Витрины гастрономов и аптек...

      
 
* * *

Витрины гастрономов и аптек.
Холодный дождь,
полученный на сдачу.
И время покушается на тех,
Кто нам судьбой
от века предназначен.

А жизнь – куда банальнее? – течёт.
Мы движемся по ней,
весло отбросив,
И камни знаем все наперечёт,
Но всё равно –
она впадает в осень ...

Присядь со мной
на краешке мечты –
Почувствовать прозрачное дыханье
И нежность вдохновенной немоты
Затерянной
межзвёздной глухомани,

Что смотрит в нас печально и светло
Сквозь тьмы веков
невежества людского,
И подаёт отчаянным весло,
А любящим –
пророческое слово.
https://stihi.pro/16644-vitriny-gastronomov-i-aptek.html
Не забывайте делиться материалами в социальных сетях!

Свидетельство о публикации № 16644
Рекомендуйте стихотворение друзьям
Автор имеет исключительное право на стихотворение. Перепечатка стихотворения без согласия автора запрещена и преследуется...

Краткое описание и ключевые слова для стихотворения Витрины гастрономов и аптек... : Витрины гастрономов и аптек.
Холодный дождь,
полученный на сдачу.
И время покушается на тех,
Кто нам судьбой
от века предназначен...
Проголосуйте за стихотворение: Витрины гастрономов и аптек...
(голосов:9) рейтинг: 100 из 100

    Стихотворения по теме:
  • Звезда мечты
  • Стихи о мечте, твоя мечта стихи. Верь в мечту стих. Горит звезда мечты: она наш талисман. Мир без мечты сухой. Пусть зреет заветная мечта.
  • А солнце лучистое
  • О солнце, мечте, вере и любви
  • Аптека
  • Стихи про аптеку
  • Куда несёт меня мой парус виртуальный?
  • Виртуальный парус отправляется к берегу, где ждут его поэты - мечтатели, романтики Вселенной.
  • "Рукой подать до октября..."
  • Стихи о поисках счастья, осенней грусти, потерях и бедах. Иголку счастья я ищу в стогу судьбы. Осенней грусти тусклый свет, потерь и бед. Анатолий Мельник.
  • Остынет. Истлеет...
  • Стихи о судьбе и слове на земном пути. Ты – слово, забытое мною тогда, и кажется конченным путь мой земной. Мы же не знаем, где явь, а где сон.
  • По капле
  • Стихи о стихах, что не пишутся в серости межсезонья, о дожде, который ссыпает в лужи небо. Черновиков перебирая пачку – слова и строки, вкривь и вкось – заначкой.
  • «Улицы закутаны туманом...»
  • Стихи об осени в душе и в природе, об одиночестве и бездомности души. Не хочу я быть сегодня дома, да и где он, дом сегодня мой?
  • Мечты, оплаченные жизнью
  • Стихи мечты и реальность. Грустные стихи о жизни. И греет нас лишь свет душевный – Мечты, оплаченные жизнью. Татьяна Патенко.
Витрины гастрономов и аптек.
Холодный дождь,
полученный на сдачу.
И время покушается на тех,
Кто нам судьбой
от века предназначен...

  • Феликс Фельдман Автор на сайте 16-04-2019
И время покушается на тех,
Кто нам судьбой
от века предназначен.


Очень сочувствую, Virel.

Присядь со мной
на краешке мечты –


Чудная метафора.

Сквозь тьмы веков


Здесь всё-таки винительный падеж. "Тьма" мн. числа не имеет.
  • Сергей Петров Автор offline 16-04-2019
«Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы».
Тогда давайте и А.Блока покритикуем :)
  • Пугачев Евгений Валентинович Автор offline 16-04-2019
Прекрасное стихотворение. Спасибо. Конечно, множественное число, усиливающее впечатление.
  • Вирель Андел Автор offline 16-04-2019
Феликс Николаевич, "тьма" означает не только темноту, но и числительное "тысяча". В данном тексте говорится о тысячах (веков), впрочем, как и у Блока.
Благодарю Вас за отклик.

Лео, спасибо.

Сергей, спасибо.)

Евгений Валентинович, спасибо сердечное!

