Добро и зло в системе координат

Статья о происхождении добра и зла с религиозной точки зрения. Классификация греха. Малоизвестные сведения. Наталья Сидоренко.


      Всем известна теория теологов о том, что Бог создал 30% зла для того, чтобы на его фоне было понятнее, что такое добро и чем оно ценно. Скажу честно, это у меня вызывало протест и обиду на Бога. Но толкования дают люди, вариант для народа принимается на Вселенском Соборе. Однако есть в христианской религии и другое толкование происхождения добра и зла. Прочла я об этом в книгах для внутреннего пользования в Московской духовной академии. Не буду утверждать, что текст их является сенсацией, но для меня всё же стал открытием. Вот как там пишут.

      Бог не создавал зла. И ангелам и Адаму Бог дал свободу выбора. Воля ангелов, навеки определившихся в ненависти к Богу, первая породила зло, которое есть влечение к небытию, отрицание бытия, творения Божьего, и в особенности неистовая ненависть к благодати, которой мятежная воля ожесточённо противится. Падшие ангелы стали духами тьмы, невообразимыми чудовищами. Будучи по природе ангелами, они обладают необъятным могуществом. Малейший из них мог бы уничтожить землю, если бы Божественная благодать не делала бессильной их ненависть к Божьему творению. Но они пытаются погубить тварь изнутри, склоняя человеческую свободу ко злу. В православной аскетике имеются специальные термины для обозначения различных воздействий, оказываемых духами зла на душу человека. «Помыслы» – или образы, подымающиеся из низших областей души, из подсознания, затем «прилог» – ещё не искушение, а наличие посторонней мысли, пришедшей извне и введённой враждебной волей в сознание. Это не грех. Грех начинается при «сочетании» ума с приходящей мыслью или образом. Человек согрешил свободно – проявил интерес или внимание, указывающее на согласие с вражеской волей.          

         Самого по себе зла нет. Оно является действием демонов или человека. Человек пытается оправдаться перед Богом, а нужно раскаяться. Адам сваливал вину на Еву, Ева – на Змия… Но грех всегда совершается по собственной воле, иначе это был бы не грех, а насилие. Восточная Церковь (православная) говорит о том, что, будучи образом Божиим, человеческая личность преднаправлена к своему Первообразу; её природа должна неудержимо устремляться к Богу, но по своей воле,  которая есть сила духовная и разумная. Адам согрешил в раю – в вечности. Расплата за грех – смерть, дабы не стал он вечным. Чтобы теперь прийти к соединению с Богом, к которому призвана тварь, нужно преодолеть тройную преграду: грех, смерть и природу. Человеческая природа должна восторжествовать над грехом и смертью. Адам пал во грехе, вместо того чтобы устремиться к Богу со столь близкого расстояния... Своим крестом Христос соединяет рай с земной реальностью. Соединяет землю с небесными сферами – с небом чувственным; затем проникает в эмпирей, проходит сквозь жерло ангельских иерархий и соединяет небо духовное, мир умозрительный с миром чувственным. Наконец, приносит в дар Отцу всю полноту соединений в Нём вселенной, как новый космический Адам, соединяющий тварное с нетварным. Христос принёс искупление и дал возможность роду человеческому через Него победить смерть.  

      Апостолы воплощали в жизнь слово Христово об отношении высших к низшим так: «Кто хочет быть первым, да будет всем рабом». Апостол раскрывал высшую тайну христианского «начальника»: «Я унижал себя, чтобы возвысить вас». Властью не пользовались. Не властью, а любовью привлекали к Христу. «Для всех я сделался всем». «Будучи свободным, поработил себя, дабы больше приобрести…» Откровение – сердечное знание. В таком случае вера стаёт кровью сердца. Но уже в четвёртом веке Святой Иоанн Златоуст заключил: «Всё подверглось изменениям. Причина в том, что охладела любовь». И заключил: «Непозволительно христианам ниспровергать заблуждения принуждением и насилием; нам заповедано словом, убеждением и кротостью совершать спасение людей».

