Первый полёт «Редкой птицы»

Статья о впечатлениях от фестиваля альманахов «Редкая птица», о поэтическом празднике. Ольга Лебединская.

Редкая птица долетит до середины Днепра, утверждал классик. Около 60 поэтов, прозаиков и музыкантов решили опровергнуть это крылатое выражение Гоголя. В середине Днепропетровска, а именно в областной научной библиотеке с чудесным названием – им. Кирилла и Мефодия – 25-27 октября 2013 г. состоялся 1-й Международный фестиваль «Редкая птица».
Ведущим ангелом-хранителем фестиваля, связующим звеном в команде его организаторов была Людмила Некрасовская, автор множества книг, победитель не одного десятка международных серьёзных литературных фестивалей. Помогали ей яркие днепропетровские редкие птицы – члены Конгресса Литераторов Украины. Их было восемь, и Людмила не забыла поблагодарить каждого из организаторов, вручив грамоту за личный вклад в общее дело. Это и известный композитор Елена Швец-Васина, милая ведущая с приятным голосом, и энергичный молодой  поэт Сергей Куликов, и шеф-редактор «Форума» Александр Кутняк, и замечательный поэт и сотрудник редколлегии альманаха Светлана Поливода, и другие.
Здорово, когда коллеги поддерживают друг друга. Вроде бы банальные слова. Подумаешь – помогли. Приняли участие в мероприятии, что тут такого. На самом деле – очень ценно в наше время суеты и круглосуточной занятости суметь выделить, выкроить время каким-то небывалом чудом на помощь друзьям, на участие в фестивале. Отодвинуть заботы о хлебе и масле насущном ради общего дела – это дорогого стоит. Небывалая душевная щедрость по нынешним временам и есть, на мой взгляд, Редкая Птица. Щедрость, которой наделены все поэты-фестивальщики вне зависимости от дарования. Хотеть себя дарить, показывать высоты своей уникальной души – уже великий дар, подвиг, поступок.
Организаторы подобных Праздников, мне кажется, просто чудотворцы.
Пафос? Да. Нашей нищей жизни пафос необходим для Жизни, как хлеб для выживания. Поэзия нужна людям как воздух. Где доказательства? Полный, до отказа набитый зал «Русского центра» научной библиотеки тому пример. Было отрадно видеть, что поэты и читатели еле помещались. В тесноте, да не в обиде, как говорится. Всем хватило места. Всем было дано слово, даже тем, кто случайно попал на фестиваль альманахов.

Да, коллеги, друзья! Не сказала о главном в порыве чувств! Это был первый на Украине фестиваль альманахов. С этим открытием тоже можно поздравить Королеву Бала Людмилу Некрасовскую. Отличная идея, на мой взгляд. Нынче каждый город издаёт свой литературный альманах, а то и несколько.
Кто-то утверждает, что компьютер заменил книгу и живое общение. Подобные фестивали говорят иное. Да, поэты и в сети поэты. Но всё-таки птицам небесным нужно небо, просторы, крылья. Живое общение и даёт эти крылья, видится мне. А страницы альманахов разве не похожи на крылья?
Живое общение, печатные издания живы, живут и процветают. Печатное слово пока никто не отменял. Рождаются новые альманахи. Печататься не только в сети и сейчас престижно, хотя гораздо проще, чем раньше. Деньги решают многое, но не всё. В серьёзных изданиях серьёзный отбор. Хотя человеческий фактор и кумовство никто не отменит. Об этом много говорили на фестивале. Известный поэт Сергей Шелковый поднимал эту тему и на мастер-классе.
Какие альманахи и их редакторы-родители понравились лично мне? Многие, а если точнее – все.
Один привлекает дизайном, другой – разнообразием рубрик, третий – серьёзностью и тщательностью подобранного материала.
Очень понравился альманах из Кривого Рога «Символ». (Его представила Бугаева Ирина Евгеньевна.) Столько любви к своему городу, его истории, культуре! Здесь не столько литература, здесь культурное наследие вообще – рубрики многочисленные, материалы очень интересные, содержательные. Здесь статьи о филателии и филателистах, страницы памяти, репортажи с фестиваля «Руди тексти».
Альманах «Форум» поразил качеством литературы. Явно графоманские вещи мне не встретились.
Интересными показались альманахи «Харьковский мост», «Медоборы» из Хмельницкого, «Скифия», «Берег Поэзии» и другие.
Татьяна Заславская из Днепропетровска представила сборник детского творчества «Соборы наших душ». Татьяну и её газету «Я» знаю давно. Это редкая птица редкого энтузиазма и душевной молодости. По-хорошему завидую её энергии. Порадовал и удивил тираж – 1000 экземпляров.
Лысенко Евгений Александрович представил журнал «Артистическая бухта» (Севастополь). Сразу повеяло морской крымской свежестью и необъятными просторами.
Евгений Александрович с теплом и гордостью рассказал о фестивале «Души серебряные струны», о некоторых авторах альманаха. Мне захотелось прочесть рассказ Ирины Симанской, которой уже 80 лет. Подумать только, человек награждён медалью за победу на Кавказе!

