У «Чёрного квадрата» Малевича

      
 
(диалог с искусствоведом)

– Художник Ваш родом откуда?
Из русских ли будет людей
Создавший нелепое «чудо»
Безумной палитрой своей?
И это зовётся искусством?!.

– А чем Вам сюжет не хорош?

– Но в «Чёрном квадрате» – всё пусто!
Здесь зримо лишь выглядит ложь!

– Как выдумать можно такое!
Вглядитесь поглубже в штрихи:
Всё в чёрном здесь горе людское –
Расплата за наши грехи!..
Да Вы отойдите чуть дале,
Чтоб видеть картину душой!
Подобного в мире не знали –
Писал её мастер большой.
Здесь самые тонкие чувства
Души он вложил в акварель, –
Теперь бы свой трон от искусства
Ему уступил Рафаэль.
А значит, могу подытожить –
Искусство он двинет вперёд.
И «Чёрный квадрат» его тоже
Бессмертие переживёт!
Шедевр хотя и продали,
Но копия мастера здесь.
Она – украшение в зале, –
Его лебединая песнь!

– Спасибо за экскурс, любезный!
Но где у маэстро мечта?
Ведь чёрным – рисуется бездна,
Убогой души пустота!
Где красок земных многоцветье
И судеб людских круговерть?
А здесь, очерняя столетья,
Обрёк он искусство на смерть!..
Выходит, творец – ниоткуда,
Один из духовных калек:
Коль опус свой выдал за «чудо»,
Поймёт ли его человек?

12 ноября 2002 г.

«Чёрный квадрат» Малевича

Рекомендуйте стихотворение друзьям
http://stihi.pro/7309-u-chernogo-kvadrata-malevicha.html
Свидетельство о публикации № 7309
Избранное: стихи о картинах
Автор имеет исключительное право на стихотворение. Перепечатка стихотворения без согласия автора запрещена и преследуется...

