Современная публицистическая статья. Как составляются областные сборники поэзии, которые выпускают не за счёт авторов. Кто туда попадает и почему.
Глас вопиющего в пустыне
Как обычно у нас составляются областные сборники поэзии, которые выпускаются не за счёт авторов? Почти всегда – на средства облгосадминистрации или местного исполкома, да причём не их отдела культуры, а их комитета по делам семьи и молодёжи. (Отделы культуры далеко не всегда вообще считают литературу культурой, предпочитая включать в это понятие театры, эстраду, музеи, спорт, туризм, народные ремёсла, живопись и киноискусство.)
Кто-то когда-то решил и внушил нашим чиновникам, что поддерживать нужно юную, только-только взявшую в руки перо, в основном несовершеннолетнюю, молодёжь. Подход, в общем-то, логичный и мог бы приносить какую-то пользу, если бы не применялся в той области человеческого творчества, где действуют свои законы, о которых чиновники от культуры и не подозревают. В соответствии со взглядами этих озабоченных «культурными мероприятиями» людей, если юных пишущих поддержать на зародышевом этапе их интереса к слову, поэзия будет обеспечена постоянным притоком свежих гениальных творческих сил. Поэтому финансируют почти исключительно детские мероприятия: литературные конкурса в газетах, песенно-поэтические фестивали в разных районах города, при ДК или при облоно, выпуск сборников местных юных дарований. Проводятся эти мероприятия чаще всего через систему образования и воспитания, через облоно, а вовсе не благодаря заботам Министерства культуры.
Темы этих конкурсов и фестивалей исключительно поучительные: любите Родину, восхищайтесь своим родным языком и его самыми первыми поэтами-основателями, берегите матерей, вспоминайте о подвигах старших поколений, поддерживайте родную армию и проч. и проч. Есть в этом что-либо от лирики? Вы сами понимаете: морализаторские рассуждения, не больше (писать на эти темы талантливо значит писать осознанно, по собственному желанию, глубоко прочувствованно и имея насчёт данного вопроса какие-то собственные мысли, переживания или опыт). Участвуют в подобных изданиях все, кто умеет складывать слова в рифмованные строчки. Первые места получают те, кто патетикой выжал наибольшую слезу у членов жюри, среди последних в лучшем случае окажется хотя бы один поэт – неважно, какого уровня. Патетика не равнозначна поэтическому дару, но чиновникам это всё равно. А сборники потом выходят из произведений победителей таких конкурсов и фестивалей, плюс творчество тех, кто произвёл на жюри хоть какое-то впечатление, плюс стихотворения детей «нужных людей».
Если среди членов жюри будет хотя бы один понимающий в поэзии, в лауреатах может оказаться и способный начинающий автор (один-два на целый сборник). А средства были вложены на целый коллектив «молодых дарований». А из «дарований» потом 99% сразу бросит писать, и даже из одного процента действительно даровитых многие отсеются.
Почему бросают писать? Так ведь цель достигнута – человек чем-то выделился, обратил на себя внимание сверстников и противоположного пола. А другой-то цели в большинстве случаев и не было! Говорю не ради красного словца – наблюдаю это всю жизнь.
Как же так, скажете вы, тогда почему из тех, кто не бросил писать, продолжают отсеиваться люди? А потому, что умеют производить впечатление на жюри не только и не столько обещающие стать поэтами, сколько просто молодёжь с творческой жилкой. Чаще всего, это будущие известные журналисты, они потом пополняют ряды медийной братии. Тех, из кого могли бы со временем получиться поэты, среди подобных лауреатов почти не остаётся. Конечно, это хорошо, что кого-то всё-таки выявляют и облегчают ему дальнейшие шаги в поэзию. Но ведь это мизерный результат при таких значительных тратах...
А могло бы быть и по-другому:
1. Если бы при ДК, при редакциях газет, при библиотеках и т. д. были литературные студии для обучения азам поэтического мастерства людей любого возраста, начиная от 15. Раньше не имеет смысла, это будет впустую потраченное время. А осознанно пишут люди обычно вообще после 22-х (а бывает, и после сорока). И означает эта осознанность – желание чему-то учиться, совершенствоваться, а не просто кое-как высказываться на волнующие темы, добывать себе лауреатства за счёт эпатажных выступлений на слэмах, а не за счёт талантливости и спешить печатать то, за что потом порою бывает очень стыдно.
2. Если бы вели эти студии в том числе и члены профессиональных писательских союзов, а не только журналисты и библиотекари, и если бы для всех руководителей были предусмотрены ставки. Выкладываться и творчески гореть «за так» способны единицы. И то – если у них нет семьи, семья голого энтузиазма с их боку просто не потерпит. Помню, как пилили моего наставника его члены семьи – живого места не было.
3. Если бы озаботилось поэзией всё-таки в первую очередь Министерство культуры, а не образования, ориентирующееся всегда на самых юных.
3. Если бы средства этим Министерством выделялись специально для публикации наиболее обещающих авторов любого возраста из тех, кто ходит в такие студии. И фестивали для этого проводить необязательно. Неужели руководители студий не знают, кто из их учеников достиг лучших результатов? Если проводить фестивали, то для того, чтобы будущие поэты познакомились с творчеством друг друга – это способствует трезвому взгляду на себя любимого и подстёгивает авторов к росту и творческому соревнованию.
4. Членами жюри конкурсов и фестивалей (а не просто руководителями кружков) должны быть только поэты. Не прозаики. Не журналисты. Не библиотекари. Не чиновники.
И вот тогда не будет никакой показухи, помогающей «отмывать средства». И не окажется «потерянных поколений» среди тех, кому в год проведения значимых конкурсов было уже от 28-ми и выше (эту категорию всегда отсеивали).
Когда уже это поймут, и нужно ли хоть кому-то это понимать?..
Современная публицистика. Публицистическая статья.