Феофил ХII-й

Глава из романа "РЫБЫ". Онтологическая проза

РЫБЫ 20.08. 2016
СТАТЬ ОГНЁМ
О чём писать, на то не наша воля
Н. Рубцов
ФЕОФИЛ ХII-й

Мама меня назвала Григором Александром или Александром Григором. Она сама точно не знает.
В честь Александра Македонского и Григора Нарекаци одновременно. Вот такая странная противоположность. Два совершенно противоречивых героя. Два полюса. И я между ними. Что-то вроде распятия. Но, слава Богу, когда меня крестили, священник назвал меня Феофилом, а отец добавил – двенадцатый. Так что, скорее всего, я Феофил ХII,(а не какой-нибудь там Григор Александр, и уж тем более не Александр Григор). Почему двенадцатый? Потому что мой отец хотел иметь двенадцать детей. Одиннадцать девочек и последнего мальчика. Но родился только я. Последний. Двенадцатый. Феофил ХII.
Тот лепесток огня, который священник заронил в мою душу в таинстве крещения, почти угас, и много- много лет цветок не распускался в моём сердце. В нём царила тьма, и бродили звери.
Вот, что обо мне писал Кидар Нилгус:

…так ночь мне открылась,
свободным виденьем
любых представлений…

Может, и не было ничего,
Так же
больной Фонарь
в паутине ресниц,
Словно чей-то утраченный Глаз,
и дыра …
в голове…
где жили когда-то Двое…
(дальше я сокращаю стихотворение по совету знакомой писательницы, которая, выслушав его, сказала, что оно длинное. Приведу лишь финальные строки):

Всё та же Дыра,
Но не Та,
И страшнее её темно-Та,
И теперь…
В ней поселился зверь…

***
Пробуждение произошло в Гаспре. Была звёздная лунная ночь. Я сидел на широком балконе нашего курятника (так называлась на местном наречии любая хижина, построенная самозахватом). Балкон парил над можжевеловым лесом. Я смотрел в ночное море, на лунный свет, бегущий по тёмной воде. Силуэт маленького замка Ласточкино Гнездо как бы повис в фосфоресцирующем воздухе. За мной возвышалась гряда Ай-Петри. Я чувствовал её, – видел спиной.
Вдруг я ощутил всем существом своим, что всё едино, настолько целостно и непостижимо,
и всё разорванное нерасторжимо,
всё небо и земля, земля и небо,
вино и пепел, и туманы хлеба,
плывущие по воздуху, по ниве,
и в профиль, и в анфас, и в перспективе,
и в идеальности, и в зауми надменной,
и в постоянности, и в переменной,
на дне и в горлышке,
и с севера и с юга,
в спирали вздорной, и в законченности круга,
в решётке в небесах, и в звуке солнца,
вселенной в волосах, и в сердца донце.
Священный Огромный Единый плывущий и вибрирующий мир. И он не пустой, он наполнен волшебным, живым, ласковым дыханьем. Я увидел Тебя, я услышал, как Ты дышишь.
Впоследствии, когда мне пришлось расшифровывать стихотворные тексты Кидара Нилгуса, подготавливая их к печати в 45-й Параллели и Зарубежных Задворках, я мог, совершенно обосновано не согласится с содержанием следующего катрена:
О, Пустота! Мелодия мертва,
Все линии растаяли в воде,
Божественна абсурда простота,
О, Пустота, я возвращён тебе,
да и, вообще, со всем его первым декадансом «Фиолетового Раза», написанным 1987 году.
У меня был другой опыт. Я уже видел Тебя, слышал Твой голос, читал Твои следы.

