Читая «Героя нашего времени»

      
 
Как может человек быть чёрен
и отвратителен до боли!
Нет, мне не нравится Печорин,
чей образ проходили в школе.

Хочу, чтоб люди были белы,
мужчины чтоб, по крайней мере,
не покидали бедной Бэлы,
не унижали нежной Мэри.

И так мечтается порою
свой тезис утвердить реально:
плохого Лермонтов героя
нарисовал, пусть гениально.

Но мир моей оценки тесен,
подход мой не совсем привычен.
Печорин, скажут, интересен,
Печорин, скажут, симпатичен!

Ответьте прямо, без обмана:
тип положительный в ходу ли?
Герои добрые в романах
скучны порою и ходульны.

И взгляд читательский зашорен,
весь подчинённый острым темам.
И многим нравится Печорин –
непросветлённый этот демон.

Рекомендуйте стихотворение друзьям
http://stihi.pro/8328-chitaya-geroya-nashego-vremeni.html
Свидетельство о публикации № 8328
Избранное: стихи о книгах
Автор имеет исключительное право на стихотворение. Перепечатка стихотворения без согласия автора запрещена и преследуется...
  • © Маргарита Мыслякова :
  • Современная поэзия
  • У стихотворения 2 940 читателей.
  • Комментариев: 21
  • 2014-12-01

Краткое описание и ключевые слова для стихотворения Читая «Героя нашего времени» : Стихи об образе Печорина в романе Лермонтова. Нет, мне не нравится Печорин, чей образ проходили в школе. Плохого Лермонтов героя нарисовал. Печорин, скажут, интересен, Печорин, скажут, симпатичен! Проголосуйте за стихотворение: Читая «Героя нашего времени»
(голосов:5) рейтинг: 100 из 100
    Стихотворения по теме:
  • Мне с тобою нравится молчать
  • о чувствах, которые уже не ждешь, но которые, нечаянно обретя, боишься потерять
  • Побег
  • Камень, в котором вечность пережидал я прежде. Камень, в котором ветер, камень, в котором нежность. /// Побег из вечности, что ли? Мне трудно объяснять стихи, в них всё, кажется сказано... /// Был ли
  • «Совсем осталось вас немного...»
  • Стихи к 9 мая, о ветеранах. Совсем осталось вас немного, родные воины мои. Александр Конопля.
  • Я сам за истину – в ответе!
  • Стихи о тоске, желаниях и поэзии. С утра – «нарезаться» по-русски стихов, желаний и вина! Игорь Литвиненко.
  • Всё реально
  • Стихи размышления о бытии, о реальности и нереальности, о смысле и сути. Всё реально до нереальности, Сжато время до боли в точку. Януш Мати.
  • Михаил Троепольский Автор offline 1-12-2014
По нынешним временам Печорина можно и в святцы записать. Сколько заблудившихся талантов рыщут по степям)))
  • Маргарита Мыслякова Автор offline 1-12-2014
О, нынешние Печорины ещё хуже! Преподавая русскую литературу 19 века, я не имела права подавать ученикам и студентам образ Печорина столь однобоко, как это сделано в стихотворении. Но на протяжении всего романа (небольшого по объёму, кстати) Печорин совершает массу нехороших поступков, ничем особо не мотивированных. Поэтому признаться в любви к такому герою мне очень трудно:)))
  • Светлана Скорик Автор offline 1-12-2014
И я не любила в школе этот роман, а тем более образ Печорина. Могу только повторить вслед за автором:

