Удержаться в официозе

В советское время они писали стихи о пятилетках, о человеках труда, ленинском прищуре, выстреле Авроры. Переводили казахские верлибры, называя так казахский эпос шёлкового пути. Потом, когда диссидентство стало оплачиваться круче, чем лениниана, перешли в него. Грезили о перспективе и не прогадали, как всегда, гуляли по Парижу и Ницце, перелетели в Израиль и Америку. Лепота!
Сейчас царствует новый официоз. Можно писать всё, что угодно, только не правду.
И они Его пишут – всё что угодно. Маленький, жалкий, дорианогреевский мирок, вознесён до размеров всемирной трагедии.

 

Ой-ой, он наступил мне на палец –
и дальше пара цитат из Верлена с упоминанием Хемингуэя.

 

Ой, мама заставила вынести мусор и постирать носки.
Ой, я мальчик или девочка, не могу определиться.
Побольше пивных бутылок – они лучики солнца в подвальном мраке.
Мы протестуем против жизни, против борьбы.
Мы разноцветные клоуны, в нас стреляют,
а мы будем для них танцевать, как в тире, весёлые белочки и хомячки.
А если нас сильно достанут, мы знаем волшебные слова «п-ец, б-дь, х-й» –
станем невидимы и свободны.

 

Только лукавят милые, говоря о непохожести и сублимируемой индивидуальности.
Таких поэтов уже клонирована целая армия Мордера, таких мальчиков и девочек, эгоистинок и эгонравов, целые колонны. Разноголосый вой удивительно похожих текстов и таинств сливается в один слитный слаженный хор. Казахский верлибр рулит.
Позволю себе небольшой центон, составленный из цитат нового официоза, так сказать лениниана 21 века, ударный стахановский метод. Где, чья цитата, неважно. Для меня они все на одну колодку.

 


и как девочка врастало в неба
обувь есть в небе каменная рыба,
она одна и есть на небе, а больше нету ничего
Когда я смотрю на небо, я с небом не говорю.
Вспоминаешь любовь большую – как Отче Наш,
Принимаешь любовь поменьше – как бог простит.
и зубы растут в их клювах
сорока ест воробья
ворона – сороку
ворону – чайка
а чайку уносит стая живых воробьёв
Слово изреченное – есть лошадь.
Моя первая мама вжимала меня в быльца,
Предрекала ошибки – такая была сука.
Пора бы пресмыкаться рептилиеподобно,
Но яда – только на самоубийство.
Жди, милый мальчик, Герду свою.
Вон – показалась упряжка оленья!
Моя юность почила в бозе – взошла стихами.
Опериться бы, опереться...
Толкай, Алеф, свою речь немую.
Му-му предалась пороку.
Мои нерождённые дети
Стоят над кастрюлей с опарой.
Словцы – не ёмцы,
мытсли – не ямцы, не чабанцы,
мудьёрый – глумлъх...

 

Хэллоуиновская пятилетка, месячник лесбийской любви, мужеложеский подряд... это официоз Настоящего.

 

Я хочу издать антологию коммунистических стихов диссидентов, посчитать, сколько стихов о Ленине и революции у каждого из них – это официоз Прошлого.
Я знаю, что сейчас жгут библиотеки, подчищают биографии. Но будущее Время, оно справедливее любых эпох. Оно методично и размеренно приходит и тогда, когда царствует Настоящее... вырванные страницы находятся, сожжённые книги восстают из праха, и равнодушные, бесстрастные руки статистов составляют картотеки. В будущем станет ясно, сколько лицедейства в любом официозе и просто желания не выживания, а жизни с бутербродом из красной икры в металлокерамических зубах. Ведь размазывать икру по губам приятнее, чем вытирать разбитые в кровь губы. Цвет икры,  конечно, красный, но она – не кровь, а выпитые и выссанные галлоны пива – не лимфа. На небесных весах цена у них другая. Дешёвая цена, распродажная.


28 октября 2013

Выразить благодарность автору можно нажав на кнопочки ниже
Избранное: статьи о поэзии сюрреализм в литературе
Автор имеет исключительное право на произведение. Перепечатка стихотворения без согласия автора запрещена и преследуется...

  • © Марина Шамсутдинова :
  • Статьи о поэзии
  • Просмотров: 3 536
  • Комментариев: 10
  • 2013-10-30

Проголосуйте. Удержаться в официозе.
Краткое описание и ключевые слова для Удержаться в официозе:

Статья о приспособляемости поэтов, жаждущих популярности, к любой официальной линии, о гибкости мнений и стилей, которые помогают подстраиваться к модному направлению. Вой удивительно похожих текстов и таинств сливается в слитный хор.