С уважением ко всем вам!
  • Валерий Кузнецов Автор offline 17-04-2019
Новейшая классика...Какая глубина и изящество метафор! Конечно, ТЬМЫ! Вирель Андел, Вы подарок сайту!
  • Лео Автор offline 17-04-2019
И, возможно, даже "десятки тысяч" веков...
  • Александр Таратайко Автор offline 17-04-2019
Это – высокая Поэзия, достойная не критики, но восхищения. Поздравляю с успехом, уважаемая Вирель. Рад за Вас.
  • Феликс Фельдман Автор на сайте 17-04-2019
Сквозь тьмы веков
невежества людского,


Это была не критика, а размышление. Блок здесь ни при чём. В контексте "невежества людского" десятков тысяч веков просто не существует. К тому же "сквозь тьму веков" устойчивое выражение в русском языке, когда речь идёт о человечестве как таковом, а не о количестве людей. Не вижу здесь потребности в неологизме.
Впрочем, дело хозяйское.

Тогда давайте и А.Блока покритикуем :)


Сергей, лично для Вас. Вы думаете, что Блок вне критики? Лично я культами объелся. Вы нет?
  • Вирель Андел Автор offline 17-04-2019
Цитата: Валерий Кузнецов
Новейшая классика...Какая глубина и изящество метафор! Конечно, ТЬМЫ! Вирель Андел, Вы подарок сайту!


Благодарю Сердечно, Валерий Николаевич! Надеюсь оправдать.

Цитата: leo
И, возможно, даже "десятки тысяч" веков...


Очень возможно.)

Цитата: Александр Таратайко
Это – высокая Поэзия, достойная не критики, но восхищения. Поздравляю с успехом, уважаемая Вирель. Рад за Вас.


Александр Владимирович, спасибо за высокую похвалу! Постараюсь не падать, но как Бог даст.

С уважением ко всем вам!
  • Сергей Петров Автор offline 17-04-2019
Почему Блок вне критики, Феликс Николаевич? Я так не думаю. Все люди не Боги. В адрес одного из произведений этого великого поэта Ваш покорнейший слуга тоже однажды высказал не очень положительное мнение. (И до сих пор не поменял его.)
Но в данном случае, имхо, Блок не ошибся. Только это я и отметил. И Вирель тоже. Множественное число слова «тьма» существует. Если ж исходить из второго Вашего аргумента – что картина неточная и «тьмы» древнее человеческого невежества, – то ведь поэзия не секундомер и не штангенциркуль для измерения времени и расстояний. В ней важно образное решение. Думается, этим выражением Вирель подчёркивает, что оно, невежество, имеет вселенские, безвременные масштабы. Коллеги, кажется, так же поняли. (Господи, да кому я это рассказываю, Вы же мэтр в литературе. Не обижайтесь, пожалуйста, на этот ответ.)
Ещё раз скажу заодно, что очень ценю Вашу поэзию, считаю Вас крепким профессионалом со своим самобытным стилем.
  • Феликс Фельдман Автор на сайте 17-04-2019
Я тысячу раз прощу прощения у Virel , но вынужден ответить Вам Сергей на её территории. Конечно, я понимаю, что язык поэзии не язык науки и Вирель ангел поэзии (кстати, если не изменяет память, кажется на языке коми Андел означает ангел). Видимо, всё дело в том, что я слишком чувствителен к стилю, а в даном случае "тьмы" неологизм. У неологизмов всегда есть его первичный автор. Приём использования чужого поэтического изобретения не запрещён, и приём этот называется поэтическим эхом. Поскольку мы читаем слово "тьмы" у Блока, то любой другой за ним использует его как поэтическое эхо с риском. Мне показалось, что риск не оправдан в контексте высказанной мысли, поскольку он ничего не прибавлял нового. Вот и всё и ничего более. Между прочим Вы ошибаетесь, что слово "тьма" имеет множественное число. Попробуйте просклонять "тьмы" по всем падежам во множественном числе. Я, разумеется, спокойно отношусь к несогласию коллег. Александр Владимирович даже лягнул меня в стихотворении "Клон". Может кто и не понял, но я понял. Каждый имеет право на своё мнение.
  • Лео Автор offline 18-04-2019
Цитата: Феликс Фельдман
Попробуйте просклонять "тьмы" по всем падежам во множественном числе.

