Секунданты

      
 
…Я блуждал в искусственной чаще
и открыл лазоревый грот…
Неужели я настоящий
и действительно смерть придет?

О. Э. Мандельштам, 1911




Горит застенчивый восток.
Вскипает кровь и человечность.
Так тянет жить, что поперёк
встаёт обещанная Вечность.
Где жемчуга воскресных рос
и восхитительные грозы
даются свыше без угроз, –
само бессмертье под угрозой.

Мне серый облик мостовой
и строгий тон домов окрестных
запоминаются строфой,
как детский лепет интересный,
как неизбежности мотив,
как мелос вдумчивого Данте, –
домов немые секунданты
надёжно встали позади.

И дней прозрачных череда
пройдёт, не спрашивая, мимо,
лишь опуская иногда
стопу на час необходимый
в немытый будничный настил
шероховатых предписаний, –
корил ли ты, благословил
последний вдох под небесами.

За торжествующими даль,
за побеждающими – время.
И бьётся прошлого хрусталь,
стирает будущего кремний.
Всепоглощающая грусть
в разоблачительных утехах
предназначает человека
к витой изящности искусств.

Проникновенные слова,
и понимающие лица.
Дворы столичные сперва,
подворья тёплые провинций.
Над колокольнями стрижи,
а над уставами – скрижали
и Бог Любви, что нам вершит,
но лезть к Нему не разрешали.

Здесь полуночною порой
склоняет к путнику влюблённо
берёзка с белою корой
главу на гати полутёмной.
Вдали деревни огоньки,
и бродит эхо драк собачьих.
Ночные запахи тонки,
но ничего уже не значат.

Прикосновения нежны,
недоуменны восклицанья.
Разливы неги всполошит,
играя, звёздное мерцанье.
Но в предрассветной глубине
возникнет заревом жар-птица,
и шторы съёжатся в окне,
боясь пред ней испепелиться.

На подоконнике браслет
иссиня-чёрной тенью брызнет
на златотканый чистый свет,
на тишину, на чьи-то жизни.
В прощальном всплеске белизны
уста сольются и отпрянут,
пробуждены к разлуке рано,
приходом дня потрясены.

Здесь мира праведная боль
в шкале отчаянья всё выше,
и после маленькой второй
от нас добра никто не слышит.
В букете кухонных дымов
всего приятней сигаретный –
дым исчезающих миров
и рок десницы безответной.

На вседозволенной траве
пласты лесного терракота.
Кто не был прав и кто правей –
один вопрос, одна забота,
одно занятье пустомель.
В часы чаёв и омовений
идёт негласная дуэль
за честь просаженных мгновений.

Спасённый амфорой стиха
от помраченья нестиховий
глядит на синие верха,
в долины облачных верховий.
Он, может быть, ещё живой.
Его глаза дождю открыты
и тёплой осени ржаной,
и разрешительной молитве.

А на восточной стороне,
где над Невой Ростральных пламя,
где довелось родиться мне,
где я расстреляна годами,
еще стоят мои дома,
моих осечек секунданты.
Они совсем не виноваты,
я их назначила – сама!

2012
Рекомендуйте стихотворение друзьям
http://stihi.pro/14281-sekundanty.html
Свидетельство о публикации № 14281
Автор имеет исключительное право на стихотворение. Перепечатка стихотворения без согласия автора запрещена и преследуется...
  • © Любовь Березкина :
  • Городская поэзия
  • У стихотворения 144 читателей.
  • Комментариев: 6
  • 2017-11-11

Краткое описание и ключевые слова для стихотворения Секунданты : На подоконнике браслет иссиня-черной тенью брызнет на златотканый чистый свет, на тишину, на чьи-то жизни...В часы чаёв и омовений идёт негласная дуэль за честь просаженных мгновений... Проголосуйте за стихотворение: Секунданты
(голосов:12) рейтинг: 100 из 100
    Стихотворения по теме:
  • Одинаковые
  • Стихи про одинаковые здания, про архитектора, про дома высотные. Город стен многоэтажных, одинаковых домов, массив однотипных зданий. О, безумный архитектор...
  • "Акации благостный запах..."
  • Стихи о тихих уголках города, их жизни. Рдеет застенчивый запад. Покой заросших беседок. Как скоро прожорливый город положит конец тишине?
  • «В остекленевшей затаившись высоте...»
  • Стихи про ночь в порту. Громады кораблей в предчувствии распутья. Им снится даль... Андрей Катрич.
  • Осенний вечер
  • У камина стихи. Стихи про осенний вечер, про осенний дождь. В палисаднике на карусельке кружит только вечер осенний. Валентина Яровая
  • «Сумская улица, все унеси печали...»
  • Стихи о Харькове. Стихи про улицу Сумскую. Сумская улица, все унеси печали, в свою большую положи суму. Татьяна Патенко.
  • Валерий Кузнецов Автор на сайте 12-11-2017
Пастернаковские намётки реальности: кажется, вот-вот схватишь образ за хвост, но хвост-метафора остаётся в руке, а ящерица-жизнь ускользает... Искусства больше, чем жизни - это не то, за что читательски привык выделять творчество Любови Берёзкиной...
  • Евгений Алексеевич Тимофеев Автор offline 12-11-2017
Полностью согласен с Валерием.
  • Феликс Фельдман Автор offline 12-11-2017
Мы должны признать право поэта быть непонятным. Может быть непонятным в словах, но вполне понятным в переживаниях. Время сейчас такое, потому что речь идёт о местах, где остановилось время, или оно топчется на месте на огромных пространствах, которые раньше назывались СССР. Вся эта территория – Евразия. Она и обозначена в стихах: «Горит застенчивый восток. / Вскипает кровь и человечность. / Так тянет жить, что поперёк / встаёт обещанная Вечность.» А жить хочется. Только непонятно как. Классический евразийский вопрос: «Что делать?» вновь стал актуальным и, как и прежде, никто не знает, а что же в самом деле делать? Ни в России, ни в Украине, ни в других местах. Это огромное неопределённое состояние и порождает неопределённый слог. Да, это уже было. Но оно снова здесь. «Само бессмертье под угрозой.» И это тоже правда, потому что под угрозой существование и не одного отдельного человека.
Но эти стихи ведь лирика. И прошлое проходит через личность поэта. Прошлое было хорошим или плохим? У каждого по разному, оно как «строгий тон домов окрестных...». А история ведь не имеет сослагательного наклонения, поэтому: «домов немые секунданты / надёжно встали позади//.
Вот почему секунданты? Об этом надо основательно подумать, об этом всё остальное поэтическое повествование, на котором я, естественно, не могу остановиться в этом коротком комментарии.
Важно, что поэт не отстраняется от всеобщей судьбы, данной через ЛГ: «А на восточной стороне, / где над Невой Ростральных пламя, / где довелось родиться мне, / где я расстреляна годами, / еще стоят мои дома, / моих осечек секунданты. / Они совсем не виноваты, / я их назначила – сама!»
  • Любовь Березкина Автор offline 12-11-2017
Спасибо, Валерий Николаевич!

Моя признательность, Евгений Алексеевич.

Душевно благодарствую, Феликс Николаевич! Ваш короткий комментарий представляется мне исчерпывающим. Стихи были написаны через месяц после эмиграции, ещё по живому...
  • Оксана Кукол Автор offline 13-11-2017
Кто-то напакостил в оценках... Этот кто-то неправ.
Получила истинное эстетическое удовольствие, читая. Спасибо, Любовь!
  • Любовь Березкина Автор offline 13-11-2017
Вам спасибо, Оксана! Рада, что стихи Вам понравились.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.