Эссефраза

Короткое философское эссе о вселенной и поэзии. Проба нового жанра эссеистики. Михаил Перченко.


Когда вселенная фразы так же, как и Вселенная расширяется, разбегается и в разреженности ещё и ещё жаждет слова, не многословия, но пространства, – возникает новый жанр литературы, соединяющий в себе почти невидимую  афористическую краткость фразы и жажду рассудительного слова эссеистики. И вновь, как и на стыке знаний, понятий, явлений, рождается то, что, возможно,  лучше всего обозначается термином «эссефраза». Вот один из образцов этого жанра.

В начале было Слово, и оно, это первослово, уже содержало в себе все будущие слова, и посему все последующие – есть лишь результат частичного осмысления этой безмерности. И то, что для учёного является милостью природы, познанием её приоткрываемых тайн, для поэта – приходящие по наитию, сверху, под диктовку небес новые «части речи», образы, грани, отблески первослова. И всё это в самом начале у самого истока, и потому сегодняшнее и, более того, будущее так плодотворно и безмерно прекрасно, так наполнено творчеством, мукой и радостью познания.

Избранное: современное эссе
Свидетельство о публикации № 2528 Автор имеет исключительное право на произведение. Перепечатка без согласия автора запрещена и преследуется...

  • © Михаил Перченко :
  • Эссе
  • Читателей: 2 770
  • Комментариев: 8
  • 2012-02-06

Проголосуйте. Эссефраза.

Короткое философское эссе о вселенной и поэзии. Проба нового жанра эссеистики. Михаил Перченко.


Краткое описание и ключевые слова для: Эссефраза

(голосов:3) рейтинг: 80 из 100
    Произведения по теме:
  • Хортица и наши чудеса
  • Современное эссе от Рэны Одуванчик. Дневник, воспоминания. Размышления. Статья о детях и о себе. Эссе о чудесах и Хортице.
  • Чудо возникновения
  • Эссе о создании мира из ничего, о сути любого творчества. Михаил Перченко.
  • Вначале было Слово
  • Современное эссе. Миниатюра в прозе о значении слова, о поддержке и утешении в трудную минуту. Виталий Шевченко.
  • Похвала творцам афоризмов
  • Эссе про афористов. Современное эссе об афоризмах. Наука афористика. Творцов афоризмов – людей с особенно устроенными мозгами – очень немного в истории человечества. И вот благодатная, нужная мысль
  • Поэзия логики
  • Современное эссе. Эссе о поэзии. Что имел ввиду умница Пушкин, припечатав поэзию фразой: "Поэзия должна быть глуповатой". Михаил Перченко.

  • Наталья Сидоренко Автор offline 16-02-2012
Порой истина глаголет и не устами младенца... И красиво глаголет, мудро! Интересно - с какими пунктами критериев гениальности согласен господин Перченко?

1. Гений почитает Бога (первый гений Господь, природа), но почти всегда вступает в негласное соревнование с Творцом. Гений убеждён, что он бы сотворил мир лучше. Лев Толстой в «Войне и мире» - кто, если не Бог сотворённой собой Вселенной?
2. Гений ставит себе заведомо невыполнимую задачу.
Гоголь задумал написать произведение, после которого Россия духовно преобразилась бы. Лермонтов – дать импульс человеку к прозрению, покаянию, преображению.
3. Гений не просто творец нового, он создатель новых смыслов. Он обнаруживает их там, где человечеству всё давно ясно (Коперник о Земле вопреки общепринятым понятиям).
4. Гений неконформен. Не потому, что у него скверный характер, а потому, что он органически неспособен изменить истине. Только оставаясь верным себе, гений остаётся верен истине.
5. Гений непредсказуем, странен. «Я странен. А не странен кто же? Тот, кто на всех глупцов похож...» (Грибоедов). Гений может быть и праздным (Моцарт, Пушкин), не обязательно 99% труда. Его труд специфичен.
6. Одиночество гения – перст судьбы (Пушкин, Достоевский, Гёте, Рембрандт...)
  • Светлана Скорик Автор offline 16-02-2012
Великолепное развёрнутое определение гения!
Не совсем согласна только с первым пунктом. Я бы чуть иначе сказала: Гений всегда стремится дорасти до Творца, чтобы тоже создавать миры.
Вряд ли настоящий гений будет считать, что он бы сотворил наш мир лучше. В таком случае он не является обладателем Знания (о мирах и их законах). В моём понимании гении потому ими и являются, что интуитивно дорастают до этого Знания, даже если им никто его не давал. Хороший пример - Лев Толстой.
  • Наталья Сидоренко Автор offline 16-02-2012
К сожалению, вылетела из головы фамилия академика, который составил эти критерии, но мне ближе трактовка Ваша, Светлана Ивановна. Имею в виду первый пункт. Думаю, хоть Всевышним, хоть Природой в принципе всё задумано хорошо. От нас зависит насколько будет исполнен Замысел. Выбор же оставлен за нами...
  • Михаил Перченко Автор offline 20-02-2012
Хотя во взаимоотношениях с Богом не до шуток, но у людей всё так безбожно, что не возроптать невозможно. В моём стихотворении "Со второй попытки" я пытаюсь обосновать необходимость пересоздания мира людей со второй попытки. В богоборчестве и есть первое свойство гения. Бог не для того создавал человека по образу и подобию своему, чтобы пасти своё подобие аки агнцев, годных только на заклание. Можно много ещё сказать о смысле человеческого и божественного в человеке, ибо Бог и есть цель совершенствования человека, и он дорастёт до этой цели, если не будет в испуге и беспамятстве только молиться и унижать себя, а значит, и Бога в себе. Непознанность Бога временна.
Моцарт и Пушкин не могут быть примерами праздности. Хотя я не против праздников праздности после праздника счастливого труда. Праздность гения специфична и плодотворна, ибо постоянное состояние творчества исключает праздность напрочь, отрада отдыха отсутствует в природе творца. Даже природа позволяет себе отдых, и поэтому гений продуктивней природы.

