Портрет со слезой

"Из какого сора" - можно сказать абсолютно точно: Михаил Веллер, "Технология рассказа", глава 6, подраздел "Портрет". Грешно было бы не попытаться тут же довести рецепт маэстро до авторского предела. Андрей Вахлаев-Высоцкий.

У неё были рыжие вьющиеся волосы. Да не просто рыжие, а того чистого яркого оттенка, о котором принято говорить – огненные. Что необычно, при всём при том кожу её лица не пятнала ни одна веснушка, и была эта кожа чистой и в меру, по-европейски загорелой, без болезненной бледности, частенько присущей рыжим. Такими же огненными, по идее, должны были быть и лёгшие вразлёт, до висков брови, и длиннющие, непременно ассоциирующиеся с летним солнцем и беззаботным весельем ресницы, если бы не были они тщательно и умело вычернены. Ровный нос с аккуратными небольшими ноздрями и плавно, экономно круглящимися крыльями мог бы претендовать на иллюстрацию понятия «эталон». Очень уж строго, как и полагается эталону, он был задан. Чуть выше и короче – и владелицу его сочли бы взбалмошной истеричкой; чуть длиннее – и он свидетельствовал бы об изрядной угрюмости нрава. И так же строга и лаконична была бороздка, спускающаяся к губам: верхней, резко и тонко очерченной, навевающей впечатление безусловного отточенного ума, и нижней, чуть более полной – ровно настолько, чтобы наверняка придать лицу оттенок пронзительной чувственности. Небольшие аккуратные ушные раковины, если верить расплодившейся в жёлтой прессе примитивной физиогномике, тоже должны были принадлежать интеллектуалке: низкие, хотя и не слишком... Можно было сразу сказать, что лицу её более всего подошла бы счастливая и озорная улыбка. И непременно подумать при этом, что прочие человеческие эмоции тоже ничуть не убавили бы отчётливой зрелой красоты.

Она была высокой и стройной. Если быть совсем уж точным – такого сложения, для которого определения «гармоничное» и «атлетическое» означают одно и то же. Длинная чистая шея, начисто лишённая вполне законных, казалось бы, штришков возраста, входила в плечи так, что трудно было сказать сразу, были ли они аккуратно подкорректированы в тренажёрном зале, или просто несколько покаты от природы. Приподнимающая белую ткань платья грудь, пожалуй, равно вызвала бы мгновенное желание удавиться от зависти у палеолитических Венер и нынешних красавиц японских офисов. Хотя, возможно, её форме придавали теперь совершенную законченность ещё и руки, сложенные на груди: аккуратные узкие кисти, длинные пальцы пианистки, запястья с коротким и тонким трогательным пушком и полускрытая под тканью рукавов неженская сила. И так же вызывающе сильны были её бёдра, испортить которые нынешнее наше акушерство так и не получило возможности. Колени же и ступни ровных длинных ног были просто аккуратны: сразу можно было определить, что никогда им не приходилось носить на себе ни грамма лишнего веса.

Да что там говорить: она была чертовски красива при жизни. Впрочем, и сейчас то, что лежало в незакрытом пока гробу, можно было назвать человеком – тем самым, который звучит гордо, тем самым, в котором всё должно быть прекрасно. Хотя ни о каком «как живая», «будто уснула» и тому подобном и речи не могло быть: смерть, мортем, муэрте, тод и как там её ещё называют, – основательно угнездилась в ней и со снисходительным щадящим самодовольством выглядывала из-под опущенных век, из чуть разомкнутых губ с фарфоровой полоской зубной эмали за ними... Какая-нибудь старуха из тех, которые обычно придают стандартный славянский колорит похоронам, обязательно сказала бы, всхлипнув: жить, мол, да жить.