С удовольствием и гордостью за земляков послушала лаконичный доклад Сергея Куликова о славной студии Днепропетровской Горной Академии «Уголёк», об истории создания альманаха «Берег поэзии».
Много и интересно рассказывал о своём детище Юрченко Анатолий Петрович, редактор альманаха «Литературная Кировоградщина». Говорил Анатолий Петрович о том, что его родной город (раньше – Елисаветград) в народе называют «Маленьким Парижем» за похожую своеобразную архитектуру, и именно этот образ любят авторы кировоградского альманаха. Как мы поняли, украиноязычным литераторам уделяется достаточно внимания, и это тоже хорошо, что и говорить. Редактор перечислил многих известных авторов современности, которые печатаются в издании – это Владимир Спектор, Александр Корж, Анатолий Крымский и многие другие.
Конкурс альманахов, поэзия, проза, литературная критика, музыкальные произведения – вот номинации, которые были представлены на фестивале. Разнообразие альманахов, поэзия – на мой взгляд, самые интересные рубрики. Гораздо хуже на подобных мероприятиях воспринимается проза. Что поделаешь! Жанр этот более тяжёловесный, чем  поэзия. На слух даже поэзию не всегда правильно можно оценить.
Музыка – тоже штука сложная, уж очень к ней субъективное отношение, как мне кажется. Музыка близка каждому своя, и это зависит от самых тонких и малопредсказуемых факторов, таких, как состояние здоровья, настроение и даже группа крови. Оценить техническую сторону исполнения, вокальную, инструментальную подачу может только профессионал. Композиторы представили на конкурс свои песни. Песни довольно качественные. Исполнение разное по уровню. Главное, от души. Я как дилетант могу сказать одно: мило. Понравилось. Исполненная классически «Украина» запомнилась. Очень интересно, самобытно прозвучала «Восточная сказка», милой песне о поезде на стихи Томской многие бурно аплодировали. Уместна была песня «В кругу друзей». Блистала женственная Швец-Васина со своими вальсовыми игристыми композициями.
Отрадно было посидеть в кругу друзей, приятелей, коллег. Некоторых видела не впервые. Кого-то читала на сайтах и только здесь увидела «живьём».
Жюри было строгое и щедрое, как и полагается. Поощрили, похвалили всех, ни о ком не забыли. Замечательно. И сами судьи получили от внимательной Людмилы Некрасовской слова благодарности. Анатолий Шкляр, Валентина Фалькова и другие уважаемые и серьёзные люди потратили много сил и времени на чтение текстов, выставление оценок. Понимаю, какой это нелёгкий и незаметный труд.
Редкие нынче денежные премии тоже присутствовали на фестивале.
Александр Горчинский, молодой интересный поэт, а также Леонид Борозенцев получили по 500 гр. Винница, ура тебе! Необычная, яркая, образная поэзия, интересная подача этих ребят запомнилась. Молодёжь лучше умеет подать свои тексты, не боится смелых экспериментов с ритмом, рифмой и проч.