Краткое описание и ключевые слова для стихотворения У «Чёрного квадрата» Малевича : Стихи по картине Малевича «Чёрный квадрат». Художник Ваш родом откуда? И это зовётся искусством? И «Чёрный квадрат» его тоже бессмертие переживёт. Проголосуйте за стихотворение: У «Чёрного квадрата» Малевича
(голосов:6) рейтинг: 80 из 100
    Стихотворения по теме:
  • Стивен Кинг. "Сияние"
  • Стихи о призраке убитого в Скалистых горах по фильму Стивена Кинга "Сияние". Я заперт здесь, среди Скалистых гор. Я был убит. Я буду здесь всегда: давно обрёл здесь свой покой.
  • Всё неслучайно
  • Стихи о том, что всё в жизни неслучайно, всё исполнено Божественного смысла. Всякое дыхание да славит Господа, даже кран на кухне поёт неслучайно.
  • «Небо – перевёрнутый дуршлаг...»
  • Стихотворение о ночи, о "Чёрном квадрате" Малевича. Зря Малевич рисовал квадрат.
  • Портрет
  • Портрет мужчины стихи. О портретной живописи Нидерландов 17 века. Жду от Вас портрета. Портрет у мастера. Ах, что за день февральский в Нидерландах... Свободный стих.
  • «В чёрном зеркале рояля...»
  • Стихи о чёрном рояле, о музыке, о рождении песни и воспоминаниях. В чёрном зеркале рояля... слиться – и вернуться Песней.
Стихи по картине Малевича «Чёрный квадрат». Художник Ваш родом откуда? И это зовётся искусством? И «Чёрный квадрат» его тоже бессмертие переживёт.
  • Нинель Языкова Автор offline 23-06-2014
Вот что отличает гения от простого человека? "Чёрный квадрат" Малевича очень хорошо ответил на этот вопрос. Мы же не знаем, что было в мыслях у автора. Что он хотел выразить этой картиной. У нас одни догадки. Каждому кажется - вот нарисую такой квадрат. А вот не нарисуете. Такое самовыражение подвластно только гению. Сколько существует "Чёрный квадрат", столько о нём и дискутируют. Даже мой любимый поэт Владимир Корнилов не смог пройти мимо этой темы. А тема такая, что о ней можно говорить веками. Сколько знатоков, столько и мнений. Только, вот что имел в виду сам Малевич? А может ничего и не имел в виду. Написал же он ещё три квадрата. А всё равно, выразить своё мнение хочется. Владимир, как Вы точно сказали - "бессмертие переживёт". Вот она, сила гения.
С уважением, Нинель.
  • Валерий Кузнецов Автор на сайте 23-06-2014
"Мы же не знаем, что было в мыслях у автора. Что он хотел выразить этой картиной" - знаем. Закончив "Чёрный квадрат, Малевич сказал (привожу по памяти): "Я закрыл искусство". "Чёрный квадрат" - "гениальное" шарлатанство, поддерживаемое денежными мешками. Пять звёзд, Владимир, за ещё одно убедительное разоблачение эстетического ничтожества!
  • Павел Баулин Автор offline 23-06-2014
Браво, Владимир Васильевич!
"Выходит, творец – ниоткуда,
Один из духовных калек..."
Какое хлёсткое определение, какая точная оценка!
  • Светлана Скорик Автор offline 24-06-2014
Изумительно хорошо о Чёрном квадрате, Владимир Васильевич! Вы отразили сразу доводы и одной, и другой стороны. И те, и другие - выписаны блестяще, афористично.
А теперь - вот пусть каждый и выбирает, что кому ближе. Мне - "Здесь зримо лишь выглядит ложь".
  • Владимир Корнилов Автор offline 24-06-2014
Спасибо, мои дорогие: Нинель, Валерий, Павел Борисович и Светлана, за такую высокую оценку моему стихотворению "У Чёрного квадрата Малевича"!
Я долго не решался выставить его на сайт "Стихи. Про" - боялся что меня не поймут! А душа просила самовыражения по этому поводу.
С уважением к Вам, Владимир Корнилов.
  • Михаил Перченко Автор offline 24-06-2014
Глубокое осмысление пустоты и молчания. Великолепное стихотворение Владимира Корнилова... Молчание - как оно красноречиво. Чёрный афоризм. Озарение тьмой. Тьма ассоциаций. И только Баулин рад увидеть в Малевиче инородца. Националистический Апокалипсис. Чёрный квадрат.
  • Нино Скворели Автор offline 24-06-2014
Цитата: yazykova
тема такая, что о ней можно говорить веками

зачем?
в 12-м я была в Пушкинском на выставке всех квадратов, которые были написаны в тот же период времени. Не показалось ли Вам странным, что о других в целом не знает никто?! В самый раз процитировать Светлану Ивановну:
Цитата: Светлана Скорик
что кому ближе. Мне - "Здесь зримо лишь выглядит ложь".

Мне тоже так кажется.
Будет время, я найду для вас ссылку про все рассуждения про сие творение. Она у меня в фейсбуке.

В иконописи черный цвет означает отсутствие жизни, для монахов: уход от мира.
Посмотрите на современную икону Всех Российских Новомучеников с клеймами: там везде убивают священников, или мирян), изображения говорят о смерти, гибели людей, уход во мрак.
"Черный квадрат", как говорил наш философ в 1976г., сам по себе не означает ничего, кроме помрачения рассудка. "Обрёк он искусство на смерть!" воистину и творец ниоткуда. И мы одни сплошные нолики. По этому поводу есть хор. ам. фильм "Игры разума". И у Бальзака рассказ "Художник" ( изумительное полотно довёл до чисто белого).
Спасибо автору за поиск Мечты.
  • Павел Баулин Автор offline 24-06-2014
Цитата: Михаил Перченко
И только Баулин рад увидеть...

