Так спорят ли о вкусах? (Часть 2)

О чувстве прекрасного при оценке поэзии, личных вкусах и индивидуальном стиле автора. Часть 2. Сергей Петров.


(См. начало: Часть 1)


Понятие читательского (или зрительского) вкуса (в собственном смысле слова) всегда относится к индивидуальному стилю творца. И не относится ни к чему другому. Личный вкус всегда оценивает индивидуальный стиль художника. Одну и ту же тему разные авторы отобразят по-разному, и двум разным читателям могут понравиться разные варианты. Потому что, повторимся, одно и то же блюдо один любит с перцем, а другой – с клубничным соусом или лимонным соком. Личный вкус не относится к эстетической ценности произведения, к ней относится читательское чувство прекрасного.
Имеем две соответственные пары категорий:

Чувство прекрасного – эстетическая ценность;
Личный вкус – индивидуальный стиль.


Не может чувство прекрасного относиться к индивидуальному стилю, а личный вкус к эстетической ценности. Именно потому, что некоторые зрители-читатели путают эти вещи в сознании, появляются пустые, бесплодные споры. К индивидуальному стилю чувство прекрасного неприложимо. Почему мы должны считать один стиль прекрасным, а другой – нет? Ведь стиль – «сам человек», творец, и допускать такое – значит допускать, что один творец прекрасен, а другой нет. Точно так же и личный вкус неприменим к эстетической ценности, её нельзя определять на основе личного вкуса.
Одному читателю, например, нравится больше Ахматова с её некоторой прохладностью и академичностью, нежели Цветаева. Кому-то другому – Цветаева с её обнажённой душой. Но эти суждения относятся к индивидуальному стилю обеих поэтесс, а не к объективной ценности их поэзий. Почему? Объективная ценность существует обязательно. И если задаться целью определить, кто же всё-таки выше по уровню, Цветаева или Ахматова, то можно констатировать, что по этой самой ценности они приблизительно равны. Так что в данном случае если и возникнет спор о том, кто выше как поэт, то спор будет только о вкусах, а не об истине (чьи произведения эстетически ценней).
 В очередной раз может появиться вопрос, каков же инструмент определения объективной ценности поэзии. И в очередной раз констатируем: чувство прекрасного. И оно не зависит от свежести и количества метафор, применяемых тропов. Мы знаем много образцов стихотворений с большим количеством тропов, но которые при этом далеко не гениальны. С другой стороны, иногда довольно простое стихотворение является выдающимся с точки зрения высокой поэзии.

Возьмём два примера:

Зов полифоний, образный бросок,
Блеск элитарного крючка. Рвёт губы,
Как рыбьи. Гиперпульс дробит висок.
Вновь чьё-то «Я», рисуя виды, губит…

Или же:

Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…

Первое четверостишье наполнено новыми, свежими метафорами, эпитетами, сравнениями (метафора «зов полифоний», эпитеты «образный», «элитарный», «гиперпульс», метонимия «"Я" губит», сравнение с рыбьими губами. Во втором же только два эпитета: «пышное увяданье» и «прощальная краса» и одна метафора-эпитет, не слишком оригинальная – «леса, одетые в золото». Но какое из них гениальней? Видимо, всё же второе. И не потому, что мы знаем имя его автора. А потому, что во втором присутствует очарование поэзии, её суть, и это подсказывает нам чувство прекрасного. Такой магии нет в первом четверостишье. Хотя при математическом подсчёте получается 6:3 в пользу первого автора.
Математическим путём гениальность не высчитать. Исключительно – чувством, как и в любом другом виде искусства. Ибо все эстетические и, в частности, художественные явления основываются на чувстве, а не на разуме (α?σθητικ?ς – «чувствующий, чувственный»; др.-греч.)

Чтобы наглядно представить разность вкусов при относительно равной эстетической ценности, сравним, например, два стихотворения о весне.

Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят – 

Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд».

Весна идёт, весна идёт!
И тихих, тёплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!


И второе:

Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришёл я снова,
Что душа всё так же счастью
И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь – но только песня зреет.