***
Долго не решался, но теперь чувствую, что мне придётся рассказать свою историю. Возможно, это будет в пустую потраченное время, но меня уже не остановить.
Разумеется, я не надеюсь, что удастся рассказать, так, как хотелось бы, и о том, о чём действительно стоит рассказать. Но я просто не знаю, как это сделать. И даже если бы знал, то всё равно не смог бы исполнить как должно. Думаю, что это понимает всякий человек, который хоть однажды пытался изложить свою историю на бумаге. Я даже не могу определиться в том, от какого лица мне следует вести повествование. Например, можно начать так:
– Я родился мёртвым.
Или так:
– Он родился мёртвым.
Но поскольку я не знаю, кто такой "Я", разумеется, я не знаю, кто такой "ТЫ". Я не знаю своего настоящего имени, но я не знаю и Твоего настоящего имени. В течение жизни меня называли разными именами. Возможно, я приведу перечень имен в процессе повествования. О, сколькими бесчисленными именами называют Тебя все миры и все народы!
Ограничусь немногими именами из библейской традиции:
Сущий, Элохим, Саваоф, Адонай, Эль-Шаддай, Эль-Олам, Эль Гибор, Эль Элион, Ветхий Днями - Атик Йомин, Шемхамфораш, что означает 72-кратное Имя Бога.
И уже в Новое Время:
Агнец Божий, Альфа и Омега, Воскресение и Жизнь, Дверь, Второй Человек, Эммануил, Звезда Утренняя, Испытующий Сердца И Внутренности, Истинная Виноградная Лоза, Краеугольный Камень, Лев, Назарей, Пастырь Добрый, Последний Адам, Путь, Истина, Жизнь, Свет Миру, Слово, Сын Божий и Сын Человеческий, Хлеб, Я Есмь, Святой и самое странное – Любовь.
Не один перечень вместить не может!
Аминь.
Да будет так:
Я родился мёртвым. Фиолетовым. Об этом мне рассказала моя мать. Она сказала странно: – Ты родился мёртвым. Но в рубашке и это к счастью, – так она говорила, потом. Пуповина обвилась вокруг моей шеи, словно щупальца осьминога, и чуть не задушила меня.
"Во гресех роди мя мати моя", – мне бы хотелось, чтобы именно эта песнь прозвучала из моих младенческих уст, в тот момент, когда меня освободили из девятимесячного заключения, и погрузили в неожиданный и феноменальный мир. Но я молчал. Это случилось в 1996 году, 61 числа славного весеннего месяца Сартра. Говорят, что впоследствии, эксперты утверждали: Феофил ХII родился в возрасте семидесяти трёх лет.
Итак, я молчал, или, может быть, надо сказать: он молчал? И эта неразбериха, несогласованность и неясность расстраивала меня долгие годы. Теперь, конечно, я понимаю, что если не придавать проблеме слишком большого значения, то она разрешатся как-то сама собой, растворяется что ли, развязывается умелой и премудрой рукой жизни. Я и он не противоречат пока друг другу. Именно в то время. Потому, что еще не было "Я", а скорее и более всего "ОН", особенно, если смотреть с точки зрения сегодняшнего дня. Ох, как зыбки и текучи эти границы! Надеюсь, что все противоречия исчезнут, когда "Я" станет "ТЫ", а "ТЫ" станет "Я". Но, пока мы плывём в океан твоей божественной неизменности, множество масок скрывают наш истинный лик.
Так, что же именно расстраивало меня долгие годы? То, что родился я мёртвым. Это мешало мне жить. Я испытывал боль отчаяния и уныние. Мне казалось, что я должен постоянно доказывать всем, что я живой. Но теперь, когда уже давно знаю, что все без исключения люди рождаются мёртвыми, я немного успокоился. Фантастические индусы безжалостно конкретно называют нашу колыбель Матушку-Землю Мритьюлока – "место смерти". Представьте себе – безграничный расширяющийся, ужасный простор вселенной, пронизанный бесчисленными фотонами звёздного света. И на космических волнах наша голубая песчинка – колыбель Земля. И это – Мритьюлока.