Но здесь не было старух. Ни «из тех», ни из родни. При всей своей красоте и светлом нраве, обзавестись новой семьёй покойная не спешила, а старую – надо сказать, довольно многочисленную – основательно подрастеряла в ссорах, эмиграциях и тех же таки похоронах. В последний путь её провожала только подруга со своим семейством: тощим, как жердь, молчаливым лысеющим мужем и кислогубой угловатой дочкой-подростком, на которой природа сэкономила явно больше, чем это допустимо даже в подростковом возрасте. Собственно, дочке и не в кого было: мамашу при известной степени расположения можно было бы назвать симпатичной, но красивой – никогда. Может, потому она и стала подругой, как это нередко случается у красавиц: чтобы не загораживала, чтобы оттеняла... Сейчас же и симпатичного в ней ничего не оставалось. Потому что она как раз беседовала с работниками крематория, традиционно ленивыми, бесстрастными и шкафоподобными – зло, властно, жёстко, пронзительным голосом базарной торговки или учительницы. Супостаты стояли перед ней навытяжку, скромно опустив глаза, так что она, лишённая необходимости прожигать их взглядом, время от времени посматривала на гроб. И всё то, что смерть успела отнять у покойной – а для внимательного взгляда, пожалуй, намного, намного больше, – можно было прочесть в одной-единственной невысыхающей дорожке на её щеке.
Избранное: современный рассказ
Свидетельство о публикации № 8685 Автор имеет исключительное право на произведение. Перепечатка без согласия автора запрещена и преследуется...

  • © Wolf White :
  • Рассказы
  • Читателей: 2 336
  • Комментариев: 12
  • 2015-03-05

Проголосуйте. Портрет со слезой. "Из какого сора" - можно сказать абсолютно точно: Михаил Веллер, "Технология рассказа", глава 6, подраздел "Портрет". Грешно было бы не попытаться тут же довести рецепт маэстро до авторского предела. Андрей Вахлаев-Высоцкий.
Краткое описание и ключевые слова для Портрет со слезой:

(голосов:5) рейтинг: 100 из 100
    Произведения по теме:
  • Старик, Старуха и белый снег
  • Поэма в прозе о тайне любви и смерти. Мы должны ждать, пока нас позовут. Туда нельзя войти самовольно. О, это великая тайна!
  • Холод
  • Да, история не знает сослагательного наклонения. И всё же: если бы не ваши маленькие беды - разве стали бы вы тем, кем вы есть? Андрей Вахлаев-Высоцкий.
  • Спартанец из Луганска
  • Рассказ о мужестве, о происшествии на параде. Случай из жизни. Армейская история. Александр Шипицын.
  • Рэсси. Утиные игры
  • Рассказы о собаке: Жаркое лето. Охотник. Отчаяние. Работа. Рассказы в память о Друге. Те, у кого есть животное в доме, меня поймут. Елена Сумская.
  • Клещ
  • Забавная история из армейской жизни, армейский рассказ о командире. Александр Шипицын.

  • Валерий Кузнецов Автор offline 6-03-2015
Портрет дан с Флоберовской дотошностью, но последнюю точку не ждёшь и остаёшься с мыслью, что здесь что-то не дописано для более полного объёмного и временнОго представления. Но - автору - виднее... Пять звёзд!
  • Светлана Жукова Автор offline 6-03-2015
Страшно хоронить красоту...
И даже некрасивость понимает, что не станет краше от этого...
Спасибо, Андрей!
  • Михаил Перченко Автор offline 7-03-2015
Автор - эстет-убийца. Спарринг-партнёр Смерти. Но как хороша покойница!
  • Натали Автор offline 8-03-2015
"...лёгшие вразлёт, до висков брови" - брови вразлёт аж до висков? Это до ушей, что-ли? Есть тут такие брови: http://www.dezinfo.net/devushki/68834-kogda-vyshhipyvanie-brovej-doxodit-do-fana
tizma.html

"...ушные раковины, если верить расплодившейся в жёлтой прессе примитивной физиогномике, тоже должны были принадлежать интеллектуалке: низкие, хотя и не слишком..."
Низко посаженные уши свидетельствуют, согласно физиогномике, как раз о невысоком интеллекте: http://www.domsovetof.ru/publ/raznye_sovety/sovety_psihologija_otnoshenij/fiziog
nomika_chast_7_forma_ushej_i_kharakter/65-1-0-3787
Психологи аналогичного мнения: http://www.litportal.ru/genre11/author2242/read/page/11/book111509.html (Е.Самойлова "Комплексная визуальная диагностика").

