Школа поэзии «Стихира»

Светлана Скорик

   

Весна на картинах. Март

   
 
 
МАРТ ПО ЛЕВИТАНУ

По картине Исаака Левитана
«Март» (1895)

Что значит март! У самого крыльца
дорога – в талой грязи, по копыта,
но от весны не оторвать лица –
всё солнышком и тенями облито.

Сугробы киснут, бродят от воды,
сползает снег с расплавленных пригорков,
весь ноздреватый – ямочки, следы...
И высота подкрашена легонько

лазурью светлой. Дроги сели вглубь,
и лошадёнка ждёт (не распрягали),
и ветер острый, свежий скатит с губ
своё «Вес-на-а-а...», свободой обжигая.

Смущённы обнажённые стволы
у тёсаного домика в два сруба,
весны не правомочные послы.
И окна их осматривают скупо.

Ещё навеса не оттаял скат,
под елями бела ещё перинка,
ан, чувствуется: здесь хозяин – март,
суфле сосулек с солнечной начинкой.

Весна на картинах. Март






* * *

По картине К. Ф. Юона «Мартовское солнце»

Чем поражает нас Юон –
его картины выразительны,
объекты – всласть изобразительны
и неопознан небосклон.

Ведь это март? Тогда куда,
скажи, ушли лучи стеклянные?
Не ярко солнце. Только пьяные
объекты облаков. Вода

и пар. Мороз и благодать.
Летят, как изо рта дыхание,
объекты облаков туманные,
и эн-эл-о-шна вся их стать.

Так что писал Юон? Снегов
чуть ноздреватое движение?
Воды подснежное скольжение?
Броженье счастья и любовь?

Иначе отчего летят,
как реактивные ракеты,
стволов стремящихся сюжеты
и так космичен их азарт?

Иначе отчего размах
в селе приобретают улицы
и за окном изба волнуется
грудей сугробами? Сама

тропинка прямо под уклон,
заборы утонули, всадники
отбрасывают тень, лошадки
мохнатогривые зело,

собака увязалась вслед,
и всё летят, летят, постреливая,
берёзы вверх скользящим веером
широких крон, вобравших свет.

Весна на картинах. Март






* * *

По картине Алексея Саврасова
«Дворик. Зима»

Отчего мне это так знакомо:
рытвины, задворки и просёлки –
русские пейзажные иконы,
свежести сырой скороговорки?

Где от влаги избы посерели,
где окошки – как лица наброски,
где размыты первые капели
и веснушек солнечные слёзки.

Будто это мне забор дощатый
проскрипел сольфеджио сугробов,
грязно-золотых, из рафинада,
чья лилейна мягкая утроба.

Будто это мне ручьи с поленниц,
из сенцов – дыхание телёнка,
будто это мне весна – соперница
по словечкам заводным и звонким.

Я хожу холстом по рыхлым дворикам
и читаю в ноздреватой вате
воробьиных таборов разборки,
шлёпанье утят по вязкой скатерти,

скоропись их лапок или клювиков,
крепкие мазки сермяжных веток –
никакой потери и докуки,
только марта свежие приветы.

2010

Весна на картинах. Март











МИР БОТТИЧЕЛЛИ

Писал Весну – как Еву – Боттичелли.
Юнона выходила из воды,
и так по-итальянски глины пели,
когда из них весь мир задумал Ты.

В туниках призрачных несли себя прозрачно
три грации, и в лентах, и в венках.
Тобою мир был только обозначен.
Младенец спал о Чуде на руках.

И воздуха стена плыла из пены,
и свет столбом беспочвенно светил,
Иуда не замысливал измену.
Мир был открыт и полнокровно жил.

Средневековый. Галльский и тосканский.
С ракушками на голубом песке.
И Богоматерь сказывала сказки
в Своей не отшлифованной тоске.

И мы по сказкам жили, как по звёздам,
вели нас Лев, Телец, Единорог,
и Ариадна складывала гроздья
созвездий в свой папирусный кулёк.

Но совершенство было лишь в начале,
и Крестный Путь лежал в черновике,
и оттого, что мы в весну попали,
бежали слёзы щедро по щеке.

2008

Весна на картинах. Март






СУГЛИННАЯ ВЕСНА

По картине Сергея Виноградова
«Весной. Женщина с корзиной» (1915)

Весною женщина с корзиной
идёт размеренно и длинно,
и длятся в нас и посейчас
опущенные тени глаз.

Идут уверенно и твёрдо
по снегу лапотков аккорды,
и луж прозрачные озера
голубизну вбирают взора.

И эти избы и сараи
давно уже в себя вобрали
фигурку женщины с корзиной,
звучащую весной суглинной.

И тени длятся, протекая
туда, где речка голубая,
прозрачным светом налитА,
освободилась ото льда.

И почва влажная сюжета
голубизну вдыхает эту,
чтоб алым ситцевым подолом
весна согрела грусть глагола.

Пусть неподъёмная корзина
свинцовой гирей тянет спину,
пусть кислы и сыры от грязи
околиц глинистые бязи,

но никогда не умолкают,
минуя избы и сараи,
аккорды лапотков крылатых
по хляби той витиеватой.

