По поводу статьи С. Скорик «Приближение к правде»

По поводу статьи С. Скорик «Приближение к правде». Мысли, возникающие после прочтения романа Ивана Веневцева «Урал – быстра река».

(Мысли, возникающие после прочтения романа Ивана Веневцева «Урал – быстра река»)

Всякий раз, когда читаю комментарии Светланы Ивановны к текстам уважаемых авторов сайта «Стихи.про», отмечаю для себя неподдельную заинтересованность и умение вычленить достоинства, на фоне которых потом не так обидны замечания. Умение Светланы Ивановны с одинаковым тактом относиться ко всем, кто публикуется на сайте, воспринимается как результат бесконечного самовоспитания и уважения к товарищам по творческому пространству. Мы все вправе рассчитывать на то, чтобы нас замечали. В этом видится маленькая награда за душевную распахнутость, которую мы себе неосторожно позволяем. Очень важна и сама награда, и деликатность, с которой она может быть преподнесена. В известной степени всем, кто удостоился комментариев Светланы Ивановны, повезло: её уроки профессиональны, основательны и бескорыстны. И разной степени награды каждый из нас в своё время от неё получал. Не самое ли время вознаградить и её за те же счастливые муки творчества?
Я прочёл «Приближение к правде» в один присест, невзирая на то, что исторические темы всегда вызывали у меня смутную неуверенность в божественном происхождении человеческой природы. Есть нечто в статье, что держало меня во власти ещё некоторое время после прочтения. Имя этому – гражданская зрелость автора. Во вступительной части она очерчена выстраданной и, безусловно, незаимствованной фразой: «Чем больше в государстве людей мыслящих, причём мыслящих самостоятельно, а не "протестно" и не "как надо", тем состоятельнее такое государство и в своей экономике, и в своей текущей политике».
Наряду с хорошим знанием темы, автор демонстрирует чувство меры, преподнося неоднозначные события так, чтобы у читателя не отвалилась челюсть – прямо у раздачи. В этом и мастерство и, если хотите, мужество автора, ибо непросто излагать то, что в последние 25 лет окрашивалось исключительно в мерзкие цвета. Лично мне импонирует ненавязчивое приглашение Светланы Ивановны, возникающее на разных сплетениях сюжета: «Размышляйте, размышляйте!». Может быть, в этом и есть выход – не прыгать по-обезьяньи за подвешенным бананом, а остановиться и осмыслить будущую дорогу?
Так уж случилось, что мои жизненные маршруты соприкоснулись с людьми, имеющими казачьи корни. Моя супруга родом с Дона, лучший друг – с Кубани. Супруг моей родной тёти – родом со станицы Павловской Краснодарского края. Он прожил в наших украинских краях много лет, и за всё это время я не услышал от него ни одного матерного слова, ни одного выпада в адрес соседей. Это даёт мне право надеяться, что есть на земле места, где люди оправдывают своё звание.
Конечно, не всё так просто. И факты, изложенные как в авторской статье, так и в романе казака Веневцева, это подтверждают. Несколько раз, по ходу прочтения, возникала мысль: а не является ли казачья станица тем самым образчиком самоуправления, абстрактная модель которого четверть века витает в изуродованном постсоветском пространстве? Выборы атамана тоже наталкивают на крамольную мысль: не абсурдна ли сама идея выборов там, где избиратель не может знать кандидата по совместной учёбе, работе и поведению в быту?
Возвращаясь к роману «Урал – быстра река», отмечаю жизненно необходимую для всех идею мирного сосуществования, перетекающую, возможно, в приятельство, дружбу и родственные отношения. Тогдашние оренбургские казаки постигли важнейшее правило человеческого общежития: не делай из соседа врага. А как насчёт сегодняшних реалий?
Да простят меня члены уважаемого сайта и его не менее уважаемая хозяйка: я никогда не считал историю наукой. Если бы история чему-нибудь учила людей, то первая масштабная война оказалась бы и последней. Однако слово «наука» может иметь и другое значение: жизненный урок, например. В чём несомненная полезность статей и романов на историческую тематику? В том, что мы поневоле сравниваем периоды прошлые с настоящим и делаем выводы – отрезвляющие. А выводы таковы: человеческая природа не меняется. Вспомните гениальное изречение булгаковского Воланда: «Люди, как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было... Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны... ну, что ж... обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их...». В подкрепление этого можно было бы вспомнить и печальный афоризм Э. М. Ремарка о том, что всё будет совершенствоваться в этом мире: техника, технология, транспорт, связь, но человек не станет ни добрее, ни лучше.
А ведь так хочется надежды, добрых перемен и, если не правды, то приблизительной справедливости! Так хочется верить в то, что мы – не ископаемые, не насекомые, но – Человеки! И, как ни парадоксально, именно жестокие уроки истории подпитывают уверенность в том, что Человечество ещё состоится. Во мне эту уверенность реанимировала статья С. И. Скорик. Спасибо автору за глубину мыслей, высокохудожественную форму, бескомпромиссность и гражданскую зрелость.

