Таинственный акт отраженья: о поэзии Анатолия Передреева

Статья о поэзии Анатолия Передреева. Тихие лирики и эстрадная поэзия: в чём различия. Отличительные особенности «тихой» поэзии. Евгений Пугачёв. 


Мы случайно заметим друг друга, 

Не случайно сойдемся вдвоем. 

                   Анатолий  Передреев

 

Анатолий Константинович Передреев – один из плеяды поэтов, творчество которых называют «тихой лирикой». Наиболее значительными представителями этого направления являются В. Соколов, Н. Рубцов, Г. Горбовский, В. Казанцев, А. Прасолов, А. Жигулин. В определении «тихая лирика» просматриваются два плана. На поверхности – противопоставление (по названию и способу реализации) «эстрадной поэзии», буйно расцвётшей в начале 60-х годов. А глубже – существенные характеристики: несуетность, углубленность в духовный мир человека и мир природы, связь с классической традицией, осознание своих «корней» и – отсюда – органичность поэзии, не присущая «эстрадной» оппонентке.

Вот раннее  (1959 г.) стихотворение Анатолия Передреева «Весенний эскиз»:

 

Земля

Разгромлена грозой,

Простор

Сумятицей охвачен,

И непомерный горизонт

Всколышен ветром

И взлохмачен.

Никак

Не обретет свой лик...

И тучи

Гордость распирает...

А в поле

Старый грузовик

Ползёт –

Дорогу собирает.

 

На первый взгляд здесь только замечательный зрительный образ: грузовик восстанавливает дорожную колею, размытую грозой, оставляя видимый след. Но стихотворение куда глубже. Вдумаемся. Грузовик старый, потому – ползёт, но всё же «собирает» дорогу. Он – в просторе полей –  мал, но делает свое дело, несмотря на то, что «И тучи гордость распирает». Грузовик помогает простору обрести «свой лик». По-другому – восстанавливает миропорядок. О чём же это стихотворение?.. О долге? О том, что каждый, каким бы он ни был, может внести свою лепту, если не будет бояться тех, кого распирает гордость от сознания своей всевластности? О достоинстве человека и понимании своего пути? О том, что останется после тебя?.. Многоплановость и глубина стихотворения позволяют каждому читателю судить самому и останавливаться на доступном ему уровне восприятия. Мы же отметим ещё оптимистичность стихотворения, может быть, не столь характерную для поздней лирики поэта.

Обратимся теперь к программному стихотворению Анатолия Передреева «Когда с плотины падает река...», написанному всего лишь пятью годами позже, но представляющему уже вполне зрелого поэта:

  

Когда с плотины падает река,

Когда река свергается с плотины,

И снова обретает берега,

И обнажает медленно глубины, –

 

Она стремится каждою волной

Туда, где синь господствует неслышно,

Где ивы наклонились над водой

И облака застыли неподвижно...

 

Она прошла чистилище труда,

И – вся ещё дрожа от напряженья –

Готовится пустынная вода

К таинственному акту отраженья.

 

В развёрнутой метафоре, каковой оно и является, воплощён один из главных принципов поэтов плеяды, который Вадим Кожинов сформулировал так: «Их произведения – не просто стихи, а произведения, для создания которых совершенно недостаточно располагать запасом тех или иных мыслей и чувств о том или ином предмете; необходимо всем своим человеческим существом пережить и даже выстрадать то содержание, которое воплотится в стихах». Н. Рубцов, В. Соколов, А. Прасолов и А. Передреев, уже ушедшие из жизни, до конца оставались верными этому принципу. Вот что о Рубцове и Передрееве пишет Василий Белов: «Они были рыцарями настоящей поэзии, и соседство с рыцарями инвалютных касс их не устраивало. Такое соседство и постоянное безденежье для обоих было глубоко оскорбительным, но они остались верны настоящей поэзии. И оба погибли...». Каждый из «тихих лириков» выстрадал, в частности, свою любовь к малой родине. Поэтому так естественно и  убедительно звучит эта тема и в лирике Анатолия Передреева. Основанная же на декларациях в произведениях «эстрадных» поэтов – не убеждает вовсе, а лишь поражает бестактностью и неискренностью.

Заметим ещё, что стихотворение «Когда с плотины падает река...» отчасти перекликается со стихотворением Н. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться» («Душа обязана трудиться И день, и ночь, и день и ночь!»). Вот только мысль эта выражена не так прямолинейно и назидательно, как у последнего, что является одним из признаков таланта.

