Фёдор Тютчев

Cтатья, посвящённая вечеру памяти Ф. И. Тютчева в Русском Культурном Центре Запорожской областной библиотеки. Вечер проведен членами Запорожского отделения Конгресса литераторов Украины.

В начале декабря 2013 г. в зале Русского Центра Запорожской областной библиотеки им. Горького члены Запорожского отделения Конгресса литераторов Украины совместно с сотрудниками центра и любителями поэзии провели вечер памяти Ф. И. Тютчева, посвящённый 210-й годовщине со дня рождения поэта.
Известно, что судьба Ф.И. Тютчева неординарна и, можно даже сказать, необычна для русского писателя. Почти 22 года из неполных 70 лет жизни он провёл за границей (в основном в Германии и Италии, с выездами во Францию, Грецию, Чехию) в связи со своей дипломатической службой, притом это захватило возраст от 18 до 40 лет, наиболее плодотворный для развития творческой личности. Фёдор Иванович был женат дважды, и оба раза на иностранках. Всё это говорит о том, что Тютчев знал жизнь Западной Европы не понаслышке и не как праздный путешественник – она глубоко вошла в его судьбу, в быт и общественное повседневное существование.
Ф. И. Тютчев был, пожалуй, одним из первых русских, который искренне, убеждённо и в то же время смело выразил свои взгляды на взаимоотношения Европы и России. И. С. Аксаков отмечал: «Нельзя не признать, что с появлением Тютчева впервые раздался в Европе твёрдый и мужественный голос Русского общественного мнения. Никто никогда из частных лиц в России ещё не осмеливался говорить с Европою таким тоном, с таким достоинством и свободой».
Веками европейский Запад считал себя вправе полагать, что в нравственном отношении он единственный в мире, что он и представляет целиком всю Европу. Он рос, жил, старел с этой мыслью и вдруг, благодаря Тютчеву, обнаружил, что ошибся, что рядом с ним существует другая Европа, его сестра, возможно, младшая сестра, но, во всяком случае, совершенно законная, одним словом, что он является лишь только половиной великого целого. Подобное открытие представляло целую революцию, влекущую за собой величайшее смещение идей.
Более того, Тютчев считал, что Россия призвана объединить Славянский мир и вообще явить на земле силу земную, государственную, просветлённую или определённую началом Веры, служащую только делу самозащиты, освобождения и добровольного объединения. Биограф поэта при этом указывает, что «в противоположность Бисмарку, спаявшему единство Германии "железом и кровью", Тютчев призывал положить в основу объединения славянских народов христианскую любовь. В стихотворении «Два единства» (сентябрь 1870 г.) читаем:

Из переполненной Господним гневом чаши
Кровь льётся через край, и Запад тонет в ней –
Кровь хлынет и на вас, друзья и братья наши! –
Славянский мир, сомкнись тесней...

«Единство, – возвестил оракул наших дней, –
Быть может спаяно железом лишь и кровью...»
Но мы попробуем спаять его любовью, –
А там увидим, что прочней...

Следует заметить, что в середине XIX века в причинах разногласий между Россией и Западом пытались разобраться многие передовые умы того времени. Вот какие мысли высказал А. С. Хомяков в статье «Мнение иностранцев о России», опубликованной в четвёртом номере журнала «Москвитянин» за 1845 г.: «Недоброжелательство к нам других народов, очевидно, основывается на двух причинах: на глубоком сознании различия во всех началах духовного и общественного развития России и Западной Европы и на невольной досаде перед этою самостоятельною силою, которая потребовала и взяла все права равенства в обществе европейских народов. Отказать нам в наших правах они не могут: мы для этого слишком сильны. Поэтому полной любви и братства мы ожидать не можем, но мы могли бы и должны ожидать уважения».
Во время своей дипломатической службы Тютчев первый осветил историческую жизнь Запада светом Русской, христианской, православной мысли, первый заговорил с западным обществом языком Русского и православного и не поколебался перед лицом всего мира указать ему новый мир мысли и духа. Всё это дало И. С. Аксакову основания с полной уверенностью заявить, что «Тютчев был не только самобытный, глубокий мыслитель, не только своеобразный, истинный художник-поэт, но и один из малого числа носителей, даже двигателей нашего Русского, народного самосознания».
В историю русской поэзии Ф. И. Тютчев вошёл, прежде всего, как автор философской лирики, но его перу принадлежит и ряд замечательных произведений на другие темы. Стихи о природе, любовные и философские стихи поэта связаны общностью лирического героя, сквозными мотивами, их роднит напряжённый драматизм звучания.
Многие его стихи о любви имеют автобиографический отпечаток.
Фёдор Иванович, всю жизнь свою до последних дней увлекавшийся женщинами, имевший среди них почти сказочный успех, никогда не был тем, что мы называем развратником, донжуаном, ловеласом. Ничего подобного. В свои отношения к женщинам он вносил такую массу поэзии, такую тонкую деликатность чувств, такую мягкость, что походил больше на жреца, преклоняющегося перед своим кумиром, чем на счастливого обладателя.
Этому отношению к женщинам мы обязаны озарениями лирических посвящений и памятью о красивейших женщинах, с которыми свела Тютчева судьба. Это же стало источником семейных трагедий и нереализованности его многочисленных талантов.
Тютчеву не нужно было выдумывать страсти для своих произведений. Он просто записывал то, что видел своими глазами, что пережил собственным сердцем.
Мотивы скоротечности счастья, гибельности любви, вины перед любимой женщиной особенно характерны для стихотворений из так называемого «Денисьевского цикла» («В разлуке есть высокое значенье...», 1851; «Не говори: меня он, как и прежде, любит...», 1851, «Весь день она лежала в забытьи...», 1864, и другие).
Поздняя, последняя страсть к Елене Денисьевой не прошла бесследно для Фёдора Ивановича. Ради любимой женщины Тютчев почти порывает с семьёй, пренебрегает неудовольствием двора, навсегда губит свою весьма успешную карьеру.
Эти обстоятельства объясняют, почему многие стихи поэта отмечены трагедийным звучанием, как, например, это:

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Тютчев до конца своих дней сохранил способность благоговеть перед «неразгаданной тайной» женской прелести – в одном из самых поздних своих любовных стихотворений он пишет:

Земное ль в ней очарованье,
Иль неземная благодать?
Душа хотела б ей молиться,
А сердце рвётся обожать...

Заметьте, как целомудренно выражается Тютчев: не «обладать», а «обожать».
Ф. И. Тютчев на протяжении всей своей жизни любил нескольких женщин. Любил их глубоко, возвышенно, искренне. Чувства поэта к каждой возлюбленной были неподдельными. Им часто сопутствовало страдание. Но они внесли в жизнь поэта необычайную глубину, страстность, беззаветность. Не было бы этих женщин, не было бы и замечательных стихов, в которых поэт обнажил свою душу, приоткрыл тайну прекрасного чувства – любви.
Любовная лирика Тютчева, представленная относительно небольшим числом произведений (творческое наследие поэта вообще невелико по объему), – уникальное явление в русской литературе. По глубине психологизма многие из его стихов сопоставимы с романами Ф. М. Достоевского – кстати, высоко ценившего творчество поэта.

У Тютчева мы находим много философских миниатюр, в которых в афористичной форме заключены его мысли о различных социальных и нравственных ценностях: о человеке, родине, любви, счастье. Взять хотя бы стихотворение «В разлуке есть высокое значенье...» – миниатюра о любви, в которой заключена важная философская мысль о недолговечности страсти, о необходимости испытаний на прочность истинных чувств. Разлука – одно из таких испытаний, либо скрепляющих чувства влюблённых, усиливающих их духовную близость либо приближающих угасание любви. Парадокс стихотворения состоит в том, что разлука всегда негативно воспринимается любящими, а автор, наоборот, утверждает её «высокое значенье».
Или возьмём другую известную миниатюру:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.

Согласно Г. Э. Голышевой, стихотворение «держится» на глаголах, которые «создают внутреннее движение образа».
Четверостишие неоднократно использовалось философами при обсуждении русского менталитета.
Президент России В. В. Путин, принимая в Кремле президента Франции Н. Саркози, процитировал строки Тютчева, заменив строчку «в Россию можно только верить» на – «в Россию нужно просто верить».
Экс-президент Франции Жак Ширак, получая Государственную премию РФ, прочитал строчки из Тютчева «Умом Россию не понять...».
Кроме этого стихотворения, Тютчев написал много других философских миниатюр-моностроф («Когда пробьёт последний час природы», «Природа – сфинкс», «Нам не дано предугадать». Почти все фразы этих стихотворных миниатюр стали афористичными выражениями и используются в различных речевых контекстах.

* * *
Природа – Сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.

* * *
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, –
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать...

ПОСЛЕДНИЙ КАТАКЛИЗМ

Когда пробьёт последний час природы,
Состав частей разрушится земных:
Всё зримое опять покроют воды,
И Божий лик изобразится в них!