Всё фантазируете, Михаил Абрамович?..
  • Михаил Перченко Автор offline 24-06-2014
Зная о национальности Малевича, Баулин определил его "ниоткуда". Что взять с инородца, может быть, самого русского живописца, - Исаака Левитана?!
Осторожней с мечом и пером, баулины!
  • Владимир Корнилов Автор offline 25-06-2014
Спасибо, Михаил и Нино, за своеобразный, но всё же позитивный, отклик на мое стихотворение "У чёрного квадрата Малевича"!
С уважением, Владимир Корнилов
  • Нинель Языкова Автор offline 25-06-2014
Владимир, смело выставляйте свои произведения на нашу страничку и не бойтесь, что Вас не поймут. Вы пишете замечательно. И самовыражаетесь замечательно. У Вас большой талант. Не каждому он дан.
С уважением, Нинель.
  • Владимир Корнилов Автор offline 26-06-2014
Милая Нинель, Вы, как всегда, очень искренни и доброжелательны в своих оценках моего творчества. Вот и за этот теплый отзыв Вам сердечное спасибо!
С уважением к Вам и к Вашему творчеству, Владимир Корнилов
  • Михаил Перченко Автор offline 26-03-2015
Владимир, ваше искреннее общедоступное творчество грех очернять.
И все же у искусства нет национальности, Павел.
  • Владимир Корнилов Автор offline 27-03-2015
СПАСИБО, МИХАИЛ, ЕЩЕ РАЗ ЗА ВНИМАНИЕ К МОЕМУ ТВОРЧЕСТВУ!
  • Надежда Белугина Автор offline 21-03-2016
Спасибо большое, просто здорово! Думаю, передали мысли многих "ценителей" этого "шедевра". Помню, как на выставке пригвоздили наши мысли фразой: "Только тот, кто не обладает достаточным умением мыслить и понимать настоящее искусство, не может принять это прекрасное произведение". Ну, кто признается, что не мыслит, не понимает? Мы, студенты, на цыпочках прошли мимо этого "Великого и Вечного" с единой мыслью в головах незрелых ценителей: "Молчи, за умного сойдёшь". И долгое время не могли признаться друг другу, что думали в тот момент одинаково. С каким удовольствием я прочла это подтверждение тем юношеским мыслям! Ведь к ним с тех пор я старалась не возвращаться.
  • Натали Автор offline 22-03-2016
Уважаемые коллеги!
На самом деле «Черный квадрат» Малевича далеко не черный и совсем не квадратный. В этом его фишка :)) Ни одна из сторон четырехугольника не параллельна какой-либо другой его стороне, равно как ни одной из сторон квадратной рамки, которой обрамлена картина. А темный цвет, воспринимаемый чёрным — результат смешения различных красок, среди которых черная вообще отсутствует. Замыслом автора двигало стремление создать динамическую, подвижную форму с иллюзией цвета, которого на картине нет :)
http://media.nn.ru/data/forum/images/2015-11/133215890-kartina-malevicha-cherny
y-kvadrat.jpg

Люди нередко воспринимают реальным то, что, по сути, является всего-лишь иллюзией :(

К.Малевич создал направление в авангардистском - супрематИзм. Кстати, существуют еще две картины автора: «Белое на белом» и «Красный квадрат».

«Чёрный квадрат» входит в цикл супрематических работ Казимира Малевича, в которых художник исследовал базовые возможности цвета и композиции; является, по замыслу, частью триптиха, в составе которого также присутствуют «Чёрный круг» и «Чёрный крест»: https://ru.wikipedia.org/wiki/Чёрный_квадрат

Я не любитель "Черного квадрата", но полагаю, что прежде чем ругать что-либо, необходимо вначале изучить мат. часть )
  • Светлана Скорик Автор offline 22-03-2016
Я как раз-таки ознакамливалась с его творчеством. Но мне кажется, что есть некоторые работы у художников, которые они пишут для себя и людей своего круга, а не для широкого круга зрителей, и такие картины простому человеку мало что скажут. Для этого надо более глубоко разбираться в живописи.
Не могу сказать, что я ничего не понимаю в современном искусстве, напротив, я его люблю, даже среди различных "измов" нахожу картины, которые меня вдохновляют - хотя бы своим цветом, по ним тоже пишу. Но именно процитированные Вами работы Малевича не только не вызывают отклика, но нет желания даже просто взглянуть ещё раз. Может быть, для расширения возможностей искусства, для исследования цвета и композиции это действительно важные вещи, я не буду спорить. Но моей душе они ничего не говорят.
И ещё непонятно: зачем тогда он сказал: "Я похоронил искусство"? Когда исследуют что-то, это делается для развития, разве не так? Неужели он всерьёз считал, что после этого двигаться дальше уже просто некуда?! Ведь и сейчас продолжают появляться новые направления и новые талантливые художники, отчего же он пророчил искусству смерть?
  • Натали Автор offline 23-03-2016
Цитата: Светлана Скорик
Но мне кажется, что есть некоторые работы у художников, которые они пишут для себя и людей своего круга, а не для широкого круга зрителей, и такие картины простому человеку мало что скажут. Для этого надо более глубоко разбираться в живописи.

