О понимании и непонимании

Статья о понимании и непонимании в поэзии, о желании понять и о глупом требовании не писать непонятное. Наталья Сидоренко.



      Часто в рецензиях на литературных сайтах, как чёрт из табакерки, выскакивает рогатое: «Не понимаю!» Не то естественное непонимание в силу разных интересов и неодинаковой глубины знаний, против которого я ничего не имею, а именно бодающее непонимание. Автор и так объясняет и сяк, но упрямый рецензент стоит на своём: «Не понимаю!» То есть, и не хочет понимать...

      В школьные годы я прочла у Велимира Хлебникова такую фразу – «нужно сеять очи». Была в шоке. Это как же их сеять – сначала вырвать у человека? Какой ужас! Взывала мысленно: «Как же такое зверство пропустили в печать?» Гораздо позже я узнала о восточных учениях, о глазе в пирамиде, масонах, мироустройстве, законах Вселенной, поверила в Бога и т.д. И, спасибо Богу, доросла до понимания образности и философии гения. Так кто виноват: я – незнайка в школьные годы – или знающий Хлебников? Неужели он не должен был писать то, что поймут немногие? Конечно, он имел право поступить на своё усмотрение, а не на моё. На всё воля автора.

      Очень интересна у Лобачевского теория о том, что параллели в конце концов пересекутся. В основе этого утверждения лежит геометрия, философия, представления о времени и пространстве, но практически – они собственные. Хлебников же некоторыми творениями перевёл это в плоскость слова. Это другое время и пространство, не совпадающее с общепризнанными представлениями. Но и теория относительности Энштейна поначалу не была признана. Да и многое другое, что какое-то время отвергалось, потом ложилось в основу наук.

       И моё воображение, как и воображение миллионов людей, будоражит чаша Грааля. Мне хочется понять, есть она или нет, не верю в её магические силы, но есть люди, готовые отстаивать противоположное мнение на шпагах, то есть даже умереть... На нашей планете есть личности, желающие в связке ключей иметь ключ и от галактики. Кто-то скажет: «Бред!» Но это лишь с его точки зрения. А другим так не кажется.

        В результате изучения некоторых материалов я написала:

 

ПО ЛОБАЧЕВСКОМУ

 

                      ...что нужно сеять очи.

                                  В. Хлебников

 

ПАРАЛЛЕЛИ,

пара Ллели,

пар ал Лели,

паралле ли?..

От квантовых 137

да под либретто Парсифаля –

в то, что известно скрытным всем,

и что за чашею Грааля.

Да. Удивительным узлом

связали время и пространство...

С единым (в НОВОМ за углом)

за фикцию раздельных браться...

Где ангел гимны заучил,

тоскует череп о младенце,

брать от галактики ключи –

не даром, а за «слишком дерзкий»!

Сверхточные один + два

и три, но в смысле в том – четвёртом...

Тесны верижные слова,

но три координаты (счётны)

налитый колос выдал мне –

иных миров и геометрий.

Светло от них или темней?..

В угольник переходят метры.

Дверь не прикрыта. Велимир

вошёл, исчез и не жалеет.

Впадаю, как река, в тот мир

на перекрёстке ПАРАЛЛЕЛЕЙ.

И всё ж тревожит без конца,

звуча в каминном зале ночи,

одно – вы сеяли сердца?!

Ты видишь – тот, кто сеял очи?..

Свободы разрослись грома.

Ловить – душой, рукою тоже...

В сознанье плавает тюрьма –

тот ужас, что не прожит...

Мне, Велимир, ещё дай слов,

где нет ни глаз чужих, ни сглаза,

и всё, что с ним произошло,

неточно помнит верный Лазарь.

Молчишь... А пушки ввысь палят.

Нам праздника не будет –

где кости, жизнь пустилась в пляс,

заслышав лунный бубен.

Черствы, как пересохли в зной...

Не понимают души:

закат Вселенной был потушен

не числами – живой слезой.

 

* 137 – число считается основным

в квантовой физике (К. Кедров)

* 1+2=3 – основные координаты Вселенной

(Мифологический словарь)    

 

       Мне говорят: «Непонятно!» И не будет понятно, если не поинтересоваться тем, чем я до сих пор интересуюсь. Сколько там ещё для меня непонятного!.. Но потому и любопытно. Я не запрещаю писать о том, что мне непонятно, а кликаю «мышкой» разъяснение, иду в библиотеку, если нет нужного томика на книжной полке. Читая, понимаю что-то интуитивно, соглашаюсь или не соглашаюсь, у меня появляется своё мнение, меня захлёстывают эмоции, вырисовываются собственные образы, это всё ложится в поэтические строки или прозу.

