Прп. Сергию Радонежскому

      
 

История у самого порога

пришпорит белогривого коня.

Столетий зов души коснётся. Строго

игумен Сергий взглянет на меня.

 

Отступит всё – и золото, и слава.

Услышат и Москва и Валаам

набатный звон молитвы за державу

и стук сердец под стать колоколам.

 

О, степь моя, распаханная болью,

чабрец где твой, где маки, где ковыль?

Летит орлан над Куликовым полем –

из недр веков воспрянувшая быль.

 

Сражение закончилось победой!

В приветствии склонился Тамерлан.

Ведь с давних пор умеют наши деды

давать отпор тому, кто не был зван.

 

Даст Бог и я не лыком буду шита.

Смиренна? Нет! Я в грозный день и час

прочту взахлёб тех летописей свиток

про Радонежского, Дмитрия, про нас.

 

И тихих слов невиданная сила,

и чистых вод живительный поток –

как долго вас под сердцем я носила,

не высказать. И всё же – дайте срок...

 

Страна моя! Посёлки и остроги.

Пешком в жару, по снегу на санях

позволь и мне пройти твои дороги

без лишних слов. За совесть, не за страх!

 

С тобою быть – другой не нужно доли.
С тобою петь – и лучше мне не спеть.
Позволь и мне однажды в чистом поле,
к твоей груди прижавшись, умереть.

 

http://stihi.pro/4891-prp-sergiyu-radonezhskomu.html
Свидетельство о публикации № 4891
Рекомендуйте стихотворение друзьям
Автор имеет исключительное право на стихотворение. Перепечатка стихотворения без согласия автора запрещена и преследуется...

Краткое описание и ключевые слова для стихотворения Прп. Сергию Радонежскому : Стихи о сражении на Куликовом поле, об игумене Сергии Радонежском, о значении духа для победы в бою.  Летит орлан над Куликовым полем – из недр веков воспрянувшая быль. Проголосуйте за стихотворение: Прп. Сергию Радонежскому
(голосов:7) рейтинг: 80 из 100

    Стихотворения по теме:
  • Звон мышьяка. Пародия на перевод
  • Пародия на строки новосибирского физика Андрея Щетникова из его перевода
  • Летопись Москвы
  • Стихи о Москве. История Москвы. Юрий Долгорукий. Москва деревянная. Сбор дани. Москва белокаменная. Московский Кремль. И будет каждый век кроваво ковать Россию и народ.
  • Тамерлан
  • Тамерлан стихи. Застыла стража Тамерлана у кованой двери. Сказанья о победах Тамерлана, мифы... древний сказ. Не открывайте двери: там и сейчас война звенит!
  • Великий Государь всея Руси
  • Стихи об Иване Грозном, настоящем, а не из исторических мифов. Фильм, основанный на новых данных. Тиран и убийца – или воитель, строитель, монах? Разгневан Грозный. Повыведу измену из Москвы.
  • Прогулка по Хортице на 9 мая
  • Стихи о прогулке тропами боёв ВОВ по священной земле Хортицы на 9 мая. Тут раньше шли бои. Священные места! Ни войны, ни пороги не в силах удержать.
  • Неподкупный судья
  • Стихотворение о времени, которое является неподкупным судьёй. История прядет свои туманы, а кто есть кто, лишь время даст ответ. Валентина Хлопкова.
  • Дума о Запорожье
  • Стихи-песня о Запорожье и Хортице, колыбели запорожского казачества. Во все края от Старого Днепра летела чайкой слава Запорожья. Запорожье, город славы, где теперь твои герои?
  • Ностальгическое
  • Стихи ностальгия по СССР. В настоящем, отнюдь не весёлом, он мечтает о канувшем прошлом. Евгений Орел.
  • Память сердца
  • Стихи о памяти, которая живёт в нас независимо от нашего сознания. Забудет ум, а сердце помнить будет. Татьяна Окунева.
  • Поверженный идол
  • Стихи о скифской бабе, о мистическом страхе перед неизвестным. Фантасмагория. Из недр земли сей каменный живот беременной издревле скифской бабы.
Стихи о сражении на Куликовом поле, об игумене Сергии Радонежском, о значении духа для победы в бою.  Летит орлан над Куликовым полем – из недр веков воспрянувшая быль.

  • Валерий Кузнецов Автор offline 24-03-2013
Прекрасная поэзия! Хотя юные оппоненты с тюркской стороны, ведомые опытными технологами, считают, что их реванш - впереди.
  • Андрей Катрич Автор offline 25-03-2013
Прекрасное стихотворение!
Мое почтение.