  • 80

    Произведения по теме:
  • Звёзды укажут путь
  • Художественные приёмы и образы в духовной поэзии Владимира Спектора (Луганск – Швейцария) на основе книги «Всё это нужно пережить...» (М., 2016).
  • О литературных комментариях
  • Критика литературы, комментарии к стихам, отклик на произведение. Как вести себя автору.
  • О понимании и непонимании
  • Статья о понимании и непонимании в поэзии, о желании понять и о глупом требовании не писать непонятное. Наталья Сидоренко.
  • Вот какие бывают «поэты»
  • Статья о поэзии. Форум молодых писателей России под Москвой. Современные молодые поэты: взгляд со стороны. В чём опасность для молодых и для уже состояшихся. Марина Матвеева.
  • Поэзия в поисках крыльев
  • Статья о высокой поэзии, об умении видеть мир в поэтических образах. Поток сознания, версификация – и поэзия истинных мастеров слова. Что нужно поэту для профессионального роста. Ложные

  • Светлана Скорик 30-10-2013
Марина, покорена! Не только точно в десятку, но ещё и как красиво, образно и с какой изумительной иронией... Мои поздравления. Это даже не статья, а эссе, настолько художественно. И ещё чрезвычайно приятно, что и в наше время есть поэты-борцы, не все молчат в тряпочку.
  • Марина Шамсутдинова 30-10-2013
Цитата: Светлана Скорик
Марина, покорена! Не только точно в десятку, но ещё и как красиво, образно и с какой изумительной иронией... Мои поздравления. Это даже не статья, а эссе, настолько художественно. И ещё чрезвычайно приятно, что и в наше время есть поэты-борцы, не все молчат в тряпочку.

Спасибо, Светлана, за понимание.Чем я за эту правду плачу - Вы прекрасно знаете, но это такие мелочи. С уважением!
  • Евгений Резниченко 6-11-2013
Марина, это нужно, откровенно, резко, больно... Спасибо.
  • Ольга Лебединская 6-11-2013
Так и есть -резко, больно, сильно и актуально. Актуальная статья, и живая при этом. не придуманная и не высосанная из пальца.
  • Павел Баулин 6-11-2013
"В советское время они писали стихи о пятилетках, о человеках труда, ленинском прищуре, выстреле Авроры... Потом, когда диссидентство стало оплачиваться круче, чем лениниана, перешли в него. Грезили о перспективе и не прогадали..."
Всё это происходило на моих глазах. Следование конъюнктуре доводило до курьёзов. Помню, как руководитель нашей обл. писательской организации прервал свой отпуск только для того, чтобы захеканым примчаться в СП и снять портрет Ленина над собственным председательским столом после т. наз. подавления "августовского путча".
А вообще, есть величайшие стихи на все виды и случаи приспособленчества.
Отповедь

Что за племя на свет народилось?
Не прогнать и собакой цепной.
Обделила их Божия милость,
Так желают урвать от земной.

Раз поэт, открывай свою душу.
Те стучатся, а эти стучат
И трясут мою славу, как грушу.
- Кто такие? - Свои, - говорят.

Кроме наглых надежд и тумана,
Ни крестов, ни кустов, ни идей.
Ах вы голые карлы обмана,
Постыдились хотя бы людей!

Плащ поэта бросаю - ловите!
Он согнёт вас до самой земли.
Волочите его, волочите,
У Олимпа сшибая рубли.

Вон отсель поперечно-продольно,
Проходимцы души и дорог.
Не хочу. Презираю. Довольно
Обивать мой высокий порог.

