Эстафета литературного наследия

Литературное наследиеЛитературное наследие: проблемы литературного краеведения, сохранение литературного наследия незаслуженно забытых писателей. Чем можно помочь для сбережения литературного наследия умерших или уехавших литераторов.


Литературному наследию сильных, но по каким-либо причинам недостаточно известных местных авторов далеко не везде уделяется должное или вообще хоть какое-то внимание. И не только со стороны местной прессы (ей обычно подавай что-нибудь с привкусом сенсации – талант здесь не играет роли). Увы, но областные и районные писательские организации тоже порою ох как далеки от проблемы литературной эстафеты. Опыт они предпочитают передавать исключительно свой и своих широко известных земляков, притом чисто в виде перепечатки и без того хорошо публиковавшихся в своё время произведений. Фактов, когда современные авторы воскрешали бы память о незаслуженно забытых именах или произведениях, когда бы обобщали и передавали другим опыт, открытия и достижения своих оставшихся в тени предшественников, я знаю немного. Очень хороший в этом плане процесс пошёл в Ровно: там местные литераторы, и сами обладающие немалым талантом, тем не менее, приложили много усилий для воскрешения из забытья писателя Александра Кондратьева. Они не только опубликовали его творчество, но провели научную конференцию и издали исследования по жизни и произведениям своего земляка. Или, скажем, электронная антология «Русская поэзия Чернигова (двадцатый век)» – это первая попытка познакомить читателей с творчеством русских поэтов Черниговщины, обойдённых вниманием читателя: в то время как в областных и республиканских газетах ежегодно публиковались стихи нескольких десятков черниговцев, пишущих на украинском языке, очень интересные русские авторы из этой же области прессой просто игнорировались. Есть неплохие наработки в плане пропаганды неизвестного литературного наследия в Луганске, Донецке, Николаеве и Одессе: выходят статьи, проводятся вечера для горожан – хочется верить, со временем эта деятельность закрепится в исследованиях и серьёзных обобщающих публикациях.
Если бы у нас в городе существовал Литературный музей, как во многих других областных центрах и даже в некоторых совсем небольших городах (например, в музее Старого Крыма есть экспозиция рано умершей прекрасной поэтессы Татьяны Алюновой), можно было бы тетради, фотографии, рисунки, письма, подписанные книги, незаконченные произведения и другие материалы, остающиеся от умерших литераторов, передавать туда. Следовало бы его создать – хотя бы в виде экспозиций в Запорожской областной научной библиотеке или в краеведческом музее. Но поскольку музея нет и пока не нашёлся человек, который смог бы организовать экспозиции, материалы хранятся у каких-нибудь друзей и родственников, а все мы люди и ходим под Богом, – значит, нельзя гарантировать сохранность. Это наглядно продемонстрировало исчезновение части литературного наследия Татьяны Мозоленко, у которой родственников не осталось. Хотя, к сожалению, зачастую даже родственникам глубоко наплевать на литературное наследие. Они и при жизни-то не больно нас, пишущих, жалуют – как «чудиков» и «людей не от мира сего». Другое дело, когда умирает мировая знаменитость, – а все мы, рядовые граждане страны Поэзии, по сути, не нужны никому, кроме нескольких близких друзей.
Это понимал и Юрий Каплан, создатель Конгресса литераторов Украины, включавший в свои огромные антологии русской поэзии Украины всех значительных столичных и провинциальных авторов, и умерших тоже. Каплан был не только талантливым организатором литературного движения и крупным поэтом, писавшим в современной манере. Его подвижническая деятельность по изданию восьми антологий, в том числе «Библейских мотивов в русской лирике ХХ века»,  не зря была отмечена почётной грамотой Верховной Рады, высшей наградой Украинской Православной Церкви – орденом князя Владимира, а также медалью Пушкина.
В нашем городе к идее опубликования малоизвестного наследия потенциальные спонсоры до сих пор относятся с безразличием Никому оно не нужно – ни государству, ни различным фондам. И если опубликованием наследия украинских запорожских авторов буквально в последние несколько лет начала активно заниматься областная организация Национального Союза писателей Украины при поддержке предприятий и облгосадминистрации, то проблема с запорожскими литераторами, писавшими по-русски, так и остаётся нерешаемой. Лишь в двух случаях удалось немножко сдвинуть дело с мёртвой точки: в 2007 г., когда Юрий Каплан делал всеукраинскую антологию «Украина. Русская поэзия. ХХ век», и в 2008 г., когда председатель запорожского отделения НСПУ Григорий Лютый выпускал антологию поэзии запорожского края «Обрус». В эти два издания удалось подать несколько стихотворений некоторых умерших и уехавших поэтов, но ведь это капля в море!
Сохранением и опубликованием литературного наследия я занимаюсь давно, ещё с 90-х годов: целенаправленно следила за публикациями, вырезала, фиксировала всё, что касается талантливых запорожских литераторов. Поэтому когда те, о ком я собирала материал, умирали или уезжали, а я так и не успевала с ними познакомиться, то мне, по крайней мере, было из чего составлять их подборки и библиографии. Уже тогда мы потихоньку публиковали кое-что из этого в разных выпусках международного альманаха «Провинция», который совместными усилиями на средства участвующих авторов выпускали с 1997 по 2010 гг. Кое-что удавалось подавать в киевский международный «Ренессанс», в областную газету «Верже». Как только запорожское отделение Конгресса литераторов за полтора года выступлений с концертами заработало достаточно, чтобы издать коллективный сборник «Открытие», было решено часть его посвятить публикации некоторых наших предшественников. А воспоминания Каплана, которые вошли в наш сборник, он написал специально для этого издания, по моей просьбе, ещё в 2007 г. У меня хранится эта рукопись – впрочем, как и многое другое, что могло бы пополнить литературные экспозиции не только в Запорожье, ведь мне довелось встречаться и переписываться с интересными авторами из разных городов и стран, и некоторых из этих людей уже, к сожалению, нет.
Подумайте, как лично вы могли бы оказаться полезны сохранению литературного наследия своих родных мест. Может быть, собирать материалы о творчестве и жизни того автора, с которым вам повезло быть знакомым ещё при его жизни (или до его отъезда). Искать людей, тоже знавших его, и записывать их воспоминания. Проводить вечера, посвящённые этому автору, доносить до земляков, особенно до молодёжи, его произведения. Увлекать ими тех, кто по роду своей деятельности мог бы написать по ним интересное научное исследование. Организовывать хотя бы небольшие газетные публикации и добиваться включения его подборки в местные коллективные писательские сборники. Поместить на сайт ваши воспоминания о нём вместе со стихами. Или создать хотя бы «домашний музей», если не получается большего. Сколько безвестных талантов могло бы не даром прожить свою жизнь, если бы после них оставался хоть кто-то, «болеющий» их творчеством и «заражающим» им других... И неважно, были ли эти таланты официально признаны, – вам будет достаточно и чувства внутренней правоты при вашей собственной высокой оценке их достижений.
То, что написано авторами родного края, в том числе на материале истории этого края, должно быть известно хотя бы землякам (независимо от языка, на котором это создавалось). А то, что как свой – и не только свой – литературный опыт мы можем передать другим пишущим в виде анализа и обобщений, должно быть доступно и для более широких кругов. Иначе ни о каком сохранении и развитии поэзии, ни о какой цепочке творческой эстафеты речи быть не может. Действует единый принцип: как ты относишься к своим родителям, так отнесутся к тебе твои дети; как ты помнил и хранил опыт предшественников, так же будут относиться и к твоему творческому вкладу. Если рядом с вами были те, память о ком заслуживает внимания, стоит хоть иногда посвятить время и их литературному наследию, отвлекаясь от собственной реализации.
Вспомните тех, кто был незаслуженно обойдён признанием, помогите им остаться в будущем.

