Торжество души

Поэзия! Сколько величественного и таинственного скрыто в этом удивительно музыкальном слове!.. Как глубоко в века уходят её первородные истоки!!!
Долгие годы пытаясь осмыслить суть поэзии, я пришёл к убеждению, что она вобрала в себя не только многовековой духовный и исторический опыт человечества, отражённый в столь непривычной для обыденной речи философской форме, но и родниковую чистоту певучих народных голосов, вливавшихся в неё в каждую из эпох, начиная от античных Гомера и Гесиода и далее, обращаясь к творчеству таких ярких представителей Средневековья и Возрождения, как Данте Алигьери, Петрарка Франческо, Вильям Шекспир, Франсуа Вийон и пр., включая сюда же и отечественную русскую поэзию золотого и серебряного веков с незабвенными Александром Пушкиным, Михаилом Лермонтовым, Алексеем Кольцовым, Николаем Некрасовым, Сергеем Есениным, Александром Блоком, Анной Ахматовой и др., не менее памятными нам авторами, вплоть до более поздних по времени творчества, поэтов начала 60-х – конца 90-х годов XX-го столетия, называя имена Николая Рубцова, Юрия Кузнецова, Владимира Фирсова, Владимира Цыбина, Станислава Куняева, Ларисы Васильевой, Ростислава Филиппова и пр.
Эту незамутненность истоков Поэзии несут в своём творчестве и современные авторы века нынешнего. К ним можно отнести имена поэтов: Николая Рачкова, Владимира Шемшученко, Валерия Шамшурина, Андрея Петрова, Валерия Дударева, Евгения Юшина, Евгения Семичева, Дианы Канн, Андрея Румянцева, Анатолия Горбунова, Владимира Скифа, Михаила Трофимова и мн. др.
Вот и сегодня, уважаемые читатели, вы держите в руках новую, замечательную книгу стихотворений «Территория грусти», присланную мне с автографом Александром Тарасенко, являющимся одним из самобытных современных авторов, чей голос неспешно влился и гармонично зазвучал в общем, слаженном, хоре Русской Поэзии.
Читая и перечитывая книгу ещё в рукописи, я в первую очередь для себя отметил, что стихи в ней выгодно отличаются от произведений многих современных поэтов, особенно от тех, кто ни разу не бывал в деревне и не познал (хотя бы в отпуске посетив родственников) тяготы крестьянского труда, – а посему и не слышал заливистого на заре петушиного пения; не видел луговых раздолий, волнующих глаз красотой полевых цветов; не вдыхал до опьянения медовых запахов созревающего разнотравья в пору сенокосной страды. А значит, и не испытал до конца торжества души в единении с природой и людьми, как это в полную меру познал Александр Тарасенко на своей родной Брянщине. Какое об этом написано им великолепное стихотворение «Утро в колхозе»:

С восходом луг сверкает росный,
И оживает сельский мир.
Гудит, как улей, двор колхозный,
Наряд читает бригадир.
Тут пахнет дёгтем, хомутами,
Плывёт махорочная гарь,
Там бабы с вилами, серпами,
Хромой скандалит хомутарь.
И слышал каждый перекрёсток,
Как сторож школьника ругал,
А я – совсем ещё подросток –
Гнедую лошадь запрягал.

Стихотворения на страницах книги звучат естественно и органично, сливаясь в унисон с настроем души поэта. В них нет ни одной надуманной, фальшивой строки или незавершенного образа, ибо автор очень требователен в своём творчестве к средствам художественной выразительности.
Светлы и удивительно трогательны в книге стихотворения поэта о матери, ждущей сына из долгой разлуки. В них Александр с глубоким почитанием и любовью обращается к своей маме, сетуя на себя и коря за то, что не часто находит время для писем. И всё же, изредка вырываясь на родину из шумной столицы, он не забывает посещать своей старенькой мамы, где в зелени сада сохранился ещё, – хоть и совсем обветшавший, – его заветный уголок детства. Об этом свидетельствуют стихи «Что ж мало встреч тебе дарю?..», «Письмо от матери», «Среди кустов, дорог разбитых...», «Одиночество» и др. Для иллюстрации приведу одно из них:

* * *

Матери

Что ж мало встреч тебе дарю?
Что ж редко письма посылаю?
То собираюсь к ноябрю,
То говорю – приеду к маю.
Когда же время отыщу,
Из бытового вырвусь хлама,
Дом одинокий навещу,
Когда к тебе приеду, мама?