Плохого Лермонтов героя
нарисовал, пусть гениально.
  • Маргарита Мыслякова Автор offline 1-12-2014
Света, тут еще проблема в том, что уйти от отрицательных образов и нарисовать "положительно прекрасного человека", как это пытался Достоевский в случае с князем Мышкиным, оказывается очень трудно. В образе Мышкина наблюдается некоторый схематизм, местами явное неправдоподобие, а негативный тип Печорин, как назло, очень живой и выразительный! Что поделаешь: парадокс литературы:)))
  • Татьяна Гордиенко Автор offline 1-12-2014
Живой и выразительный потому, что естественный. Печорин, как сам Лермонтов, выше того общества, в котором живет. И все его поступки - это, по сути, протест той косности и глупости, которая торжествовала. Лермонтов не мог написать другого героя еще и потому, что сам задыхался в высшем свете и тоже протестовал своими поступками. Потому и были бесчисленные дуэли. Одна из которых стала последней.
  • Светлана Скорик Автор offline 1-12-2014
Мне кажется, Лермонтов назвал свой роман с подтекстом, мол, и такой довольно-таки отрицательный человек, как Печорин, в обществе, на фоне других, может многим понравиться и быть героем (особенно если он протестует против подобного общества). Но их любовь с ним кончится так же, как у Мэри и Бэллы. И тогда пусть не обижаются - сами выбирали объект любви.
  • Павел Баулин Автор offline 1-12-2014
Все - о Печорине, а о стихах?
А стихи хороши (интересны!) таким вот откровенным взглядом.
Написано, конечно, очень по-женски. Но в этом - изюминка.
А Печорин - он, разумеется, герой, герой того времени. Зачем спорить с Лермонтовым? Правда, ещё в школьные годы мне казалось, что образ Максима Максммыча выписан с бОльшей любовью.
  • Татьяна Гордиенко Автор offline 1-12-2014
А мне кажется, что Лермонтов сказал своим романом, что только такой человек, имеющий смелость идти вразрез с подобным обществом, и может быть героем. И ему, Лермонтову, было глубоко безразлично, а более того он просто и не думал о том, понравится его герой или не понравится. Он писал с натуры. Главное его герой внутренне свободен. "Я как матрос, родившийся на палубе разбойничьего брига...." тихие радости в болотной тине жизни не для него. В связи с этим, он просто не может быть другим, несмотря на то, что жизнь его - череда противоречий сердцу и рассудку. Это и есть протест. В "Мцырях" Лермонтов сказал:"Но людям я не делал зла..." И его Печорин тоже не старается делать зло специально. Он просто на порядок а то и более выше окружающих, которые вызывают в нем протест. В результате этого протеста так у него выходит. Отчего он страдает глубоко. Но по-другому не может.
А о Печорине потому, что стихи говорят о понимании автором того же Печорина.
  • Светлана Скорик Автор offline 1-12-2014
Совершенно верно, Павел Борисович! Печорин - именно герой, но - своего времени. И в этом пункт наших с ним несовпадений. С Лермонтовым, назвавшим его героем, никто и не думал спорить. Более того, все понимают, что выписан образ действительно гениально, и упрекать Лермонтова не в чем, да и на время нечего сетовать - какое было время, таковы его герои.
Но хотелось бы, чтобы в нашей, современной жизни были люди, способные не только протестовать, но по-хозяйски, решительно, и при этом мудро и взвешенно, переустраивать мир. Каждый - на своём месте, которое ему отвела судьба. И при этом - стараться не мешать друг другу, пытаясь везде установить свой подход и свои правила. Так что-то общее не построить.
Это я вообще - об идеале современного героя. Неважно, мужчина ли, женщина, государственные ли вопросы решает, или просто семейные отношения. Надоели склоки, вечное недовольство, протесты глупые, ничего в жизни не меняющие, только портящие нервы. Поступок - это Поступок. Разглагольствование словесами и выпускание пара, а также срывание своей досады на других к геройским поступкам не относятся.
