Как подбирать рифму

Как подобрать рифму  Как подбирать рифму к слову. Примеры рифм. Как найти рифму. Подбор рифмы. Способы, которыми можно подобрать интересную рифму. Многие неумение подбирать оправдывают тем, что они «так чувствуют».


Не опасаясь надоесть, опять хочу поднять голос в защиту интересной рифмы. Рифма – опора поэтической ткани, её основа. Недаром Маяковский специально ставил в конце строк лишь самые важные по смыслу слова стихотворения. К сожалению, каких высот ни достигают люди в умении писать, в подборе рифмы до сих пор многие ведут себя очень робко и закостенело.
А ведь всегда есть возможность как-то разнообразить привычную рифму! Вот, например, нужно подобрать рифму к глаголу «убрал». Что всплывает в памяти прежде всего? Скорее всего, «украл» (как варианты – «наврал» или «удрал»). Но идти по такому простому пути имеет смысл, когда эти слова подходят по своему содержанию. Или если стихотворение построено на народных мотивах и типично народной лексике и напоминает народную песню: самому простому, напевному параллельному способу рифмовки соответствуют и самые простые грамматические (в данном примере глагольные) рифмы. Таким образом, обращение к самому простому пути здесь обосновано и логично.
В противном случае лучше не спешить и подобрать что-нибудь пооригинальнее. Например, в стихотворении с тонкими, изящными сравнениями и яркими метафорами никакие «навралы» и «удралы» не покатят, нужна рифма неожиданная и интеллектуальная. Если вы сторонник точной рифмы, можно не опускаться до ассонанса, а использовать современные «новые рифмы», в том числе рифмы с усечением и замещением. Для «убрал» это существительные «бра» (усечение «у» и «л»), «брань» (усечение «у» с замещением «л» на мягкое «н») и «аврал» (замещение «у» на «а», согласные же б/в фонетически очень близки и взаимозаменяемы). Довольно неплохо будет смотреться рыцарское «забрало» и игривое легкомысленное «ра-ра-ра». Не столь точно – «игра» (б/г не могут считаться особо близкими, хотя отчасти созвучны), но и это вполне нормально, особенно если хорошо подходит по смыслу.
Для меня «новые рифмы» – это как хороший шахматный ход для знатока шахмат, я их ценю за интеллектуальные усилия, связанные с подбором, и за относительную свободу от догмы. (Абсолютной свободы и быть не должно, иначе поэзия из искусства выродится в графоманию.)
Рифмы ассонансные, бедные, одногласные, т.е. приблизительные, основанные на грубом, явном несовпадении очень далёких друг от друга согласных при совпадении только ударной гласной («убРал – наКал») обычно производят самое жалкое впечатление и режут слух. Конечно, как и в любом правиле, даже здесь бывают исключения. Например, в уже упоминавшемся случае с народной окраской стихотворения окажется к месту и только подчеркнёт народность звучания однократно употреблённая ассонансная рифма.
Лично для меня извинением грамматических и ассонансных рифм может служить также крайняя незаменимость их с точки зрения содержания, смысла, идеи произведения, когда любое другое слово, кроме этого, уводит в сторону или придаёт иную, нежелательную эмоциональную окраску. (Разумеется, речь не идёт о случаях явного поэтического бессилия, когда своё неумение думать и подбирать автор оправдывает тем, что он «так чувствует» или ему «так пришло свыше».)
Однако никогда не надо и «навязывать» своему стихотворению рифму ради рифмы, «пристёгивая» к нему слово оригинальное, редкое и красивое, но совершенно неподходящее по идейному замыслу и лексическому окружению. Оно будет смотреться инородно, нелепо, уводить в сторону от предыдущей мысли и вызывать другие, ненужные ассоциации. Даже поиски оригинальности не смогут вас оправдать, если ради неожиданности звучания вы пожертвуете элементарной логикой. Но в случае, когда использованная вами неожиданная рифма не уводит в сторону от идейного замысла, не затеняет смысл, не утяжеляет конструкцию, не звучит слишком заумно и т.д., вы можете смело вводить её в ткань стиха.
