«Пастораль» Татьяны Окуневой

«Пастораль» Татьяны ОкуневойКонечно, хотелось бы не просто провести целостный анализ одного-единственного стихотворения Татьяны Окуневой, но и нарисовать литературный портрет этой замечательной современной запорожской поэтессы. Но, судя по той стремительности, с какой она развивается как автор, такой портрет явно быстро устареет, а значит, пока нет смысла его создавать. Татьяна взлетает быстрее, чем мой разбор был бы прочитан. Поэтому всё-таки возьмём пока её удивительную «Пастораль» и посмотрим на это поэтическое произведение чуть пристальнее, задумавшись кое о чём.


Где куры копошились на дороге
и лихо голосили петухи,
там падали у самого порога
цветами с вишни белые стихи.

Там месяц полоскал крутые рожки
у сруба, в оцинкованном ведре,
там в хлев бежали босенькие ножки –
не спалось этим ножкам на заре.

Заботливо подставленная кружка
под вымени струящийся овал.
А тот, кто был дружочком, не игрушкой,
уже давно у будки поджидал.
 
И, в чувствах признаваясь неумело,
пёс прыгал, разливая молоко,
а девочка смеялась и смотрела...
И всё казалось просто и легко.

(Татьяна Окунева «Пастораль»)


«Просто и легко» воспринимается читателем сказочная «Пастораль» Татьяны Окуневой. Кажется – в наивном читательском ослеплении, – что  впечатление создаётся простотой написания. Мол, достаточно написать о простых, понятных вещах, взяв какую-нибудь общую для всех тему. А тема воспоминаний о счастливом детстве потому и общая для всех, что даже несчастливое своё детство мы склонны воспринимать в радужном виде, раскрашивая его в воспоминаниях в более яркие тона: главное, что тогда мы были совсем юные, полные сил и иллюзий о ещё более счастливом будущем! Разве можно представить себе, что ребёнок в мечтах будет видеть себя одиноким, больным и ненужным? А разве можно всерьёз, с высоты взрослого опыта, расценивать детские обиды и переживания как крушение мира? Нет, конечно, хотя именно так зачастую в детстве и выглядят все неудачи. И понимая «задним умом» неправильность, неадекватность подобного взгляда на вещи, мы отбрасываем в сторону то, что мучило нас тогда, на заре жизни, и вспоминаем только хорошие моменты. А они ведь тоже были, у всех. И в результате создаём в своём воображении не фотографию прошлого, а... пастораль. Т.е. идиллию.
Но «идиллия» Татьяны Окуневой в данном случае вовсе не является идиллией, и нарисованная картинка далека от простой «пастушеской сценки», наивной, как Христос на протестантских рекламках в окружении кудрявых овечек.
О таких стихах говорят: просто и светло, как у Пушкина. Т.е. подчёркивают незатейливость построения, простоту мыслей и реализм переживаний. Как будто у Пушкина всё предельно просто и во всём один только нерушимый реализм. Но в том-то и дело, что Пушкин не был поэтом чисто реалистического направления, одни только его сказки говорят сами за себя. А где вы видите простоту мыслей в «Пророке», «Анчаре», «Поэту»? И почему принято считать, что Пушкин писал незатейливо, если даже его ранние романтические поэмы свидетельствуют об огромном мастерстве, незаурядной технике исполнения и широте взглядов автора?
Случай с «Пасторалью» Татьяны Окуневой столь же обманчив, как и мнение о природе пушкинского творчества. Реализм? Простота написания? Да полно! Я ещё соглашусь, что здесь простые рифмы, заранее угадываемые, а кое-где и ассонансные. Но из-за одного этого неправомочно говорить о простоте. Вы посмотрите, какой здесь богатый технический арсенал, как умело пользуется им автор, как помогает каждый из приёмов в создании образа света, чистоты и счастья и какой интересный ракурс выбрала поэтесса: взгляд из будуще-прошлого. Да и в самой идее произведения нет никакой тривиальности.
Прежде всего, приглядимся к ракурсу, поскольку именно он определяет и нестандартность трактовки. Это не фотография – иначе стихотворение не было бы «пасторалью», а несло бы в себе и какие-то волнения, переживания, сомнения – то, что очень присуще юному возрасту. Это настоящий художественный этюд, т.е. «картина маслом», только в миниатюре, с чётко ограниченным пространством действия, набрасывающая основные штрихи будущего полотна. Этюдов к будущей картине может быть несколько (а то и множество), каждое – с вариациями в деталях или угле освещения. Т.е. этюд – фактически один из возможных вариантов.
Если воспринимать данное произведение именно в таком ключе, а не в буквальном понятии «пасторали» как пастушеской идиллии, тогда более отчётливо виден ракурс и по-иному звучит основная мысль. Нарисованная сценка из прошлого – это одновременно взгляд девочки в будущее и взгляд женщины на своё детство. Ребёнок, подросток, стоящий на пороге жизни, – и тот же человек, уже взрослый, но сохранивший в себе чистоту детского восприятия жизни, а потому и способный помнить так. Человек понимает, что мечталось, возможно, не совсем о том, что получилось. Что, наверное, могло бы получиться и получше, поярче, поинтереснее – так, как это было «в проекте»: в детских фантазиях. Но могло бы состояться и гораздо хуже, – только его словно вела и защищала какая-то сила, и он устоял, сохранив в себе того внутреннего человека, то незамутнённое внутреннее «я», которое составляло его сущность в начале. Одновременное воспоминание о гармонии «внутреннего человека» в прошлом и осознание счастливого избежания опасностей и подводных камней в течение судьбы создают «подправленный» вариант прошлого, привносят элемент пасторали, но при этом чётче и объёмнее воспринимается основная мысль: «И всё казалось просто и легко».
Не последнюю роль в создании этого интересного психологического эффекта играет и техника написания, – как бы ни уверяла сама автор, что пишет только чувствами, душой. «Письмо душой» при отсутствии мастерства – это то, чем в значительной степени заполнены Стихи.ру и многие другие литературные сайты, где словосочетание «поэтический приём» считается ругательным, а говорить о технике написания – дурной тон. А в этом произведении явно присутствуют не только голые эмоции – они вовсе не голые, но одеты гармонично и со вкусом в подходящие именно им художественные тропы: сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворение, аллитерацию, анафору. А самое главное – здесь есть единство образной системы. Если бы Татьяна писала лишь чувствами, она бы употребляла слова более сентиментальные, вышибающие слезу умиления, а у неё – куры «копошатся», петух «лихо голосит», ножкам «не спится», овал вымени «струится», пёс «признаётся в чувствах»: всё так колоритно, образно, живо, к месту, явно не случайный подбор слов и построение предложений. Именно лексическая анафора

