Реплика о «Двенадцати» А.Блока

Альтернативное мнение читателя о поэме, семантике её образной системы.

(К статье С.Скорик «Блок. Революция. Двенадцать 12»)

Да, безусловно, поэму ценят заслуженно. Однако, думается, не за искусственно вставленного И.Христа – Он здесь вызывает улыбку, производит юмористический эффект (видимо, не зря сам автор чувствовал, что читать текст нужно гротескно). Произведение любят за его художественные достоинства. Очень реалистично и сильно выписана музыка революции. Поэтому её и разбирают на цитаты, афоризмы. Сегодня их нередко используют в ироническом смысле.

Давайте посмотрим на Образ Христа просто и незаангажированно. Символ имеет весьма условное значение – только как светлого будущего. К тому же одно это значение, т.е. практически является лишь знаком. Но насколько органично оно в контексте поэмы? Ведь о светлом будущем на земле Христос вообще не говорил. Светлое будущее на Небе и гипотетическое на земле – вещи совсем разные. Это касательно социального плана.
А основное, «антропологическое» несовпадение в том, что ведь революция и Бог несовместимы в принципе. Даже при стремлении героев к светлому будущему, они – если у них действительно Господь впереди – не должны уничтожать людей, проливать кровь. Светлое будущее – хоть и условно допустимое, но не главное содержание в Христе. Главная идея Его – побеждай зло добром. Следуют ли ей герои?
И это основное несовпадение делает Образ отчуждённым, чужеродным в тексте.

Т.е. имеем:
большая опосредованность символа (его условность) + противоречие непосредственного содержания Личности содержанию поэмы.

От пребывания в этом повествовании Христос кажется даже несколько испачканным. Он ведь совсем не то имел в виду, не к тому призывал. Да ещё и кровавое знамя несёт. 

Представляется, в значительной мере внутренний конфликт Блока – между тем, что он хотел видеть в революции, и тем, чем она оказалась на самом деле, – и привёл его к депрессии. Следующий сборник стихов автор планировал назвать «Чёрный день». А перед уходом, как известно, желал уничтожения всех экземпляров своей поэмы. Вероятно, понял, что совершил в ней ошибку.

Но остались большие художественно-литературные достоинства произведения. За них мы его и ценим. Точно так же ныне восхищаемся художественными достоинствами творений Маяковского, понимая ошибочность того, о чём он писал в них. Однако у Маяковского сомнительной была идея его произведений, а у Блока ошибка вкралась и в образную концепцию.

В 20 г. Блок отмечает в дневнике: «…под игом насилия человеческая совесть умолкает; тогда человек замыкается в старом; чем наглей насилие, тем прочнее замыкается человек в старом. Так случилось с Европой под игом войны, с Россией — ныне».

Вот вам и ответ мастера о содержании собственного произведения. Стихия революции оказалась стихией уничтожения совести (т.е. Бога). Автору захотелось вернуться в прошлое.

А художнику Анненкову, иллюстратору его книг, говорил: «Я задыхаюсь, задыхаюсь, задыхаюсь! Мы задыхаемся, мы задохнёмся все. Мировая революция превращается в мировую грудную жабу!».

Жаль, что Светлана Ивановна не привела этих высказываний Блока в тексте статьи.

Здесь ещё можно вспомнить лидера русской революции, который незадолго до ухода практически сошёл с ума, осознав, что натворил, какого джина выпустил из бутылки.

Как известно, смеётся тот, кто смеётся последним. Ни создатель поэмы «Двенадцать», ни его коллега по перу Маяковский, ни лидер русской революции не смеялись последними. Никакие творцы или апологеты социальных переворотов смеяться и радоваться последними не будут. Революция – тот бумеранг, который возвращается, так или иначе.

В поэме Блок сознанием хотел воспеть стихию, а подсознание художника обличило её, сказало правду. Сопоставление несовместимого создало художественно интересную критику явления, образная система произведения получилась удачной в качестве сатиры.

Да простит меня великий Александр Блок за высказанное впечатление. Пусть Бог благословит искавшую, смятенную, искреннюю душу Поэта, создавшего столько шедевров, и примет её в Вечность.

