Королева дождей

Анализ стихотворения дождь  Краткий анализ стихотворения. Анализ стихотворения дождь (поэта Павла Баулина). Лёгкими штришками краткого анализа лишь дорисовывают, дополняют образы стихотворения до полной ясности.


 

(краткий анализ стихотворения о дожде)

 

Анализ стихотворения 
«Грёзы виноградного куста» (1988)


Озорная «королева дождей» – фея дождя – бегает по окраине города, по тенистым садам и черепичным крышам. Грациозная, как козочка. Легко, свободно, звонко. Крыши звучат дробным стаккато, укрывшиеся под стрехой голуби курлычут (крл-крл), прочерченные ноготком феи молнии на небе вспыхивают и мерцают.

Но и этого ей мало, фее дождя! Лозой она оборачивается, виноградной лозой. Струится каплями, тесно прижавшись к груди куста, что-то возбуждённо шепчет, язычком вызывает на поцелуй, так что куст возбуждается и дрожит. Хулиганка, шалунья, что тебе надо? Уже и корни пробудились от сна и томятся желанием, уже сама лоза под землёй потягивается и неясно томится по чему-то... Сока, весеннего сока хочет она, сладкого, как обнажившаяся, без снежного одеяла земля, густая, чёрная, медовая...

Что, бедовая, всех разбудила-растревожила? И сама до нитки промокла. Забегай же за куст, непутящая! Вот, гляди, перистое облако зацепилось за край крыши – укройся им, бесстыдница!

Забежала, дышит учащённо, мокрые волосы потоками льются на плечи, две набухшие грозди проступают сквозь зелёный лиственный шёлк, отчётливо вырисовываясь. Прикрылась облаком, поспешно меняет платье...
________________________________________________________________

Много ли надо было сказать о фее дождя самому автору, чтобы достичь такого же эффекта, но быстрее и лаконичней?
Много, ох, много... всего лишь 22 строки, краткие, без лирических излияний и волшебных событий. А волшебно, чувственно – всё.
Почему так получилось?
Может, потому что чудесным оживляющим эликсиром жизни действует олицетворение... Ведь герои произведения – явления природы и предметы – благодаря ему стали живыми персонажами и раскрыли автору свои мысли и желания.
Может, сама фея весеннего дождя как аллегория превратилась в реальную девушку, молодую и весёлую, желающую любви и ласки. Аллегория как поэтический приём может очень-очень многое в умелых руках, когда она не натужная, не ходульная, а энергичная. Смотрите, сколько шума, звона, прыжков и крылатых полётов от неё! Разве способен их вызвать холодный символ, продукт рассуждения и расчёта, побочный сын разума, если не будет оплодотворён художественной фантазией? Вот как раз такую экспрессивную аллегорию и использовал поэт, чтобы нарисовать образ непутёвой, шальной бедокурки.
А ей живо и страстно помогали другие «персонажи»: разметавшаяся во сне земля, только-только опомнившаяся после зимнего сна; вспыхивающие от ноготков феи молнии, змеящиеся, как виноградная лоза; сама лоза, скрывающаяся в земле и ещё не совсем готовая заструиться из куста, но уже подсознательно наполнившаяся желанием весеннего сока; куст винограда, стройный, голый, мускулистый, с дрожащими корнями, яркая метафора юноши. Даже крыши благодаря фантастической метафоре поэта превратились в клавесины и исполнили под аплодисменты молний и хлопки ветра свою феерическую хабанеру.

Что ещё из поэтического арсенала художественных тропов, фонетики, композиции, темы и идеи мы может назвать, чтобы не испортить послевкусие от прочтения? Да-да, маленькими, лёгкими штришками анализа лишь дорисовывают, дополняют образы стихотворения до полной ясности. Но грубо срывать покров с феи дождя мы не будем, чтобы не пропала прекрасная иллюзия.
Это лирические стихи – в общем-то, конечно, пейзажные. Но в то же время в значительной мере – это любовная лирика. Наверное, поэт, когда писал образ весеннего дождя, любил и тосковал по своей женщине, и она воплотилась в его произведении в очень живой, упругий, трепетный образ любимой. В эту озорную хохотунью – королеву дождей. Отсюда и название: «Грёзы виноградного куста». Виноградный куст – это сам автор, это его грёзы о любимой.
А фонетическая организация подобранных автором слов специально усиливает это впечатление. Крл-крл, ярко ощущаемое в рефренах-повторах «королева дождей, королева дождей», очень похоже на голубиный говор: будто голубь и голубка укрываются от дождя под стрехой крыши и ласково говорят друг с другом. Извивающая, скользящая по всему стихотворению аллитерация «з», «из», наполняющая его струями, корнями, любовной лозой («звонкие», «лозой», «скользит», «вздымаются», «изумрудной»...). И аллитерационная капель др-бр, имитирующая стук капель по крышам («дробящихся», «дрожат», «бродят»).
И, несомненно, замечательные, живописные эпитеты («возбуждённые», «сладкие», «упругие», «перистый», «промокший»...), зачастую тоже повторяющиеся, а потому заставляющие стихи звучать как песня, музыка, мелодия.
И метафоры корней и гроздей, образно передающие мужское и женское начало.
И все эти метафоры и эпитеты, все эти глаголы, отражающие действия персонажей, поэт использовал так, чтобы все они отвечали главной задаче – изобразить пробуждающуюся страсть юной природы. Отсюда и подбор лексики с любовным, даже чувственным оттенком: «шаловливо», «истоме», «желаньем»...
Композиция же стихотворения, т.е. построение по принципу 4-х частей, каждая из которых рисует какой-то определённый этап в развитии действия, просто подчёркивает и чётко оформляет в стройные колонны каждый блок и кирпичик из арсенала художественных средств.

