жизненного варианта идеала. Фактически для заложения в человеке основ социально ориентированной личности, способной организовать свою маленькую или большую ячейку – крепкую семью, дружный коллектив, спаянную организацию.
Очень важно научить человека думать с малых лет не только о себе, но и о своих близких, а в перспективе – о тех, кого ему доверит судьба, и о государстве в целом. Любое развитие личности начинается с детской поэзии и песен, а в юности очень нужно авторитетное поэтическое слово, на котором можно проверить свои чувства.

– Для развития литературного языка, обкатки новых слов и даже создания удачных авторских неологизмов, испытания тех или иных лексических и грамматических норм и выбора для утверждения в языке в качестве основы более оптимального варианта из нескольких имеющихся (ведь часто одновременно бытуют более устаревшие, общепринятые на данный момент и уже зарождающиеся новые нормы – три в одном). Т.е. фактически для продолжения дела Пушкина и Даля.
Поэт не должен ограничивать себя только созданием стихотворений. Если он достаточно чуткий и грамотный человек, он способен внести свой вклад в расширение и обновление словарного состава своего языка, в привитие норм литературной речи и в то же время в фиксирование в поэтических произведениях удачных слов, спонтанно родившихся в народе. Очень часто именно будучи зафиксированы в произведениях поэзии, внедрялись в литературный язык и становились официальными новые для него слова – бывшие диалектизмы, термины, необходимые заимствования и авторские, поэтические словообразования.

– Для обобщения мудрости и опыта многих поколений в форме кратких и выразительных поэтических афоризмов, крылатых фраз, без которых не обходится принятие ни одного важного решения ни в семье, ни в государстве. Фактически это поэтически оформленные авторские пословицы.
Общеизвестно, что то, что сказано не только удачно, но и в рифму, запоминается на лету и часто применяется. Поэтические афоризмы в виде одной или двух строк – сокровищница народной культуры, на них опирается человек в своём мужании и приобретении черт зрелой личности.

– Для внутреннего культурного и духовного развития самого автора, поскольку стихи очень часто как бы диктуются, внушаются свыше, и требуется накопить в себе достаточный багаж опыта и знаний, чтобы научиться не спешить их обнародовать, давать им отлежаться, а с течением времени не побояться посмотреть на них новыми глазами, со стороны и осторожно исправить, улучшить, не нарушая замысла.
Чем гармоничнее и образнее будет раскрыта мысль, которую нам послали не буквально, в общей форме, надеясь на наше поэтическое умение, тем удачнее мы выполним свой долг. Упираться каждый раз в то, что нам было надиктовано именно так и нельзя вмешиваться, означает лишь одно – что автор ограничен, внутренне несвободен, зажат и не способен развивать и улучшать им уловленное. Ведь внушается мысль, а не определённые слова, причём внушается не буквально, а образно. Мы лишь улавливаем в соответствии с собственным уровнем развития. Поэзия для автора – путь к себе настоящему, развитие в себе лучших качеств, противоположных самолюбованию и эгоизму, внутренней глухоте к окружающим.

– Для отражения повседневной реальности, поскольку настоящая, талантливая проза создаётся долго и основательно, уже на обобщении опыта. Т.е. для быстрого реагирования на ситуацию литературным словом.
Далеко не всегда такие произведения потом остаются на века, хотя, безусловно, бывает и так. Но главное в них – удачно схватить суть происходящего и донести до народа без её искажения. Т.е. именно здесь дело уже не в поэтической образности, красоте оборотов, правильности словоупотребления, а в умении вникнуть в суть, увидеть глубину нового явления или факта, отразить не внешнее (это может сделать и газетчик), а внутреннее, потайную пружинку или намечающуюся тенденцию. Для этого автор должен уметь не только рифмовать, но и философски мыслить.

– Для развития умения видеть мир образнее, ярче, глубже, со всех сторон, понимать его сложность и быть способным сравнивать, образовывать цепочки ассоциаций. Это то, что помогает развить мышление. (Отсюда возникновение такого явления, как целое поколение так называемых физиков-лириков.)
Этот пункт подходит как для авторов, так и для читателей.

Наверное, найдётся ещё немало мудрых мыслей по поводу того, чем поэзия обогащает человечество, – мыслей, сказанных более поэтично и отражающих особенности поэзии в сравнении с другими видами литературного творчества. Я обозначила только самую суть, самое, на мой взгляд, важное в этом огромном, величественном айсберге человеческого духа и таланта, который называется Поэзия. «Айсберге», естественно, не из-за холодности и отстранённости, а из-за их одинаковой с поэзией способности выдавать за действительное только надводную часть.
На самом деле поэзия несёт с собой гораздо большее...
Для чего нужна поэзия 22.06.16 г.
Выразить благодарность автору можно нажав на кнопочки ниже
http://stihi.pro/11170-dlya-chego-nuzhna-poeziya.html
Избранное: статьи о поэзии
Свидетельство о публикации № 11170 Автор имеет исключительное право на произведение. Перепечатка без согласия автора запрещена и преследуется...


Проголосуйте. Для чего нужна поэзия.
Краткое описание и ключевые слова для Для чего нужна поэзия:

  • 100


  • Леонид Жмурко 14-08-2016
"Поэт не должен ограничивать себя только созданием поэзии".
Поддерживаю эту позицию на все 100%%.
  • Радислав Власенко-Гуслин 14-08-2016
Поэзия для автора – путь к себе настоящему, развитие в себе лучших качеств, противоположных самолюбованию и эгоизму, внутренней глухоте к окружающим.
Как точно и целительно сказано.
Интересно,что в православном Символе веры в первом члене " Верую во Единого Бога Отца вседержителя ,Творца Неба и земли" Слово " Творец" в аутентичном греческом тексте переводит слово " Поэт", т.е. Верую в... Поэта неба и земли. Бог - Поэт, роль поэзии божествена: творить и преображать)))
  • Безух Юрий Валентинович 14-08-2016
Абсолютно согласен со всем перечисленным, а это, несмотря на краткость, огромный труд. Я бы добавил одну крамольную мысль о поэзии как о способе ухода от действительности в Башню из слоновой кости, в которую нужно иногда подниматься, чтобы не задохнутся в быте, серости и сирости как бытовых реалий, так и той огромной во многом искусственной тяжести зомбирования, сознательного негатива, на которое так богаты наши СМИ.
Спасибо отцу Владиславу за Творца-Поэта. Поэзия - это синтез и единство чувства и разума.
  • Юхименко Анатолий Иванович 14-08-2016
Согласен со всем, что сказано и со всеми, кто высказался.
Не согласен только вот с тем, что она сейчас не нужна практически никому.
  • Михаил Перченко 15-08-2016
Когда спросили Михаила Светлова, за сколько времени он написал Гренаду, он ответил: "За 15 мин. и за всю жизнь". Так написана и эта глубочайшая, замечательная статья.
  • Оксана Кукол 29-01-2017
Замечательно!
Спасибо, Светлана, всё главное сказано.
Для чего нужна поэзия