Ну что, дорогие друзья? Добрались до победителей! О, список этот широк, как крылья поэтической сказочной Птицы! Главная тема мероприятия – конкурс альманахов. С них и начнём.
1 место – редколлегия альманаха «Форум». Он же – 1 место на приз зрительских симпатий. Редактор альманаха-победителя награждён именным кольцом и памятным подарком. Остальные альманахи получили приз и грамоту, каждый за своё. «Медоборы» – за информационное сопровождение», «Нас єднає слово» – за любовь к родному слову, «Точку опоры» наградили за высокую духовность материалов, «Берег поэзии», «Соборы наших душ» – за дизайн. Простите, кого не назвала. Каждый альманах по-своему хорош и интересен. Было бы время, как в юности, – прочитала бы все, от корки до корки!
Лауреаты поэтического конкурса:
1 место – Леонид Борозенцев, Винница.
2 место – Маргарита Мыслякова, Запорожье.
3 место – Ирина Иванченко, Киев.
Александр Морозов, конечно, отхватил приз зрительских симпатий. А как же иначе?
Этот человек, действительно, симпатичен во всех смыслах, и, говорят, отличные фестивали проводит. Может, и попаду, дай Бог. Любовь Томская мне об этом мероприятии с восторгом рассказывала.
Все авторы, несомненно, сильные.
Образность и философичность Маргариты Мысляковой заставляет задуматься над вечными вопросами. Яркое стихотворение, где бабочки сравниваются с яркими китайскими тапочками, запомнилось. Содержательность и духовность поэтических текстов Ирины Иванченко тоже не оставляет равнодушным никого. Самобытный Леонид Борозенцев – вообще вне конкуренции. Это, действительно Птица Редкая. Влюблённый в литературу родной Украины, двигатель культурного процесса не только в Виннице...
Ну всё, пошла хвалить! А прозаиков не забыть бы. Прозу, честно сказать, еле дослушала до конца. Тяжело было проглотить этот сытный кусок, да ещё после 25 выступавших поэтов. Итак, поздравляем победителей в номинации проза. А именно:
Юрий Гашинов – 1 место.
Александр Кутняк – 2 место
Елена Хейфец – 3 место.
Людмила Елисеева и Елена Хейфец заслуженно, на мой взгляд, получили приз зрительских симпатий.
Что мне не нравится в современной прозе? Скажу честно: обилие спекулятивных тем, жалостливых, мыльно-сериальных: ангелы, неизлечимо больные и т. д. Подобные песни более уместны, мне кажется, в усах детей-попрошаек. Что понравилось мне в конкурсе прозы? Что не было откровенной чернухи и безвкусицы. Уже хорошо.

Ну вот, дошли до критики и до критикесс.
1 место – Скорик Светлана, Запорожье.
2 место – Людмила Елисеева, Харьковская область.
3 место – Елена Хейфец, Днепропетровск.
От души поздравляем победителей! Критика – штука сложная. Не каждому дано анализировать произведения, а тем более издания. Здесь необходимы такие редкие и ценные качества, как громадный опыт, беспристрастный и проницательный взгляд, отменный вкус и горячая любовь к литературе. Ибо критики за свой труд, как и писатели впрочем, нынче ничего материального не имеют. Ну, кроме призов на редчайших фестивалях, таких как «Редкая птица». С уверенностью можно сказать, что поле это не паханое, работы – море, бери да делай, была бы охота. Кафедры литературоведения, вроде бы специально созданные для таких дел, продолжают по инерции мусолить славное прошлое и позапрошлое. Тарас Шевченко, Гёте и Байрон, максимум звёзды серебряного века – вот основные темы курсовых, дипломных и кандидатских работ филологов.
Студенты филфака из современных литераторов знают только Пелевина, и то не все, а только отличники.
Ах, да. Опять отвлеклась от фестиваля Людмилы Некрасовской и его друзей.
Светлана Поливода тоже получила приз и лауреатство как критик. Поздравляем!
Честно сказать, критических работ Поливоды я пока в руки не брала. А вот статьи Светланы Скорик читаю давно. Скажу ещё раз – думаю, многажды было об этом сказано – читать Светлану Скорик всегда интересно. Её критические статьи всегда актуальны, разнообразны, написаны с любовью и знанием дела. Этот человек очень много делает не только для Конгресса Литераторов, но и для популяризации литературы вообще. Вот встретила на «Редкой птице» незнакомого поэта. А он мне – «А я Вас знаю!». Мне приятно. Спрашиваю: «Откуда знаете?». – Встречались на страницах альманаха «Провинция», который выпускала Светлана Скорик многие годы. Или читали меня на сайте «Стихи.про». Этот сайт тоже организовала Светлана Скорик. Вадим Шилов её поддерживает как технический редактор, и не только. Сайт мне нравится своей демократичностью, теплотой и профессионализмом. Нравится тем, что там не только стихи и проза, но и статьи о литературе, причём очень разнообразные и качественные.