Странные представления о красоте, однако...
Также слишком много зацикленности на деталях. Возникает ощущение перегруженности текста. За многословием потерялась неплохая идея. А жаль.
Простите, не удержалась :) Исключительно моё ИМХО.
  • Валерий Кузнецов Автор offline 8-03-2015
Натали, Вы мне друг (по крайней мере, я так чувствую), но... сейчас Вы мне кажетесь несправедливой. Брови до висков - это явно не до ушей, для наглядности проверьте на себе... Ваши ссылки не открываются, не могут ничего подтвердить или опровергнуть. "Низко посаженные уши" оставим на совести автора - без глобальных обобщений. Простите, не удержался...
Поздравляю Вас, как и других участниц сайта, с весной (неоцифрованной)! Весна, как говорил Тютчев, - "единственная революция на этом свете, достойная быть принятой всерьёз, единственная, которая по крайней мере всегда имеет успех"! Творческих удач!
  • Вадим Шилов Автор offline 8-03-2015
Валерий Николаевич, открывающиеся внешние ссылки ставить нельзя (по правилам сайта). Но можно ссылку скопировать и вставить в поиск любого браузера, вот она и откроется.
  • Валерий Кузнецов Автор offline 8-03-2015
Конечно, так я и делал...
  • Натали Автор offline 8-03-2015
Валерий Николаевич, ссылки рабочие, только что проверила. Вставьте в браузер (Вадим, спасибо!) и сможете увидеть воочию красоту бровей вразлёт до висков.
Благодарю Вас за поздравление с праздником! А истинная дружба, если она есть, штука настолько прочная, что разница в оценке литературного произведения не может её разрушить.

Понравилась идея рассказа, но не понравился ряд моментов. Например, логическое несоответствие в тексте. В первом и втором абзацах описывается красота женщины и можно было бы подумать, что речь идёт о времени, когда она была ещё жива, но, нет, слова: "её форме придавали теперь совершенную законченность ещё и руки, сложенные на груди" говорят о том, что описывается мёртвая женщина, лежащая в гробу.

Далее автор пишет: Да что там говорить: она была чертовски красива при жизни. Впрочем, и сейчас то, что лежало в незакрытом пока гробу, можно было назвать человеком – тем самым, который звучит гордо, тем самым, в котором всё должно быть прекрасно. Хотя ни о каком «как живая», «будто уснула» и тому подобном и речи не могло быть - То есть женщина в гробу не только уже не имеет красоты, не только обезображена прикосновением смерти, но и называется теперь в среднем роде (Впрочем, и сейчас то, что лежало в незакрытом пока гробу, можно было назвать человеком и вообще на живую не похожа (Хотя ни о каком «как живая», «будто уснула» и тому подобном и речи не могло быть). Налицо логическое несоответствие.

Странным показалась и причинно-следственная связь, на основании которой автор делает окончательные выводы:
"И так же строга и лаконична была бороздка, спускающаяся к губам: верхней, резко и тонко очерченной, навевающей впечатление безусловного отточенного ума" - По бороздке и "навеянном впечатлении" судить о том, что ум безусловно (или же условно) отточен, невозможно.