Одному читателю на основе личного вкуса понравится первое, второму – второе. Но если попытаться установить рейтинг объективного качества на основе чувства прекрасного, то признаем, что в этом отношении стихотворения практически одного уровня. Поэтому здесь не стоит спорить о том, какое лучше: о вкусах не спорят.
Но вот тоже произведения о весне, которые, возможно, на личный вкус кому-то понравятся не меньше, чем предыдущие два.

Лишь пару месяцев назад
Растаял снег, ушли морозы,
В цветенье белом нынче сад,
А в вышине грохочут грозы,

В тени прохладной светлой рощи,
Где ветер меж берёз затих,
Всё кажется понятней, проще,
И рвётся на бумагу стих...

А просто майская раскраска
Не позволяет мне тужить,
Вокруг природа, словно сказка,
И снова хочется любить...


Или такой вариант:

Скоро, скоро из мёртвых холодных оков
Вырвет лес молодая весна,
И с ветвей опадёт седина
Побеждённых лучами снегов...

Скоро, скоро, смеясь, разбегутся ручьи
На широкий зелёный простор,
И раскинет земля разноцветный ковёр,
И в кустах запоют соловьи...

Скоро, скоро черёмух душистых цветы
Серебром забелеют в саду...
И навстречу весне я с надеждой пойду
В царство солнца, тепла и мечты!


Однако можно ли ценителю последних двух стихотворений утверждать, что они стоят на равных с предыдущими двумя? Нет. Хотя по количеству эпитетов, метафор, тропов и степени их свежести – что первые два, что вторые два примерно одинаковы. Вкус вкусом, а от большей эстетической ценности первых двух никуда не денешься. И подтверждается она временем и многими чувствами прекрасного – как читателей, так и профессионалов-литераторов.
Мораль не оригинальна: уважаемые читатели и пишущие стихи, развивайте чувство прекрасного в возможно большей степени, если не хотите спорить о вкусах, а желаете наслаждаться высоким искусством.

См. Окончание, ч.3

Выразить благодарность автору можно нажав на кнопочки ниже
http://stihi.pro/7021-tak-sporyat-li-o-vkusah-chast-2.html
Избранное: статьи о поэзии
Свидетельство о публикации № 7021 Автор имеет исключительное право на произведение. Перепечатка без согласия автора запрещена и преследуется...


Проголосуйте. Так спорят ли о вкусах? (Часть 2).
Краткое описание и ключевые слова для Так спорят ли о вкусах? (Часть 2):

  • 100


  • Павел Баулин 7-05-2014
Интересное исследование, толковая формула:
Чувство прекрасного – эстетическая ценность;
Личный вкус – индивидуальный стиль.
  • Татьяна Гордиенко 7-05-2014
"Объективная ценность поэзии - чувство прекрасного и ее эстетическая ценность..." - две главные составляющие, которые безошибочно определил автор статьи. А это значит, что он ими владеет в совершенстве.
  • Сергей Петров 7-05-2014
Ладно, ладно, дорогая Татьяна, не надо меня ставить на уровень божества, а то у меня ещё нимб над головой вырастет… (Хотя вы, конечно, тонкий человек в плане восприятия сказанного.) Из того, что кто-то пытается разобраться в сути поэзии, ещё не следует, что он этим владеет. Это часто не так. С другой стороны, можно всего и не понимать головой, но быть гениальным творцом «по наитию». Масса примеров. Выдающийся корифей джазового фортепиано Эрролл Гарнер (да только ли он!) не знал ни одной ноты...
Однако понимать на уровне чувства прекрасного то, что ты делаешь, конечно, надо. Иначе что-то приличное создать не удастся.
С пожеланием к Вам творить и дальше чуткие стихи в своём неповторимом утончённо-возвышенном стиле, С.П.
  • Татьяна Гордиенко 7-05-2014
Сергей, не скромничайте. Я ничего такого особенного Вам не приписала. Все просто: раз человек с сознанием дела пишет о вполне определенных вещах, значит он в этом разбирается и знает толк.
Поздравляю с наступающим праздником Великой Победы!!! Мирного неба, улыбок, добра.
  • Сергей Петров 7-05-2014
Спасибо, дорогая Татьяна, взаимно, и Вас с Праздником! Мир Вашему дому, Божьих благословений!
 
  Добавление комментария
 
 
 
 
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:

Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код:

   
     
Так спорят ли о вкусах? (Часть 2)