В этом я полностью согласна с Ритой. И стихи она написала мастерски, потому и вызвала интерес к своему произведению.
  • Маргарита Мыслякова Автор offline 2-12-2014
Таня, спасибо за живой интерес к теме. Но попробуй мне объяснить, за что Печорин погубил черкешенку Бэлу. Да, он выше, умнее, образованнее ее, но ведь он заранее должен был предвидеть, что ему с нею станет скучно. Смерть Бэлы, я считаю, полностью на совести Печорина. Так людьми не играются. Это одна из причин, по которой Печорин мне кажется непорядочным человеком. Думаю, что название "Герой нашего времени" - это стопроцентная ирония. Личность-то нарисована отнюдь не героическая. Понимаю, что Печорин в современном обществе не мог найти применения своим недюжинным душевным силам. Но он же не в состоянии никому ничего дать - ни Бэле, ни Максиму Максимычу, ни Мэри, ни даже Вере.
  • Ольга Суслова Автор offline 2-12-2014
Рита, ты всегда изумляешь меня многообразием тем для размышления. Вот и до Печорина добралась. Согласна с тобой, что название заключает в себе иронию. И хотелось бы воскликнуть "О времена, о нравы!", но... к сожалению, времена меняются, а нравы остаются. Такова жизнь, но не у всех достаточно таланта так об этом написать так, как написал Лермонтов. Рита, а тебе за стихи спасибо.
  • Светлана Жукова Автор offline 2-12-2014
Прекрасные стихи, Рита!
А я, в течение жизни, наблюдая за различными героями - будь то Печорин, Онегин или Базаров - пришла к выводу, что герои все - отпетые эгоисты, считающие, что мир создан для их развлечения и ублажения... Не посеяно в эгоистичной, эгоцентричной душе достаточное количество любви к миру и людям, не умеют они отдавать всего себя, готовы только принимать дары... и всё им кажется мало и скучно...
Душа человека должна трудиться и совершенствоваться, а таких потребителей и сейчас пруд пруди... Не считаю их героями, даже если двойку за сочинение поставят!)))
Спасибо за стихи, Рита!
  • Анатолий Яни Автор offline 2-12-2014
Дорога всем для творчества открыта.
Будь гениальной и в дальнейшем, Рита!
  • Маргарита Мыслякова Автор offline 2-12-2014
Света, Оля, и вам спасибо за понимание. Я могла бы сказать больше, но уже все сказано в стихотворении.
  • Сергей Копин Автор offline 2-12-2014
Вот, Маргарита, в третьем ответе я услышал то, что хотел от Вас услышать. Лермонтов в принципе не героизирует Печорина. И в названии мне чудятся кавычки вокруг слова герой! Стих понравился , но второй катрен понравился ОЧЕНЬ!
  • Безух Юрий Валентинович Автор offline 2-12-2014
Хочу сказать, что начиная с восьмого класса (по программе), я неоднократно и с удовольствием перечитывал «Героя нашего времени» и нынешней дискуссии. Никогда не сомневался в ироничности названия. С другой стороны, разве герой обязательно должен быть положительным? Фашистский летчик, сбивший триста советских самолетов, герой? Герой. Но… он фашист.
Совершенно согласен с замечанием Павла Баулина о женском взгляде на Печорина. Почему же «многим нравится Печорин?» Потому что, подсознательно, женщины хотят пусть циничного, но активного и жизнестойкого наследника, а не инфантильного Мышкина.
В потребности положительного героя деятеля, а не разрушителя совершенно согласен со Светланой Ивановной.
Что касается «времени». Человек, по моему глубокому убеждению, по своей биологической природе и сути за последние сорок тысяч лет очень мало изменился. А «наше или то время» это просто отмазка от собственных злодеяний или недеяний.
Печорин, как и Лермонтов, личность демоническая. То есть, по-своему он, может быть, и любит людей, но по настоящему – только себя. В этом вечная трагедия любого демона. Но он не стоит ни нашего сочувствия, ни, тем более, оправдания.
Спасибо, Маргарита, за прекрасные стихи, нетрадиционный взгляд и за возникшее желание перечитать книгу.
  • Нино Скворели Автор offline 2-12-2014
Цитата: Маргарита Мыслякова
парадокс литературы:)))