      Не лишь Маркеон (по прозвищу некоторых священников – первенец Сатаны) заметил, что Бог Ветхого Завета не может быть Богом благодати, спасения и любви. Он – властный пламень, немилосердный судья, справедливый, но не добрый. Хотя и справедливость его относительна… Если учесть, что Бог обрекает всех на гибель за грех и вражду, то придётся признать, что Творец зол, и злы его творения. Даже обещанный им Мессия, который грядёт, придёт как воитель, чтобы поработить землю иудейскому народу… Вот и растолковывают теперь святые отцы, исходя из других соображений, что на самом деле Бог – добро, любовь. Он зло не творил. Зло существует лишь тогда, когда его совершает тварное существо, в частности человек. Источник мирового зла – Сатана. Маркиониты говорили: «Истинный Бог чужд и неведом миру и Творцу его. Он бесстрастен и безгневен, Бог искупления. Его не надо бояться, его можно только любить». Получается, что есть Истинный Бог, сотворивший Вселенную, Он силой своей мысли и Божественной энергией создал Творца, который сотворил человека по образу и подобию своему…

        Затем весь мир потянулся к «Вселенскому Добру и Разуму» в виде Троицы. Иисус говорил о себе: «Я не родился и не был младенцем, принял видимое тело Иисуса, созданное людьми, и пришёл к вам как Бог. Я спасаю грешников, потому что праведники именно ко мне менее восприимчивы. Силой, мне даденной Отцом, я и в аду спасу тех, кто ко мне обратится».

       Другие отцы Церкви настаивают на том, что Христос родился после непорочного зачатия, выхода из ада нет… Где правда, если Евангелии – подделки,  послания апостола Павла, слышавшего Христа своими ушами, искажены? Каждый корректировал на своё усмотрение. Но ближе к книгам.

       Необходимо помнить, что еврейское слово ???? тора означает прежде всего «повеление» или «заповедь», т.е. речь должна идти, в конечном счёте, о письменной фиксации данного Богом откровения, причём такого, которое требует прямого исполнения со стороны тех, к кому оно обращено. Нельзя отходить от заповедей.

        Но каждый судит о них со своей колокольни, а потом высшее духовенство едва сводит концы с концами, что-то оправдывая, что-то запрещая…

        Конкретика о бессмертии. Философы и теологи искали её и находили. Например, по Иринею так – через 6000 лет после сотворения мира явится и воплотится в Антихриста Сатана, который сосредоточит в себе всё зло. И тогда же наступит время второго пришествия Христова и суда, и мир окончит своё эмпирическое бытие. До той же поры души умерших находятся в определённом для них невидимом месте, чтобы с пришествием Христа вновь приять свои тела и, совершенно воскреснув, то есть телесно, как в своё время Господь воскрес, царствовать со Христом 1000 лет и наконец достичь блаженного Богосозерцания. 

       Имя Оригена живёт как имя основателя мистического толкования Священного Писания. По происшествии полутора веков после его смерти, в 553 году, на V Вселенском Соборе оно было осуждено Церковью. Затем это толкование существовало видоизменённое. Бесплотность Бога породила много споров. Бог, как Дух чистый, не мог, согласно мнению Оригена, иметь форму. Существо существ, Источник жизни в мире телесном, Источник добра и истины в мире нравственном, Он принимал определённый образ лишь в особых случаях, когда хотел явиться людям. Другие священники толковали Ветхий Завет буквально и утверждали: «В Библии сказано, что Бог сотворил человека по образу и подобию своему, Священное Писание часто упоминает об очах, ушах, руках Божиих, о его гневе, раскаянии. Итак, Бог походит на человека и имеет плоть». Это толкование считалось истинным. Оригенистов толкователи Ветхого Завета назвали атеистами. Так что,  священники и монахи, проповедовавшие человекообразного Бога, не верили в Святого Духа, создавшего человека… Они считали учение о Святом Духе опасным для веры и разума. Оригенистов не допускали к причащению, Оригена называли сыном Сатаны, ведущим народ путём погибели… А если ещё вспомнить папирусы племени Майя, в которых речь идёт о богах-человеках, сошедших с неба…