...там падали у самого порога
цветами с вишни белые стихи.
Там месяц полоскал крутые рожки
у сруба, в оцинкованном ведре,
там в хлев бежали босенькие ножки...


настойчиво возвращает память ко времени отсчёта: «на дороге... у самого порога» – это ли не образное название переходного возраста? Именно синтаксически-звуковая анафора «там в хлев бежали босенькие ножки – не спалось этим ножкам на заре» акцентирует внимание на очень важном для этого стихотворения словосочетании – «на заре». Именно аллитерация л – р позволяет передать время отрочества, когда ребёнок переходит на первую ступеньку, отделяющую его от детства и ведущую во взрослый мир. Мягкое, ласковое, светлое л («копошились», «лихо», «голосили», «белые», «полоскал», «хлев», «бежали», «неумело», «разливая», «легко») постоянно сочетается с раскатистым, твёрдым р («куры», «дороги», «крутые», «рожки», «сруба», «ведре», «дружочка»), и это говорит вовсе не о незатейливости и простоте неискушённого автора, а напротив, об умении, силе мастерства и верности взгляда. А какое яркое обыгрывание деталей, с помощью которого делаются самые важные мазки в этюде: сплошные метафоры, сравнения и эпитеты. «Падали у самого порога цветами с вишни белые стихи» – что это: сравнение? метафора? И то и другое, а точнее – сравнение, выраженное как с помощью творительного падежа существительного «цветами с вишни», так и с помощью эпитета «белые», а в сочетании получается сравнение белых стихов и белых цветов вишни. И взято такое затейливое построение именно в ключевой точке, где происходит слияние девочки из прошлого и женщины из будущего: на «стихах». Откуда взялись стихи в воспоминании о девочке? Так ведь в том-то и дело, что здесь двойной фокус зрения и совмещение двух разных людей в одном теле. Можем ли мы с уверенностью сказать, что те мы, которыми когда-то были, это те же мы, какими являемся сейчас? Не лежит ли между этими двумя «мы» зачастую такая огромная бездна, что над этим вопросом даже думать не хочется? Но пастораль получилась не из-за сентиментальности, которой в данной картине и не пахнет, но от верности вспоминающей женщины взглядам и идеалам живущей в ней до сих пор девочки, от живого, тёплого света детства, ещё озаряющего изнутри её «внутреннего человека».
Нет, это не идиллическая зарисовка о юной пастушке, простая, безыскусная и трогательная. Да, она всё-таки пастораль, чему способствует и крайне удачно подобранное слово «дружочек», которым в сентиментальных песенках юная пастушка называет своего возлюбленного и которое в данном произведении относится к верному пёсику. Но, тем не менее, это ещё и попытка заглянуть в бездну – успешная, потому что там, где у многих проходит обрыв, край пропасти, у Татьяны идёт гармоничный переход в разные свои состояния. По сути это философско-психологический этюд, экскурс в глубины человеческой психики.
Надо ли так упираться по поводу «простоты» и «чувств»? Стоит ли стыдиться слова «мастерство»? Это не праздные риторические вопросы, а попытка с помощью целостного анализа всего лишь одного короткого стихотворения показать, как так называемые «приёмы», которых многие так пугаются или стыдятся, помогают получить иллюзию простоты в сложных вещах и иллюзию безыскусности в мастерски созданном произведении. Вот именно: «всё казалось просто».
Выразить благодарность автору можно нажав на кнопочки ниже
Избранное: целостный анализ стихотворения
Автор имеет исключительное право на произведение. Перепечатка стихотворения без согласия автора запрещена и преследуется...