"Колени же и ступни ровных длинных ног были просто аккуратны: сразу можно было определить, что никогда им не приходилось носить на себе ни грамма лишнего веса. - Аккуратность и ровность ног зависят от природных особенностей, а не от лишнего веса. Есть худые люди (и женщины, и мужчины), с весьма индивидуальной формой ног и ступней, а есть люди, имеющие отнюдь немалый вес с прекрасной формой ступней и ног (женщины, я думаю, со мной согласятся!). Ну кто скажет, что Мэгги Браун с явно лишним весом имеет некрасивые ноги? http://www.relook.ru/data/cache/2013oct/20/00/97405_43009nothumb500.jpg или вот полные модели, которые сейчас очень популярны в связи с борьбой против анорексии: http://www.infosutra.com/15082-Top-10-polnye-supermodeli.html И с красотой, и с ногами у них, по моему, более чем всё в порядке!).

В экспертизе есть понятие ложных выводов (делающихся на основании несущественных фактов). Также, в науке существует понятие корреляции (соотношения, взаимосвязи каких либо фактов). Если варианты, предложенные автором (о связи бороздки над верхней губой с остротой ума, а также формы ног и ступней с весом) имеют конкретное подтверждение, с удовольствием с ними ознакомлюсь. На сегодняшний момент мне такая корреляция неизвестна :)

Одним из весомых плюсов сайта "Стихи.про", является общение авторов и возможность обмениваться мнениями (которые автор, чьё произведение комментируется, вправе и не учитывать!). Однако, нередко, именно такое общение позволяет сделать произведения более отточенными и совершенными.

С уважением к автору и всем участникам обсуждения!

И с праздником, милые женщины! Все вы королевы и прекрасны как богини! Помните об этом!
Натали
  • Андрей Вахлаев-Высоцкий Автор offline 10-03-2015
ОК, спасибо огромное за предметное обсуждение! Стихи.про мне и нравится в основном тем, что на нём-то как раз не забывают, для чего он создан :-) Конструктив без обоснованной критики невозможен: если кому-то что-то не понравилось, или даже просто не было понято – это явное указание, что можно (нужно ли – решать автору) не просто лучше, а лучше именно в каких-то конкретных моментах, которые у автора непременно случатся и в будущем.

«Также слишком много зацикленности на деталях. Возникает ощущение перегруженности текста». Согласен, спасибо. Перегнул палку. Собсно, у Веллера в указанной статье всё и начинается с автора (не помню имени), который давал портреты персонажей по типу милицейского описания. Но он же был успешный, кому-то же он нравился! Это и была первая цель в моей учебно-тренировочной миниатюре: смогу ли я так же, насколько долго меня самого хватит в такой манере, когда меня окончательно от этого затошнит. Имхо, цель достигнута: затошнило не меня одного :-) Нужно либо меньше подробностей, либо растаскивать их по тексту (в данном случае было нельзя, поскольку я связан поставленной задачей).

«Брови до висков»… Пощупал свои. До висков не хватает несколько миллиметров, до ушей – гораздо больше :-)

Касательно низко посаженных ушей: имхо, физиогномистика – лженаука, но на всякий случай я перестраховался упоминанием «жёлтой прессы». Там и встречал. И, кстати, видел, как делаются такие разделы в газетах: я вас умоляю, неужели вы думаете, что горе-журнализды ищут подтверждений своему рандомному бреду?! Пипл и так схавает!

«Аккуратность и ровность ног зависят от природных особенностей, а не от лишнего веса. Есть худые люди (и женщины, и мужчины), с весьма индивидуальной формой ног и ступней, а есть люди, имеющие отнюдь немалый вес с прекрасной формой ступней и ног». Ещё один мой промах, недостаток умения строить точную фразу. Речь идёт не о ногах, а о суставах: о коленях получилось, а голеностопный сустав я, изрядно помучившись в поисках не громоздкой формулировки, тупо заменил «ступнями». Суставы же – совсем другая история. Повалявшись неоднократно в спортивной клинике с перетренировкой, могу сказать точно: не бывает так, чтобы излишняя нагрузка не отражалась на суставах. И это заметно: битые суставы плюс асимметричные мышцы спины – в результате коллеги-спортсмены, бывало, на пляже опознавали меня как своего.