     Со слов верхушки духовенства того времени, получается, что Бог – человек. А только потом прижилась видоизменённая теория… Патриарх Феофил приказал всем почитать Оригена и быть его последователем, а всех остальных предавал анафеме. Таким образом, и великий Иероним, начавший борьбу с оригенизмом в Вифлееме, получил проклятие. Бестелесность Бога проповедовали просвещённые, так они себя называли. Но вскоре и Феофил заявил, что по точному смыслу Священного Писания можно предположить голос, очи, уста и тело, потому что так говорит Библия, а Библия – «достовернейший источник истины». Он восстал против атеистов, отрицающих личность Бога, и приказал сжечь все книги Оригена и его последователей. Представителями истинного Православия считались проповедники человекоподобного Бога.

      А сейчас и сотни учённых заявляют, что на землю человек был доставлен в таком виде, как мы сейчас. Раскопки показывают, что сначала человек был практически идентичен нам, и только после ледникового периода появились неандертальцы, то есть люди, приспособившиеся к обстоятельствам. И находят останки пятиметровых людей – то ли атлантов, то ли инопланетян...

Свидетельство о публикации № 2669 Автор имеет исключительное право на произведение. Перепечатка без согласия автора запрещена и преследуется...

  • © Наталья Сидоренко :
  • Публицистика
  • Уникальных читателей: 2 434
  • Комментариев: 17
  • 2012-03-02

Проголосуйте. Добро и зло в системе координат.
Краткое описание и ключевые слова для Добро и зло в системе координат:

(голосов:3) рейтинг: 60 из 100

  • Михаил Перченко 2-03-2012
Хаос был. Хаос остаётся. Но мне, ей Богу, интересно. Ори,-ген, ори. Недостоверность достоверна.
  • Наталья Сидоренко 3-03-2012
Мне было особенно интересно читать о том, что духовенство прежних лет требовало считать Бога человеком, а тех, кто называл Его Духом, записывали в отступники и предавали анафеме. До чего же всё меняется не только в политике (например, Мазепа), но и в христианской религии, где догмат считается священным и от него нельзя отступать априори.
  • Лео 4-03-2012
"Получается, что есть Истинный Бог, сотворивший Вселенную, Он силой своей мысли и Божественной энергией создал Творца, который сотворил человека по образу и подобию своему…". Первый раз такая "двуступенчатая трактовка" попадается мне на глаза. Интересно. Спасибо.
  • Наталья Сидоренко 4-03-2012
"Наука вошла в ту фазу, когда она подтверждает, прямо или косвенно, ряд положений религии."
Академик Наталья Бехтерева

"В мире объективно существует то, что нематериально. "
Академик РАН Б. Рауншенбах

"Математически доказано, что за пределами физического мира существует еще более сложно организованный волновой мир."
Академик Шипунов