12.06.10 г.

Избранное: современная публицистика избранное запорожские поэты
Свидетельство о публикации № 3097 Автор имеет исключительное право на произведение. Перепечатка без согласия автора запрещена и преследуется...


Проголосуйте. Эстафета литературного наследия.

Литературное наследиеЛитературное наследие: проблемы литературного краеведения, сохранение литературного наследия незаслуженно забытых писателей. Чем можно помочь для сбережения литературного наследия умерших или уехавших литераторов.


Краткое описание и ключевые слова для Эстафета литературного наследия:

(голосов:2) рейтинг: 100 из 100
    Произведения по теме:
  • Полная биография Павла Баулина – поэта и политика
  • Полная биография Павла Баулина – поэта и политика. Павел Баулин как поэт, политик и человек. Подробная биография и воспоминания.
  • Время войны
  • О некоторых особенностях времени в прозе военной тематики. Война и личность. Штампы в произведениях о войне. Андрей Вахлаев-Высоцкий.
  • «Пчелиный труд глагола». Об Анатолии Барылюке
  • Статья о запорожском поэте Анатолии Барылюке (1942–2011). К урокам литературного краеведения. Павел Баулин.
  • Заметка к статье Лео «О духовности»
  • Статья о духовности вообще как о понятии и о духовности в литературе. Отклик на статью Лео «О духовности». Сколько существует духов? Духовны ли атеисты? Духовен ли М. Горький? Причины развала СССР.
  • Поэт Людмила Десятникова: трагедия судьбы
  • Статья о трагедии судьбы русского поэта Украины конца ХХ века Людмилы Десятниковой, принадлежавшей к "потерянному поколению", о её поэзии и о недавно вышедшей книге "Конец эпохи изгнаний", в которой

  • Михаил Перченко Автор offline 2-05-2012
Очень нужное мнение, но о тех, кто рядом, мы забываем ещё удачней. Вот мне надо несколько раз умереть, чтобы меня вспомнила не только Светлана Скорик в силу обязанности председателя.
  • Светлана Скорик Автор offline 2-05-2012
В силу обязанности я статей уже давно не пишу - только о тех, о ком хочется высказаться. О Вас в том числе. Но и Вы могли бы кое-что вспомнить и написать. Например, хотя бы то немногое, что Вы, может быть, знаете о Гайсинском. Вы ведь приблизительно одного поколения, по крайней мере, ближе по возрасту, и могли застать те времена, когда он вёл в городе какую-то литературную деятельность. Мы-то у него - поздние, последние ученики. А говорят, был какой-то клуб в 70-е... И вроде бы что он и сам писал неплохо... Мне В.А.М. это говорила.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Эстафета литературного наследия