С ув.Андрей Катрич
  • Нино Скворели Автор offline 25-03-2013
Цитата: kuznecov
реванш - впереди

- они не только считают, но уже на текущий год запланировали (через Казань)

Танюша, посмотри на строку:"Дай Бог и я не лыком буду шита" - что в ней со знаками препинания? Еще мне здесь "буду" не нравится, может это слово сократить?
  • Павел Баулин Автор offline 25-03-2013
Чрезвычайно ответственная тема. О Куликовской битве, о Сергие Радонежском созданы шедевры русской поэзии. Поэтому надо отдать должное смелости Татьяны Окуневой, взявшейся за эту тему.
Читая стихи, у меня возникло два вопроса.
Не подзабыл ли я историю, удивившись привязке Тамерлана к Куликовскому сражению?
Достаточно ли я проникся текстом, усомнившись в мотивации отождествления лирического героя с "бродягой из острога"?
П.Б.
  • Татьяна Окунева Автор offline 25-03-2013
Это как раз тот случай, когда я больше рада не похвалам, а вопросам.
Во-первых, всем спасибо за комментарии.

Нино, в строке "Дай Бог и я не лыком БУДУ шита" будущее число поставлено в привязке к последующему тексту, т. е. когда настанет "грозный день и час".

Уважаемым Кузнецову и Баулину очень благодарна за вдумчивое отношение к теме.
Отвечаю:
1. К моменту Куликовской битвы между Русью и Золотой Ордой сложились устойчивые, взаимоустраивающие обе стороны отношения, при которых со стороны Орды кроме дани не было, в основном, никаких, в том числе и религиозных, притеснений. Освободиться полностью от ига на данном историческом этапе Русь не могла из-за собственных междоусобиц. И тут появляется Мамай, который не является чингизидом, а значит и к Золотой Орде отношения не имеет. Сейчас бы про такого претендента сказали - "нелегитимный". Он хочет силой заставить русичей платить дань и ему. Такие притязания самозванца не устраивали ни русских, ни Золотую Орду. Тамерлан тоже не был чингизидом, но женившись на золотоордынке, он такие права приобрёл. Он был очень занятой человек, всё время воевал, и до Мамая у него руки не доходили. Но после победы русичей в Куликовской битве Тамерлан и некоторые другие предводители Орды прислали Дмитрию Донскому свои поздравления. После поражения на Куликовом поле Мамай бежал в Кафу (нынешняя Феодосия) и не успокоился, начав подготовку к новым походам на Русь. Золотая Орда через 2 года его разгромила окончательно.

2. "бродягой из острога" - имеется ввиду не статус бродяги, а неукротимое, пусть даже с риском для жизни, желание добиться цели.
  • Светлана Скорик Автор offline 25-03-2013
Я, наверное, покажусь всем занудой, но для меня несколько очень удачных строф не заслоняют «сырых», необработанных мест.
Как можно «строго коснуться»? Посмотреть – да, но коснуться? Тем более что речь о зове.
Слава, исходя из стихотворения, может быть на ладонях, раз её именно оттуда «стряхивают».
О каких своих «золоте и славе» говорит автор, кстати, тоже непонятно. Впрочем, колокола здесь можно принять тоже лишь с натяжкой. Если что, по колоколам ударят те, кто к ним приставлен и за них отвечает.
«Коль в грозный день и час прочту» требует после себя какое-то продолжение вроде «то…». Если же это предложение относится к предыдущему «Смиренна? Нет», тогда не хватает хотя бы глагола «буду» после отрицания. Строфа вообще как-то не по-русски построена.
Куда сбежит автор, тоже абсолютно неясно. К какой стране, из какой страны, зачем, почему сбежит – мне не показалось, что это разъяснено предыдущими строфами.
Извините за «копание», просто хотелось понять, а то слишком много вопросов.
  • Татьяна Окунева Автор offline 25-03-2013
Светлана Ивановна, я ждала этих вопросов, и ответить на них мне сложнее, чем на предыдущие о Тамерлане и т.д.
Попробую ответить, если не получиться, придётся править стихо.
1. "посмотреть" на душу невозможно, а вот "коснуться" души можно, но только таким же необъяснимым способом, как "зовом столетий". "Строго коснуться" - то есть, так коснуться, что душе и возразить нечего.

2. Я слушала лекцию о Сергии Радонежском, о том, как он отрёкся от всего мирского, в том числе и богатства в пользу своих родственников (стряхну с ладоней золото и славу), и ушёл полностью в служение Богу. О том, как он молился за победу русичей и укреплял их боевой дух (за землю помолюсь и за державу, ударив по святым колокола). Вторая строфа посвящена МОИМ впечатлением от этих его деяний. То есть, своего лирического героя я, в каком-то смысле, при помощи поэтического перевоплощения наделила душевными качествами Сергия Радонежского.

3. В 5-ой строфе я хотела сказать, что лирический герой (или героиня, неважно) теряет смирение в грозный для страны час и готов повторить подвиг. Но говорю я об этом не прямо, а косвенно - " прочту взахлёб тех летописей свиток".