А как верно в стихотворении отображён сам процесс творчества! Сначала – «чистилище труда»  (или – по Тютчеву – выстраданная душа, которая уже может и хочет «высказать себя»), потом – осмысление («Готовится пустынная вода») и, наконец, таинственный акт отраженья – рождение произведения искусства, в котором таинственным образом переплавляется духовный опыт творца.

Приведём некоторые цитаты из стихотворений Анатолия Передреева, отображающие характерные темы его творчества. Вот – об утрате духовности, версификаторстве, подмене искусства ремесленной поделкой из стихотворения «Я видел, как скудеют чувства...» (1967):

 

И выдаётся шарлатанство,

Творца старательного бред

За постижение пространства,

Проникновение в предмет.

 

И на страницах имярека,

А вам известен имярек,

Всё меньше стало человека,

Хоть был предметом человек.

 

В полотнах,

Где бездушны краски,

В словах

Без жизни и лица...

Но споры шли,

Кипели страсти

Вокруг бесстрастного творца.

 

Обратим внимание на то, что в стихотворении творец хоть и бесстрастный, но старательный. И шарлатанство требует упорного труда, вот только вектор его направлен не в ту сторону. А если ещё учесть, что такой труд разрушает духовные основы личности, то «творца» можно и пожалеть.

Эта же тема звучит в стихотворении «Обниму тебя, рябина...» (1969):

 

Много их,

Своих, привычных,

Тяжких, как недуг,

Заповедных

И столичных

Браконьеров душ.

 

К сожалению, со времени написания стихотворения этих «браконьеров душ» – до чего меткое определение! – расплодилось ещё больше. Именно они всё чаще определяют литературную моду, формируют на литературных тусовках вкусы молодых людей, у которых ещё не выработался иммунитет на литературные поделки. Особенно опасно это явление в том случае, когда автор подделки не лишен таланта, но начисто обделён духовностью – яркая образность, метафоричность заслоняют духовную пустоту, и камуфляж срабатывает. Тут к месту вспомнить эссе Анатолия Передреева «Чего не умел Гёте»  («Лебедь у дороги». – М., «Современник», 1990), в котором он, анализируя творчество раннего А. Вознесенского, отмечает, что самый «коварный» его приём – «ошарашивающая» метафора, после которой с оглушённым читателем можно делать всё, что угодно.

Но вернёмся к поэзии самого Передреева. Можно только удивляться тому, как поэт в теперь уже далёком 1984 году почувствовал надвигающуюся власть золотого тельца, захлестнувшую наш теперешний мир  (из стихотворения «Дни Пушкина»):

 

Всё беззащитнее душа

В тисках расчётливого мира,

Что сотворил себе кумира

Из тёмной власти барыша.

 

Всё обнаженней его суть,

Его продажная основа,

Где стоит всё чего-нибудь,

Где ничего не стоит слово.

 

Строфы, где нет броских метафор, свежих рифм, сложных умственных построений, покоряют, тем не менее, совершенно другим: чеканностью, афористичностью, ясно выраженной гражданской позицией и какой-то беспощадной правдой. Они подкупают, если так можно выразиться, совестливостью поэзии (вспомним Владимира Соколова: «Нет школ никаких. Только совесть...»).

Вот ещё одна тема, характерная для Передреева и «тихих лириков», – об утрате «корней» (из стихотворения «Робот»):

 

И смотрели

Взрослые и дети,

Как светилось

Умное чело,

Как он думал

Обо всём на свете,

О себе не зная

Ничего.

 

А теперь – о наступлении «цивилизации» из стихотворения «Московские строфы»:

 

Но летит надо мной колокольня,

Но поёт пролетающий мост...

Я не вынесу чистого поля,

Одиноко мерцающих звёзд!

 

Всего два стиха понадобились поэту, чтобы перед читателем отверзлась страшная пропасть, расколовшую душу современного человека. Когда читаешь такие стихи, как-то забываешь о рифмах и метафорах. Ну что это за рифма: «колокольня – поля»?!  Но мастерство Передреева выражается в том, что стихи «бьют» прямо в душу, что он не разменивает глубинный смысл на звучные рифмы.

И, конечно же, одной из главных тем Анатолия Передреева является Великая Отечественная, принёсшая утраты и в его семью (из стихотворения «Три старших брата», 1958):

 

Три старших брата было у меня...

От них остались

Только имена.

Остались три портрета

На стене,

Убиты братья

На большой войне.

 

Приведу полностью одно из самых моих любимых стихотворений Передреева:

 

Беспощадна суть познанья,

Страшно логика ясна:

Нету бога в мирозданье

Есть пространства кривизна.

