Палитра завтрашнего дня

Маленький опыт апокалиптической живописи. О живописи традиционной, нетрадиционной и тех, кому нечего сказать. Апокалипсис в искусстве.

Увы, сейчас так любят работать очень многие: старательно избегая форм, накладывать краски с резкими границами, щедро, контрастно, загадочно... Впрочем, художники ли они? Искусствоведы, как правило, деликатны, но даже среди них каждый третий, пожалуй, устав от бесформенности полотен и неразличимости имён, в конце концов тихо признается вам, что автору просто нечего сказать миру. Что автор обожает себя в искусстве, весьма смутно представляя при этом, что есть искусство.

Смятые свинцовые тубы, отмеченные цветными полосками на фабричных этикетках, использованные палитры, немытые, подсохшие кисти – да, в таком сюжете резкие цветовые границы были бы оправданы. Но ведь этот сюжет совсем не нов для живописи. Имеет ли смысл бесконечно варьировать его, подставляясь под обвинения в высокопарном эпигонстве?

На самом деле – имеет. В одном-единственном случае: если краски бесцветны.

Бесцветен дифторангидрид метилфосфоновой кислоты. Он довольно тяжёл, но его стоит использовать для заднего плана, вопреки канонам классической живописи. В крайнем случае, на упрёк знатока можно возразить, что всё в мире относительно, и достаточно просто развернуть основу, чтобы задний план стал передним. Да, конечно, художник уже не будет видеть результат, но ведь творит-то он для мира, ему-то как раз есть что сказать... И в совсем уж вопиющем противоречии с правилами живописи, фоновая краска должна быть отдельной. Отчётливо отдельной, демонстративно отдельной, с запасом, как на картинах тех, которым нечего сказать. Стоит даже отгородить её от прочих чем-то относительно хрупким и совсем не традиционным для живописи. Лучше всего подошло бы обыкновенное стекло, но метилфосфонилдифторид имеет несчастливое свойство со временем разъедать его.

Бесцветен изопропанол, когда он чистый. Изопропиламин тоже бесцветен. Правда, он для маститых творцов. Начинающим рекомендуют вторичный амин. Начинающим и слишком бедным – третичный, на худой конец. Они тоже не нарушают хрустальной прозрачности раствора.

Для этой палитры не годятся кисти – только шпатель. Острый, тяжёлый и достаточно прочный, чтобы инерция металла или толчок освобождённой пружины позволяли ему нарушать границу между красками.

Ах, да, нужен ещё чистый корунд. Он тоже бесцветный, но его, по крайней мере, можно размолоть в пыль. Тогда он становится снежно-белым.

А потом краски смешиваются. Очень быстро, круговым движением, которое придают палитре лёгкий перекос стабилизаторов эрэса или нарезы артиллерийского ствола. Встретившись, краски обретают коричневатый оттенок, всё более углубляющийся по мере того, как выделяется тепло.

Тон этот, однако, ничего не решает. Краски находят свой холст очень быстро, и та малая часть их, которая, собственно, и создаёт рисунок, по-прежнему бесцветна. И она имеет запах цветущих яблонь, о котором никто никому уже не расскажет. И её тонкий, эфемерный, но тяжёлый туман стелется по земле, и, рассеявшись, являет миру застывший взрыв цветов, оттенков и форм. Тела, свёрнутые в комок вечной судорогой. Жуткие оскаленные улыбки на неестественно румяных лицах. Широко распахнутые глаза, серые, голубые, карие, зелёные, с узким, как от яркого солнца, угольно-чёрным зрачком. Радужную пунктуалистическую пестроту рвотных масс и победно-алые потёки там, где сломанные конвульсиями кости пропороли плоть насквозь. А потом, в полном соответствии с законами старения полотен, – трупную синь, трупную зелень, серые оттенки выгоревшей ткани, свободно драпирующей коричневую усохшую кожу, светло-бежевый, медленно седеющий цвет кости, открытой солнцу и ветру...

Парадоксально, что бесцветные краски способны создать лишь академический рисунок. Тот самый, которому пока ещё не менее двух семестров обучают в соответствующих ВУЗах: строгие правила, фотографическая чёткость и никакой фантазии. Который пока ещё с таким трудом даётся тем, кто хочет сказать миру «Остановись, мгновенье!». И так легко доступен тому, кто скажет «Замри!»...

Абстракции

Избранное: современное эссе
Свидетельство о публикации № 7839 Автор имеет исключительное право на произведение. Перепечатка без согласия автора запрещена и преследуется...

  • © Wolf White :
  • Эссе
  • Читателей: 2 282
  • Комментариев: 1
  • 2014-10-23

Маленький опыт апокалиптической живописи. О живописи традиционной, нетрадиционной и тех, кому нечего сказать. Апокалипсис в искусстве.
Краткое описание и ключевые слова для: Палитра завтрашнего дня

Проголосуйте за: Палитра завтрашнего дня

(голосов:2) рейтинг: 100 из 100

    Произведения по теме:
  • Смерть видимая
  • Продолжаем разговор о главном, о вечном.
  • Утраченный ковчег
  • Эссе на тему детства. Утраченный ковчег. Описание к картине современного художника. Это ведь ваш ковчег – утраченный ковчег вашего детства.
  • Сущность твоя во Вселенной
  • Эссе про сон и перевоплощение. Сплю ли я или бодрствую – будто пребываю в одном и том же сне. Владимир Зангиев.
  • Чудовище
  • Маленькое упражнение в диком интерпретировании вполне банальных фактов. То бишь в ремесле, коим занимается преизрядная часть историков, все без исключения политики, "британские учёные" и тому
  • Бесконечность плюс-минус константа
  • Взгляд на сугубо коллективное увлечение с точки зрения сугубо эгоистической. Внимание: требуются знания математики в объёме выпускного класса! Андрей Вахлаев-Высоцкий.

  • Светлана Скорик Автор offline 23-10-2014
Очень интересно было читать о современном искусстве - таким образом, как у Вас, - ёмко, точно, беспристрастно - по-моему, его ещё никто не освещал. Абстрактная живопись, конечно, как и любая живопись, тоже зависит от мастерства, и если мастеру есть, что сказать, он это и абстракцией сумеет выразить. Но, к сожалению, преобладает Великое Ничто.
А вот эти слова - "трупную зелень, серые оттенки выгоревшей ткани, свободно драпирующей коричневую усохшую кожу, медленно седеющий цвет кости" плюс чёрный фон и струящийся дым - это как раз отсюда, с окопов войны.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Палитра завтрашнего дня