150 учёных с мировым именем подписали заявление о том, что есть душа и Бог. Много любопытного происходит в последнее время. Спасибо, Лео, за проявленный интерес!
  • Сергей Петров 5-03-2012
Вызывает симпатию Ваша статья, уважаемая Наталья Сидоренко, хорошей эрудицией в этом вопросе.
Вот только маленький нюанс: немножко осталось непонятным, какой моральный (духовный) итог статьи? Какова Ваша позиция по предмету рассмотрения? Статья законстатировала факты, но не дала выводов. Впечатление, что читателя вели-вели к чему-то, а потом оставили на полпути и исчезли.
А очень хотелось бы знать мнение такого мыслящего человека, как Вы, по этому вопросу!
С уважением, С.П.
  • Наталья Сидоренко 5-03-2012
Это даже не статья, Сергей. Информация для сведения. Но Вы правы, напрашиваются и размышления по поводу. Получается, что священные книги пишут люди, а людям свойственно ошибаться. Ссылки на откровения с неба не оправдывают, потому что "откровения" в разные времена противоречат друг другу. Так что же, Бог не определился сам в себе или не знает правды о себе?.. Такого не может быть. Но духовный итог: Бог есть, и это главное. Человек верит или не верит, Бог ему доказывает своё существование или не доказывает - каждому по мере понимания и желанию познать. Я до слёз не верила . В юности комсомолка Титова аж плакала, так доказывала, что Бога нет. Но потом убедилась, что есть. То, что Он всё ещё непостижим, говорит о необходимости тянуться в духовном развитии ввысь. Что-то понимается интуитивно, что-то посредством внезапного мистического опыта. Противоречия в пояснениях священников - не повод для атеизма.
  • Лео 5-03-2012
И "теизм", и "атеизм" - пока лишь только два равноправных вида веры: что Он есть, и что Его нет. На мой взгляд, на 100% утверждать ныне любую веру некорректно. "Скорее всего, что ... ", а дальше может идти то или иное мнение. Одно абсолютно понятно - с Богом жить психологически гораздо комфортней, чем без. Когда Спаситель рядом, можно и Днепр вплавь пересечь. Поскольку вера в Бога (без всяких шуток) полезна для здоровья, то материалы, содержащие атеистические взгляды, следовало бы предварять надписью: "Не для верующих в Бога!". Мне думается, что упомянутым "разноверцам" не очень полезно посещать одни и те же дискуссионные клубы "на эту тему" - пусть существуют параллельно, здоровее будем мы все.
Для уважаемой natalisidorenko. Число учёных с мировым именем не имеет решающего значения для нахождения истины. История знает немало примеров победы одного мнения (и не только на темы религии), вопреки огромному числу сторонников устоявшегося ранее иного мнения : "А баба Яга - против!"
  • Гений Непризнанный 5-03-2012
Цитата: natalisidorenko
150 учёных с мировым именем подписали заявление о том, что есть душа и Бог

Вопрос о наличии у него души каждый решает сам.
  • Наталья Сидоренко 5-03-2012
Вы правы, genius, христианство шло по костям. Но духовенство уже принесло свои извинения, признало вину своих предшественников. Ощущать в себе душу или не ощущать, каждый решает сам. Нельзя навязывать. Поэтому и акцентировала в своём материале на следующем - "Не властью, а любовью привлекали к Христу". Апостолы. После всё изменилось.

Лео, я не осуждаю атеистов, не призываю с ними бороться. В полной мере признаю равноправие. А вот утверждать веру не на 100% - это невозможно. Нельзя быть немножко беременной. Если человек верит, то верит. А если не на 100%, то сомневается. Я специально в своих комментариях пишу о своей вере в Бога, а не Христа, Аллаха, Будду, для того, чтобы никого не потеснить в свободе вероисповедания.
Конечно же, и мнение тысячи учёных не возымеет решающего значения в вере в Бога. Для меня это собственное открытие. Но я прислушиваюсь к результатам проведённых опытов и на своё мнение выбираю для меня приемлемое, соглашаюсь с неоспоримыми доказательствами. Например, эксперимент с огнём у мёртвого тела - в течении трёх суток усопший реагирует на возможный ожог, датчики это фиксируют. Учёные говорят, что это реакция на уровне тонкой материи. Если кто-то оспорит, это его право.