Уважаемый Феликс. В рамках дополнительного (уточняющего) разъяснения привожу формы слова из соответствующей словарной статьи мощного (объём 4 Гб) электронного словаря:
существительное (1) существительное (2)

тьма
существительное, неодушевлённое, женский род

Падеж______________Ед. ч.___________Мн. ч.

Именительный_______тьма____________тьмы
Родительный_________тьмы__________*тем
Дательный___________тьме___________тьмам
Винительный_________тьму___________тьмы
Творительный________тьмой, тьмою____тьмами
Предложный__________тьме___________тьмах

[«существительное (2)» действительно имеет форму исключительно ед. ч.]
Спасибо.
  • Александр Таратайко Автор offline 18-04-2019
Цитата: Феликс Фельдман
...Александр Владимирович даже лягнул меня в стихотворении "Клон". Может кто и не понял, но я понял.

Никоим образом, уважаемый Феликс Николаевич. Даже в мыслях не было. Да и за что?!
  • Вирель Андел Автор offline 18-04-2019
Цитата: Феликс Фельдман
Я тысячу раз прощу прощения у Virel , но вынужден ответить Вам Сергей на её территории. Конечно, я понимаю, что язык поэзии не язык науки и Вирель ангел поэзии (кстати, если не изменяет память, кажется на языке коми Андел означает ангел). Видимо, всё дело в том, что я слишком чувствителен к стилю, а в даном случае "тьмы" неологизм. У неологизмов всегда есть его первичный автор. Приём использования чужого поэтического изобретения не запрещён, и приём этот называется поэтическим эхом. Поскольку мы читаем слово "тьмы" у Блока, то любой другой за ним использует его как поэтическое эхо с риском. Мне показалось, что риск не оправдан в контексте высказанной мысли, поскольку он ничего не прибавлял нового. Вот и всё и ничего более. Между прочим Вы ошибаетесь, что слово "тьма" имеет множественное число. Попробуйте просклонять "тьмы" по всем падежам во множественном числе. Я, разумеется, спокойно отношусь к несогласию коллег. Александр Владимирович даже лягнул меня в стихотворении "Клон". Может кто и не понял, но я понял. Каждый имеет право на своё мнение.


Уважаемый Феликс Николаевич, как и.о. "ангела поэзии") хочу ознакомить Вас с нижеследующим:

Тьма
Для обозначения тьмы буква обводилась сплошной окружностью.

Малый счёт — десять тысяч (10^{4}) или сто тысяч[источник не указан 1250 дней] (10^{5});
Великий счёт — тысяча тысяч, миллион (10^{6}, тьма великая).
От слова тьма произошло воинское звание темник — крупный военачальник. Темником был, например, Мамай.

Аналогичными наименованиями являются тумэн, от которого, вероятно, и произошло слово тьма как название числа, и мириада (др.-греч. ??????, ????????).


http://wikiredia.ru/wiki/%D0%A2%D1%8C%D0%BC%D0%B0_(%D1%87%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%BE)

ТЬМА ТЕМ. Устар. Экспрес. То же, что Тьма тьмущая. Сторонка Русь крещёная, народу в ней тьма тем (Некрасов. Кому на Руси жить хорошо). ТЬМЫ ТЕМ. Тьмы тем злых пожеланий и проклятий летели сюда на эти звуки (Лесков. На ножах). На берегу нет и не видно ни Сургута, ни Нарыма, а лежат только тьмы тем дров (Гл. Успенский. Письма с дороги). Тьмы тем людей думают, что они любят, но только двум из них посылает Бог любовь (Куприн. Суламифь). — От др.-рус. тьма тем «сто тысяч».

Фразеологический словарь русского литературного языка. — М.: Астрель, АСТ. А. И. Фёдоров. 2008.


https://phraseology.academic.ru/13007/%D0%A2%D1%8C%D0%BC%D0%B0_%D1%82%D0%B5%D0%BC

Поэтому никого "эха", "риска", и "неологизма" в употреблении числительного "тьмы" - нет. Ещё некоторое время назад это слово присутствовало в разговорном русском языке, куда оно (как и многие другие нынешние "архаизмы") перекочевало из церковно-славянского языка, бывшего на слуху у всех.
Сдавайтесь, Феликс Николаевич!))
  • Феликс Фельдман Автор на сайте 18-04-2019
Забавно. Неплохо поработали, друзья. Впредь бы так. Сколько познавательного приобрели бы.