Сетевая литература вообще развивается быстро, растёт не по дням, а по секундам. Об этом говорила и интересная поэтесса из Ришона (Израиль) Марина Старчевская. Рассказала она и об обществе тель-авивских альманахов. Альманах у них выходит за счёт муниципалитета, участие бесплатное, берут всех, потому и качество текстов разное. Русский язык в Израиле – тоже птица достаточно редкая. В альманахе принимают участие в основном люди среднего и старшего возраста. Молодёжь по-русски уже не пишет.
С Мариной Старчевской мы почти подружились. Наши взгляды на поэзию оказались очень похожи. Техника важна, нужна, но в поэзии главное – Тайна, то, что называется чудотворство. Иногда даже банальная рифма уместна, запыленный образ лучше вымученного, выпендрёжного. Иногда и сбой ритма выглядит не как ошибка, а как смена настроения. Главное, чтобы стихи делал мастер.
Начала читать книгу Марины Старчевской, мой фестивальный сюрприз. Действительно, неплохо. Много юмора, иронии и самоирониии, много цитат и аллюзий. Видно, что автор хорошо знает классическую литературу, ценит традиции, ищет что-то новое и без ложной напыщенности относится к своей персоне. Это очень радует. Мне такие люди и такие поэты нравятся.
В чём ещё наши точки зрения совпали? На фестивале не было больших открытий, звёзд фестиваля, от которых все были бы в восторге. Марина вздохнула, что музыка, представленная на фестивале, была неплохая, но не более того. Шлягера, который бы запомнился, всё-таки не было. Музыкальные произведения были милые, и это уже хорошо. Ясность, полётность, шёлковость песен я отметила. Но хотелось бы чего-то большего. Надеюсь, будет в следующем году. Будем ждать. Да простят нам уважаемые композиторы, мы всё-таки поэты и в музыке, может быть, понимаем недостаточно.
Кстати, о музыке. Победила в этой номинации обаятельная хрупкая женщина Елена Швец-Васина. Именно её вальс-гимн фестиваля «Вдохновения редкая птица» звучал заключительным аккордом фестиваля.
Что ещё было хорошего? Мне подарили хорошие книги. Маргарита Мыслякова, мудрый поэт из родного Запорожья наградила меня свой книгой, которую с большим удовольствием читаю, смакую, размышляю, волнуюсь, радуюсь... Этому интересному автору хочется сопереживать. Библейские сюжеты, которыми пронизана насквозь поэтическая книга, актуальны и сейчас. Актуальны для меня сегодня. Добро и зло, грех и покаяние, благодать и чудо Господне... Эти темы всегда будут волновать поэтов. Да и просто людей.
Многие запомнились мастерскими яркими стихами. Прежде всего, Павел Баулин.
Интересна была Вера Трифонова из Беларуси, Андрей Стебелев из Винницы, Евгений Резниченко, Татьяна Осень, Ольга Тарасова, Екатерина Шевцова, Михаил Никитин, Валентина и Юрий Гнатюк, Лорина Тесленко, Людмила Мазур-Ляшко, Дарья Сидоренко, Татьяна Стогова, Наталья Хорунжева, Сергей Шугуров, Елена Гурова, Наталья Волынец, Павел Светский, Виктор Невский, Любовь Томская, Екатерина Завалишина, Лилия Малик, Николай Милош. Я бы выделила (под моё субъективно-осеннее настроение) Павла Баулина, Сергея Куликова и Татьяну Осень, Лёню Борозенцева и Лорину Тесленко.

Благодарна Сергею Шелковому за попытку провести мастер-класс поэзии. Сергей со знанием дела и блеском в глазах говорил об отличии поэзии от непоэзии. О важнейшей роли образности и лексики. О том, что лексика должна быть богатой и насыщенной. О том, что Осип Мандельштам говорил так смело, энергетично и свежо, как нынче мало кто умеет. Даже знаменитый сейчас Александр Кабанов не сравнится с Осипом яркостью и точностью могучих образов. Здесь я полностью согласна. Считаю, что Мандельштам – поэт гениальный, и нам его открывать и открывать, учиться у него неожиданности, глубине и музыке, смелости. Не знаю, можно ли научиться мастерству поэзии? Мандельштам считал, что нет. Что на графоманов не стоит тратить драгоценное время.
А вот я не раз наблюдала, что чудеса случаются в Божьем мире. Графоманы и рифмоплёты иногда превращаются в интересных поэтов. «Человек должен сам себя растить», – утверждал Шелковый. Таки да. И мастер обязан помочь ученику, если знает, как. Но всё это дело тонкое. Поэзия тоньше востока. Поэзия – птица редкая! Не вспугните в себе Поэзию!