Наверное, надо пояснить, почему Бог доказал мне своё существование. Мой прадед был священнослужителем, прабабушка - игуменьей московского монастыря вплоть до 1917 года, бабушка посвятила себя Богу с 28 лет. У нас на роду так написано. Так как я не верила своим предкам, считала их тёмными (из-за искривлённого коммунистами сознания), то Бог сам мне всё показал. Не должна я была оставаться в своём заблуждении. Но я в этом материале только показала интересные моменты в религии, высказала своё мнение в комментариях по просьбе Сергея Петрова, но ни в коем случае ничего не навязываю, горячо спорить не буду, клеймить тем более. Во все века прогрессивная часть человечества задавалась вопросами религии, поэтому я и сочла, что материал будет интересен. Резонанс это подтверждает. С огромным уважением ко всем Наталья Сидоренко.
  • Лео 5-03-2012
С не менее огромным уважением к Вам, natalisidorenko! Вы мне сами подсказали одну мысль: если бы в Украине, например, все христиане были истинно верующими, то у нас на улицах (хотя бы зимой) не ночевало бы ни одного "бэзхатька" (бомжа) - всех бы сердобольные христиане разобрали по своим хатам. Ведь "полюби ближнего, как самого себя", правда? Возможно есть такие благородные примеры, но они не носят достаточно массового характера, тогда как нательными крестиками увенчали себя почти все. При этом я никоим образом не злорадствую и не хотел бы, чтобы Вы восприняли эту сентенцию как некое уничижение с моей стороны. Праведная вера поистине заслуживает всяческого уважения.
  • Наталья Сидоренко 5-03-2012
Хочу привести один пример о верующих людях, Лео. Как-то нам с сестрой в поезде одна гражданка дала свой адрес и предложила приехать к ней в Закарпатье, она бы устроила нас в санаторий за полцены, потому что все предпочитают встречать Рождество дома. Мы приехали. Лес, вечер, село без гостиницы, а гражданка по такому адресу не проживает, и никто её не знает. Зачем она так сделала - не понятно. Тут один пожилой мужчина предлагает женщине, проживающей по данному адресу: "Так пусть у меня переночуют. У меня дом большой, всем места хватит". А женщина говорит: "Вот ещё чего. Ко мне Бог под Рождество гостей прислал, а я их в дом не пущу, не угощу по-праздничному". Ещё одна женщина говорит: "Я вас помирю. Ко мне уже три года дети из-за границы не приезжают. Так пусть девчата у меня погостят бабце на радость". А если бы мы аферистками были, приехали с целью ограбить?.. Но не думали добрые люди об этом, не хотели ближнего обидеть подозрениями. Приняла нас незнакомая женщина, как дорогих гостей.
  • Михаил Перченко 10-03-2012
Каждый должен решить, есть ли у него душа и представляет ли она частицу Бога. Ведь если Бога нет, то что такое совесть? Мне такая позиция по душе, даже одни и те же люди бывают разными: то бездушными. то душевными, а то и душевно больными. Какие только фортели не выделывает в нашем теле душа. Бог в каждом из нас. Ощутимо. В виде души. Всё остальное, иное отношения к человеку не имеет.
От всей души М. П.
  • Наталья Сидоренко 11-03-2012
У Платона – «говоря "все", я имею в виду тех, кто живёт сообразно с природой, а не тех, кто огрубел настолько, что не может, подобно летучим мышам, смотреть на солнечный свет и считает, будто существует только то, что доступно ощущениям, нимало не задумываясь об умопостигаемом». Душу можно постичь умом.
А Сократ считал, что душу надо воспитывать. Оттого и бывает то хорошей, то плохой - насколько воспитали данное свыше...
Душа ощущается - абсолютно согласна с Вами, господин Перченко! И болит, и легко на ней бывает, то светло в ней, то мрачно...
  • Безух Юрий Валентинович 27-06-2012
Во-первых, спасибо за хорошую, умную, душевную статью. Жаль, что она не попалась мне на глаза раньше. Во-вторых, маленькое замечание: цитируя Священное письмо, надо давать ссылки. Поверьте моему опыту, Библию перевирают безбожно. Простите за тавталогию. Тема добра и зла -одна из центральных, и не только для верующих. По крайней мере, я сейчас усердно "копаю" эту тему. Самое умное, что нашел, это Джон Толкиен. Сильмариллион. глава 1 песнь Айнуров. Любопытствующим она, может, и ни к чему, а вот ищущим почитать стоит. И отдельное спасибо за ненавязчивый характер статьи.
  • Нино Скворели 2-04-2013
Цитата: Наталья Сидоренко
Б. Рауншенбах

это был наш лектор по Космонавтике и Теормеху. Вечером читал лекции по иконописи.
А вот на Шипунова я бы не стала ссылаться.

