Технология праведности, или Ещё раз про любовь

Эссе об особенностях отправления веры некоторых конфессий. В чём суть христианства? Сергей Петров.

Автор этой заметки не ставит целью делать какие-то обобщения и тем более – осуждать какую-либо из христианских конфессий, а просто высказывает впечатления от наблюдаемого в жизни.
 
Нас всегда поражала американская технологичность. Расписанность по минутам, секундам, фазам, деталям любого процесса, доведенных до автоматизма приёмов любого дела. Нынче она распространилась и на духовную сферу. Издана и пришла из-за рубежа масса «духовно-технологической» литературы, помогающей славянским душам вернее овладеть ремеслом их собственного спасения. Этот технологический метод превратился из реалии духовной, таинственной в реалию практическую, представленную в графиках и специальных способах соединения с Богом. Однако возникает подспудно вопрос: переложИм ли на язык науки язык духа? Можно ли с помощью формул и схем приблизиться к Богу? Не напоминает ли это стремление научиться любить, осваивая технику секса?

На некоторых пятидесятнических служениях важную методическую роль в обретении благодати играет выполнение человеческой воли пастыря. Если вы не взялись за руки с соседями и не потанцевали, то это признак дурного духовного тона, своего рода духовная невоспитанность, а значит, и потеря богоугодности. Если не подняли, как хотел ведущий, руки кверху, то Бог может не обратить внимания на ваши молитвы и не ответить на них. Воля человеческая порой неосознанно идентифицируется с волей Божьей в «технологических» служениях.
На одном из собраний евангельских христиан-пятидесятников раздавалась листовка (или бланк) с подробными раскладками процесса духовного самосовершенствования. Называлась она «Рабочий лист глубокого покаяния». Судя по вопросам, он – своего рода таблица умножения и деления для всех случаев жизни. Можно сказать, карманный справочник спасения, своеобразная маршрутная карта в Небесную Страну. Возникал вопрос: неужто кто-то будет идти по жизни с таким листом, сможет постоянно аналитически сверять с ним все житейские ситуации? Не подскажет ли вернее необходимость определённого поступка сердце, а не ум? Обязательным элементом спасения у «технологичных» конфессий является и постоянное изучение истин, приоритет разума в деле становления Господним дитятею. А что же делать безграмотным старушкам, не умеющим даже читать, чьё единственное образование – страх Божий? Неужели у них нет никаких шансов на спасение? Неужели так необходимо львиную долю времени посвящать исследованию того, как надо поступать, не успевая при этом иногда вообще как-то поступать? Если бОльшая часть времени посвящается любви к ИССЛЕДОВАНИЮ, хватит ли этой любви на КОНКРЕТНОГО, ЖИВОГО ЧЕЛОВЕКА? Той любви, в которой «весь закон» Божий?
Заполнение анкет нередко играет важную роль в правильности положения перед Богом. Да простит меня Господь, но не лучше ли этим листом вытереть зад бездомному ребёнку, когда он будет в этом нуждаться? И потом – вместо того чтобы заполнять все дни исследованием тонкостей спасения души – просто мужественно взять на себя ответственность за усыновление и воспитание этого страждущего человека, за необходимость каждодневного подвига самопожертвования в его обеспечении и становлении как личности? Всегда признаком славянской ментальности была вера, действующая любовью, любовь на деле, а не только сотрясение воздуха и словесные горы правильных знаний. Моя глубоко верующая бабушка говорила с похвалою о человеке: «Вин врУбэ – и врОбэ» («Он грубо скажет, но он сделает» – укр.), имея в виду бОльшую важность дел, а не слов в по-настоящему праведной славянской душе.
Вероятно, именно технологично-прагматичная система веры в наше время породила тип христианина, которому подходит прилагательное «компьютерный». Люди этого типа много сидят за компьютером, что-то печатают, готовят буклеты и проспекты мероприятий, просматривают видеофильмы... Значительно реже их можно увидеть на «черновом» участке работы. Например, в онкологическом отделении больницы, выносящими утки из-под больных. Появилась новая эстетика христианства, что ли. Её идеал имеет несколько безразличный, роботоподобный вид, сочувствие и сострадание в этой эстетике ушли на второй план, а «обездушенная» духовность вышла на первый.
Возможно, именно эпохальная тенденция потребительской технологичности привела к тому, что на собраниях пятидесятников и харизматиков порой присутствует дух «беловоротничковости», салонов для светского общения – только с божественной направленностью содержания. Прогрессивные члены общины активно концентрируются на духовном саморентгене, изучают действие благодатных законов применительно к собственной личности, скрупулёзно исследуют механизмы этого действия. Мы на этих служениях порою долго крутимся перед зеркалом индивидуальной избранности, примеряя на себя одежды вечности. Мы, бывает, не «теряем свою душу», как того хотел Христос, а лелеем её, стараясь подогнать швы спасения к духовной одежде собственной персоны и к мундиру конфессиальной идеологии. У многих «новых» христиан эпохальная тенденция обратилась в своего рода духовный культуризм, накачивание духовных мускулов. Для чего созданы и специальные снаряды – схемы и графики, «выкачивающие» отдельные группы духовных мышц. Разве легко потом удержаться от соблазна блеснуть своим духовным «телосложением»?
Поскольку Божий Дух в нас – предмет нематериальный и Его в принципе нельзя отшлифовать технологическим способом, технологичность постоянно норовит соскользнуть на вещь более материальную – наши человеческие рефлексы. Мы так американизированно-технологичны даже в подвывающих интонациях проповедей! И, перенимая эти манеры, культивируем у себя такие же ощущения. Отчего ж не говорим своими, славянскими, интонациями? Или технологичность отшибла у нас и способность говорить своим собственным языком, выражающим наши собственные чувства?
Так что же делать? Какая же конфессия подводит ближе всего к Богу, к состоянию благодати? Жизнь много раз подтверждала нецелесообразность такой постановки вопроса, несмотря на кредо самоэксклюзивности всех конфессий. Сама по себе технологичность или её отсутствие ещё ничего не определяют. Ведь и систему православных обрядов в каком-то смысле можно назвать технологией. Или разве мы не видели среди протестантов, при всей технологичности их служений,  образцы горячих сердец и глубокой праведности? И наоборот, среди православных встречали братьев, которые, выйдя из церкви, забывают, что пить спиртные напитки нельзя, и священников, которые  сквернословят и не слишком-то  культивируют в  себе любовь к ближнему. Порой вообще перестаёшь верить во что-то святое, видя массовые внутриконфессиальные «православные» побоища... Даже слащавость протестантских улыбок на этом фоне ощущается как искреннее стремление к миру.
Где же выход, что же всё-таки делать правильно?
Быть может, только то, что помнить и исполнять: очищение и улучшение всех и каждого начинается, продолжается и заканчивается не танцами и хлопками на «больших христианских шоу», не подниманием рук к небу по команде пастыря, не заполнением анкет и «Рабочих листов глубокого покаяния». Даже не крестным знамением, вдыханием запаха ладана и постановкой в церквах свечей. Вспоминаются слова одной поднаторевшей в духовных делах сестры-пятидесятницы, сменившей несколько общин в поисках воплощённой сути Божьего учения: «Знаний много, а любви мало». Улучшение в человеческую жизнь – единичную и всеобщую – вносит любовь. Которая извлекается не из технологической карты и берётся не из графика, а исходит из собственного сердца, вложенная туда Творцом.
Извлечь её оттуда бывает не всегда легко в жизни, в её конкретных ситуациях. Но ведь именно за это человек и получает благодать Господнюю, обретает подлинное спасение души.
 
