Язычница. Путь любви

      
 
1

Березовый настой души молочной...
 ...язык её живой и древний, как санскрит.
 А мой славянский, мой от аз и буки,
 как дикорос степной, язычеством грешит...
 И звон стоит в ветвях – играет бубен
 во имя и авось спасения души.
                                   Елена Морозова


Разве это язычество? Разве это божкам
многоликим и -руким, раскосым зрачкам,
разве это нелепым и страшным божищам
тайнословье стихов в бездну слуха мы свищем?

О каком там язычестве вы говорите:
это просто листочек свой шёпот мне вытер

белой строчкой стихов, словно мягким платочком, –
оттого и санскритом пропитаны строчки,
оттого лягушачьей пронизаны трелью –
«соловьями» ставков на тенистой постели.

Разве это язычество? – плакать и рваться
из себя не за сладкий огрызок оваций
и дешёвой известности приторный пряник! –
просто каждый из нас по словесности странник

Божий. Да! А то чей ещё странник и пленник,
если бредить согласен без пищи и денег
голубым и берёзовым, лиственным полем
невесомых стихов? Лишь бы небо и воля,

лишь бы так, неприметно, босой и ничейный,
зависал он лицом в страшный запах весенний
стрекозы и улитки, и сока, и млека
розоватых стволов! Так и было от века,

что молились поэты Единому в разном –
а глупцы в них бросались «язычеством» праздным,
ложнословным, лукавым, пришедшим «от Змия».

...дикоросы мои дорогие,
подорожники, лютики, маки и щавель!
Для кого Бог суглинок с песочком составил,
с родником, и оврагом, и пашенкой житной,
если будем мы с вами друг другу обидны,

непричастны, безлюбы, горьки, словно тризна?..
Дух Творящий всем нам, без различия, близок.
Вот и мы сотворяем из ветра и пены
свой свистящий, шуршащий язык перемены –

ведь не может Создатель лепить нас бесстрастно,
сухо, холодно, тесно, единообразно,
всех – единым лекалом, не сверив по мерке.
От безлюбья – оглохнем, подохнем, померкнем!..

Аз и буки, и веди, глаголь и добро –
всё березовым млеком нам в вены вошло,
растворилось в крови, будто бубна и рога
позывные. «Морзянка» родимого слога

дославянского. Общая данная милость,
ведь «хохла» и «кацапа» ещё не явилось,
и одно всем светило Единое Слово
белолицо, свежо, озорно, черноброво...

Здравствуй, роща! Реки, голоси, как Есенин, –
Даже если мы ритмы на новые сменим,
сохранится единство не в букве, а в главном.
Что поделать! Природа движением славна,

и не нам, ей понятным и внятным, как птицы,
взаперти, затворившись от жизни, молиться.

Если это язычество – что ж, не взыщите,
так и есть – для лайливой и блеющей сыти.
А для всех не-зеркальных (-лекальных) мы просто
сине-жёлтого поля и неба отросток

и по Духу родные покосам и плавням,
наше с ними единство суровое славя
шелковистой метёлкой пыреев-стихов,
каждый – солнечным вихрем движенья влеком,

кто «авосем», а кто и «во имя» спасённый
бирюзовым санскритом рыбёшки озерной.










2

Идущие в запой Поэзии!
На ринге
приветствую всех вас, невольных и слепых
безумцев языка, приговорённых к Книге,
хмелеющих давно от ритмов избяных.

Когда-то верой я
болела: свечи, святцы –
для сердца и любви, и прочего важней. –
...Но неоткуда там гармонии набраться,
чтоб с пчёлкой говорить и целовать зверей!..

И я ведь так могла, и я тогда умела –
колена преклонив, пред Богом завинив,
касаться уголка иконы – вскользь, несмело –
сухой щепоткой губ. Божественный наив.

Платочек розовел, персты летали кресто-
образно и легко, и я была свежа,
как вросшее в бадью устойчивое тесто,
без дрожжей слов, пока – лишь тело и душа,

не вынесшая Дух из ритмов славословий,
простая, как зевак молящихся зевок,
судящая весь мир, с незрячею любовью
не зрящая Любовь. Напыщенный щенок.

А стоило пустить звень-звуки, словно струги,
а стоило облечь молитву в первый стих –
причислили меня к бесовищу науки
да к игрищу божков, чтоб жар и трепет стих.

Спасибо и на том, что обучили Слову!
Молве и клевете на милость не сдалась,
не впала в немоту, но напиталась новью,
ликуя и творя, волнуясь и смеясь,

не тело, не душа – лишь дух и оболочки
засохший коржик. Пусть! Не в этом жизни суть.
Уже пускаю трель. Уже дрожат листочки.
Уже мне всякий жук – любви и неба путь:

уже проста, как он, и так же полосата
на противне судьбы, и так же без затей
жужжащая с креста, помята и крылата
и пьющая дождей целительный елей.

Как мне остаться той, блаженной – и бессильной?
Как мне остановить свой заполошный лёт,
когда стекают с уст стихи мои обильно
и бедная душа страдает, но поёт,

винится – и поёт, болит – но и поёт же,
и понимает всё, и обнимает всех,
и чувствует их дрожь под обнажённой кожей,
и любит их за боль, и не винит за грех?

Как мне остаться той?..