 

В бездне канула астральной

Голубой вселенной даль,

В этой пропасти спиральной

И себя и Землю жаль.

 

Что моей там жизни фактик,

Что земли юдольный мир?..

Разбегание галактик...

Тяжкий холод "чёрных дыр"...

 

Ни душой, ни мыслью пленной

Не объять мне этих сил.

Где вы, где вы во вселенной,

«Хоры стройные светил»?

 

Никакого нету дела

До земного существа

Вспышкам огненного тела,

Возмущеньям вещества.

 

Бесконечностью пустою

Мчат миры, себя круша...

Нету Неба над тобою,

Беззащитная душа.

 

Так зачем порой ночною

Ты глядишь в него, глядишь

И не с чёрною дырою –

Со звездою говоришь?!

 

В стихотворении органично звучит наследие русской классической поэзии 19-го века и прослеживается связь с другими «тихими лириками», например, с Николаем Рубцовым («Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны...», «Звезда полей») и В. Соколовым («Звезда полей»). Говорить со звездой – это и есть призвание истинного поэта. Говорить со звездой – не значит ли и самому быть причастным той высшей силе, которой внемлет пустыня у Лермонтова?

Случайно купленная в магазине книга Анатолия Передреева открыла мне мир его поэзии, и я могу вслед за поэтом повторить слова, вынесенные в эпиграф и обращенные к Владимиру Соколову: «Не случайно сойдемся вдвоём». Могу, потому что мир поэзии Передреева оказался и моим миром.

Избранное: поэт и поэзия литературно-критическая статья
Свидетельство о публикации № 3296 Автор имеет исключительное право на произведение. Перепечатка без согласия автора запрещена и преследуется...


Проголосуйте. Таинственный акт отраженья: о поэзии Анатолия Передреева.

Статья о поэзии Анатолия Передреева. Тихие лирики и эстрадная поэзия: в чём различия. Отличительные особенности «тихой» поэзии. Евгений Пугачёв. 


Краткое описание и ключевые слова для Таинственный акт отраженья: о поэзии Анатолия Передреева:

(голосов:3) рейтинг: 100 из 100
    Произведения по теме:
  • "Потонули во тьме нашей жизни страницы..."
  • Тиха лірика в російській поезії. Серед тих, хто першими торували шлях до правдивого зображення війни, були поети «тихой лирики». Виталий Шевченко.
  • Ночь и День Николая Рубцова
  • О православных мотивах в стихах Николая Рубцова на примере разбора одного стихотворения
  • "Я – дедом казак, другим – сечевик..."
  • Запорожские корни поэта Владимира Маяковского. Жизнь и творчество поэта В.В. Маяковского неразрывно связаны с Украиной. Виталий Шевченко.
  • Души немолкнущие струны
  • Николай Рубцов и Людмила Дербина: трагедия любви и смерти. Рубцов прекрасно понимал, какая пропасть лежит между ним и Дербиной. Казалось бы, два замечательных поэта, красивых, молодых.
  • Одинокий журавль: о поэзии Николая Рубцова
  •  Статья о поэзии Николая Рубцова. Поэзия Рубцова как бы предвосхищала изменения в общественном сознании, указывала путь. Евгений Пугачёв.

  • Павел Баулин Автор offline 5-06-2012
Спасибо за статью, Евгений Валентинович!
Анатолий Передреев - один из лучших русских поэтов второй половины XX века. К сожалению, как и Юрий Поликарпович Кузнецов, как Рубцов, ушёл на взлёте... Утешает то, что спустя четверть века после физической смерти поэта его стихи становятся всё популярнее и, каким-то фантастическим образом, актуальнее, пронзительнее, острее!
Собственно, какая там фантастика? ПОЭЗИЯ! НАСТОЯЩАЯ поэзия.
Искренне,
П.Б.
  • Светлана Скорик Автор offline 6-06-2012
И о себе я могу сказать: это и мой мир. Из «тихих лириков» больше всего люблю именно Прасолова и Передреева. Но я люблю не только такую поэзию – просто в любом литературном направлении (вернее, почти в любом) у меня есть любимые авторы и те, которые «не мои». Я не противопоставляю поэтов по направлениям, поскольку в каждом течении (почти в каждом) вижу свои хорошие стороны и свои недостатки. Именно поэтому, разделяя Ваше отношение к Передрееву и в целом высоко оценивая Вашу статью о нём, я позволю себе не согласиться с некоторыми слишком резкими, запальчивыми Вашими замечаниями, сделанными, вероятно, в пылу мысленной полемики с «эстрадниками».