С сыновьей теплотой и любовью Александр Тарасенко вспоминает в стихах и отца, ставшего ему в годы счастливого детства и «лучшим другом», и наставником. И перед нами зримо предстает живой, во плоти и крови, образ отца, преждевременно ушедшего из жизни.
С особой горечью и болью звонит поэт в колокола своих стихов о порушенных по всей России крестьянских хозяйствах за годы «перестройки», о поруганной, опустошённой и выжженной земле, заросшей сорняком и бурьяном, о выброшенных из родных подворий и гнёзд сотен тысяч людей, подхваченных смерчем локальных войн и водоворотом происходящих на отеческой земле исторических событий в результате развала великой державы. Как это всё до боли понятно и близко каждому соотечественнику, перенесшему подобную трагедию, но не смирившемуся с этим, обрушившимся за последние пятнадцать-двадцать лет на Россию, злом. Саднят и кровоточат в душе любого честного человека строки поэта, подчеркивающие неизмеримые страдания народа.
К таким пронзительным стихам, отражающим активную гражданскую позицию автора можно отнести следующие: «Я приехал. С трудом всё узналось...», «Заброшенный погост», «Территория грусти», «Малая родина» и мн. др.
Среди перечисленных стихов с особой горечью звучат строки последнего, вышеназванного стихотворения. Именно, как вырвавшийся из глубины народной жизни последний крик отчаяния звучит он в устах поэта:

Поле. Сады одинокие
Брошенной отчей земли.
Детство моё здесь далекое,
Деды здесь жили мои.
...Жизней немало здесь пройдено,
Трудных израненных вёрст.
Вот моя малая родина –
Вербы, безлюдье, погост.

И хотя многие из старшего поколения наших соплеменников не только прошли через горнило Великой Отечественной войны, но и с достоинством вышли из неё победителями – однако, и по сей день остаются они по-нищенски униженными в своих социальных и гражданских правах и привилегиях. Горьким примером тому служат строки стихотворения А. Тарасенко «На людном месте у Таганки...»:

На людном месте, у Таганки,
Старик стоял с клюкой в руке,
Блистали орденские планки
На старомодном пиджаке.
Стоял с протянутой рукою
Достойный славы гражданин.
Он мёрз в окопах под Москвою,
Он в сорок пятом брал Берлин.
...Смотрел на мир он виновато,
Не зная, в чём его вина.
Забыла старого солдата
Врага разбившая страна.

Сколько неподдельной горечи и сострадания слышится в этих строках, обличающих чёрствость государственных чиновников и олигархов к героям, принёсшим им на долгие годы мир и благополучие.
Как набат против жестокой несправедливости, звучат со страниц книги эти строки, призывая людскую совесть и память отдать должное героям, принесшим в жестокой войне с фашизмом Победу всему человечеству, но так и не узнавшим в полной мере радости жизни.
Горькой иронией и едкой сатирой пронизаны многие стихи Александра, в которых обличает он сегодняшние пороки «свободной» по западным меркам, от духовных и нравственных потребностей, рыночной жизни, – утрачивающей свои исконные, национальные корни бытия. Криком и болью наполнено сердце поэта, когда видит он, как спиваются на его малой родине безработные мужики, как умирают в последних корчах голодные и разорённые по всей России деревеньки. Какое отчаяние звучит тогда в этих стихах:

Не поют в округе певни,
Конь не ходит по меже.
Без штанов в краю деревни –
Дальше некуда уже.
...А ведь пели песни громко,
В поле рожь ходили жать,
А теперь село с котомкой
Просит что-нибудь подать.
(«Не поют в округе певни...»)