Картины, о которых мы говорим, есть яркий пример супрематизма, создателем которого является Казимир Малевич. Таково было его видение, как последователя футуризма, каковым последние его не признавали.

"Являясь разновидностью абстракционизма, супрематизм выражался в комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний (в геометрических формах прямой линии, квадрата, круга и прямоугольника). Сочетание разноцветных и разновеликих геометрических фигур образует пронизанные внутренним движением уравновешенные асимметричные супрематические композиции.

На начальном этапе этот термин, восходивший к латинскому корню suprem, означал доминирование, превосходство цвета над всеми остальными свойствами живописи. В беспредметных полотнах краска, по мысли К. С. Малевича, была впервые освобождена от подсобной роли, от служения другим целям, — супрематические картины стали первым шагом «чистого творчества», то есть акта, уравнивавшего творческую силу человека и Природы (Бога)"
(источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Супрематизм).
Так что Малевич замахивался не только на искусство :))

Однако не зря рисовал красный квадрат: Памятный Знак в районе захоронения праха К. Малевича, август 2013 года: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Малевич_Знак1.JPG?uselang=ru

В принципе, суперматизм местами интересен. Мне, например, кажутся достойными внимания такие его картины:
Атлеты: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Malevich.jpg?uselang=ru
Точильщик: https://ru.wikipedia.org/wiki/Точильщик#/media/File:The_Knife_Grinder_Principle
_of_Glittering_by_Kazimir_Malevich.jpeg
Скачет красная конница: https://ru.wikipedia.org/wiki/Скачет_красная_конница#/media/File:Red_Cavalry_Ri
ding.jpg
Супрематическая композиция: https://ru.wikipedia.org/wiki/Супрематическая_композиция#/media/File:Suprematis
t_Composition_-_Kazimir_Malevich.jpg
Очень интересна одна из ключевых тем суперматизма "Космос": https://ru.wikipedia.org/wiki/Космос_в_супрематизме

Из других суперматистов нравятся:
Клюн Иван Васильевич:
Автопортрет с пилой. 1914: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Pila1914_15.jpg
Сферическая беспредметная композиция: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Sfera_bespredmet.jpg

Илья Чашник:
У него одна интересная картина "Красный круг на чёрной поверхности" (из серии "Космос"): https://ru.wikipedia.org/wiki/Космос_в_супрематизме#/media/File:%D0%A7%D0%B0%D1
%88%D0%BD%D0%B8%D0%BA_%D0%9A%D0%BE%D1%81%D0%BC%D0%BE%D1%81.jpg


Цитата: Светлана Скорик
Но именно процитированные Вами работы Малевича не только не вызывают отклика, но нет желания даже просто взглянуть ещё раз.

Да не только миллионы смотрят на эти картины, но ещё и с неиссякаемым энтузиазмом их обсуждают: "Чёрный супрематический квадрат — работа Казимира Малевича, созданная в 1915 году:53, одна из самых обсуждаемых и самых известных картин в русском искусстве" (источник: http://www.liveinternet.ru/users/libava/post303796789/). В статье приводится множество толкований "Чёрного квадрата".