Узнаёте, Марина? Да, Юрий Поликарпович.
  • Михаил Перченко 31-12-2013
Мало! Об этом надо писать и писать. Эта шкурная, продажная, трусливая приспособленческая, ниже плинтуса позиция - главная деморализующая сила. Именно из-за этого поэзия, литература утратила своё воспитательное значение, своё ведущее место в духовной эволюции человечества. Поэты уступили своё место на форумах и соборах, на трибунах - демагогам, политологам, депутатам. Это произошло очень давно. Ещё Уальд сетовал: "Всякое искусство бесполезно", Лев Толстой перед безумным лицом кровавых войн утратил веру в значение литературы. Ибо великой, мужественной значительно меньше, чем никчемной, приспособленческой, растлевающей, оглупляющей. Перед этой бедой две величайшие духовные силы - литература и церковь - сегодня безнадёжно бессильны.
  • Михаил Перченко 28-01-2014
Перечитал заново эту животрепещущую статью-эссе. Как же все пишущие умеют задуривать простодушных и глупых людей. Трагедия и счастье поэтов в том, что они искренни в заблуждениях. Я твёрдо был уверен, что Маяковский да и Фадеев застрелились, прозрев. Нельзя писать так талантливо, как Блок в "Двенадцати", и не верить в правоту свою. Я по молодости пацаном ещё написал свой разговор с Лениным и свой "Октябрь" с Авророй, а потом писал о "должностных дворянах" (мой термин) и прятал рукопись. Каков Р. Рождественский с его талантливейшими прорежимными стихами. Миллион примеров. И не только Демьян Бедный и Есенин со своим Лениным, не говоря уж о так не любимом Баулиным Петре Ребро.
  • Андрей Вахлаев-Высоцкий 2-10-2014
Нет, не больно, верите? Только чуть-чуть, за пани Марину, за её боль. Тем более, что прямым текстом в статье: история всё расставит на свои места. Я вас умоляю, неужели вы всерьёз думаете, что так обстоят дела только сейчас? Что если соответствующая эпоха известна нам по Пушкину, Дельвигу и иже, то в этом "иже" и присутствовали только им подобные? Дерьмо просто отвалилось, причём независимо от того, хорошо оно оплачивалось или плохо, было конъюнктурным или не было, льстило власть предержащим или хаяло оных... Так было и будет всегда: планы издательств, странички интернета, збиговыська литераторов, обязательные рецензии всегда были и будут куда вместительней, чем наличный в них суммарный объём дара божьего. Настоящее непростительно виновно перед нами лишь тем, что оно существует на нашем веку: всё то, что закономерно отваливается, закономерно же падает нам за шиворот. На мой взгляд, конъюнктура и художественное совершенство если и пересекаются изредка, то уж наверняка не совпадают в принципе, как цена и ценность соответственно. Сколько откровенного мусора создано свято верующими в правоту своих убеждений, и сколько шедевров, вроде "Шах-Наме" или "Хэйкэ-моногатари", превозносят очевидных подонков и извращенцев; сколько вдохновенных бескорыстных Хвостовых забыто, и сколько льстецов Низами, свинтусов Рэмбо и неудачливых картёжников-черносотенцев Достоевских признано гениями... Время не просто ставит всё на свои места: только оно на это и способно. Да и то, между нами говоря, весьма хреново - если представить, сколько настоящих шедевров в ходе этого процесса кануло бесследно, по тем или иным причинам...

Пани Марина, стоит ли об этом в который раз? Стоит ли расходовать свои нервы и дар на то, что в конце концов - и очень скоро, 100% - отвалится вместе с упомянутым мусором? Подумайте: всем известно, что ужас перед пропастями, в которые-де исправно катится человечество, всяческие "О времена, о нравы", "ну и молодёжь пошла..." декларируются как минимум от античных времён, но попробуйте навскидку назвать хотя бы десяток литературных текстов, посвящённых этому! Не потому ли, что это тоже пусть вечная, но конъюнктура? Вспомните: "Где ты ничего не можешь, там ты не должен ничего хотеть". Литератор может (должен?), кроме прочего, дать материал для воспитания художественного вкуса, но само воспитание, за редчайшими исключениями - не его задача. Педагогики, в которой, между прочим, существует заповедь: не требуй от подростка немедленной реакции, имей терпение. Тем более что, по-моему, и само искусство, если попытаться его очеловечить, будет отчётливо напоминать вечного подростка.

А если просто досадно, что всяческие бездарные однодневки оказываются более популярными, успешными, оплачиваемыми, наконец - так совет очевиден: пишите плохо. Есть, правда, у меня глубочайшее сомнение, что человек талантливый, цивилизованный и психически вменяемый способен ему следовать.
  • Светлана Скорик 2-10-2014
В том, что история расставит, убеждена. Правда, из того, что уцелеет. И, естественно, в каждый исторический период - согласно идеологической подоплёке. Вчера - в духе Ленинианы, сегодня - в духе Фрейда, Гофмана, Кафки, завтра - ...кто знает?
Человек нормальный будет просто игнорировать моду и писать о том и так, о чём и как у него есть свои внутренние глубокие убеждения, настрой душевный, раскрывая всё, что в нём заложено. А "расставят" его или нет... по большому счёту, нормальному человеку это всё равно. Человеку возбуждённому, обострённому сложнее - ему нужен немедленный успех. А сочетать оба эти подхода вряд ли получится. Тут или - или.
  • Павел Баулин 6-11-2014
Цитата: Михаил Перченко
не говоря уж о так не любимом Баулиным Петре Ребро.

Миша, только сейчас увидел твою реплику. Ты не прав! Всегда и в своих публикациях (см. хотя бы авторское предисловие к моей книге "Возвращение в прошлую жизнь"), и в выступлениях перед аудиторией я отмечал замечательные организаторские способности Петра Павловича, его помощь запорожским писателям, заботу о молодых. Я с сыновней благодарностью вспоминаю ту поддержку, которую он оказывал мне при издании моей первой книги, при приёме меня в Союз писателей Украины и т.д. Правда, потом он же крепко приложил руку и к моему изгнанию из Спилки... Но тут дело в политической конъюнктуре, которой всегда следовал Пётр Павлович. На мой взгляд, именно это ("сьогодні треба писати про...") не дало возможности полностью раскрыться таланту Петра Ребро, он как бы сдерживал себя, понуждал свою музу, полагаю, страдал из-за этого, но ничего уже не мог с собой поделать...
А добрые воспоминания о нём остались навсегда. И я шепнул об этом Петру Павловичу нынешней весной, когда стоял у его гроба.
Удержаться в официозе