7 августа 1870 г. в Карлсбаде (ныне Карловы Вары) русский поэт Федор Иванович Тютчев написал своё знаменитое стихотворение «Я встретил вас...».
Оно было посвящено К. Б. – 62-летней баронессе Крюденер, которую 67-летний поэт встретил на водах после почти полувековой разлуки.
До замужества баронесса носила имя Амалия Лерхенфельд и была предметом пылкого чувства юного поэта. Тогда 16-летняя Амалия поразила Тютчева своей красотой, образованностью, глубиной чувств. Тютчев был очарован. Однако влюблённым, как мы знаем, не суждено было связать свои жизни. Тютчев женился на другой, а Амалия стала женой первого секретаря русского посольства в Мюнхене барона Крюденера.
Последняя встреча Тютчева и Амалии произошла в марте 1873 г., когда у постели, где лежал разбитый параличом поэт, появилась любовь его юности. Лицо Тютчева просветлело, на глазах появились слёзы. Он долго смотрел на неё, не произнося от волнения ни слова...
Есть и другая расшифровка тайны посвящения «К. Б.» у знаменитого стихотворения, однако наиболее популярной и вероятной является всё-таки эта версия.

Многие композиторы писали музыку на стихи Тютчева. Более 20 стихотворений Фёдора Ивановича стали романсами. Однако самой известной стала мелодия, исполненная Иваном Козловским на стихотворение Тютчева «Я встретил вас – и все былое...». Долгое время считалось, что автор музыки неизвестен, и только недавно были обнаружены ноты романса Л. Д. Малашкина (1842–1902) «Я встретил вас», изданные в Москве в 1881 г.

Положенное на музыку стихотворение стало популярным романсом, радующим слушателей и поныне. На вечере все имели возможность насладиться прекрасным тандемом слов и музыки этого произведения в исполнении лирического тенора Георгия Сазонова.
В процессе вечера в Запорожской центральной библиотеке многие присутствующие читали стихи Тютчева, звучали песни на стихи поэта. Запорожский бард, член КЛУ, Евгений Гринберг написал музыку на стихотворение Тютчева «Ещё томлюсь тоской желаний...» (1848 г.). Вновь созданный романс прозвучал и вдохновенно, и лирично.
Жемчужиной вечера было выступление супругов Георгия и Виктории Сазоновых, предоставивших всем присутствующим совершенно уникальную возможность прослушать старинный забытый романс на стихи Тютчева «Что ты клонишь над водами...» (1835), который практически не исполнялся в течение последних 100 лет.

Фёдор Иванович Тютчев в очередной раз предстал перед нами в этот вечер не только как тонкий лирик, философ, но и как проницательный государственный муж. Гражданское звучание поэтического слова человека, родившегося 210 лет назад, актуально и сегодня.

Татьяна Окунева
P.S.
В информационной статье частично использованы материалы доктора филологических наук, профессора Виталия Прохоровича Зверева.
Избранное: вопросы литературы
Свидетельство о публикации № 6310 Автор имеет исключительное право на произведение. Перепечатка без согласия автора запрещена и преследуется...

  • © Татьяна Окунева :
  • Информация
  • Читателей: 2 452
  • Комментариев: 3
  • 2013-12-24

Проголосуйте. Фёдор Тютчев. Cтатья, посвящённая вечеру памяти Ф. И. Тютчева в Русском Культурном Центре Запорожской областной библиотеки. Вечер проведен членами Запорожского отделения Конгресса литераторов Украины.
Краткое описание и ключевые слова для: Фёдор Тютчев

(голосов:4) рейтинг: 80 из 100

  • Павел Баулин Автор offline 25-12-2013
А вот что Фёдор Иванович сказал специально для сегодняшней Украины:

Напрасный труд – нет, их не вразумишь, –
Чем либеральней, тем они пошлее,
Цивилизация – для них фетиш,
Но недоступна им ее идея.

Как перед ней ни гнитесь, господа,
Вам не снискать признанья от Европы:
В ее глазах вы будете всегда
Не слуги просвещенья, а холопы.
  • Валерий Кузнецов Автор offline 25-12-2013
Проходная информация о Тютчевском вечере превратилась в мини-статью о творчестве поэта с бережным, умным, глубоким и тонким анализом его любовной лирики. Тютчев - с юности любимый поэт, но о многих его биографических частностях узнал впервые. Опечатка в тексте: Мнение иностранцев О России.
С благодарностью - пять звёзд!
  • Татьяна Окунева Автор offline 26-12-2013
Уважаемый Павел Борисович, спасибо за комментарий. Идею стихотворения, которое Вы привели в качестве иллюстрации к сегодняшнему положению вещей, разделяю полностью. Но я старалась подать информативный материал в более мягком варианте.

Валерий Николаевич, была почти уверена в том, что Вы обратите внимание на "мини-статью". Рада возможности иметь в Вашем лице друга.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Фёдор Тютчев