Цитата: Наталья Сидоренко
духовенство прежних лет требовало считать Бога человеком, а тех, кто называл Его Духом, записывали в отступники
очень опрометчивое заявление. Нужно просто прочитать основные положения Христианства, как в геометрии аксиомы.
Если бы отступники (или еретики) не гнали Церковь Христову, никуда бы их не записывали. Поучительна история Ария. Второе, греческий настолько разнообразен против Латыни, что в нем бывает невозможны переводы на скупую латынь. 10 против 1 синонима.

В Иисусе Христе две природы Божия и человеческая, т.е Он есть воплощенный (во плоть) , вочеловечившийся Бог, ипостась Сына. См. Символ Веры.
Насчет "гражданки": очень Вы уж легковерная, сударыня! Вообще эти эпизоды не единичны. И давно обсмеяны.
Вон в Москве, или другой какой столице еще и сорок лет назад попросились бы на ночь в коридоре посидеть, там уже тогда были запертые подъезды.
Цитата: Наталья Сидоренко
духовенство уже принесло свои извинения, признало вину своих предшественников

это касается католиков с их изобретательным "исследованием" = инквизицией. Они вообще массу документальных глупостей наделали.
Можно верить не вполне. Это более часто встречающееся явление, чем 100%. Сколько угодно. Греция вся развалилась.
Цель веры не соглашательство, а спасение души. Есть выбор, можешь не спасать. А атеистами раньше обзывались, а потом это слово стало определенной категорией.
Сатана ни в кого воплощаться не будет, слабо ему. Но будет человек, сомнительного происхождения, который будет хорош собою, речист, харизматичен, полностью подчинится сатане и соблазнит Человечество, кроме малого числа верных.
Есть мнение Церкви, а есть частное: у Иринея, Оригена, Осипова (которому 31 марта было 75 - молодец!!!), у д. Кураева. Просто миссионером быть трудно. Очень сильные нападения.
Хочу заметить, тело человека - дом Духа Святаго, это в служебных молитвах отражено. А Единый (Триединый) Бог имеет три ипостаси: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. Бог творил добро, ничего злого не творил, а зло существует только как грех отступника. Мы все поражены грехом (страстью, болезнью), покуда грех первородный от Адама, да и грехи родов наших. Последнее - вопрос дискутируемый. Но, к сожалению, генетика испорчена у подавляющего числа людей.
А бабу ягу спрашивать не будем, Ин Златоуст говорил, спросим здорового, а больной про больное и скажет. Так что будем здравы!
  • Леонид Овчинников 3-04-2013
Цитата Натальи Сидоренко:
«Патриарх Феофил приказал всем почитать Оригена и быть его последователем а всех остальных предавал анафеме» !!! Однако?

Правда из «Викпедии», но всё же…

«Патриаршество Феофила было отмечено борьбой с язычеством и противостоянием оригенизму.»
«Епифаний Кипрский, убежденный противником Иоанна Златоуста епископом Александрийским Феофилом, напротив, видел в Оригене источник всевозможных ересей и ок. 375 г подверг его «вольнодумство» систематической критике…»

Цитата: Nino_Scvorely
Нужно просто прочитать основные положения Христианства, как в геометрии аксиомы.

Очень правильное замечание, Нино. Тем более в отношении данной статьи (пусть простит меня автор). И в целом, ваш комментарий - точен.
С уважением, Леонид.
  • Нино Скворели 3-04-2013
Цитата: Леонид Овчинников
Правда из «Викпедии», но всё же

В Вики не Бог сидит, а такие же как мы грешники. У меня на Прозе Ру был стих "Слово Бог и слово Колизей" - мне тоже цитату от "новых" историков привели, что в Колизее христиан левушки не ели, но у них и Нерон добрый друг и Гитлер парнишка "свой в доску". Меня "поэты" от эзотериков чуть не сгрызли.
Леонид. хорошо, что Вы согласны в положениях относительно христианства. Было бы замечательно, если бы мы все не " тему разрабатывали", а жили во Христе и писали о чем знаем наверняка.
 
  Добавление комментария
 
 
 
 
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:

Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код:

   
     
Добро и зло в системе координат