Вот, пожалуй, и всё, что остаётся сказать о художественной палитре, использованной поэтом для достижения нужного эффекта. Использовал ли он её сознательно или бессознательно – это уже другой вопрос. Кто может сказать, что в создаваемом произведении от усвоенных мастером поэтических приёмов, от начитанной, богатой находками предшественников памяти поэта, а что от той Великой силы, что нами мыслит и творит?
Желаете узнать – попробуйте сами, используя поэтические приёмы, которые вы уже знаете и о которых я наглядно рассказываю в своих статьях о поэзии, помещённых на сайте Стихи.про, написать хоть что-то. Не обязательно стихи. Ведь и маленькие эссе – например, такое, какое я написала в начале этого совершенно не формального краткого анализа стихотворения, да и сам анализ – это тоже художественное произведение, и в нём тоже много творчества и фантазии. Или вы считаете, что всякий анализ должен быть тяжеловесной фундаментальной учёной тягомотиной?
Но и совсем обойтись без терминов в любом анализе стихотворения, даже самом кратком, невозможно, да и не нужно, поскольку тоже не будет способствовать цели – заставить других людей осознать все изюминки поразившего вас художественного произведения, выпукло их представить: как, с помощью чего они родились, как вообще создаётся такая изумрудная влажная прелесть, как эта королева дождей.

И в заключение несколько слов об авторе, который просил меня сделать анализ именно этого своего стихотворения незадолго до своей смерти. Павел Борисович Баулин – поэт и запорожский журналист, депутат киевской Верховной Рады, видный политический деятель – всё-таки останется в нашей памяти именно как крупный современный поэт и организатор литературного процесса. Невозможно представить, сколько поэтов он вырастил и пустил в жизнь, сколько людей приобщил к чтению, к хорошей поэтической литературе, сколько фестивалей и концертов провёл, поэтических соревнований-чемпионатов, праздников поэтического слова в Запорожье и Киеве, а главное, сколько прекрасных и в то же время глубоких, актуальных современных произведений написал, книг, выходивших и в Украине, и в России...
Он был очень современен и в своей поэтической манере. Чтя и используя весь опыт русской классики, Павел Баулин никогда не упускал случая применить те находки, которые даёт в руки авторам поэзия современная. В частности, раскованный, не связанный рифмами и одним определённым ритмом стиль верлибра, свободного или белого стиха, к которому относятся и «Грёзы виноградного куста» – удивительные, оригинальные, феерические стихи о дожде, даже анализ которых делать можно только художественно, поэтически. Стихи, заставляющие самого взяться за перо.

31.03.18 г.

Читать ещё по этой теме:
«Россия, Русь как патриотическая тема» (анализ стиха о России на примере Павла Баулина),
«Красная притча на злобу дня» (анализ стиха-притчи Павла Баулина)
и статью об авторе: «Ушёл из жизни поэт Павел Баулин».

 

Краткий анализ стихотворения. Анализ стихотворения дождь
Избранное: анализ стихотворения образец анализа стихотворения статьи о поэзии памяти поэта
Свидетельство о публикации № 15043 Автор имеет исключительное право на произведение. Перепечатка без согласия автора запрещена и преследуется...


Анализ стихотворения дождь  Краткий анализ стихотворения. Анализ стихотворения дождь (поэта Павла Баулина). Лёгкими штришками краткого анализа лишь дорисовывают, дополняют образы стихотворения до полной ясности.


Краткое описание и ключевые слова для: Королева дождей

Проголосуйте за: Королева дождей

(голосов:2) рейтинг: 100 из 100

    Произведения по теме:
  • Россия, Русь как патриотическая тема
  • Анализ стиха о России. Россия, Русь как патриотическая и гражданская тема русской поэзии России и Украины. На примере Павла Баулина.
  • Красная притча на злобу дня
  • Художественный анализ стиха-притчи Павла Баулина «Тапёр». Моё исследование – тоже притча. Только притча в жанре художественного анализа.
  • «Пастораль» Татьяны Окуневой
  • Целостный анализ стихотворения «Пастораль» современного запорожского автора Татьяны Окуневой. О кажущейся простоте в поэзии.
  • Анализ стихотворения
  • Анализ современного стихотворения на примере "Ильи"Андрея Мединского. Анализ стихотворения, анализ стихов, анализ стиха. Краткий анализ стихотворения. Светлана Скорик.
  • Целостный анализ стихотворения
  • Целостный анализ стихотворения Александра Кабанова. Целостный анализ на примере стихотворения современного киевского поэта Александра Кабанова. Целостный анализ современного стихотворения. Светлана

  • Валерий Кузнецов Автор offline 2-04-2018
Точный, бережный, живописный анализ стихотворения Павла Баулина, с которым, к счастью, мы обменялись симпатиями в последние его годы. Литературному Запорожью крупно повезло - у него есть чуткая, в совершенстве чувствующая слово литературная нянька, наставник, учитель, блестяще подтверждающая теорию собственным творчеством.
  • Виктор Мостовой Автор offline 3-04-2018
Очень яркий и вдохновенный отзыв о стихотворении Павла Баулина!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.