См. страницу с фотографиями Ивана Веневцева и всего, что с ним связано, а также первые отзывы членов Союза писателей России и простых читателей.

По поводу статьи С. Скорик «Приближение к правде»
Выразить благодарность автору можно нажав на кнопочки ниже
http://stihi.pro/11432-skorik-priblizhenie-k-pravde.html
Избранное: литературно-критическая статья
Свидетельство о публикации № 11432 Автор имеет исключительное право на произведение. Перепечатка без согласия автора запрещена и преследуется...


Проголосуйте. По поводу статьи С. Скорик «Приближение к правде».
Краткое описание и ключевые слова для По поводу статьи С. Скорик «Приближение к правде»:

  • 100

    Произведения по теме:
  • Приближение к правде
  • Казаки Оренбурга, гражданская война Оренбург. Рецензия на роман «Урал – быстра река» казака и политзаключённого Ивана Веневцева. Критическая статья.
  • О новой книге прозы Евгения Гринберга
  • В известном издательстве увидела свет новая книга Евгения Гринберга «Коротко и ясно» (Запорожье, 2016). Это истории, взятые прямо из жизни и доведённые им до истинного комизма. Одна из читательниц
  • Весёлая книга Евгения Гринберга «Бес попутал»
  • Рецензия на весёлую книгу Евгения Гринберга «Бес попутал» – сборник рассказов, комических пьес и юмористических миниатюр.
  • Про книгу «Зимняя тетрадь» Светланы Скорик
  • Литературно-критическая статья о поэтическом сборнике Светланы Скорик «Зимняя тетрадь» (Запорожье, 2002 г.). Рэна Одуванчик. Стихи о первом снеге
  • «Мы будем в этой Вечности...»
  • Статья о сборнике киевского поэта Геннадия Семенченко «Буду заново жить». Поэзия о любви. Отношение к чувству трепетное, глубокое и мучительное. Прикосновение к великой тайне отношений между мужчиной

  • Михаил Перченко 28-09-2016
Александр, браво!
  • Виталий Шевченко 28-09-2016
Прекрасно! История не наука, но я взахлёб читаю исторические произведения!
  • Безух Юрий Валентинович 30-09-2016


