Между Гением и Демоном

Философская статья, где автор продолжает своё исследование добра и зла в его диалектическом единстве. Два духа-водителя человека: демон и гений. Юрий Безух.

У самых различных вер мы встречаем представление о двух духах – водителях человека. Один из них тёмный, злой («бес» в христианстве) сидит на левом плече. Он соблазняет человека, заставляет делать злые, неблаговидные поступки, уводящие с правильного, праведного пути на путь кривды, обмана, лжи. Другой дух светлый (ангел) сидит на правом плече. Он подсказывает, призывает совершать правильные, справедливые, богоугодные поступки и дела.
В этом учении хорошо просматривается двойственность природы человека, «созданного по образу и подобию», но из праха и тлена. То есть идёт разделение на низшее телесное, биологическое и даже звериное начало, и высшее – духовное, небесное, божественное. И тогда смысл жизни видится в непрерывной борьбе телесного с духовным. Собственно, в этом искусственном, надуманном разделении единого человека, и противостоянии в его душе и состоит главный грех религии и, скажем откровенно, её отталкивающая сила.
У древних греков эти два духа именовались: Демоном – левый и Гением – правый. Проанализируем их взаимодействие с точки зрения дохристианских, в том числе восточных, учений и сегодняшней философии.
Каждый человек есть существо биологическое. Он нуждается в воде, еде, одежде, месте под солнцем – то есть в жилье и в некотором минимуме удобств. Кроме того, человек обязан выполнить главную заповедь («плодитесь и размножайтесь») – продолжения рода. Для удовлетворения этих потребностей человек вынужден вступать в конфликт не только с зачастую враждебной природой, но и с себе подобными. «А пряников сладких всегда не хватает на всех». Перед ним стоит задача сохранить себя как единственное, неповторимое существо. И задача эта, даже в относительно сытой и благополучной Европе, не такая уж простая. Это только первый биологический уровень, и можно сказать, что в развитых странах механизмы его решения, в том числе социальной защиты, в целом работают довольно эффективно.
Но человек ещё и существо духовное, в том числе социальное. И чем более развит человек, чем он душевней, интеллигентней, «особенней», тем сложнее ему сохранить своё «я». Не согнуться, не опуститься, не унизиться, не деградировать до роли винтика, вечного «одобрямс», приспособленца. То есть, чем более яркая личность, тем актуальнее для неё главная задача – выжить и остаться самим собой.
Вот для защиты индивидуума единственного и неповторимого и служит Демон, как хранитель личности и её единства – телесного, душевного и духовного. Но человек живёт в обществе, он постоянно контактирует с себе подобными на работе, в магазине, театре, дома. Водителем и инструментом такого взаимодействия с людьми, и в известной степени  с природой, включая «наших братьев меньших», и служит Гений. Умение общаться, договариваться, решать вопросы, по возможности, без конфликтов – в этом его задача. Но делает он это под неусыпным контролем Демона: «Вот это уже территория моего «я», здесь уступать нельзя. Это смерть, перерождение личности».
Если Гений набирает чрезмерную силу, человек начинает терять своё «я». Становится приспособленцем, размазнёй, подкаблучником, в конечном счёте, нытиком и неудачником. Иногда человек сознательно отказывается от своего «я», становится верным слугой, преданным рабом, холуём, «тенью» своего господина. Или наоборот – праведным монахом, отказавшимся от всего личного, посвятившим всего себя служению. В том числе и отказавшись от продления рода. Женщина может стать чеховской «Дунечкой» из рассказа, столь любимого Львом Толстым, или бездумной опекуншей и защитницей своего, как правило единственного, чада. Ни к чему хорошему это ни её, ни чадо не приведёт. Недаром на Востоке есть образ Правати – Великой Матери, которая от избытка чувств душит своего ребенка в объятиях.
Теперь посмотрим влево. Там мы увидим демонические, скандальные, конфликтные натуры, берущие всё истерикой, криком. Демон берёт верх над Гением. Человек становится рабом своего гипертрофированного «я» или своей сверхидеи. Почитайте поэмы, стихи и биографию М. Ю. Лермонтова. Богатый материал для размышлений представляют также Врубель, Блок, западные певцы «заката Европы» – Ницше, Сартр, Камю и т. д. Особая категория – тираны, диктаторы, где Демон полностью берёт контроль над Гением. Нужно только не забывать: «тиранов делают рабы, а не рабов – тираны». Здесь тоже диалектическое единство. 
Вывод же напрашивается сам собой. Ни Демон, ни Гений не олицетворяют добро или зло. Зло – это понятие качественное – утеря чувства меры, потеря равновесия, преобладание чего-нибудь одного. И не столь важно, чего именно: то ли благоразумный становится трусом, то лии мужественный – безрассудным. Великая идея на практике ведёт вместо обещанного «рая» во вполне конкретный ад. Часто Демон выступает символом раздвоенности, противоречия различных начал в человеке. Недаром Фома Аквинский определил Истину как единство внутреннего и внешнего миров. Григорий Сковорода сказал бы: «микрокосма и Макрокосма». Гармония – уравновешенность обеих начал в человеке – залог его успеха.
Только мощные Демоны, руководимые могучими Гениями, становятся гениями (в нашем сегодняшнем понимании этого слова). Янь и Инь (я і вона – інша, иная) – только вместе становят Ци (ціле – целое). Не между, а вместе с Демоном и Гением, вперёд по жизни, в будущее!