Остро поднята в стихах и тема неприятия поэтом города с его бетонными стенами и снующими равнодушными ко всему людьми... Не может привыкнуть душой Александр Тарасенко за долгие годы обетования в столице к её шумной, богемной жизни. Иллюстрацией тому могут служить стихотворения: «Утро в столице», «За что я город не люблю», «Бездомная собака», «В столице улицы красивы» и др. Строками последнего и воспользуюсь для примера:

В столице улицы красивы,
Красотки – просто обалдеть!
А на окраинах России
Народу нечего одеть.
...Там нищета, там «заграница»,
Там крест да ворон на меже...
Сверкает золотом столица,
А сёла вымерли уже.

Продолжая размышления о книге стихотворений «Территория грусти», считаю необходимым отметить её, в большей части, тематическую цельность. Она пронизана светом любви и добра к русскому православному человеку, живущему на отчей земле своим трудом, но так и не сумевшему вылезти из вековой нищеты.
По духовной и художественной сути книга интересна не только тем, что отражает в стихах индивидуальные нравственные принципы автора, живущего одними чаяниями и переживаниями со своим народом, но и даёт представление о богатстве его таланта, щедро наделенного самородностью певучего русского слова, которым он не перестаёт удивлять и радовать читателя.
Каким живописным языком создаёт поэт в своих стихотворениях картины чередующихся времен года родных и до боли знакомых ему уголков малой родины, каждый раз возвращаясь к ним после долгих разлук! Эти стихи словно высветлены солнечным светом и несут в себе не только его яркие блики и тепло людям, но и волнуют всеми запахами отеческой земли в период её цветения и плодородия. Об этом свидетельствуют следующие стихи: «Зелёный май», «Весна на Брянщине», «Цветы луговые», «Ночное», «Окунулся месяц в речку», «Белеет вдоль дороги гречка» и мн. др., где Александр, как истинный художник, очень метко, в деталях, используя всё многообразие красок в словесной палитре, создаёт в стихах красоту родного края. В подтверждение этому приведу одно из особенно понравившихся мне своей музыкальностью и завершенностью стихотворение о торжестве природы:

ПРЕДЗИМЬЕ

Падают жёлтые желуди,
Хлеб за околицей сжат,
Стайкою белые голуби
В небе над зябью кружат.
Гроздья рябинушки красные
О холодах известят,
Ночи холодные, ясные,
Лунные росы блестят.
Ива задумалась кроткая, –
Скоро под снегом ей стыть, –
Лето в России короткое –
Некого в этом винить...

С особым лиризмом пишет Александр Тарасенко о своей первой любви. Сколько светлой грусти звучит в его стихах из уст любимой, родственники которой запрещали встречаться ей с будущим поэтом!
Читая далее книгу и вглядываясь между строк в будущее первой любви поэта, мы видим, что она, соединившись с ним позже в одну супружескую судьбу, подарила ему желанных сына и дочь. Именно единение в семье сердцами мужчины с любимой женщиной и детьми – и есть высшее, посланное Богом, торжество души!..
Немало лирических стихотворений, поднявшихся в своем звучании до песенного искусства, посвятил поэт своей возлюбленной. Среди них можно назвать: «Мне не забыть твоих очей», «Молодецкие года» и др. Яркой иллюстрацией тому служит стихотворение «Утро»:

На окно и половицы
Утром, в знак любви к тебе,
Солнце жёлтые ресницы
Разбросало по избе.
И поджёг восход подлесок,
Залил золотом крыльцо,
Сквозь рисунок занавесок
Целовал твоё лицо.
Запах луга, крик сороки
Раздавались по избе,
Эти солнечные строки
Посвящаю я тебе.
(«Утро»)

Интересными покажутся читателю и стихи-раздумья о мастерах русской поэзии, о Фёдоре Тютчеве, Николае Рубцове, Сергее Есенине. Но, я думаю, об этом небольшом цикле наш просвещенный читатель поразмышляет сам.
Заканчивая краткий анализ книги стихотворений «Территория грусти», хочу от чистого сердца поздравить Александра Тарасенко с литературной удачей и пожелать ему в дальнейшем поисков новых тем и дерзаний на таком нелёгком поприще, как Поэзия!