Наконец меня хорошо отшлёпали по фиолетовой заднице, и я закричал. И не перестаю кричать до сего дня. Я очень надеюсь, что, когда-нибудь Ты преобразишь мой мучительный крик в тихую и блаженную песню хвалы и благодарности. Не оставляй меня.
Если говорить о детстве, которое принято описывать в солнечных лучах и радостных красках, счастливым и безмятежным, то я несчастный помню страх. С внешней стороны, конечно, у меня было счастливое детство. У меня были любящие, по-своему, родители, своя комната, много двоюродных братьев и сестёр, дедушки и бабушки, верный друг, воскресные походы к Днепру, катание на лодке, запах бензина, гул мотора, ночёвки у костра, рыбная ловля, жаркий песок, золотое солнце, купание в быстром течении, древние скалы, чайки в синеве, облака, и над полем высокий ранний жаворонок. И многое-многое сладкое таинственное природное, бесконечно любящее и чистое. Но меня мучил страх. Несмотря на то, что меня любили, я боялся быть брошенным. Я был настолько привязан к матери, что без её разрешения не мог сходить даже в туалет. Она искренне удивлялась, зачем я спрашиваю об этом, но, в то же время радовалась моему предельному послушанию. Когда родители уходили в гости к друзьям и возвращались поздно, мне казалось, что с ними произойдёт что-то ужасное, на них нападут разбойники и убьют их. Демоны разрывали моё сердце. Наступала ночь, и я с замиранием сердца слушал, не доносится ли стук каблуков маминых туфель. И когда ухо улавливало чьи-то шаги, стук женских каблучков, я напряжённо вслушивался и пытался различить, – мамины ли они. Когда шаги уже приближались к подъезду и я слышал голоса родителей, мои нервы успокаивались, я радовался и в то же время злился и обижался – зачем же они меня бросили и так долго не приходили?
А однажды ночью со мной случился настоящий кошмар. Я проснулся в темноте и понял, что я совершенно один в квартире. Я чуть не сошёл с ума. Воздух квартиры наполнился привидениями. Моё воспалённое воображение рисовало мне чудовища. В паническом ужасе я бросился к входной двери. Она была заперта. Я изо всех сил стал тарабанить в дверь детскими кулачками, рыдая и визжа. Я не помню, как всё закончилось. Родители были у соседей, этажом ниже. Возможно, они услышали мой крик и прибежали. Вообще кошмары и страхи преследуют меня всю жизнь. Иногда я всматриваюсь в них глубже, желая понять их природу и освободиться. И когда совсем устаю от бесплодных усилий, я начинаю призывать Тебя. Но Ты обжигаешь, Огонь чистейший. Я не выдерживаю Твоего сияния и кричу вместе с Петром: «Господи, выйди от меня, я человек грешный!» Как там говорил Фёдор Михайлович? «Я человек злой». И мне хочется добавить –злой и прекрасный. Злой, потому что человек, прекрасный, потому что бог. Ты Сам как-то сказал, обращаясь к нам, людям: «Вы, будучи злы, умеете делать добрые даяния своим детям». Меня эти слова утешили. Оказывается – мы все злы. Никто не благ, как только Ты. Вот ещё место, которое мне очень нравится. Помнишь, когда юноша к Тебе обратился: « Учитель благий». Как Ты кротко его остановил: « Никто не благ, только Бог». И вот Ты благой Бог, а я – бог, который призван стать благим. А теперь: я и он и Ты. «Он» – это тот, который злой. «ТЫ» – абсолютно добрый. А «Я»? Только Ты изгоняешь страх. В любви и истине исчезает страх. «Познайте истину, и истина сделает вас свободными», – небесные, окрыляющие слова. Но, как я, ничтожный и запуганный, познаю истину? Я бессильно прошу: «Истина, познай меня».