3

Это просто съела ягодку не ту.
Это просто полюбила простоту.
Это просто завинила в доброте,
в том, что, правы и не правы, все мне «те»

и «такие», как замыслили их впрок,
без греха, стыда и плача поперёк
мерки властной и прокрустовой: одной,
в том, что сердце мне не застит их виной.

А над садом щедрый скворушка: тёх-тёх...
А от щема меня Бог не уберёг,
и щемит, краснеет, ластится моя
нежность – пуще и скворца, и соловья –

к этим соснам, этим травам и цветам,
к этим древним и заплаканным местам,
к этой солнышком целованной земле,
потому что все во мне, а не во зле.

Поклоняюсь я не камню, не дровам
истуканов, а невидимым словам
тех скрижалей, где покоится Завет
меж твореньем и Творцом на много лет.

От язычества – досталось ли чего?
Просто Слова озорное божество,
просто лик Его младенческий и смех –
через боль и через плач – один на всех!

2005 г. Светлана Скорик.
 Путь любви. Язычница


Рекомендуйте стихотворение друзьям
http://stihi.pro/6182-yazychnica.html
Свидетельство о публикации № 6182
Избранное: стихи о природе
Автор имеет исключительное право на стихотворение. Перепечатка стихотворения без согласия автора запрещена и преследуется...

Краткое описание и ключевые слова для стихотворения Язычница. Путь любви : Язычница. Стих путь любви, о любви к Богу в природе и людях. Для кого Бог суглинок с песочком составил. Природа движением славна. С незрячею любовью не зрящая Любовь. Проголосуйте за стихотворение: Язычница. Путь любви
  • 100
    Стихотворения по теме:
  • «Нет у души никаких новостей...»
  • Стихи о необходимости страстей для человека и молитвы, помогающей их искоренять. Боже, верни мне все стрелы страстей, ибо молитва моя ослабела. Мне надобно в ходе мольбы помощь у Господа черпать
  • «Колокольчики и ромашки...»
  • Стихи  на помин души о колокольчиках, ромашках и Божьих тропах, по которым и по смерти к нам придёт весёлый полевой помин души. Разве ж это не счастье – вот такой вот помин души?!
  • Оттого ль...
  • Стихи о размышлениях над Божией волей. Оценить доброту в осуждающем приступе гнева. Людмила Елисеева.
  • Душа и тело. Версия № 2
  • Философские стихи о взаимоотношениях между душой и телом. Земная наивность! Да разве есть дело бессмертной богине до смертного тела? Татьяна Окунева.
  • Божественная трагедия
  • Стихи о сотворении мира, об акте сотворения Земли и человека Богом-Творцом. Философские стихи  с долей иронии. Признаю, что с людьми опыт мой неудачен, но ведь только у них существует
  • Валерий Кузнецов 29-11-2013
Гениальные стихи - по ощущениям пути любви – праславянства, бездны языка и народной судьбы...
  • Павел Баулин 30-11-2013
Высокий, одухотворённый профессионализм. Богатство образов, можно цитировать буквально через строчку.
С позиции православного человека - очень уважительно о язычестве, из которого мы вышли.
Может, единственная занозка - "ништяк", ну, явно выбивается из лексического строя.
Искренне.
  • Ольга Лебединская 1-12-2013
Стихотворение звонкое, острое, богатое образами, мастерскими приёмами и находками.
Понятно настроение, идея автора.
Но кое-что задевает, режет слух.

Строфа, где "божественный ништяк" мне кажется не совсем корректной. Павел Борисович прав. В данном контексте звучит неуместно.
Судящая Любовью. - здесь тоже мне непонятно. Любовь не судит, а всё прощает.
Зевок молящихся зевак. Звонко, но что-то не так. Лирический герой будто стесняется своей христианской веры.

Сам по себе текст очень хорош. Яркий, эмоциональный, актуальный- все мы вышли из "ПРА", едины...
Но над этой строфой можно бы подумать.
  • Светлана Скорик 23-12-2014
Замечания, касавшиеся не содержания, а конкретных неуместных слов, учла. Большое спасибо за ценные поправки.
Лирический герой (язычница), Оля, не "стесняется" своей веры, а отграничивает себя от "зевка" тех, кто верою считает лишь исполнение обрядов. Проще, конечно, зевка не видеть и о нём не писать... Но у кого-то Путь Любви складывается сразу и вполне благополучно, а кто-то свой Путь Любви именно проходит – в смысле, как трудный экзамен. До этого ещё дорасти надо было, чтобы уметь не судить. Когда писала, ещё не умела сдерживаться. Но пусть будет: кому-то этот путь Любви да пригодится.
  • Михаил Перченко 28-09-2015
Мощные стихи! Такой огромный творческий потенциал, что он порой даже выходит из берегов и вместо чуда словообразов: "Сухой щепоткой рта"," на противне судьбы", избяное язычество, засохший коржик поток выносит этакое: полосатый (колорадский?) жук -любви и неба путь (по моему это слишком), жужжащая с креста. Аргументация должна быть не настолько тенденциозной. Да, язычество, говорящее на языке природы,( потому и язычество), но не идолопоклонничество жукам со служением идее с захлёбом от собственно идеи. И вдруг природа отступает перед скрижалями завета, отрицающими язычество не только деревяных и каменных идолов, но и пантеизм - высший разум природы. Всё таки стихи десятилетней давности. Задористые и категоричные. И какие они всё же замечательные. Так просторно и безудержно у нас никто не пишет, да и не только у нас.