Вот какие бывают «поэты»

Статья о поэзии. Форум молодых писателей России под Москвой. Современные молодые поэты: взгляд со стороны. В чём опасность для молодых и для уже состояшихся. Марина Матвеева.


 

– Прорвёмся!!!

– ...Куда?

 

23–29 октября в подмосковном пансионате «Липки» под патронатом Фонда СЭИП прошел XI Форум молодых писателей России, стран СНГ и зарубежья. Участников в этом году было 180, из них 30 – представители бывших союзных республик и ряда зарубежных стран. Из Украины прибыло 6 человек. Крым, кроме автора этих строк, представляли поэт Елена Малая, детский автор Анастасия Журавлёва и прозаик Андрей Володин (Симферополь). В программе Форума прошли лекции, беседы, дискуссии о судьбах современной литературы, а также мастер-классы под руководством известных писателей, редакторов «толстых» литературных журналов. Но наиболее ценным, как и всегда, было общение участников между собой, обмен координатами, творческими возможностями, приглашениями к сотрудничеству.

 

Большой материал об этом мероприятии под названием «НИКОМУ НЕ НУЖНЫЕ МЕТАФОРА И ОБРАЗ» или «РУССКАЯ ПАНИКА» в литературе – взгляд со стороны» можно прочесть в сети, на ряде литературных сайтов. А здесь автор хочет представить вам, дорогие читатели, небольшой забавный парад литературных типажей – «лица» участников Форума. Эта мини-галерея будет небезынтересна нашим молодым-начинающим (и не только) поэтам и, возможно, убережет их от досадных ошибок и глупостей на пути в литературу.

 

Образчик первый. Нет зверя страшнее, чем «народный» или даже точнее: «тусовочный» поэт. Пример – одна из юных и очень симпатичных участниц мастер-класса: девушка со стихами ясельного уровня поэзии, где вообще говорить не о чем, буквально двух слов связать не может. К тому же, девственная непуганность ни поэтической теорией, ни чтением других поэтов, даже классиков, о современниках же можно вообще промолчать. Но ведет себя самоуверенно, если не сказать нагло, все замечания принимает в штыки и вообще своё знамя несет высоко. И всё это на основании того, что: «У меня много поклонников. Это ребята, с которыми я общаюсь. Когда мы собираемся, я читаю им стихи, им очень нравится, они переписывают их и размещают у себя на страницах». Бойся, поэт, таких поклонников – не смыслящих в поэзии вообще – это самое большое искушение так и остаться в творческих яслях (ведь у любого, даже самого страшного графомана, есть своя аудитория восторженных обожателей, в которой он – «успешный литератор»). Ну, или сиди в этих яслях и наслаждайся такой популярностью, но тогда не претендуй на настоящую литературу.

 

Зарисовка вторая. Молодой человек, очень образованный, невероятно начитанный (всегда в тему и к месту извлекающий из памяти множество цитат и строчек разных авторов), великолепнейший критик, тонко подмечающий и вылавливающий все недостатки. Именно его мнения больше всего с интересом и трепетом ждут все обсуждаемые на мастер-классе. Но когда этот интереснейший человек показывает свои собственные стихи, они, на удивление, оказываются довольно средними. И переполненными всеми теми недочётами, которые он видел у других. К примеру, рифмы «вспомни–запомни» и им подобное. Мы удивились: что, у себя ты этого не видишь? На что получили ответ, что это не недостатки, а особенности стиля, его находки и приёмы. Но когда спросили, в чём суть такой «новизны», вразумительного ответа не получили. В конце концов, всё же выяснилось, что все эти ляпы он не придумывал, а они появились сами, что говорит об элементарном неумении автора справиться с текстом. Хорошо хоть он спокойно признал, что ему ещё предстоит работать и работать. Из всего этого напрашивается давно уже витающий в воздухе вывод о разделении поэзии и критики. Талантливых критиков сейчас очень мало, в основном, поэты и прозаики пишут рецензии друг на друга и друг друга разбирают на семинарах. А вот если ты куда талантливее в критике, то, может, тебе только ею и заниматься, не «расплескивая чашу» на неумелые стихи? Куда было бы больше пользы литпроцессу. Но каждый выбирает сам. Дай Бог, чтобы не во вред.

 

Типаж третий. Молодой человек получил резюме, что он бездарен. И это было действительно правдой. Тут же высказался в ответ, что, мол, это не так, а его просто «задвигают», потому что завидуют и боятся конкуренции – его самого, в частности, и молодой «наступающей на пятки» поросли вообще. Да и вообще, типа сейчас тенденция такая: продвигать только неталантливое, а самое яркое и интересное затирать. Мол, под мэтрами троны шатаются.

Что ж, да, в литературной среде это бывает: молодых и талантливых действительно иногда «зажимают» по этой причине – кто из известных писателей без греха: кто никогда никому не завидовал и втайне не боялся быть сброшенным с пьедестала? Кого не кусал паучок обиды, когда он не находил в отчёте о каком-нибудь мероприятии своего имени, а имя своего «соперника» находил, причем в окружении похвал и восторгов? А уж тем более, если этот «соперник» – твой «ученик», некогда поддержанный тобой «молодой талант», неблагодарное «детище», которое ты вывел в литературу, проложив ему мягкую туда дорожку – а он теперь на ней же тебя же затаптывает...

Но даже Фрейд говорил: «Иногда сигарета – это просто сигарета». И если тебе говорят, что ты бездарен – иногда это означает только то, что ты бездарен. И не давая ходу твоим опусам, умные люди просто пытаются спасти от тебя литературу.