«По бороздке и "навеянном впечатлении" судить о том, что ум БЕЗУСЛОВНО отточен, невозможно». Спасибо, согласен. «Навеянное впечатление» и «безусловно» - это несовместимо.

«…слова: "её форме придавали теперь совершенную законченность ещё и руки, сложенные на груди" говорят о том, что описывается мёртвая женщина, лежащая в гробу». Простите, не согласен. Пока нельзя сказать однозначно. Руки, сложенные на груди – не обязательно признак смерти.

«…женщина в гробу не только уже не имеет красоты, не только обезображена прикосновением смерти, но и называется теперь в среднем роде (Впрочем, и сейчас то, что лежало в незакрытом пока гробу, можно было назвать человеком и вообще на живую не похожа (Хотя ни о каком «как живая», «будто уснула» и тому подобном и речи не могло быть). Налицо логическое несоответствие». Не согласен. Смерть меняет облик, но не всегда и не сразу уродует, бывают исключения. Это не логическое несоответствие – структурное, а точнее, структурообразующее. Текст имеет намеренный перелом, и указание на него на всякий случай дублировано. Пани Натали, видимо, отметила слова «при жизни», но не заметила гораздо более серьёзное несоответствие: у лежащей в гробу увидеть суставы ног невозможно (кремировать – это, конечно, не по-христиански, но упоминание старух, которые «придают славянский колорит», указывает на то, что дело происходит «у нас», так что вряд ли мёртвая покоится в гробу в короткой юбке). До перелома, если не указано иное (словами типа «здесь», «сейчас», «теперь» и т.п.), речь действительно идёт о живой – такой, как БЫЛА. И такой, как БУДЕТ в памяти подруги. Смерть уже слегка взялась за покойную, и в конце концов изуродовала бы неузнаваемо (если бы не кремация), но перед памятью она бессильна. Это была вторая задача: ни слова конкретики о внешности подруги, весь её «портрет со слезой» – это ТОЛЬКО слеза, скорбь, память как вечное эхо, отражение чужой, утраченной красоты.

Пани Натали, чертовски жалко, что на Стихи.про предусмотрена кнопка, чтобы не получать отзывов конкретного участника, но не предусмотрена кнопка, чтобы отзывы конкретного участника получать обязательно!

Цитата: Михаил Перченко
Автор - эстет-убийца. Спарринг-партнёр Смерти.

Это радует, спасибо. Спарринг-партнёр - не возлюбленный, можно и промеж глаз засветить, эстетично и без обид.
  • Натали Автор offline 10-03-2015
Андрей, я очень рада, что Вы без эмоций восприняли мой комментарий. Суставы - да, от лишней нагрузки, действительно страдают, от веса же страдают только в том случае, если вес очень большой, человеку немало лет и мышечно-связочный аппарат уже не компенсирует нагрузку сопротивлением или же могут быть виноваты наследственные факторы, заболевания тоже сюда добавим :) Кстати борцы сумо имеют часто очень большой вес (по штатному расписанию положено :)), но суставы у них сдают, чаще всего, после того, когда они оставляют спорт (вечная проблема большинства спортсменов, кроме шахматистов, пожалуй :)

То, что речь идёт о живой, не очень прочитывается. Возможно нужно более чётко провести смысловую разграничительную черту.

Цитата: Wolf White
Пани Натали, видимо, отметила слова «при жизни», но не заметила гораздо более серьёзное несоответствие: у лежащей в гробу увидеть суставы ног невозможно

Возможно, если человек не в брюках и не накрыт плотным покрывалом. Обувь кладут рядом, поскольку на ноги покойных она часто не налазит.

Цитата: Wolf White
Смерть меняет облик, но не всегда и не сразу уродует, бывают исключения.

Бывает, но Вы пишите:
Цитата: Wolf White
она была чертовски красива при жизни. Впрочем, и сейчас то, что лежало в незакрытом пока гробу, можно было назвать человеком... Хотя ни о каком «как живая», «будто уснула» и тому подобном и речи не могло быть: смерть, мортем, муэрте, тод и как там её ещё называют, – основательно угнездилась в ней...