Проголосуйте. «Пастораль» Татьяны Окуневой.
Краткое описание и ключевые слова для «Пастораль» Татьяны Окуневой:
Целостный анализ стихотворения «Пастораль» современного запорожского автора Татьяны Окуневой. О кажущейся простоте в поэзии.

  • 100

    Произведения по теме:
  • Полный анализ стихотворения: белый стих
  • Полный анализ стихотворения, пример анализа. Образец анализа на примере белого стиха. Давно хотелось сделать полный анализ стихотворения. Тем более на примере белого стиха.
  • Творчество поэта в свете "Старого фонаря"
  • Анализ стихотворения Александра Шилова (Одесса) «Старый фонарь». Хочется пожелать Александру Шилову не менее замечательных произведений, чем его «Старый фонарь».
  • Анализ стихотворения
  • Анализ современного стихотворения на примере "Ильи"Андрея Мединского. Светлана Скорик. Анализ стихотворения, анализ стихов, анализ стиха.
  • Целостный анализ стихотворения А. Кабанова «Облака под землёй»
  • Светлана Скорик. Если не разбирать стихотворение по отдельным критериям, а анализировать его последовательно, вместе с «содержательной начинкой», лучше всего анализировать произведение сильного
  • Как оценить поэтическое произведение
  • Методика, позволяющая самостоятельно проверить свой уровень мастерства. Скорик-тест. Критерии оценки стихов. Анализ стихотворения. Профессиональный разбор стихотворений. Проблема оценки поэзии. Как

  • Нино Скворели 4-05-2013
Даже не знаю, кто лучше написал, автор Пасторали, или автор «Пасторали» Татьяны Окуневой"!
Обе молодчины.
  • Татьяна Окунева 4-05-2013
Светлана Ивановна, дорогая! Безмерно благодарна и, в то же время, испугана. Ваш развёрнутый анализ стихотворения восприняла, как самое строгое предупреждение писать "на уровне" и в дальнейшем. А это, и все коллеги меня поддержат, ой, как не просто. :)
  • Евгений Резниченко 4-05-2013
Уважаемая Татьяна, прекрасные стихи, удивительные по чистоте. Во второй строфе, четвертом стихе все же точнее - "не спалОсь".
  • Татьяна Окунева 4-05-2013
Уважаемый Евгений! Спасибо за конструктивный комментарий. Вот такая я неграмотная, привыкла говорить на суржике, и пока носом не ткнут, всё кажется правильным.
Поздравляю Вас и всех авторов и посетителей сайта с предстоящим светлым праздником Пасхи!
С теплом, Татьяна.
  • Пугачев Евгений Валентинович 6-05-2013
Думается, что "Пастораль" - тот случай, когда наработанное за всю жизнь мастерство проявляется органично, на подсознательном уровне, создавая впечатление безыскусности. На самом деле - высший пилотаж, по Пастернаку - "неслыханная простота". Я редко комментирую произведения Татьяны Окуневой, но всегда читаю и, как правило, ставлю пять звезд. Татьяна Окунева - прекрасный самодостаточный поэт, которого всегда интересно читать.
  • Татьяна Окунева 6-05-2013
Евгений Валентинович, спасибо за положительную оценку. Со многими на сайте я знакома лично, поэтому к их комментариям примешивается дружеский (или не дружеский) оттенок, нередко влияющий на окраску комментария. Ваша реплика, напротив, лишена примеси личного отношения (поскольку наше знакомство сугубо виртуальное) и, возможно, поэтому представляется мне читательски незаангажированной.
С уважением, Татьяна.
  • Людмила Елисеева 26-12-2013
Спасибо авторам "Пасторали" и "О пасторали..." Ваши таланты во многом обогащают, подсказывают, меняют отношение к личным поэтическим работам, потому что я, к примеру, несколько рефлексивно подхожу к моменту "А что скажут ...?" Искренне рада, что безусловно талантливая Татьяна в ответ на глубину философского размышления Светланы неожиданно высказала и моё всполошенное мнение. С уважением - Людмила
«Пастораль» Татьяны Окуневой