Очень хорошая умная толковая статья. Здесь и достойная оценка деятельности С.И. И во многом близкое мне отношение к истории, которая не совсем наука. И сравнение тех которые всегда "как все" с теми, котрые всегда против. "Не так!"
  • Виталий Шевченко 1-10-2016
Юрій Валентинович, я не чекав від Вас, що історія не наука!
  • Безух Юрий Валентинович 1-10-2016
Наука це те, що можна перевірити і повторити, а в ідеалі зробити висновок. А історія це більш-меньш брехливий переказ подій. Значно частіше більш ніж меньш.
  • Виталий Шевченко 2-10-2016
Не згодний з Вами, Юріє Валентиновичу!Коли з трибуни Верховної Ради виступає якійсь історик і розхвалює на всі боки Порошенка, Ви ж не вірите йому. І до чого тут історія, як наука? Видатний історик Адам Мец написав свою книгу "Мусульманский Ренессанс", де розповів, як зароджувалися сучасні держави в Передній Азії. Це вже стала классика жанра. А Ви тільки орієнтуєтесь на те, що написали радянські історики і вважаєте це за останню істину. Або візьміть таке видання "Восстание декабристов", вийшло з десяток а може й більше томів. Там в кожному томі надруковані справи декабристів, які були заарештовані, повністю від першой сторінки до останньої.Читайте і вивчайте епоху, що Вам заважає? І так само по кожній темі. Гори літератури по кожній темі, якій хочете, а Ви одним рипом усе відправили у піч спалювати!Колись мій вчитель в університеті Петро Іванович Воробей, побачивши в моїх руках якусь книгу радянського історика, сказав: "Я до себе ці брехливі книги не підпускаю!" І це він сказав у радянські часи, коли цензура була жорстока. А зараз тисячі книг є. Тільки читай! Щоб був час! На жаль, його немає.
  • Безух Юрий Валентинович 2-10-2016
Шановний Віталій Іванович. Ми відійшли від теми. Справа в тому що власне наукою на мій погляд можна вважати лише технічні дисципліни, де існує математична база доказів, де можна перевірити і повторити та отримати результат, наприклад космічну ракету. Свого часу нас учили і я з цим цілком згоден, що медицина це наука і мистецтво лікування. Я сказав, що історія це не зовсім наука і мова не лише про "нашу" але і європейську, де автор повинен підтримувати офіційно прийняту зараз трактовку. До історії у нас з Вами абсолютно одинакове відношення і я її люблю не меньше ніж Ви. Це цікавенний пошук істини. А наука? Ми памятаємо "Науковий комунізм", "Науковий атеїзм" і таке інше. Двадцяте століття грішило фемінизацією науки. Але ж наука, філософія, мистецтво, релігія (метафізика, якщо хочете) це різні способи пізнання ІСТИНИ, І, повірте, жоден з них не гірший і не кращий.
  • Виталий Шевченко 2-10-2016
Добре, не буду до Вас прискіпуватися! Ви ж самі пишете, що наука це те, що відноситься до точних наук! Але ж не мені Вам розповідати, що колись наука відстоювала такі думки, що земля плаває у океані на трьох китах. А були такі, що вірили, якщо піти в одну сторону, то обов’язково дістанетесь до краю землі. Або Ньютон, який сидів у якомусь саду і йому вдарило по голові яблуко, яке зробило Ньютона безсмертним. Або Коперника... І цей ряд можна продовжити. У середньовічних університетах захищали свої наукові дисертації, доказуючі, скільки живих істот пройдуть через вушко голки. Ось така була наука в ті часи. Нам пощастило, і ми можемо вільно читати і писати про те, про що ми раніше тихенько ромовляли на кухнях.Невже погано взнати, як було насправді? У нас практично в Україні видруковані всі справи репресованих. Читайте і пізнавайте істину. Ви і самі долучилися до написання справжньої історії війни. Майбутній історик обов’язково зверне увагу на спомини Вашого батька про війну. І ось із таких маленьких потічків і виросте справжня історія війни. А в Росії і досі закриті архіви. Ми написали листа в архів у Подольск, щоб нам повідомили, чи є у них на обліку один наш земляк. Вони нам навіть не відповіли. А його дружина і досі живе у нашому місті.Наукові атеїзм та комунізм, які придумали фальсіфікатори, не замінять нам справжньої істини.Я тільки зараз із великим задоволенням читаю все, що до мене потрапляє по біблеїстики. Вважаю, що майже сто років нас усіх ошукували, не даючі "испить" із джерела Святого вчення Ісуса Христа.Ну, так що, біблеїстики немає? Спасибі,Юрію Валентиновичу за дискусію!
  • Безух Юрий Валентинович 3-10-2016
Дякую Віталій Іванович. Можливо ми з Вами торкнулися того, що називається диспут - тобто наближення до істини шляхом порівняння різних думок, а не спроби будь що доказати свою правоту. Чому мовчить автор статті? Йому все зрозуміло? Він вище?
  • Александр Таратайко 3-10-2016
Шановний Юріє Валентиновичу, я – нижче. Тому просто поводжу себе чемно: мовчки читаю і набираюся розуму. Вибачте, що рівень мого розвитку ще такий нікчемний. Але я щиро сподіваюся, що завдяки мудрим людям, якими є Ви і Ваш шановний опонент Віталій Іванович, я, можливо , колись порозумнішаю. Дуже приємно, що Ви про мене згадали. З повагою – О.Т.
  • Безух Юрий Валентинович 3-10-2016
Пане Олександре, дякую за виважену відповідь. з повагою. Ю.Б.
  • Валерий Кузнецов 14-12-2016
Александр Владимирович, спасибо за неравнодушие, за вдумчивое отношение к жизни, давно ценю Ваши несуетность, уважающий себя талант.
По поводу статьи С. Скорик «Приближение к правде»