Наш современник А.Блок

Горячий, по свежим следам, отклик на статью С.И.Скорик «Блок. Революция. Двенадцать».


С большим удовольствием и даже наслаждением прочитал замечательную статью Светланы Ивановны Скорик о неизменно любимом мною Блоке.
Тема Возмездия одна из центральных в его творчестве, достойным ее завершением стала поэма «Двенадцать». Как всякое великое произведение, и в этом сила и мощь искусства, она вызывает различные толкования, а часто превосходит понимание самого автора и только крепнет, как хорошее вино, со временем. Так и глубокая и содержательная статья Светланы Ивановны вызывает у каждого из нас свое видение.
Мне больше всего импонирует понимание Революции как огромной стихийной силы и даже вселенской музыки. Так же, кстати, воспринимал революцию и Б. Пастернак. Нам, пережившим три Революции: августовскую (1991) в Москве и два Майдана в Киеве, это все хорошо понятно. Последствия революции непредсказуемы, в том числе и для ее «организаторов». Так, могучий интеллектуальный вал 1987-1992 годов, разрушив плотину цензуры, породил, в том числе, и нынешнее болото пустозвонства и пустомельства, словесной вседозволенности.
Буржуазно-демократическая всенародная февральская революция произошла в России в марте 1917 года. И хотя большевики много сделали для расшатывания России, они к этой революции практически не имели отношения. Ленин в сытой Швейцарии ее просто просмотрел. Революция 1917 года создала необыкновенный общественный подъем, разбудила дремлющие в народе силы, вывела часть населения из покорной вековой спячки и породила целый каскад национально-освободительных революций.
Что касается октябрьского переворота большевиков в ноябре 1917 года в Петрограде, то они сами до 1927 года называли его переворотом. Многие считают его контрреволюцией. Если Февральская Революция снесла оковы самодержавия с уже идущей 50 лет по капиталистическому пути России, то Октябрьский переворот повернул развитие страны вспять, назад, минуя феодализм в рабовладельческое общество с азиатской диктатурой. Ведь человек без собственности и права на собственное мнение есть раб. В тоже время большевикам понадобилось несколько десятилетий (ключевые 1927-29, 1937, 1947) чтобы повернуть развитие вспять. Ключевую же идею Маркса об отмене семьи, частной собственности и государства, т.е. возвращению человека к первобытному, животному, дочеловеческому состоянию полностью осуществить не удалось, а государство (вопреки Марксу) окрепло как никогда.
Потерпела полное фиаско и попытка переделать, перековать человека. Созданный «по образу и подобию Бога» материал оказался не по зубам ни мечтателям, ни тиранам.
Особенно ценны размышления о Революции как огромной стихийной силе. Поэтому смешны все эти попытки политиков организовать революцию. Вспомните попытки Мороза «Україна без Кучми», протесты предпринимателей 2010-2011гг., или нынешние акции. Революцию делает только Народ. Лично мне смешными и наивными кажутся «теории» всяческих заговоров и козней всевозможных злодеев. Теории, которые просто упрощают понимание истории и снимают ответственность с каждого из нас. История – это хаос, сумма огромного количества неконтролируемых противоположных, разнонаправленных сил и желаний миллионов и миллиардов людей, в том числе и правителей.
Гениальные прозрения А. Блока развил, увидев их живое реальное развитие, М. Волошин. Путь Иисуса в «Двенадцати», как и личный путь А. Блока в Революции, – это путь на Голгофу. И этот свой путь А. Блок воспринял с Христовым всепрощением, пониманием и христианским смирением.
А золотая мечта о земном рае будет вечно тревожить и манить как нищих и обиженных, так и самых чистых, честных и порядочных. Для многих она сводится всего лишь к мечте «на шару, на дурняк» - такова диалектика жизни.
Еще раз спасибо за замечательную статью, Светлана Ивановна.
1.11.17 г.

Свидетельство о публикации № 14209 Автор имеет исключительное право на произведение. Перепечатка без согласия автора запрещена и преследуется...


Проголосуйте. Наш современник А.Блок.

Горячий, по свежим следам, отклик на статью С.И.Скорик «Блок. Революция. Двенадцать».


Краткое описание и ключевые слова для: Наш современник А.Блок

(голосов:2) рейтинг: 100 из 100

  • Валерий Кузнецов Автор offline 2-11-2017
Как всегда, у Светланы Ивановны добротный, яркий анализ поэмы. А разгадку Христа-вожатого Блок не мог не знать, зная историю Французской революции, зная Легенду о Великом Инквизиторе, видя первые проявления российской революционной стихии. По-настоящему, эта поэма была предупреждением, не понятым интеллигенцией, но хорошо понятым организаторами и исполнителями революции. Не без этого Луначарский не помешал умереть Блоку, по сути, от голода, не считая тоски от "конца истории".
  • Безух Юрий Валентинович Автор offline 3-11-2017
Спасибо, Валерий Николаевич, за Ваше, как всегда, глубокое понимание и знание темы и взвешеность оценки.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наш современник А.Блок