Сейчас развелось много поэтических гурманов, вздрагивающих от любой, даже оправданной грамматической рифмы, от любого ассонанса и слишком непонятной для них «новой рифмы». Для таких людей важно искусство ради искусства, и точную, неожиданную, но ненужную по смыслу рифму они всегда предпочтут ловкой, находчивой, изобретательной «новой рифме» и уместному в каком-то конкретном случае ассонансу, поскольку вообще не считают их поэзией. Всё новое они оптом относят к «авангарду» и «бреду» и призывают остановиться на достижениях XIX века. Поэзия для них – это красота и идеальная гармония, а гармонию они чувствуют лишь в буквальном совпадении. Как правило, подобные ценители рифмы слишком заигрываются и ради красоты часто злоупотребляют совершенно инородными по смыслу словами, специально выкопанными из словаря, звучащими неорганично, неуместно и темно, заумно.
Я же считаю так: точная рифма – хорошо, редкая и точная – очень хорошо, смелая и новая – прекрасно, в вашей же власти в каждом конкретном случае искать, подбирать слово, играя его звучанием и значением, при этом не теряя головы и выбирая то, что подойдёт именно здесь. Рифма уместна всякая, но – важно понимать, какая когда уместнее. Музыка тоже уместна всякая, но никто не будет играть на балалайке на выступлении джазистов или спокойную, умиротворяющую колыбельную на концерте тяжёлого рока.
Говоря о способах подбора интересной рифмы, следует помнить, что предударное и заударное пространство (т.е. слог перед ударным и непосредственно за ним) в последние десятилетия перестало быть «табу» для эксперимента. Уже нет нужды сильно напрягаться, соблюдая и в этих местах точность рифмы. Однако если рифма основана на замещении, усечении, передвижении («сПЛЕТни – ПЕТЛи»), раздвижении («заМШ – заМуЖ»), к тому же не совсем точна, куда как мелодичнее будет звучать стихотворение, если подобрать «новую рифму» с совпадением на конце («покЛОНниКА – ЛОМКА»).
Ищите яркие, оригинальные, ещё никем не замеченные соответствия. Ройтесь в речевых россыпях – богатейших россыпях русского слова! – и радуйтесь своей находке, как радуются грибники. Будьте находчивы, изобретательны, остроумны, чувствуйте слово и его возможности, пробуйте его на вкус, цвет и запах, переворачивайте и так и сяк в поисках новых неисследованных граней. Живите речью!
Тот, кто ценит звуковое богатство, которое придаёт стихотворению рифма, будет безудержно рассыпать её вокруг при первой возможности! Ведь есть ещё начальная рифма, когда рифмуются слова как в конце, так и в самом начале парных строк; и смежные рифмы (в конце строки и в начале следующей); и неравносложные, с разным количеством послеударных слогов (вроде «дВЕСТИ – изВЕСТИя»); и разноударные, с ударением на разных слогах от конца («ничьИ – разбОйничьи»). Сколько возможностей в рифме диссонансной («маг – мог», «ОДЕТа – АфрОДИТа»)! А какая прелесть составная рифма – свежая, вкусная, рассыпчатая! У Маяковского «шаГИ КОня – ГИКАнье» или «не ТОЛЬКО – за сТОЛИКОм», у Пастернака «гусТОЙ – с ленью ТОЙ» – потрясающе свободно, раскованно и интересно.
Любите рифму, поэты! Это всё равно что любить музыку, потому что без хорошей рифмы, как и без размера и ритма, нет поэзии. (Не будем в данном случае вспоминать о верлибре, это совсем другая поэзия.) Цените и точность, и неожиданность рифмы, не забывая про её уместность в контексте окружающих слов. Хорошие рифмы должны быть вашими крыльями, они подвластны только тем, кто уверенно держится на Пегасе! Никогда не забывайте о рифме, ограничивая себя тем, как вам «услышался» голос Бога или как «требует душа» (обычно оправдываются: «я чувствовал именно это, только эти слова отражают то моё состояние»). Это очень безвольное и паршивенькое оправдание собственной слабости как поэта. Но не нужно и ставить рифму на пьедестал и поклоняться ей. Если для вас рифма на первом месте, значит, смысл, содержание, т.е. сама жизнь – на последнем.