 

Хотя... названная тенденция есть, и тут под «косу» действительно нередко попадают истинно талантливые, харизматичные и сильные люди, – как те, которые реально могли бы устроить передел «сфер влияния» на поэтическом Олимпе, так и те, кто просто высококлассно пишет, а всех этих разборок в своей жизни ни сном ни духом не желает. Да кто тут будет разбираться! – чуть промелькнула искра – уже опасность, уже не помешало бы накинуть брезент... Но зато сколько бездарей могут оправдать себя на этой волне!

Ответ известен: рассудит творчество. Кому попасть в толстые журналы и прочие анналы, кому «сидеть на тронах» – решит история. А кто ОСТАНЕТСЯ – Вечность.

Те, кто должен прорваться, – прорвутся! Вот только куда?

 

Марина МАТВЕЕВА.

 

Выразить благодарность автору можно нажав на кнопочки ниже
http://stihi.pro/2248-molodye_poety.html
Избранное: статьи о поэзии
Свидетельство о публикации № 2248 Автор имеет исключительное право на произведение. Перепечатка без согласия автора запрещена и преследуется...


Проголосуйте. Вот какие бывают «поэты».
Краткое описание и ключевые слова для Вот какие бывают «поэты»:

  • 80


  • Нино Скворели 12-08-2012
Правильное, Марина, замечание, о разделении поэтов и критиков. Критик, действительно должен быть особенным (филологическим) образом подкован. И обращать к нему-критику взаимные замечания о его личных поэтических неудачах прямо таки бессмысленно. И не нужно. Критиков, как Вы заметили, и так мало. Пусть себе живут какие есть. Дружеское замечание о его большей пользе на ниве критики значительно продвинет нашу поэзию.
Может, уместно сравнить литкритиков с политологами, которые, заметьте, ни в каких политических гонках не участвуют и не избираются, а только критикуют и обозревают.
В приведенном случае критик-"поэт" даже признает свою неудачу, какой молодец! И, если ему никто не сказал слов поддержки сразу на семинаре, передайте ему эти слова в качестве возрождения критического литературного направления.
  • Михаил Перченко 10-10-2013
Все типажи типичны. И как же нужны были и будут всегда Белинские с их безукоризненным художественным вкусом и верой в своё предназначение.
Какая неразбериха в оценках и недооценках. Сколько достойных авторов не удостаиваются доброго слова умной критики, сколько дутых имён на позорном счету конъюктурной, нос по ветру держащей критики, абсолютно не самостоятельной. Приведу мой стишок на эту жалкую тему:

КРИТИКУ
Нет! Это не хирурга золотые руки,
Из книги квёлой вырезающие тромб,
Но я бы взял невежду на поруки,
Если б не немереный апломб.

Коль ты невидимкою родился,
Как бы ни гордился, ни витал, -
Если сам в стихах ничем не стал,
Остаётся в критики рядиться.

Но природа-мать в любви безмерна,
Критику зачислив в сонм искусств.
Если книгой критики запахло скверно,
Значит, автор книги - скунс.
  • Сергей Копин 13-04-2016
Шикарный стих "Критику" выдал Михаил! Я так понимаю, что это не послание критику, а наглядное пособие, как не надо писать стихи!

Да что там говорить. Пока критик не добрался, давайте сами отрентгенируем!
Итак. Первая строка - шестистопный ямб, причем с цезурой после третьей стопы. В самом начале жесточайший и очень некрасивый спондей... Но мы-то знаем, что Михаил дальше будет излагать свои мысли безупречно. Поэтому пересилим себя и продолжим чтение. Вторая строка вроде бы такая же, но почему-то цезура приходится на середину слова... Но ведь даже начинающий поэт знает, что это - грубейшая ошибка!!! Ну да ладно. Наверняка дальше Михаил будет следовать азам стихосложения! Но что мы видим? Третья строка - пятистопный ямб??? Как такое может быть? Если мы швыряем перчатку в лицо критику, мы должны быть безупречны хотя бы в архитектонике!? Может быть таков замысел? "Я - художник, я так вижу" и всё такое? Но нет. В остальных строфах ничего подобного... Хм... Авторский замысел убираем. Даже страшно читать четвёртую строку. Но пересилим себя. В конце концов, мы же должны выплеснуть отповедь нерадивым критикам!!! НО ЧТО ЭТО??? Четвёртая строка написана ХОРЕЕМ????? Но этого не может быть потому, что этого не может быть НИКОГДА!!! Однако, весь остальной стих написан хореем... Неужели Михаил не умеет писать стихи??? Нет. Эту мысль отгоняем. Ну перешёл на хорей. Ну с кем не бывает? (Да почти ни с кем с этого сайта не бывает). Давайте уже закончим с этой злополучной переломной четвёртой строкой. "не немереный"??? Это что за косноязычие? Это что за издевательство над великим и могучим? Но всё меркнет, когда мы обращаемся к рифмам в этой строфе. "руки-поруки" и "тромб-апломб"??? Однородные, грамматические, примитивные донельзя рифмы??? Пожалуй закончу я разбирать стих Михаила... Наверняка он обрушит на меня поток оскорблений... Я ведь пытаюсь помешать неподражаемому стихотворцу наезжать на тупых критикофф!
 
  Добавление комментария
 
 
 
 
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:

Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код:

   
     
Вот какие бывают «поэты»