Наталия, не цепляйтесь за чужие критении оценок (в слове "критении" описка преднамеренна). Не пугайтесь предстать безбожницей. Смелость и искренность заблуждений приятна Богу, ибо непутёвые дети - самые любимые в семье. Гений одинок, как перст, творящий вечность. Вечность же мало населена.
  • Михаил Перченко Автор offline 22-02-2012
Вы продуктивны как Бальзак, Диккенс и Золя вместе взятые. Даже мой периодический беспробудный поэтический запой - это не более как пригубить. С чем вас и поздравляю.
Я делю делание дела на три возможности: способности, талантливость и гениальность. Развернуть эти понятия проще простого. Порадую вас двумя, жаль что не моими, фразами: "Гений - это поезд, на который мы всегда опаздываем" и "Гений - это талант, утративший чувство меры". И моё - "Гений, как и Иерусалим, ближе всех к Богу. Библия - проникновенная книга, она ясно видит в человеке божественное и в Боге человеческое". И посмотрел Бог и сказал: "Хорошо". И Тора тоже фиксирует чисто человеческий восторг первотворца: "И увидел всесильный, что это хорошо". И это, не в последнюю очередь, восторг самих творцов этих великих Книг от созданного ими, так точно передающего замысел Божий. Так последовательно очеловечивается Божественное Слово. И потому эти книги бессмертны и так близки человеку.
  • Наталья Сидоренко Автор offline 23-02-2012
Глубокомысленный ответ! Безбожница - для меня в прошлом. Жизнь просто на пальцах несколько раз показала, что Бог есть. Я ему благодарна, порой опять корю, обижаюсь, взываю с отчаяньем, спорю, потом каюсь, понимаю, что Замысел до конца мне и не может быть известен, прошу прощения. В общем, насобиралось у меня таких стихов на книгу "Неисповедимые крыла". Рада общению с Вами! Приятно знать мнение не просто думающего человека, а оригинально мыслящего. Здесь и открывается свежая точка зрения, можно посмотреть и с другой стороны. С уважением Н. Сидоренко.
  • Наталья Сидоренко Автор offline 23-02-2012
"Гений - это талант, утративший чувство меры". С моей точки зрения, так и должно быть. Мера сдерживает, не даёт выйти за рамки, а если остаться в рамках, то не открыть дальнюю даль и не взять новую высоту. Согласна, что гений ближе всех к Богу, но не хочется думать, что как Иерусалим. Слишком много там запутанного, противоречивого, взаимоисключающего. Ещё я столкнулась с необычной теорией о Таланте на уровне гениальности. Этот человек утверждает, что реалии разительно отличаются от бытуемых общечеловеческих представлений, как, к примеру, устройство компьютера или сотового телефона от того, с инженерной точки зрения - бреда, который понапридумывал себе по этому поводу каждый из обывателей. Реально же в неисчислимом, и способном шокировать любого человека, многообразии посмертного существования есть довольно немногочисленная часть, которая в той или иной степени соответствует нашему представлению о том, что мы привыкли называть «Богом». Или, если неприятно одиозное слово Бог - «Абсолютный Плюс». Есть такой же немногочисленный «Абсолютный Минус» - Сатана. Всё остальное многообразие располагается между ними, причём катострофически-подавляющее большинство «в районе» «Нуля». Именно от Нуля исходит реальная угроза. Ошибочно самопозиционируясь в своём, часто дегенеративном, мировоззрении то в качестве Господа Бога, то в качестве Мессии, эти нематериальные субъекты, зачастую их «носители» (по определению в этой малосимпатичной среде – «мясо») позволяют себе разнообразные малоприятные вольности по отношению к любому, кто не вписывается в их представления о Добре и Зле. Однозначно Талант со своей сущностью «не впишется»!
А на поезд опаздывать не хочется, хотя у него нет расписания, но мечтается выхватить момент...
  • Михаил Перченко Автор offline 4-04-2012
Такая маленькая эссефраза и столько ассоциаций, а ведь в ней о гениальности ни слова, но задевает. То, что в нас мыслительное, жаждущее глубины, основательное, жаждущее прозрения, истины. Маленькая щёлка, а столько любопытного. И радует и мучит.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Эссефраза