PS

Трактовок смысла «Двенадцати» существует множество. Приведу несколько штрихов из одного сочинения на данную тему. Вот, например:
«В этом образе Блок запечатлел тот идеал всего сущего, который пребывает во Вселенной независимо от того, стремятся к нему или нет…».
Каково! Оказывается, бандиты в произведении стремятся к идеалу независимо от своей собственной воли. Глубоко сказано.
Более того, идеал способен насиловать людей:
«Автор подчеркивает, что идеал всегда будет идти впереди независимо от того, нуждаются в нем или нет».
А тут уже фантазия сочинителя беспредельна, как действия самих героев поэмы:
«Очень важен для понимания образа Христа и символ «кровавого флага». Он отнюдь не означает, что Христос благословляет весь «кровавый» беспредел революции. Этот символ, напротив, является напоминанием о смерти Катьки как о недопустимом явлении в борьбе за Идеал».
И т.д. и т.п.
Т.е., на кого-то эстетическая составляющая произведения действует почти наркотически, затуманивая истинные смыслы. А возможно, тут срабатывает магия Имени автора, которая заставляет подгонять фантазией под него то, что в этом нуждается. И третье – может быть, люди просто хотят видеть в поэме именно такое содержание, любя революцию настолько, что готовы отождествить её с Заветами Иисуса Христа.
Свидетельство о публикации № 14771 Автор имеет исключительное право на произведение. Перепечатка без согласия автора запрещена и преследуется...

  • © Petrov Sergey :
  • Эссе
  • Читателей: 290
  • Комментариев: 3
  • 2018-01-31

Альтернативное мнение читателя о поэме, семантике её образной системы.
Краткое описание и ключевые слова для: Реплика о «Двенадцати» А.Блока

Проголосуйте за: Реплика о «Двенадцати» А.Блока

(голосов:6) рейтинг: 80 из 100

    Произведения по теме:
  • Чёрный квадрат
  • Попытка отмерить в тексте ровно столько смысла, сколько его содержится в «Чёрном квадрате». Ведь в чём состоит идея: берём козла и превращаем его в ангела – это же высший пилотаж мысли! Андрей
  • Курсы лифтёров – литераторам
  • Как занять место под солнцем, подняться вверх по служебной или карьерной лестнице, стать известным. Пособие для писателей. Типы социальных лифтов и место литераторов в них. Андрей Вахлаев-Высоцкий.
  • Палитра завтрашнего дня
  • Маленький опыт апокалиптической живописи. О живописи традиционной, нетрадиционной и тех, кому нечего сказать. Апокалипсис в искусстве.
  • Нет времени
  • Вы таки будете смеяться, но миниатюра - о времени. О его обличьях как данности, которую не выбирают, и как слова, которым можно поиграть. Андрей Вахлаев-Высоцкий.
  • К вопросу об интеллигентности
  • Эссе о том, что такое интеллигентность и интеллигент, определение понятия, антонимы к нему. Аналитическая заметка. Сергей Петров.
  • Время и его относительность
  • Философское эссе о времени и его относительности. Сознательно направляю материал таким, каким он был написан до декабря 2005 года. Надеюсь, что с помощью Лео и других неравнодушных авторов нам
  • Вначале было Слово
  • Современное эссе. Миниатюра в прозе о значении слова, о поддержке и утешении в трудную минуту. Виталий Шевченко.
  • Гений и злодейство
  • Современное эссе. Эссе великие люди. Виталий Шевченко.      Если бы вы имели право внести в Книгу Рекордов Гиннеса десять лучших людей всех времён и народов, то на ком бы вы остановили свой выбор?
  • Поэзия логики
  • Современное эссе. Эссе о поэзии. Что имел ввиду умница Пушкин, припечатав поэзию фразой: "Поэзия должна быть глуповатой". Михаил Перченко.

  • Сергей Петров Автор offline 31-01-2018
Уважаемая Светлана Ивановна, извините меня великодушно за иное мнение.
  • Валерий Кузнецов Автор offline 31-01-2018
"революция и Бог несовместимы..." - великая мысль, Сергей, и в этом самоубийственный, оторванный от жизни романтизм Блока - великого русского поэта... Революция = великая смута, в том числе, и мировоззренческая...
  • Сергей Петров Автор offline 31-01-2018
Уважаемый Валерий Николаевич, душа родная, низкий Вам поклон за понимание великих истин.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Реплика о «Двенадцати» А.Блока