Февраль 2013

Избранное: мудрые мысли
Свидетельство о публикации № 4709 Автор имеет исключительное право на произведение. Перепечатка без согласия автора запрещена и преследуется...


Философская статья, где автор продолжает своё исследование добра и зла в его диалектическом единстве. Два духа-водителя человека: демон и гений. Юрий Безух.
Краткое описание и ключевые слова для: Между Гением и Демоном

Проголосуйте за: Между Гением и Демоном

(голосов:1) рейтинг: 100 из 100

    Произведения по теме:
  • С Новым 7527-м ЛЪтомъ от С.М.З.Х!
  • Краткий очерк и экскурс в нашу словянскую летопись...
  • Сферы познания
  • Иногда полезно порыться в старых бумагах и найти нечто в дополнение к сегодняшнему.
  • Памяти учителя. Александру Шамровскому
  •  Памяти моего Учителя Александра Дмитриевича Шамровского. Мой Учитель всегда считал, что человека нужно провожать в иную жизнь без скорби, светло и торжественно. В ночь на 14 августа 2016 г. умер
  • Единое целое
  • Зарисовки в стиле А. Платонова о уме и чувствах, о душе и нраве человека. Если ум охвачен деятельностью, то чувства отходят в сторонку, чтобы не мешать.
  • Общество справедливости
  • Новая мировая война – война в сознании, внутри человека. Космическое мышление и планетарное сознание – поверх барьеров границ, наций, конфессий. Задача деятелей культуры – борьба за сохранение
  • Об уважении
  • О демонстрации уважения: расхождения между формальным этикетом и реальной этикой. Лео.
  • Технология праведности, или Ещё раз про любовь
  • Эссе об особенностях отправления веры некоторых конфессий. В чём суть христианства? Сергей Петров.
  • Символ Христа
  • Размышления о неслучайности нашей жизни, о личности как связующем звене прошлого и будущего, земного и космического. Юрий Безух.
  • Птица слетела с ветки
  • Краткое изречение о человеке и птице. Коротко о важном. Рэна Одуванчик.

  • Виктория Сололив Автор offline 10-04-2013
Спасибо, вечно ищу эту гармонию в себе и в мире вокруг. Спасибо за новые для меня термины - названия, создающие дополнительный аспект видения. С ув. В.С.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Между Гением и Демоном