Вероятно этот психологический феномен можно объяснить кажущейся простотой (каждый такое может нарисовать!) и непонятностью замысла (что художник хотел этим сказать?), заставляющих зрителя включать мозг и фантазировать. Любая же умственная деятельность, в которую человек включается добровольно, приобретает индивидуальную ценность, поскольку уже оценивается не "Квадрат", а наше личное видение о том, что это означает.

В результате человек отстаивает собственное вИдение и обосновывает свое личное мнение, а лавры славы достаются квадрату Малевича.
Вот и весь фокус популярности и обсуждаемости этой работы :))

Цитата: Светлана Скорик
И ещё непонятно: зачем тогда он сказал: "Я похоронил искусство"?

Ну, Сальвадор Дали, когда его изгнали сюрреалисты, заявил: "Сюрреализм это Я!"
Франц Кафка говорил: "У меня нет интереса к литературе, литература — это я сам, это моя плоть и кровь, и быть другим я не могу".
Французский король Людовик XIV (1638–1715) утверждал: "Государство - это Я!"

Причины таких высказываний:
1) истинная вера, что это так и есть;
2) эпатаж;
3) пиар.
  • Светлана Скорик Автор offline 23-03-2016
Вы хорошо сказали в конце насчёт трёх причин. Мне кажется, они подходят и для ответа на вопрос, зачем была создана эта картина. Только вместо первого пункта можно подставить Вашу предыдущую версию. И тогда получится:
1) для исследования цвета и композиции,
2) эпатаж,
3) пиар.
А всё остальное - фантазии и домыслы человеческие...
  • Натали Автор offline 24-03-2016
Светлана Ивановна, а давайте соединим наши пункты. Мне кажется, тогда перечень причин будет более полным:
1) эксперимент (например, с целью исследования цвета и композиции);
2) истинная вера, что это так и есть (эгоцентризм, мания величия, психическое заболевание и др.);
3) эпатаж;
4) пиар.
  • Валерий Кузнецов Автор на сайте 24-03-2016
Мы живём в условиях 4-й Мировой войны, которая ведётся против человека на всех возможных направлениях: война экономическая, политическая, информационная, продуктовая, алкогольная, табачная, наркотическая, война в изобразительном искусстве (авангард, андеграунд, «Чёрный квадрат»), война в музыке (тяжёлый рок, металлика, попса), и, наконец, война с русским языком, о которой мало кто знает.
В условиях наступающего глобализма совершенно отчётливо видятся попытки Агасфера (дьявола, под которым понимается «мировое правительство», руководимое жрецами, выполняющими свои чисто теологические, религиозные инструкции, враждебные всем людям на Земле) зомбировать людей, особенно молодое поколение, превратив их в людей не понимающих, что такое хорошо и что такое плохо. Происходит то, что Достоевский называл «обрютированием», т.е. превращением людей в животных.
Все эти манипуляции с человеческим сознанием проходят сравнительно легко, так как мы абсолютно безграмотны в вопросах воздействия на нашу психику электронных средств массовой информации (телевидения, компьютера) и вообще электромагнитных средств на наш мозг. Разработчики такого рода технологий скрыты от людей. Что касается языка, вернее, попыток воздействовать на сознание людей через язык, то нашей Академии Наук и «Институту русского языка» такие мысли в голову не приходят, хотя, может быть, мы ошибаемся… Очень многое стало ясно, благодаря работам академиков П.П. Гаряева, А.В. Акимова, Г.И. Шипова, А.Д. Плешанова и др…
Полную информацию по затронутым вопросам можно найти в книгах О.Ф. Мирошниченко «Тайны русского Алфавита» и «Славянские Боги Олимпа».
Мирошниченко Ольга Фёдоровна, доктор филологических наук, доцент МПГУ, член союза журналистов России.
.
  • Натали Автор offline 24-03-2016
Валерий Николаевич, спасибо за информацию!

Дополняем наш перечень:
1) эксперимент (например, с целью исследования цвета и композиции);
2) истинная вера, что это так и есть (эгоцентризм, мания величия, психическое заболевание и др.);
3) эпатаж;
4) пиар;
5) составляющая информационной войны (сознательный акт или как результат манипулирования сознанием автора).
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
У «Чёрного квадрата» Малевича