       Вступая в диалог с Хлебниковым, я считаю, что лучше сеять сердца. От непонимания кто-то воскликнет: «Какой ужас!» Но это не значит, что я не должна полемизировать с поэтами и философами, которые много сказали для нас, потомков, в свою очередь полемизируя с предками.

       Не всем это интересно, они не желают понимать то, что сложно. И не нужно! Только не надо неотступно доставать автора глупыми претензиями. Многие люди не знают, но чувствуют. Молодцы! Есть тот, кто захотел узнать, потому что заинтересовался. Умница! Но противно видеть, что некоторые читатели носятся со своим непониманием, как дурень со ступой, словно это самое дорогое, что у них есть.  

       Как-то так... Относитесь к ближнему с пониманием, а если не хочется что-то понимать, вовсе необязательно это декларировать. За язык же не тянут... Дайте высказаться тем, кому понятно, или тем, кто желает понять.


Свидетельство о публикации № 2646 Автор имеет исключительное право на произведение. Перепечатка без согласия автора запрещена и преследуется...

  • © Наталья Сидоренко :
  • Статьи о поэзии
  • Уникальных читателей: 4 648
  • Комментариев: 7
  • 2012-02-26

Проголосуйте. О понимании и непонимании.
Краткое описание и ключевые слова для О понимании и непонимании:

(голосов:4) рейтинг: 80 из 100
    Произведения по теме:
  • Для чего нужна поэзия
  • Для чего нужна поэзия, чем поэзия обогащает человечество. Основные задачи поэзии, которые она выполняет в обществе. Поэт не должен ограничивать себя только созданием поэзии. Светлана Скорик
  • Поэты и читатели, или кому мы (не) должны
  • Поэт, читатель, автор. Статья о поэтах и читателях, о свободе самовыражения и свободе творческого роста над собой. Должен ли поэт что-то народу или у каждого есть свой читатель. И если поэзия что-то
  • Размышления о литературном заимствовании
  • Статья-размышление о плагиате, компиляции и литературном заимствовании. Является ли это приёмом или человек не в силах создать что-то оригинальное, своё.
  • О Велимире Хлебникове
  • Статья о поэтических экспериментах Велимира Хлебникова и о его сегодняшних последователях. Михаил Перченко.
  • Поэтический образ и образное мышление
  • Статья о развитии образного мышления, об умении видеть мир в поэтических образах. Что нужно поэту для профессионального роста: образное видение, развитие мышления художественными образами.

  • Михаил Перченко 27-02-2012
Не понимать - это сама сущность нашей разности, не зависящая от величины, размеров понимания только своего. Клонов пока не наплодили. Приходится смиряться с возмутительной глухотой и слепотой далеко не глупых людей. Универсальность - редкое явление. Натали, смирись или твори общедоступное, сиречь общеполезное, сермяжное. Понять, почему не понимают, - тоже интересно.
  • Наталья Сидоренко 28-02-2012
Уж лучше пусть меньше поймут, чем писать не так, как душа желает, фальшивить, лицемерить даже с собой. Это отвратительно. Спасибо за отклик и понимание!
  • Михаил Перченко 1-03-2012
Уменье понимать и видеть -
И для того глаза растить
И ум чужой и не честить,
Не сглаживать, не чистить,
Воспринимая лишь банальность истин
Обычной слепотою зрячести.
Своё невежество лелея,
Не пересечётся он с тобой, как параллели.
Порой такой упрямый критик
Невежественней, чем параллелепИтек.
  • Наталья Сидоренко 2-03-2012
Да, да, параллелепИтек, не то, что параллепиитик...
  • Михаил Перченко 7-10-2013
Я во многом параллелен тебе, Наташа. Ты не одинока, можешь не ждать, когда параллели пересекутся.
  • Михаил Перченко 4-07-2015
Чтобы понимать, надо, чтобы мама - лошадь, а не пони - мать Понимание надо искать не у жены, а у человечества Так стиховил Маяковский. Но чтобы выжить среди папуасов, надо читать Леона Измайлова.
  • Михаил Перченко 3-01-2016
Природа бесконечно сложна, но прячет эту пугающую сложность за обезоруживающей, доступной даже папуасам красотой.

Мы творим для других и только, если нас не понимают, для себя.
 
  Добавление комментария
 
 
 
 
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:

Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код:

   
     
О понимании и непонимании