С искренним уважением и восхищением к самобытному таланту поэта,
Владимир КОРНИЛОВ,
г. Братск, 2008 г.

Торжество души
Выразить благодарность автору можно нажав на кнопочки ниже
Автор имеет исключительное право на произведение. Перепечатка стихотворения без согласия автора запрещена и преследуется...


О книге стихотворений брянского поэта Александра Тарасенко «Территория грусти». Стихи о деревне и России. Звонит поэт в колокола своих стихов о порушенных по всей России крестьянских хозяйствах.
Проголосуйте. Торжество души.
Краткое описание и ключевые слова для Торжество души:

  • 100

    Произведения по теме:
  • «...Просто паломник в мир манящий, но всё же иной»
  • Литературно-критический разбор книги стихов Павла Баулина «Возлюбленный Смерти» (2014). Проблемы жизни и смерти в поэтическом и философском освещении.
  • Славянская печаль
  • Поэзия Людмилы Буратынской. Что стоит за понятием «простота в поэзии». Уметь выразить абсолютно народно – на самом широком уровне понимания: на подсознании.
  • По светлому произволению (о творчестве Нины Синицыной)
  • Литературная статья о творчестве Нины Синицыной, поэтессы из Севастополя, о её книге «Вся жизнь – весна!». Светлана Скорик.
  • Новая книга Павла Баулина
  • Литературная рецензия. Рецензия на новую книгу Павла Баулина «Возвращение в прошлую жизнь» (Запорожье, 2011). Маргарита Мыслякова.
  • Открытие потерянного поколения
  • Статья о сборнике «Открытие»: стихотворения, короткие рассказы и афоризмы запорожских писателей, а также киевского поэта Юрия Каплана и московского поэта Ивана Голубничего. Произведения

  • Валерий Кузнецов 20-02-2015
Пять звёзд!
  • Владимир Корнилов 21-02-2015
Спасибо, Валерий, за эти пять звёзд на мою статью "Торжество души"!
Владимир Корнилов
  • Павел Баулин 21-02-2015
Восхищён, Владимир, Вашим умением не только дать анализ книги хорошего поэта, но и метко, с сыновней горечью показать "болевые точки" современной России.
Мои пять звёзд!
  • Владимир Корнилов 22-02-2015
Я очень благодарен Вам, дорогой Павел, за глубокое прочтение моей статьи и за высокую оценку ей!
С самым дружеским приветом к Вам, Владимир Корнилов.
  • Владимир Корнилов 18-05-2015
Спасибо и Вам, Светлана, за иллюстрацию к моей статье "Торжество души"!
С уважением, Владимир Корнилов
  • Нинель Языкова 18-05-2015
Владимир, а я Вам благодарна за то, что Вы нас знакомите с современными русскими поэтами. Александр Тарасенко - я о нём даже не слышала. Из тех нескольких маленьких стихотворений видна великая душа поэта. Широта этой души. Глубина. Особенно мне понравились стихи про деревню. Я вообще люблю тему природы,детства, деревни. Действительно, "Торжество души".
С уважением, Нинель.
  • Владимир Корнилов 20-05-2015
Я очень благодарен Вам, дорогая Нинель, за Ваше постоянное и бескорыстное внимание к моему творчеству и за высокие оценки ему!
И Вам я желаю тоже новых замечательных стихов и лирических зарисовок в живописи о волнующих Вас темах детства, любви, природы, деревни!
С уважением, Владимир Корнилов.