2003 г.
Свидетельство о публикации № 5138 Автор имеет исключительное право на произведение. Перепечатка без согласия автора запрещена и преследуется...


Эссе об особенностях отправления веры некоторых конфессий. В чём суть христианства? Сергей Петров.
Краткое описание и ключевые слова для: Технология праведности, или Ещё раз про любовь

Проголосуйте за: Технология праведности, или Ещё раз про любовь

(голосов:4) рейтинг: 60 из 100

    Произведения по теме:
  • Сферы познания
  • Иногда полезно порыться в старых бумагах и найти нечто в дополнение к сегодняшнему.
  • Время и Вечность
  • Между тем продление свое жизни достаточно просто и доступно каждому разумному человеку.
  • В начале...
  • Эссе про семью. О возникновение мира из любви и семьи. Разве любовь не есть вечная тяга Ян к Инь? Ведь там, где есть двое, Свет и Вода, должен появиться третий. Правда, нужно маленькое "но"… – Любовь!
  • Власть
  • Мудрые мысли о бюрократах и чиновниках, о природе власти. Небольшая подборка высказываний о власти, в том числе библейских. Возможно, кто-то что-то найдет для себя.
  • Единое целое
  • Зарисовки в стиле А. Платонова о уме и чувствах, о душе и нраве человека. Если ум охвачен деятельностью, то чувства отходят в сторонку, чтобы не мешать.
  • Общество справедливости
  • Новая мировая война – война в сознании, внутри человека. Космическое мышление и планетарное сознание – поверх барьеров границ, наций, конфессий. Задача деятелей культуры – борьба за сохранение
  • Об уважении
  • О демонстрации уважения: расхождения между формальным этикетом и реальной этикой. Лео.
  • Между Гением и Демоном
  • Философская статья, где автор продолжает своё исследование добра и зла в его диалектическом единстве. Два духа-водителя человека: демон и гений. Юрий Безух.
  • Птица слетела с ветки
  • Краткое изречение о человеке и птице. Коротко о важном. Рэна Одуванчик.

  • Маргарита Мыслякова Автор offline 9-06-2013
Все правильно, со всем согласна. Удивительно, что такие простые истины нужно кому-то доказывать. Видно, в каком-то заскорузлом обществе мы живем.
  • Сергей Петров Автор offline 10-06-2013
Согласен, уважаемая Маргарита, удивительно. К сожалению, и сейчас многие считают, что спасение – либо в «живой вере», либо в исполнении ритуалов.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Технология праведности, или Ещё раз про любовь