«углубленность в духовный мир человека и мир природы и – отсюда – органичность поэзии, не присущая «эстрадной» оппонентке»:
а Ахмадулина, а Рождественский? Именно названные Вами темы у них звучат особенно убедительно, поскольку эти вопросы данных авторов очень волновали и не были «заданными».

«Каждый из «тихих лириков» выстрадал, в частности, свою любовь к малой родине. Поэтому так естественно и убедительно звучит эта тема и в лирике Анатолия Передреева. Основанная же на декларациях в произведениях «эстрадных» поэтов – не убеждает вовсе, а лишь поражает бестактностью и неискренностью» –
вот так, огульно? Но стихи о Сибири и тайге сибиряка Рождественского не могут не затронуть душу.

«Вот только мысль эта выражена не так прямолинейно и назидательно» –
сложно о творчестве Заболоцкого говорить «прямолинейно», «назидательно»... У него редко встретишь что-нибудь настолько же доступное и близкое всем и каждому, как «Душа обязана трудиться». Но и «поэтам не для всех» случается написать (и не одно!) стихотворение вроде пушкинских: общечеловеческое. Его «Душа...» – его большая удача. Не считаю также, что Передреев сказал «на ту же тему» талантливее – просто потому, что темы совсем не совпадают, лишь отчасти соприкасаются. У Передреева – о другом: о творческом процессе поэта. У Заболоцкого – о душе.

«Когда читаешь такие стихи, как-то забываешь о рифмах и метафорах. Ну что это за рифма: «колокольня – поля»?!» –
прохладное отношение к рифме ещё никого не украшало и достоинством считаться не может. Уж на что революционна, авангардна поэзия Цветаевой, столько всяких приёмов – стиль, совершенно не присущий «тихим лирикам», – а её нередко встречающиеся ассонансы всё-таки по уху режут и часть очарования снимают. «Колокольня – поле», кстати, достаточно нормально, но вот «чело – ничего», по-моему, совсем никуда.

Стихи о «чёрных дырах» и звезде – не лучшие у Передреева. В этом произведении много великолепных мест, но до Лермонтовского «Выхожу один я на дорогу» (на ту же тему) ему слишком далеко. У Лермонтова звучит растворённость во всём мире и космосе, поразительная ясность и гармония, всеобъемлемость. У Передреева же слишком сильно описана удалённость, оторванность человека от Бога и божественного космоса, причём с использованием сниженной, бытовой лексики, – это сразу на уровень низводит данные стихи по сравнению с «Выхожу...» Нет единства темы и лексического контекста.
  • Пугачев Евгений Валентинович Автор offline 6-06-2012
Светлана Ивановна, абсолютно согласен с Вами по поводу Ахмадулиной и Рождественского. Но их поэзия по своей сути не является "эстрадной". Да, они выступали с одной сцены с истинными представителями "эстрадной" поэзии, но судить надо по сути творчества. Ведь я писал об "эстрадной поэзии" и при этом не называл имен (кроме Вознесенского), но и его сильные произведения нельзя отнести к "эстрадной" поэзии.

И о творчестве Заболоцкого, которое очень люблю, я не говорил "прялинейно" и "назидательно", а только - об одном стихотворении. Формально стихотворения Передреева и Заболоцкого. действительно, на разные темы, но если рассматривать произведение Заболоцкого в контексте поэтического творчества, а именно этот аспект, скорее всего, ему был ближе, то стихотворения очень даже близки тематически.

Конечно, прохладное отношение к рифме не может считаться достоинством, но я ведь это и не утверждал. Я писал о другом - о выборе между хорошей рифмой и содержанием. Помните в "Искусстве поэзии" Верлена в переводе Пастернака: "О, если б в бунте против правил Ты рифмам совести прибавил! Не ты - куда зайдут они?"

И последнее: я не сравнивал стихотворение Лермонтова и Передреева, а хотел показать, как классическая традиция преломляется в поэзии Передреева. У Передреева стояла совсем другая задача, нежели у Лермонтова (с Вашей оценкой стихотворения "Выхожу..." полностью согласен). Он и хотел показать оторванность современного человека (якобы) от Бога и божественного космоса, которая возникает из-за беспощадной сути познанья ("Беспощадна суть познанья" - просто великолепно). Для этого и понадобилась сниженная , бытовая лексика - иначе не выразишь. Поэтому здесь как раз есть единство темы и лексического контекста. А концовка! Вопреки беспощадной сути познанья, вопреки аналитическому методу познанья, разрушающему все божественное, человек переходит к интуитивному методу (методы познанья - Нобелевская лекция Бродского) - говорит со звездой. И тем самым невольно утверждает существование божественного начала. Вся оторванность и удаленность и должна быть описана очень сильно, так как стихотворение построено на контрасте. Поэтому я считаю это стихотворение одним из лучших в наследии Передреева.

