Завещание Гоголя

Статья о Гоголе, о его духовном завещании. О малороссийстве, русском духе и политико-конъюнктурных интересах. Павел Баулин.


1 апреля 1809 года на Полтавщине в селе Сорочинцы Миргородского уезда родился будущий гений русской прозы и драматургии Николай Васильевич Гоголь. Родители – малороссийские помещики средней руки (1000 десятин земли да 400 душ крепостных). Отец, Василий Афанасьевич, служил по почтовому ведомству, дворянин во втором поколении, унаследовал титул от Афанасия Демьяновича Гоголя-Яновского (деда писателя), который был жалован последнему Екатериной II как представителю казацкой старшины. Мама, Мария Ивановна (урождённая Косяровская), по преданию – первая красавица губернии. Замуж за 28-летнего Василия Афанасьевича вышла в возрасте 14 лет, родив ему впоследствии шестерых детей.

Окончив Нежинскую гимназию высших наук с оценками «очень хорошо» и «превосходно», девятнадцатилетний Николай Васильевич отправляется в Петербург, где заслуженно делает стремительную литературную карьеру. Вышедшие в 1831 году «Вечера на хуторе близ Диканьки» превратили Гоголя не просто в знаменитость – в Питере даже возникает мода на малороссийство: песни, фольклор и прочее. Менее чем через четыре года писатель издаёт сборник «Миргород», среди повестей которого – «Тарас Бульба», «Вий». 19 апреля 1836 года в столице Российской Империи – премьера гоголевского «Ревизора», на которой присутствует сам Государь Николай I.  Спустя месяц – премьера в Москве. Чуть позже Гоголь пишет свою непревзойдённую повесть «Шинель» (помните пророческое признание Достоевского: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели»...»?!).

Добавим к этому дружбу молодого писателя с Пушкиным (это Александр Сергеевич подсказал Гоголю сюжет для «Ревизора», да и для будущих «Мёртвых душ»), Жуковским, Вяземским, Языковым...

Впрочем, я не собираюсь пересказывать или как-то интерпретировать творческую биографию Н. В. Гоголя. Она хорошо известна любому мало-мальски образованному человеку. Я о том, как чудовищно нелепо делить Гоголя между современными Россией и Украиной. Судьба и творчество Гоголя стали нерушимым символом единства двух кровно связанных народов. Он – свой, что для россиянина, что для украинца; он – общерусский гений. Сегодня феномен Гоголя утверждает: духовные узы (да и ментальные тоже) внутри православно-славянской цивилизации не разрубить, не разорвать никакими границами!

 

Но как недавний юбилей писателя отмечала официальная Украина?

По сути, бандитской и брехливой приватизацией Гоголя. Представляли Николая Васильевича «щирим українцем», чуть ли не приверженцем Мазепы. Оскверняли безжалостными «перекладами на державну мову», заменяя везде, где у писателя было «русский» или «Русь» на «украинский» или «Украина». И плевать хотели кликуши «эвропэйського выбору» на европейские же конвенции (Бернскую, Женевскую) по охране литературных произведений и авторских прав. Некий «академік-літературознавець» пишет душещипательную статью о том, что Шевченко и Гоголь – это две половинки «українського серця» (хотя известно, каким словом патриот Отечества Н. В. Гоголь определял так называемую гражданскую поэзию Т. Г. Шевченко – «дёготь»!). Был даже проект чеканки монеты и печатания почтовой марки с изображением Николая Васильевича в украинской вышиванке.

И в то же время (вот он – характерный образчик украинского державного лицемерия!) в общеобразовательных и университетских программах Гоголь загнан в резервацию «іноземної літератури».

Но, слава Богу, Николай Васильевич сам оградил себя от попыток всей этой мерзости использовать его в низменных политико-конъюнктурных интересах! Гоголь как-то писал другу – поэту Николаю Языкову: «Бей в прошедшем настоящее, и тройной силой облечётся твоё слово». И Николай Васильевич меткой наводкой бьёт из прошлого по нынешним фальсификаторам повестью «Тарас Бульба».

Всё это произведение пронизано мыслью о нерасторжимом единстве Малой Руси – Украины и Великой Руси – России. Недаром Гоголь называет запорожское казачество «широкой разгульной замашкой русской природы». Для справки: никогда не существовало никакого «украинского» казачества! Казачество на Малой Руси было исключительно запорожским. И в сознании казаков земли Войска Запорожского (тогдашнее название Украины) – неотторжимая часть необъятной земли Русской. О ком говорит Тарас Бульба? О «лучших русских витязях на Украйне».

В ставшем священным слове о товариществе Тарас снова возвращается к этой мысли: «Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей». Ему вторят и Мосий Шило: «Пусть же стоит на вечные времена православная Русская земля и будет ей вечная честь!», и Балабан, и Степан Гуска, и другие «добрые казаки». Все они себя причисляют к воинству Русскому и считают защитниками Русской земли.

И, словно бесценный дар, словно завет славных предков, мы, граждане сегодняшней Украины, воспринимаем предсмертные слова Бульбы: «Уже и теперь чуют дальние и близкие народы: подымается из Русской земли свой царь, и не буде в мире силы, которая бы не покорилась ему!». И уже охваченный пламенем мученического костра: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила Русскую силу!».

 ...Я понимаю, Гоголь не может быть канонизирован как святой. Но его нестяжание благ земных (ни собственного дома, ни семьи, ни богатства; после смерти осталось лишь несколько серебряных монеток да рукописи, не сожжённые в роковую ночь), его строгий монашеский пост и молитвы и, главное, его завещание нам, русичам по крови и по духу, жить в спасительном единстве, лично для меня делают Гоголя святым. Святым патриотом Единого и Неделимого Отечества.