Я, когда заметила этот парадокс в юности, забросила прозу основательно, решив. что от поэзии толку больше.
"Мой дух смятен. Душа рыдает.
В глазах луч солнца золотой,
Струя лазури голубой
Играют негою со мной.
Но нега эта не нужна -
Во взоре мысленном княжна,
И Бэла, и Печорин ...-
В печальном нашем разговоре
Нас приведут на берег моря"...
2004
Я всегда тоже переживала за Бэлу, ее "поджалуста не нада" прошло через всю жизнь. От жадности и греха мужчина настаивает. А не нужна она ему. Эта красивая Бэла. С ее совершенно чужим миром.
Я прочла комментарии, мнения разделились. Что же?!
Цитата: Светлана Жукова
Печорин, Онегин или Базаров - пришла к выводу, что герои все - отпетые эгоисты, считающие, что мир создан для их развлечения

Кажется, мы так их и считали.
Хорошие стихи, Рита, особенно последняя строчка. Кроме мыслительного гения нужно еще доброе сердце.

Цитата: Павел Баулин
герой того времени. Зачем спорить с Лермонтовым?

Я так всегда полагала, что "герой" Лермонтова был "вместо героя", потому как остальные еще хуже, или незаметней. Так что Лермонтов, видимо, сам Печорина считал "героем" в кавычках. Река Печора - холодная река, бывшая Архангельская губерния, сейчас Коми респ. Есть еще Печорское море и губа. Там жил мой дед, родился отец. И вот Печорин холоден, как река Печора. Печора -пещера. И Печорин с загадкой пещер неведомых и жутких свойств. Что в его душе? Черная ниша! Так времена с такими черными нишами были и есть, и будут.
  • Татьяна Гордиенко Автор offline 2-12-2014
Я попробую, Рита. Все гораздо глубже. В мире нашем все очень не однозначно. Так устроена жизнь. Так устроен человек, что он живет тем что нам сегодняшний день посылает, судьба или небо - назови, как хочешь. И если у человека возникает симпатия или тяга к другому человеку - ну чувство, что называют любовь или то, что очень близко к этому, разве он размышляет, что будет через месяц или год? Пройдут у него чувства и влечения или не пройдут? Разве он отказывается от того, что делает его хоть чуточку счастливее? Скажи, сама ты откажешься? Да если бы человек в такой ситуации начал прагматично рассуждать , как долго продолжится его чувство, надоест ему его предмет обожания или это продлится вечно, то не было бы встреч и разлук, свадеб и разводов таких категорий как - радость и боль. Ничего бы не было. Жизни бы не было. Все бы стелили соломку туда, где придется упасть (Ведь человеку суждено и взлетать и падать. Из этих взлетов и падений и складывается жизнь), или вообще бы не начинали отношения. Выше Печорин Бэллы, образованнее, но он живой, как ты сама сказала и тем-то и привлкателен. Пока есть страсть, есть чувство, интерес (а ведь он не просто так с Бэллой, она его волнует) - он рядом. Прошло - ..... А чувству свойственно проходить и всему заканчиваться. А бывает еще и так. Когда встречаются люди и один любит до боли, как Мэри, а другой хорошо относится и старается полюбить, но как ни старается не может. Мало ли таких трагедий в жизни. А может он ее любил и льшь потому отказался от нее, что понял - сделает ее несчастной??? Ты - женщина, почему это надо тебе объяснять? И пожалуйста, не воспринимай мое мнение как выпад против тебя или твоего стихотворения. Я вообще не стану больше ничего говорить. Потому что мне не нравятся прозрачные намеки, что мое не схожее с остальными мнение лишь
Цитата: Светлана Скорик
вечное недовольство, протесты глупые, ничего в жизни не меняющие,
и
Цитата: Светлана Скорик
выпускание пара,

ну и так далее. Вы уж, ребята, выработайте одно общее всем подходящее мнение, чтоб всем по размеру подходило, и не отступайте от него. Ну чтоб тишь да гладь - божья благодать. Хвалите восхищайтесь, читайте пошлости Копина (если Вас это не оскорбляет, особенно женщин), ну и, как говорится, всех благ!
  • Маргарита Мыслякова Автор offline 3-12-2014
Таня, ты все правильно пишешь, в жизни так и есть. Но отношения Печорина с Бэлой и княжной Мэри выглядят как игра, с Мэри особенно. Играть жизнью нельзя, она этого не прощает. И Печорин достаточно умен, чтобы это понимать. Он просто ничего не может с собой поделать. Неслучайно Белинский назвал Печорина "страдающим эгоистом". Кстати, то, что он страдает, для меня несколько оправдывает этого героя.
Таня, еще мне кажется, что никто не хотел тебя обидеть.

Анатолию Яни - спасибо за экспромт. Быть гениальной постараюсь, но мне еще до этого далеко.
  • Светлана Скорик Автор offline 3-12-2014
Нет здесь никакого намёка на Вас, Татьяна Васильевна. Это намёк на Майдан, который ничего не изменил в сфере экономической и социальной. И пусть не героев, но хотя бы пытающихся исправить ситуацию в этой области маленьких героев не породил.
Только не надо на странице одного автора писать о другом, на не связанные с этим темы (это я насчёт оскорблений и женщин). К Печорину это отношения не имеет.
  • Виктория Сололив Автор offline 3-12-2014
Спасибо, Маргарита, за стихи: как будто не в Вашей привычной манере написаны, а неожиданно просто. Спасибо всем за интересную дискуссию. Я скорее разделяю мнение Татьяны Васильевны: каждый из нас - такой, как есть, и Печорин не исключение, а хороший ли, плохой - это уже как кому. "Зачем вы, девушки," в плохих влюбляетесь, у каждого есть ведь выбор, ан нет... Не в этом ли противоречие души человеческой, не от этого ли и бесконечный поиск: "А он, мятежный, просит бури..." "Страдающий эгоист" равно, как не страдающий, удовлетворяя свою потребность в признании, может легко сделаться альтруистом, совершать полезные для всех поступки (а посмотрите-ка,какой я хороший, гордитесь мной). Жизнь сложна, - общеизвестно - а самое сложное в ней- человеческие (межличностные) отношения, и Лермонтов - никакой не демонический, а гениальный - сумел описать всю эту сложность: сколько лет прошло, а мы раздумываем и спорим. Спасибо всем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Читая «Героя нашего времени»