Р.S.
Перечитав вышеописанное, я подумал, что следует всё-таки привести полный текст стихотворения Кидара Нилгуса, вдруг кто-нибудь захочет ознакомиться. Ему не придется искать:
…так ночь мне открылась,
свободным виденьем
любых представлений…

Может, и не было ничего,
Так же
больной Фонарь
в паутине ресниц,
Словно чей-то утраченный Глаз,
и дыра …
в голове…

…Был…
многого цвета внемысленный хаос,
глумящий юродствами диковных красок,
то были зловещие пляски видений,
то были оргии империи масок.

То кони,
с оторванными головами,
харканием пенны,
кровавы их дроби,
топтали глазницы,
с корнями рвали,
жевали ресницы
и, обезумев, неслись по границе,
неся стременами забытые ноги…
то … дрожью взбесилось изображенье,
то унеслось до мутно-седого…

И Голос невнемный,
подобие стону
Великой Струны,
распятою между
Небом и недром,
отпел упокой незабвенным
забвенной страны.

Свободный из хора голосов
разорванных тел
старинное ныл ариозо,
гудами гудел.

То были органы могил,
озаривших озарево зрений,
грядущих скитальцев
абсурда мировоззрений.

Подобные змиеву вены,
игривые алчущим жалом,
раскосым в два поцелуя,
покинули бренное тело
и стены
увили Алым
потоком, венкуя.

Привитые трупному духу
сползались гиены,
то кара охрипшему Уху,
руладой сирены
Пастушия линет Свирель
в стадливые мовны,
и странные небом
понуро бредут серафимы
за Рыбой и Хлебом…

Всё та же Дыра,
Но не Та,
И страшнее её темно-Та,
И теперь…
В ней поселился зверь…

Стихотворение было написано Нилгусом как раз в то время. На изломе внешнего текучего мира, когда поэт бессознательно зарождался.



Свидетельство о публикации № 15569 Автор имеет исключительное право на произведение. Перепечатка без согласия автора запрещена и преследуется...

  • © Радислав Гуслин :
  • Проза
  • Читателей: 52
  • Комментариев: 5
  • 2018-08-17

Глава из романа "РЫБЫ". Онтологическая проза
Краткое описание и ключевые слова для: Феофил ХII-й

Проголосуйте за: Феофил ХII-й

(голосов:2) рейтинг: 100 из 100

    Произведения по теме:
  • Мысли между делом - 2
  • Размышления о волнующих автора темах.
  • Лиза
  • Рассказ почти из жизни...
  • Енька
  • Это рассказы о моей маме Евгении. Светлая ей память... В этом году, сегодня, ей исполнилось бы 102 года...
  • Градоначальник: выстрел в спину
  • Наследство... набросок...
  • Доктор Надя
  • Исцеление японского мальчика. История с продолжением.
  • Сказка об отодвинутом времени
  • Фантастика о машине времени, о детях, путешествующих во времени и попавших в Великую Отечественную войну. Да, это был бой. Слева фрицы, справа наши. Назад, через войну.
  • Любить и прощать
  • Автобиографическая повесть. В той стороне, где заходит солнце, мой дом детства. Непростого полусиротского детства, пахнущего сиренью, шелковицей, полынью, а ещё - моим любимым вишневым вареньем.
  • Фонарь надежды
  • Рассказ о семейной истории с элементами детектива и сказки. Влюблённая пара, сказочный Фонарь, заказное убийство... Януш Мати, Елена Соседова.
  • Жизнь продолжается
  • Рассказ о жизни и смерти девушки-экстрасенса, которую называли ведьмой. Елена Соседова, Януш Мати.

  • Михаил Перченко Автор offline 17-08-2018
Пока пробую что-то понять. Интересно.
  • Радислав Власенко-Гуслин Автор offline 17-08-2018
Рад. Удачи!
  • Безух Юрий Валентинович Автор offline 17-08-2018
Спасибо. Все Это пришло как-то вовремя (включая звонок). Периодически нужен Этот очищающий от мелкой скверны огонь. В том числе и Вашей мятущейся, слава Богу, не успокоенной души. Ваш необычный и достаточно загадочный взгляд на мир, захватывающие дух прогулки по краю Бездны. А добавте еще к этому Рыбку Одуванчика. Р.Гуслин, Р.Одуванчик, да и я рыба по гороскопу.
  • Валерий Кузнецов Автор offline 18-08-2018
Романное сложное и чувственное вИдение... Интересно.
  • Радислав Власенко-Гуслин Автор offline 18-08-2018
Цитата: lik
Спасибо. Все Это пришло как-то вовремя (включая звонок). Периодически нужен Этот очищающий от мелкой скверны огонь. В том числе и Вашей мятущейся, слава Богу, не успокоенной души. Ваш необычный и достаточно загадочный взгляд на мир, захватывающие дух прогулки по краю Бездны. А добавте еще к этому Рыбку Одуванчика. Р.Гуслин, Р.Одуванчик, да и я рыба по гороскопу.


СпасиБо! Красиво Вы на писали :" Прогулки по краю Бездны"

Цитата: Валерий Кузнецов
Романное сложное и чувственное вИдение... Интересно.

Даст Бог, может и будет роман...
 
  Добавление комментария
 
 
 
 
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:

Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код:

   
     
Феофил ХII-й