Рад Вашим комментариям и замечаниям - они мне всегда интересны, наводят на новые мысли, заставляют анализировать и - в итоге - учиться.
  • Светлана Скорик Автор offline 7-06-2012
Я рада, что мы друг друга поняли. Я тоже считаю, что Ахмадулину и Рождественского по сути поэзии нельзя относить к эстрадникам. И не понимаю, почему в учебниках по современной литературе всех, кто выступал в 60-х с эстрады, рассматривают как одно литературное течение. Это неправильно.

Я, как и все дети 70-х, слушала «Душа обязана трудиться» Заболоцкого ещё в раннем возрасте. Их ведь часто читали и по ТВ, и по радио. Естественно, что воспринимала их не как стихи о поэтическом творчестве, а как установку на активную внутреннюю, духовную жизнь и жизненную позицию. Сейчас понимаю, что они могли иметь у автора и другое значение. И всё же эти стихи – общечеловеческие, не ограниченные только темой творчества. Я бы не сравнивала их со стихотворением Передреева про отражение, которое однозначно относится именно к последней теме.

Подумала над Вашими словами о передреевском стихотворении про звезду – да, если так рассматривать, Вы абсолютно правы. Но просто хотелось бы избежать сравнения с Лермонтовым, раз выяснилось, что и у них темы тоже разные. Сравнивать лучше всё-таки произведения, чётко совпадающие по теме.

О рифмах же – согласна. Они ни в коей мере не должны быть самоцелью.

Но чтобы в дальнейшем у других читателей не возникло таких же вопросов, как у меня, может быть стоит всё-таки что-то уточнить в статье?
  • Пугачев Евгений Валентинович Автор offline 7-06-2012
Согласен. Надо было уточнить. Но понимание этого возникло у меня только после нашего диалога. Я же говорил - учусь. Но теперь, после обмена мнениями, помещенного после статьи, необходимость в этом отпала. Всего Вам доброго.
  • Валерий Кузнецов Автор offline 25-06-2012
Спасибо за Передреева. С середины 60-х Передреев, Горбовский, Рубцов, Соколов - и мои поэты. Невозможно уже представить время без них, они сами стали временем... У Передреева есть гениальное стихотворение "Эта полночь тиха и пустынна..." - немного наберётся в русской поэзии стихов с таким мужественным благородством страдания.
  • Пугачев Евгений Валентинович Автор offline 25-06-2012
Валерий Николаевич, я тоже рад знакомству. Специально перечитал "Эта полночь тиха и пустынна.." - мурашки по коже бегают. "Объяснялся словами со всеми, А молчанием - только с тобой". Чтобы не искать книгу - нашел стихотворение в сети и параллельно наткнулся на пародию некого Вадимова на это стихотворение, опубликованную - где бы Вы думали? - в "Литературной газете". Каким надо быть... (не подберу слова), чтобы писать пародию на такие стихи. И таким же надо быть, чтобы опубликовать ее в "Литературной газете". Как назвать такое явление? Оплевывание своей культуры ради возможности подзаработать публикацией? Полная духовная тупость? Одно слово - манкурт. А по Передрееву - браконьер душ. Всего Вам доброго.
  • Валерий Кузнецов Автор offline 2-07-2012
Передреев в "Лебеди у дороги" очертил вокруг себя заповедный круг - цитирую по памяти:" И несёт в краю блаженства белоснежное крыло, во владенья совершенства не пуская никого". Он многого не успел сказать, но сколько успел!
  • Наталья Тимофеева Автор offline 26-01-2017
Прекрасная статья. Все перечисленные Вами поэты - и мои поэты тоже, а ещё многие другие, кому пришлось страдать за эту землю и на этой земле. Мне кажется, имея такой багаж за спиной, стыдно писать плохо, однако пишут. Мне часто говорят, что я не должна писать пародии на плохие стихи, но объясните мне, у кого поднимется рука писать пародии на стихи недостижимые по своей глубине и духовности? Кривизна сознания не тождественна кривизне пространства. Это не просто "тихая поэзия", это скальпель, вскрывающий гнойник нашего мира. Спасибо за статью.
  • Пугачев Евгений Валентинович Автор offline 9-05-2017
Случайно заметил Ваш отзыв, Наталья. Очень рад, что моя статья кому-то нужна. Всего доброго.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Таинственный акт отраженья: о поэзии Анатолия Передреева