(2007 г.)
Пропахшие войной стихи появились ещё в 2003-м, а после 2007-го полились потоком. Печатать их отказывались. Если читала вслух – вежливо молчали и переводили разговор на другое. Казалось всем бредом.
ДУМЫ КАССАНДРЫ
1
Крестоцветной сурепкой сиди, дыши на разбой несуразной своей души, потому что раскован в полях поэт и мечте его горней удержу нет.
Под вязигой и донником дольник сни* и от вязи вычурной борони: не содеяна голо и бедно ложь – только что с патрикеевны ты возьмёшь!
У метёлки-растрёпы своя душа, есть красы и сиянья на два шиша, есть и правда своя, и заветы есть, а у жёлто-блакитного гуру – месть,
у всего есть на свете свои права. Чьи кристальней, чьи истиннее слова? – Не соврав, не ответишь. И то: молчи, коль нашёл под метёлкой белы ключи.
А слеза солона, и горюч мак-цвет, и раскован в полях молодой поэт, потому что у истины нет цены и толпе ли истины те нужны!
* снить (глагол) – авторский неологизм Цветаевой, вошедший в поэтический обиход.
2
Будет поле шуметь о семи ветрах, и брат брату станет позор и прах, и брат брату выберет приговор: голубой иль блакитный* небесный хор?
Кто проспорит, готовься тотчас к беде, и тогда кровавой цвести воде и мешать её, бедную, в ковыле светло-русом, просыпанном по земле.
Ничего не содеешь тогда уже, коль сойдутся границы на рубеже и коса на камень, на месяц – крест, потому что на всех не хватает мест
в меру солнечных. То-то зажжёшь свечу! Скажешь глупой: «молчи!»? Я и так молчу. Ничего не рекла, то камыш свистел, а ему ли о мове и кладке тел!
* блакитный (укр.) – синий, голубой.
3
Голубой прострел из земли растёт – как родная речь на земле цветёт, и омыты их корни святой водой, но прижаты корни чугун-плитой,
от плиты неласковой холодны. Ничего нет горше ничьей вины. «Это чья вина? – Не моя вина!» А какая разница, чья она...
Не растёт прострел, не цветут слова, светло-русая клонится голова к голубой воде и блакитным снам, и её лелеять уже не нам.
4
У моей родни и чубы густы, но душа суха и глаза пусты. У моей родни и любовь крепка, только в думах месть у неё пока.
Ой ли, нам ли, посеянным соловьём, словно семя, раскиданным меж жнивьём, породнённым мовой одних степей, научать немудрых овец: «Убей!»...
У меня, у малой метёлки, блажь: мол, ни веры, ни истины не продашь. – И любовь к Отечеству продают и с процентов этих потом жуют!
Это чистой веры теперь тризуб: «Дай им в зубы – закусят свою слезу иль слезою, без разницы. В этом – суть. А о вере и истине – плюнь, забудь».
Вот и я забыла, о чём душа. У метёлки света на три шиша. У меня, у малой, на три шиша только то, чем томится сейчас душа.
РУСЬ: РАЗВЕНЧАЛЬНАЯ
1
Под чубатыми хлопцами кони храпят. Снова лошадью души пропахли. Так же смутна и дика душа у ребят, как у чура*-чурая, не так ли?
Мы куда-то идём, нас куда-то ведут, лозунг «Jedem das Seine»** повышен в категории: каждому – холм да плиту. А в саду задыхается вишня,
и хрущи не гудят: им гудеть не резон на плантациях Новой Европы. То ли шизофрении повальный сезон, то ль нанюхались воли микробной.
Каждый – гетман, божок и кумир для толпы, и усат, и свидомый до дрожи. И уже приготовлены где-то гробы для ведомой на бой молодёжи.
Врукопашную, стенка на стенку, сойтись – и Порядок. Так Нов, что икнётся. Притаись, мой сынок. Языком ты – метис, а метисов метают в колодцы.
Что за тысячелетье стоит на дворе и мычит, как завожженный мерин? «Seine» – это удобства в отдельной норе и кафе в придорожной пещере.
* чур – предок. ** Jedem das Seine (нем.) – едэм дас зайнэ, «Каждому – своё», надпись в концлагере.
2
Повенчали – а теперь разводят. Ой, ланиты – яхонты девичьи! Вы опять свежи не по погоде, а душа всполошена по-птичьи.
Разведут по гнёздам по отдельным – и плоди усатую петлюру. Лёгкой принадлежностью постельной для заморской чьей-то диктатуры
оказаться. Нишкни, Нострадамус! В тряпочку молчи, твой номер – пятый. Ни к чему трындеть замужней даме о руке «судьбинушки проклятой».
Где ж вы, клятвы? Как же так, Богдане: булава – у Бульбы у Андрия?! К западу припали киевляне. На восток дончане крутят выей.
И сидеть на выданье девицей – той, что ласки мужние познала?! А вокруг – злорадостные лица в предвкушеньи бренного металла,
и «die neue Ordnung»*, и прелаты – рыцари занюханной Европы. И пойдёт охотно брат на брата, а «невесте» подвезёт особо –
быть рабыней на рабочем рынке. Повенчали, – а теперь на мыло? Будут им не свадьба, а поминки – лишь бы злости праведной хватило.
Пусть уж Лыбедь веру поменяла, папороти** цвет отдав за доллар. Если заменимы идеалы, – дуры в хлев заведомо ведомы.
* die neue Ordnung (нем.) – ди нойе орднун, новый порядок. ** папороть (укр.) – папоротник.
3
Архаики исконные слова легко звучали и свободно жили: род Лыбеди шипел и ворковал, и ставил новый град, и был при силе.
И Сварог был Отцом и жил в листве, меж белок. Землянику стлала – Макошь. И Лель носил венок на голове, Снегурочкою затеянный из маков.
И род ещё не шёл на род пока, и было всё раздельно, но едино: язык, и лес, и поле, и река у родича. (Ещё не славянина,
но ория, оратая). И плыл дракон по небу мантией заката. И был День первый. И последний был. И Щек* уже увёл свой род от брата.
И Хорив** отвернул судьбы лицо, темнея, выбирая шаг свой ложный. Но созревало племени яйцо, назло расколу, прочно и надёжно.
Архаика серебряных боров. Паприка рощи и священной жертвы. И косточки ещё понятных слов не отлетали мщенья рикошетом.
Земля ждала, чтоб вывелся птенец и мог себя назвать народом русов. ...Прости нас, Мать. Не верю, что конец. Всего лишь Башня рухнула Союза...
* Щек – Чех, легендарный вождь-предок чехов. ** Хорив – Хорват, легендарный вождь-предок хорватов.
Пророческие стихи 2007 г.
Ещё стихи о предчувствии,
Времена перемен, Закон маятника, стих изменение
В результате: Мы независимы
Кассандра. Эвелин де Морган (1898)
5 Проголосовало
Пророческие стихи, стих предвижу все
|