 Что в завещании Тараса Шевченко? Образ врага, призыв к кровопролитию. Что у Гоголя? Образ друга, призыв к единству как искреннее побуждение разума и сердца. Даже в личной переписке – его завещание нам.

12 декабря 1844 года. Из письма фрейлине Смирновой: «Сам не знаю, какая у меня душа, хохлацкая или русская. Знаю только то, что никак бы не дал преимущества ни малороссиянину перед русским, ни русскому перед малороссиянином. Обе природы слишком щедро одарены Богом, и, как нарочно, каждая из них порознь заключает в себе то, чего нет в другой, – явный знак, что они должны пополнить одна другую. Для этого самые истории их прошедшего быта даны им непохожие одна на другую, дабы порознь воспитывались различные силы их характера, чтобы потом, слившись воедино, составить собою нечто совершеннейшее в человечестве».

Нелогичным, бессмысленным считал Николай Васильевич противопоставление русского и украинского, тем более – вражду русского с украинским. Он почитал это – губительным для обеих сторон единого целого – «совершеннейшего в человечестве».

 

2009 г.

Избранное: вопросы литературы
Свидетельство о публикации № 2712 Автор имеет исключительное право на произведение. Перепечатка без согласия автора запрещена и преследуется...


Проголосуйте. Завещание Гоголя.
Краткое описание и ключевые слова для Завещание Гоголя:

(голосов:4) рейтинг: 100 из 100

  • Андрей Ковтун 8-03-2012
Не совсем согласен с оценкой "Заповіту" Т. Шевченко. "Кровопролитие" - не очень удачное слово. Лучше сказать, это призыв к освобождению от кайданов, а не к кровопролитию.
И я обеими руками за тезис Гоголя, что Украина и Россия должны дополнять одна другую, а не враждовать.
  • Павел Баулин 8-03-2012
Андрей! Не только в "Заповіті" дело.
Ну, посмотри к чему он призывает:
… треба миром,
Громадою обух сталить
Та добре вигострить сокиру
Та й заходиться вже будить…

…Гайдамаки
Гуляють, карають;
Де проїдуть - земля горить,
Кров'ю підпливає.

Максім ріже, а Ярема
Не ріже – лютує:
З ножем в руках, на пожарах
Днює й ночує.
Не милує, не минае
Нігде ні одного...
Крові мені, крові!
Шляхетьської крові, бо хочеться пить,
Хочится дивитись, як вона чорніє,
Хочется напитись...

Прокинулись ляшки-панки,
Тай не повставали:
Зійшло сонце – ляшки-панки
Покотом лежалі.
Червоною гадюкою
Несе Альта вісті
Щоб летіли круки з поля
Ляшків-панків вісті...
Закрякали чорні круки,
Виймаючи очи;
Заспівали козаченьки
Пісню тії ночі...


Як понесе з України
У синєє море
Кров ворожу…

І вражою злою кров'ю
Волю окропіте...

И т.д.

А вот как охарактеризовал Тараса Шевченко уважаемый националистами поэт Евгэн Маланюк:
Не поет — бо це ж до болю мало,
Не трибун — бо це лиш рупор мас,
І вже менш за все — “Кобзар Тарас” –
Він, ким зайнялось і запалало.
Скорше — бунт буйних майбутніх рас,
Полум’я, на котрім тьма розтала,
Вибух крові, що зарокотала…
  • Андрей Ковтун 9-03-2012
Да я всё понимаю. Но слово "кровопролитие" имеет криминальный смысл. А у Шевченко это другое. Это борьба во благо народа.
  • Татьяна Гордиенко 9-03-2012
Проза Гоголя просто великолепна. А язык, которым она написана, безгранично прекрасен. Гоголя вообще надо читать только вслух, чтобы ощутить всю прелесть его. Безусловно, он гражданственен и патриотичен. Спасибо Павлу Борисовичу, что затронул эту тему. К сожалению, не все политики читают Гоголя, иначе, верится, многое в Украине было бы по- другому.

Шевченко вроди бы тоже стоял на позиции борьбы с панство, в том числе и польским.

А по какому поводу спор, ребята???
  • Виктория Сололив 9-03-2012
Ув. Павел, спасибо за Вашу честность и смелость. Я давно уже думаю над этим же... И думаю так, как Вы. Но страшусь даже читать эти "кровавые строки" и говорить о них. Написала "Добрый Заповіт" на украинско-русском языке. Я себя причисляю к двуязычным, с особой, русско-украинской душой...
Очень благодарна Вам. С ув. В.С.
  • Павел Баулин 10-03-2012
Правильнее (корректнее) спор о Тарасе Шевченко перенести в комментарии тех статей, которые будут посвящены ему. Давайте с этим согласимся. Здесь – о Н. В. Гоголе.
С уважением,
П.Б.
  • Валерий Кузнецов 12-09-2012
Павел Борисович, нельзя не оценить Ваше мужество. На правду ведь, как на солнце, многие не могут смотреть, - я о Шевченко.
  • Валерий Кузнецов 1-07-2013
Идеи письма Гоголя к Смирновой могли бы стать основой государственных культурных программ России и Украины... Если бы вдруг возобладал здравый смысл...
 
  Добавление комментария
 
 
 
 
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:

Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код:

   
     
Завещание Гоголя