ВЕСЕННИЙ ПЕЙЗАЖ

По этюду А. К. Саврасова «Весна»


1

Что у Саврасова заметили и чтут?
«Грачей», «Просёлок», «Радугу» и «Дворик».
А где-то рядышком негромко солнце льют
лазурные лучи в воздушном море.

Снега растаяли, и тихо после сна
дрожит, качаясь, веточка сырая –
так голос пробует отрочества весна,
и в этом тоже суть родного края.

Быть может, это слишком тонко и легко,
свободно слишком, хочется очнуться,
когда отчётливой структурою мазков
в нас сердце заставляют задохнуться,

глубокий вдох набрать, поднять глаза туда,
где столько русского и робкого простора,
где в рыхлом облаке небесная вода,
а в дремлющей реке – смех заговОра.

И собрала в соцветье свет ветвей,
прозрачных и туманных, свежесть утра.
И хочется смолчать о мягком волшебстве,
стволы укрывшем шёлком перламутра.

Не то здесь главное, а главное в воде:
она сквозит и чудится, как песня,
и в дальней рощице, и в новой высоте,
чьи струны вдохновенны и небесны.

Ей хочется пролить свои свирели в нас,
прочувствовать, как мы слабы и зыбки,
но отопьём живого солнца – и тотчас
распустят завязь первые улыбки.

И мы – бутоны этой ласковой воды,
паров и зяби, берега и луга –
тем светом склеены в смиренье наготы,
перетекая в музыку друг друга.

2

Такие этюды писать и писать бы –
девичества утро, воздушные платья,
свеченье ветвей, их сплетение с песней
далёких просторов, грачиных созвездий,
размытую гамму мелодий весенних,
звучащих о свежести и воскресеньи,
лазурно- и светло-салатную супесь –
природы подспудные коды, по сути.

Весна на картинах. Март






ЗАДНИЙ ДВОР

По картине С. А. Павлова «Март» (1923)

Я смотрю на картину – и знаю, о чем этот снег.
Он о марте, конечно, о том, что устал он и вымок.
И на фоне его задний двор то ль заводов, то ль клиник
чуть темнее, но, в общем-то, тоже коричнев и пег.

Это Павлова дело. Написано: Павлов С. А.
Как не он – кто ещё виноватее мог оказаться,
если между стеною и снегом ни тона дистанции
и участок сдавили колючек тугих пояса?

Так обычно обносят делянки соседних дворов,
и колючая проволока околючит и прочит
вас на вертел куда предпочтительней разных и прочих,
потому как не вы ли клиент городского угро?

Ах, простите, не вы? Тем занятнее дело с картиной.
У забора напротив убитый и скомканный вид:
не колючки на колышках – помесь калитки и дрына,
также тына, ворот, да и шифер сюда же подшит.

Я – смеюсь?! Да ну что вы! О том я, что вымок и слёг
этот март, этот снег потерпевшим фиаско обличием.
Декорации нет. Задний двор. Ничего необычного.
Просто шифер, калитка, ворота, снежок, ветерок.

2010

Весна на картинах. Март
Избранное: стихи о весне, стихи о картинах
Автор имеет исключительное право на произведение. Перепечатка стихотворения без согласия автора запрещена и преследуется...

Проголосуйте за стихотворение: Весна на картинах. Март.
Краткое описание и ключевые слова для стихотворения Весна на картинах. Март :
Стихи про март, к картинам о весне. Весенний пейзаж. Писал Весну – как Еву – Боттичелли. Весною женщина с корзиной идёт. Только марта свежие приметы.
(голосов:5) рейтинг: 80 из 100
    Стихотворения по теме:
  • Месяц март
  • Стихи про месяц март, о приходе весны, о цветении абрикосовых деревьев и тюльпанов. Чёрно-зелёный месяц март, и ало-белый месяц март.
  • Колесница зимы
  • Стихи о зиме, которой всё равно окончиться мартом и талым снегом! И зовущим звонким небом обозначился март. Алексей Борычев.
  • Театр поэзии
  • Элеонора Булгакова. Весенний пейзаж: март, апрель. Спасибо, март, за чуть сентиментальный подарок твой... Я слышу, как спешит безудержный апрель.
  • Валерий Кузнецов 29-09-2012
Чувство слова, мастерское владение им... Строка "и каждая весна - прологом революций" напомнила Тютчева (цитирую из письма по памяти): "Весна, по крайней мере, единственная революция, которая кончается успешно"...
  • Светлана Скорик 29-09-2012
Правда, он так сказал?! Я не читала писем, но мне очень-очень приятно, что мое восприятие весны настолько точно совпало с его высказыванием. Это один из моих самых любимых классических поэтов.
  • Валерий Кузнецов 29-09-2012
Специально искал, Светлана Ивановна: "Да, весна - единственная революция на этом свете, достойная быть принятой всерьёз, единственная, которая по крайней мере всегда имеет успех" Из письма Е.К. Зыбиной, 28 апреля 1869.
  • Валерий Кузнецов 7-03-2013
Светлана Ивановна, в этой подборке не хватает Ваших стихов по поводу феноменальной картины Аркадия Пластова "Весна".
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.