Это говорит о том, что если смерть "основательно угнездилась в ней", на живую она далеко не похожа, поскольку "ни о каком «как живая», «будто уснула» и тому подобном и речи не могло быть", значит облик женщины смерть всё-же изменила и основательно (слишком много в одном предложении слов с усилением, что и смещает восприятие читателя в сторону серьёзных изменений во внешнем облике героини). Психологически, умерший воспринимается живыми иначе, лежащий в гробу человек пугает и сознание останавливается не на том, что остаётся от красоты, а на том, что уже начало разрушаться. Так уж устроен человеческий мозг.

Цитата: Wolf White
ни слова конкретики о внешности подруги

Лежащий в гробу человек всегда является главным действующим лицом на похоронах и, обычно, основное внимание приковано именно к нему, поскольку смерть подобного (тем более близкого человека) вызывает шок и внутри каждого человека происходит борьба противоположных чувств: "неужели это неизбежно произойдёт со мной?" (примеривание на себя) и "такого со мной не произойдёт никогда, потому что я бессмертен!" (отталкивание ситуации). Внутри каждого человека в такие минуты идёт борьба, победить в которой должна иллюзия бессмертия, иначе дальнейшая жизнь станет психологически непереносимой.

Цитата: Wolf White
Это была вторая задача: ни слова конкретики о внешности подруги

Не соглашусь! О внешности подруги сказано более чем достаточно: "В последний путь её провожала только подруга со своим семейством: тощим, как жердь, молчаливым лысеющим мужем и кислогубой угловатой дочкой-подростком, на которой природа сэкономила явно больше, чем это допустимо даже в подростковом возрасте". Наследственные характеристики дочери свидетельствуют :)
И даже открытым текстом: "Собственно, дочке и не в кого было: мамашу при известной степени расположения можно было бы назвать симпатичной, но красивой – никогда. Может, потому она и стала подругой, как это нередко случается у красавиц: чтобы не загораживала, чтобы оттеняла... Сейчас же и симпатичного в ней ничего не оставалось" :) - No comments

Андрей, психологическая составляющая Вашего замысла мне нравится. У Вас идеи рассказов вообще интересные и неординарные (Ваше "Ожидание моря", вообще великолепно!) Если же идею обсуждаемого рассказа реализовать более концентрированно и контрастно, было бы ВЕРИ ГУД и СУПЕР! Но это только моё ИМХО и моё вИдение. Вы же, как автор, имеете полное право на своё видение и средства реализации замысла. На наше общение это нисколько не повлияет!

С уважением,
Natali
  • Андрей Вахлаев-Высоцкий Автор offline 11-03-2015
Спасибо. Таки наверное придётся работать над этой учебной миниатюркой дальше: задело. Плюс жлобские соображения: не пропадать же добру, тем более что кто-то ещё в него вложился. Честно говоря, "Ожидание моря" тоже когда-то было пробным текстом, изначально я не думал, что из него получится что-то, что понравится хотя бы мне самому. Парадокс.

А под "конкретикой" для образа подруги я подразумевал не общую характеристику (красивая там, симпатичная и т.п.), а портрет: черты лица там, фигура и прочее.
  • Натали Автор offline 11-03-2015
Цитата: Wolf White
Таки наверное придётся работать над этой учебной миниатюркой дальше

Андрей, придётся! Жаль чтобы добро пропадало! - Это по-хозяйски!

Цитата: Wolf White
А под "конкретикой" для образа подруги я подразумевал не общую характеристику (красивая там, симпатичная и т.п.), а портрет: черты лица там, фигура и прочее.

Иногда подтекст прочитывается лучше конкретики. Это оказался такой вариант.

Цитата: Wolf White
"Ожидание моря" тоже когда-то было пробным текстом

Даже не верится. Очень цельное, затягивающее в бездну образов.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Портрет со слезой