Спасибо, дорогие, что наши время приехать и пообщаться, оторвались от бесконечных бытовых забот: стирок-уборок-детей-внучат, сверхважных работ... Люди приехали в основном взрослые, серьёзные, деловые, уважаемые. Спасибо Людмиле Некрасовской и её команде за фестиваль. Очень, очень понравилось название. Ради одного названия стоит участвовать в этом празднике. Спасибо членам жюри и коллективу библиотеки, радушному и красивому. Спасибо Русскому Центру в библиотеке. У них я тоже проводила презентацию своей новой книжки.
Дай Бог, чтобы фестивали жили, чтобы приезжало так много поэтов, хороших и разных.
Любите в себе редкую Птицу Поэзии, растите её, кормите качественными рифмами, ритмами, свежими образами. Дарите ей нужные фестивали.
Удач!!! Высокого полёта «Редкой Птице»!
Избранное: литературный фестиваль
Свидетельство о публикации № 6073 Автор имеет исключительное право на произведение. Перепечатка без согласия автора запрещена и преследуется...

  • © Рэна Одуванчик :
  • Конкурс
  • Читателей: 2 890
  • Комментариев: 7
  • 2013-11-06

Проголосуйте. Первый полёт «Редкой птицы». Статья о впечатлениях от фестиваля альманахов «Редкая птица», о поэтическом празднике. Ольга Лебединская.
Краткое описание и ключевые слова для Первый полёт «Редкой птицы»:

(голосов:5) рейтинг: 100 из 100

  • Евгений Резниченко Автор offline 6-11-2013
И полет нормальный. На редкость. Свидетельствую...
  • Леонид Борозенцев Автор offline 6-11-2013
Если я не ошибаюсь, редакционный совет журнала "Форум" был категорически против употребления по отношению к Людмиле Некрасовской оборота "хозяйка фестиваля" и т.п., когда он прозвучал на самом фестивале.

Было озвучено и подчеркнуто, кому принадлежит и идея фестиваля. Почему тогда поздравления адресованы не автору идеи?

Мне кажется, теперь, когда подводятся итоги и звучат отзывы, выражение "хозяйка Праздника" после категорического протеста Александра Кутняка звучит не то, чтобы не корректно, а, как провокация.


Статьи о фестивале тиражируют по всему интернету, одним из источников является сайт http://stihi.pro. Редакция сайта не несет ответственности за достоверность предлагаемых материалов, но учитывая, что администрация присутствовала на фестивале, умолчание настраивает на недоумение.

С уважением к автору статьи ("Сократ мне друг но истина..."), редакции сайта и оргкомитету фестиваля,
Леонид Борозенцев
  • Ольга Лебединская Автор offline 7-11-2013
Спасибо за отзыв, Лёня. Значит неправильно поняла. Кто на самом деле организатор феста? Я думала, Людмила Некрасовская. Извините. И не знала, что это выражение нельзя употреблять.
  • Евгений Резниченко Автор offline 7-11-2013
Автор оригинальной идеи о "тьмутаракани", безусловно, заслуживает всяческой поддержки и звания звезды youtube.
  • Вадим Шилов Автор offline 7-11-2013
Цитата: leon
Мне кажется, теперь, когда подводятся итоги и звучат отзывы, выражение "хозяйка Праздника" после категорического протеста Александра Кутняка звучит не то, чтобы не корректно, а, как провокация.

Статья о фестивале «Редкая птица» теперь немного откорректирована.
Оля, если надумаешь вообще переписать этот абзац, поставим её на модерацию, - и тогда для редактирования статья будет доступна со странички твоего профиля. Если что, сообщи.
  • Леонид Борозенцев Автор offline 9-11-2013
Цитата: Рэна Одуванчик
Извините. И не знала, что это выражение нельзя употреблять.


Употреблять можно что угодно, но пойдет ли это кому-то на пользу или станет предметом недовольства организаторов - это уже другой вопрос :)
  • Ольга Лебединская Автор offline 13-11-2013
Сложно сказать, что кому идёт на пользу. Но фестиваль в целом был неплох и многолюден. Графоманов в чистом виде не было. Организаторы -молодцы. Об этом статья.

Да, пафоса и т.п. многовато. Но что делать, Одуван больше поэт, нежели журналист.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Первый полёт «Редкой птицы»