Вирель, Ваши словари убедили меня в том, что слово "тьма" употреблялось как числительное в древнерусском языке. Об этом говорят даже школьные пособия. Например, в одном из них: В древнерусском языке слово тьма обозначало «десять тысяч», сочетание тьма тем – «сто тысяч», тьма тьмущая – «бесчисленное множество». Как числительное его употребляли в литературе и до Блока. Т.е. "тьмы" не является неологизмом, если речь о числительном. Белый флаг. Но не существительном. Проблема "эха" и "риска" всё равно остаётся. Не стану объяснять почему, чтобы не подумали будто выкручиваюсь.

Сергей, в современном русском языке существительное "тьма" во множественном языке не употребляется. Точно также как Вы мне я Вам могу привести ссылку на словарь:
https://ru.wiktionary.org/wiki/%D1%82%D1%8C%D0%BC%D0%B0. Если иные словари это и делают, то это инструментализированное мн. число для современного языка. Т.е. когда-то существовало, а ныне умерло. Безжизненно. Попробуйте найти хоть одно предложение в гугле или яндексе с этим множественным числом, если, конечно, речь не о стилизации. Кстати, и как числительное "тьма" (теперь я это тоже выяснил) означало сначала "десять тысяч" а потом "миллион". Т. е. риск остаётся, если хотим употребить в конкретном числовом значении. Но это уже лирика. Единственный язык (правда, восстановленный) в котором буквы имеют ещё живое числовое значение -- это иврит. Основатели этого квадратического письма финикийцы. Потом переняли евреи. Они были близкими соседями.

Я благодарю всех сердечно. Как-то оживился сайт, любо-дорого. Так тоскливо порой читать в комментариях одни прославления и восхваления. И чего мы боимся?

Вирель, Вам огромное спасибо за терпение в Вашей квартире.
  • Сергей Петров Автор offline 18-04-2019
Феликс Николаевич, почему-то чутьё подсказывает, что такое слово можно использовать и в современном литературном языке. Разве Блок писал на архаическом языке? Куда мы отнесём его некоторые слова – к минувшим или настоящим? Во всяком случае, ни в семантическом, ни в стилистическом плане оно не вызывает сомнений и в современном использовании. У Вирель (и у Блока) звучит вполне жизнеспособно. Если бы она выбрала единственное число, имхо, было бы в принципе хуже, а этот вариант подходит оптимально, по смыслу и по образу. (Кстати, в данном контексте слово выступает морфологически не как числительное, а как существительное: тьмы = множества. Сквозь множества веков невежества людского. О характере этого образа я уже сказал.)
И в поэзии, как известно, уместно и разрешено использовать «устаревшие», но высокие слова, если они соответствуют параметру осмысленной образности.
В таких ситуациях, наверно, на первый план выходит тот вербальный архетип, о котором Пушкин писал, что он важнее правил: «Грамматика не предписывает законов языку, но изъясняет и утверждает его обычаи». А эти обычаи постигаются только языковым чутьём, в том числе и ныне. Думаю, если большинство уважаемых людей с солидным литературным опытом согласились с таким вариантом, то его можно квалифицировать как лучший.
Всё, больше не буду утомлять ответами.
  • Лео Автор offline 19-04-2019
Цитата: Petrov Sergey
тьмы = множества.

Неплохо бы ещё вспомнить о том, что «тьмы = множества» есть забытая древняя метафора: превеликие множества птиц (или саранчи, если хотите) в полёте буквально затмевают солнце ...
Спасибо.
  • Евгений Алексеевич Тимофеев Автор offline 21-04-2019
Сквозь тьму спорщиков еле прорвался, чтобы выразить восхищение глубиной и точностью поэтического мышления автора.
  • Вирель Андел Автор offline 21-04-2019
Спасибо, Евгений Алексеевич!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Витрины гастрономов и аптек...