4. "Куда сбежит автор и т. д." Во первых, не автор, а всё тот же лирический герой.
Мне казалось, что ясно куда. Туда, где нужна его помощь. О какой стране идёт речь? Ясно о какой, о той стране, где происходили описанные события. Из какой страны? Из любой, где бы он ни был на момент возникновения опасности для его Родины.

В заключение очень прошу сказать честно: переделывать стихо или мне удалось прояснить ситуацию. В любом случае, необходимость пояснять - плохой признак для стихотворения, я это понимаю.
  • Светлана Скорик Автор offline 25-03-2013
Дело в том, что нет перехода от слов (или мыслей) прп. Сергия к словам (или мыслям) лирической героини. Всё, что идёт до "Дай Бог", больше воспринимается как относящееся к Сергию. Тем более что отнести "золото и славу" к лирической героине невозможно - недостоверно выглядит. Но после "Дай Бог" явно идёт речь героини, а перехода, логической связки нет. И слава все-таки не на ладонях.
В 5-й строфе я мысль как раз-таки поняла, просто предложение построено не по правилам русской грамматики.
"Сбегу к тебе", т.е. сбегу к стране. Но ведь героиня и так в этой стране, только в безопасном месте, а желает попасть "на передовую" и разделить судьбу Родины. "К тебе" здесь быть не должно, неточно по смыслу.
Желательно всё-таки все эти неясные места обработать.
  • Татьяна Окунева Автор offline 25-03-2013
Мне очень не хотелось бы выглядеть спорщицей. К тому же и оппонент у меня серьёзный. Поэтому все доводы, имеющиеся у меня в резерве, не стану озвучивать.
Спасибо всем, кто принимал участие в обсуждении.
Светлана Ивановна, стихотворение пока не убираю, пусть постоит в том виде, в котором родилось. А я, через какое-то время, вернусь к нему снова. Может быть, что-то со временем прояснится, появятся новые варианты строф или изменится концепция в целом.
  • Павел Баулин Автор offline 25-03-2013
Цитата: Татьяна Окунева
И тут появляется Мамай, который не является чингизидом, а значит и к Золотой Орде отношения не имеет.

Уважаемая Татьяна Евгеньевна!
В 1992 году я издал брошюру о Сергие Радонежском (к 600-летию со дня успения русского святого). Естественно, пришлось покопаться в исторических материалах.
Что значит,"и тут появился Мамай"?
Мамай - татарский военачальник - был фактическим правителем Золотой Орды с 1357 года. Совершил опустошительные набеги на Рязанское (1373 и 1378 гг.) и Нижегородское (1378) княжества. Другое дело, что к 1380 году его стал теснить более молодой и удачливый Тохтамыш, воцарившийся в Золотой Орде после поражения Мамая.
И уже в 1382 году последовало нашествие на Русь Тохтамыша.
  • Татьяна Окунева Автор offline 25-03-2013
Правда о сражении умирает на поле боя.
Уважаемый Павел Борисович, я знаю, что Вы писали о Сергии Радонежском, честь вам и хвала.
Но, в подтверждение 1-ой фразы моего комментария, могу сказать следующее:
Материалов по теме так много и они так противоречивы, что отделить зёрна от плевел трудновато.
Я придерживаюсь версии Л.Н. Гумилёва и его сторонников, хотя готова поразмыслить и над другими доводами.
Могу сказать одно - тот факт, что Тохтамыш был чингизидом, а Мамай им не был, расставляет точки. То есть законного права на престол в Золотой Орде Мамай не имел. Он был правителем, который на фоне постоянных дворцовых переворотов в Сарае (столице Орды) довольно успешно проводил сепаратистскую политику ( как и многие другие). И даже, отделившись от Орды, объявил себя крымским ханом. Ко времени Куликовской битвы он оказался, естественно, без поддержки Золотой Орды.
  • Безух Юрий Валентинович Автор offline 31-03-2013
Уважаемая Татяна Емельяновна! Я с интересом прочитал не только стихотворение, но и дискуссию о событиях связаных с Куликовской битвой. В свое время я тоже пытался разобратся в этих событиях, а главное в их значении для нашего края - Южного Приднепровья. Поэтому рискнул направить свое исследование "Дмитрий та Мамай" на наш сайт. Возможно оно кого-то заинтересует.
Павел Борисович, благодаря вашим критическим коментариям, я сделал маленькое краеведческое открытие имеющее скорее косвенное отношение к Донскому, но которое может пригодится мне в дальнейшем. Спасибо.
  • Татьяна Окунева Автор offline 1-04-2013
Уважаемый Юрий Валентинович, спасибо за внимание к поднятой теме. Цель данного стихотворения не создание литературного ноу-хау, а желание на познавательном и эмоциональном уровне предложить читателю вспомнить и в очередной раз переосмыслить дела давно минувших дней. Зачем? Это каждый решит для себя сам.
На Вашей странице под статьёй я оставила комментарий для Вас.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Прп. Сергию Радонежскому