15.02.19 г.

Ещё о том, как подобрать рифму: «Рифма: в помощь поэту» и «О богатых и бедных рифмах».


Как подбирать рифму к слову. Примеры рифм. Как найти рифму
Избранное: статьи о поэзии новая рифма
Свидетельство о публикации № 16422 Автор имеет исключительное право на произведение. Перепечатка без согласия автора запрещена и преследуется...


Как подобрать рифму  Как подбирать рифму к слову. Примеры рифм. Как найти рифму. Подбор рифмы. Способы, которыми можно подобрать интересную рифму. Многие неумение подбирать оправдывают тем, что они «так чувствуют».


Краткое описание и ключевые слова для: Как подбирать рифму

Проголосуйте за: Как подбирать рифму

(голосов:6) рейтинг: 100 из 100

    Произведения по теме:
  • О художественном доказательстве в поэзии
  • Три составляющие поэзии: рифма, ритм (размер) и художественный образ. Различие рифмованной поэзии с белым стихом и верлибром. Сергей Петров.
  • Слагаемые художественно-эстетической ценности поэзии
  • Заметка-размышление о том, из чего состоит хорошая поэзия. Сергей Петров.
  • Размышления о литературном заимствовании
  • Статья-размышление о плагиате, компиляции и литературном заимствовании. Является ли это приёмом или человек не в силах создать что-то оригинальное, своё.
  • Рифма: виды рифм
  • Виды рифм. Новая рифма как современный приём: усечения, замещения, перемещения. Рифма точная, бедная, составная, внутренняя. Рифма: в помощь поэту. Современные поэтические приёмы. 
  • О реализме и иррациональном в поэзии – 2
  • Простое и сложное на примере анализа стихотворения Беллы Ахмадулиной.
  • О распространённых ошибках в поэзии
  • Самые распространённые ошибки в стихотворениях на примере классиков и современных поэтов: Автология, Авторская глухота, Автореминисценция, Амфиболия, Анахронизм, Антиэвритмия, Атонирование. Вольность
  • Маленький поэтический ликбез
  • Сравнение, метафора как поэтические приёмы, сравнения прямые и образные, аллитерация, внутренняя рифма, составная рифма, авторские неологизмы.
  • В поисках жемчужин
  • Поэзия: традиция и новаторство современной поэзии. Художественное новаторство в современной русской поэзии Украины. Статья о традициях и новаторстве в современной поэзии. На примере современных
  • О богатых и бедных рифмах
  • Способы рифмовки. Русские рифмы. Примеры рифм. Рифма точная и неточная, рифма богатая и бедная. Способы рифмовки в современной русской поэзии. Эксперименты у классиков русской поэзии.

  • Александр Таратайко Автор на сайте 17-02-2019
Статья с практической точки зрения неоценима. Спасибо за хорошую работу, Светлана Ивановна.
  • Михаил Перченко Автор offline 19-02-2019
Рифма показатель таланта поэта. Особенно новая рифма, особенно если она бедная. талант сразу превращает её в сокровище. То сокровище. что от слова кровь. Как она добыта: долгим поиском или мгновенно, ни о чём не говорит. Она должна быть похожа на поэта, её родившего. Удивительна и естественна. И в безрифменной поэзии незримо присутствует её ритмическая, ударная красота. Рифма - это сокровище, найденное ищущим на дороге Поэзии.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Как подбирать рифму