Душа и тело

      
 

В квадрате Малевича каждой души

есть тайные коды, секретные знаки,

страстей неразведенных полные баки,

готовые вспыхнуть от искры в глуши

её лабиринтов – приблизьте лишь факел. 

 

Не только чужая, но даже своя

душа, та, что с нами единоутробна,

не всё о себе раскрывает подробно.

Красиво украшены чаще края,

а глубже черпнёшь – и сказать неудобно.

 

Но если снимать за пластами пласты

до пульпы, до нерва, разгрызть, как галеты,

читать, как стихи, а не просто газеты,

то можно увидеть, что Божьи персты

вложили немало в неё самоцветов.

 

В щадящем неведеньи собственных душ

таятся и слабость, и сила познанья.

И всё ж – на вершине чужого страданья

не духу, а телу, не реквием – туш

играет маэстро в минуты прощанья. 


Не забывайте делиться материалами в социальных сетях!

Свидетельство о публикации № 2549
Рекомендуйте стихотворение друзьям
Избранное: философская поэзия стихи о душе
Автор имеет исключительное право на стихотворение. Перепечатка стихотворения без согласия автора запрещена и преследуется...

Краткое описание и ключевые слова для стихотворения Душа и тело :

Стихи о душе и теле. Стихотворение – чей подвиг выше: всесильной, свободной и бессмертной души или слабого, грешного и смертного тела. Не духу, а телу, не реквием – туш играет маэстро в минуты прощанья. Татьяна Окунева.

Проголосуйте за стихотворение: Душа и тело

    Стихотворения по теме:
  • Где ты, моя душа?..
  • Стихи о странствиях души
  • Помолись за меня
  • Стихи о Божием присутствии в мире, поэтическая наивная молитва. Помолись за меня, – попросила душа. Как, о Боже, скажи?
  • доверься телу.
  • О бренном и дорогом.
  • «Нет у души никаких новостей...»
  • Стихи о необходимости страстей для человека и молитвы, помогающей их искоренять. Боже, верни мне все стрелы страстей, ибо молитва моя ослабела. Мне надобно в ходе мольбы помощь у Господа черпать
  • «Вчера мне служила бумагой берёста...»
  • Стихи о росте души и тела, параллель с миром природы. А я много лет не расту уже телом – всего лишь душою, всего лишь душою. Так в вечную жизнь устремляются души.
  • «Время невидимо, ибо оно есть Дух...»
  • Стихотворение о необычной духовной природе времени. Тему его тяжелее всего развить: выбрать ли меру того, что всегда безмерно?! Маргарита Мыслякова.
  • Душа и тело. Версия № 2
  • Философские стихи о взаимоотношениях между душой и телом. Земная наивность! Да разве есть дело бессмертной богине до смертного тела? Татьяна Окунева.
  • Душа и Плоть
  • Стихи о душе человека, стихи про тело. Раздумья над временностью гармонии души и плоти и над их противоположностью друг другу. Улетает душа, не простившая плоть. Виктория Сололив.
  • Музыка
  • Стихи о музыке небесных сфер и музыке души, о вечности и свободе. Есть музыка небесных сфер, душа и небо – соразмерны. Геннадий Красников.

Стихи о душе и теле. Стихотворение – чей подвиг выше: всесильной, свободной и бессмертной души или слабого, грешного и смертного тела. Не духу, а телу, не реквием – туш играет маэстро в минуты прощанья. Татьяна Окунева.


  • Маргарита Мыслякова Автор offline 6-02-2012
Очень понравилось!
  • Сергей Петров Автор offline 8-02-2012
Уважаемая Татьяна, стих - блестящий!
Немножко остался неясным только смысл последней строфы: какое прощанье имеется в виду? И почему маэстро страдает, исполняя туш?
С уважением, Сергей Петров.
  • Татьяна Окунева Автор offline 8-02-2012
Сергей, во-первых, спасибо за вдумчивое отношение к прочитанному. Разъясняю свою позицию, в которой я исходила из тезиса, что для бессмертной души земная жизнь - всего лишь эпизод, а для смертного тела - полная самоотдача. Прощанье происходит во время похорон. Восходит "на вершины страданья" несчастное тело, а чувствительный маэстро всего лишь проникся чужим горем.

С уважением, Татьяна.
  • Сергей Петров Автор offline 9-02-2012
Вы знаете, уважаемая Татьяна, я абсолютно так и понял, когда читал. Но просто в синтаксическом построении предложения есть маленькая неточность, которая «размывает» этот смысл. (Это тем более неожиданно, что предыдущие три строфы – совершенно безукоризненны в синтаксическом отношении.)
Действительно, сострадая чужому отмучившемуся телу, маэстро может играть реквием как туш – как прославление и восхищение. Всё это понятно. Однако синтаксис даёт следующий смысл:
подлежащее - «маэстро», именно к его действиям относится деепричастный оборот «восходя на вершины страданья». Получается, что на вершины страданья восходит именно маэстро, а не несчастное тело. А то, что маэстро проникся чужим горем, - прочитывается: потому его реквием и звучит как туш, музыкант восхищён подвигом уходящего.
Для семантической ясности деепричастный оборот можно было бы превратить в обстоятельство, имеющее следующий смысл: «И всё ж, при восхождении человека на вершины страдания, не духу, а телу, не реквием – туш играет маэстро в минуты прощанья». Разумеется, этот смысл надо впихнуть в четырёхстопный амфибрахий. (При трудности этого, можно было бы добавить ещё одну строчку – думается, она здесь, при такой высокой идее, не была бы лишней. Но это уже не моё дело.) В этом, конечно, вся сложность. Но что поделаешь? Такова участь поэта.

Новых прекрасных стихотворений!
С большим уважением, Сергей Петров.
  • Татьяна Окунева Автор offline 9-02-2012
Вынуждена признать вашу правоту, Сергей, тем более что синтаксические правила никто не отменял. Впредь постараюсь быть внимательнее к тексту и не рассчитывать на неискушённость читателя. Благодарю за убедительный комментарий.

С уважением, Татьяна.
  • Геннадий Любашевский Автор offline 11-02-2012
Мне не хотелось бы сейчас говорить о чисто технической стороне, тут можно спорить. В этом споре я обычно принимаю сторону автора, поскольку помню слова замечательного актёра (но очень своеобразного художника) Юрия Богатырёва: "А я так вижу!" И вспомнилось мне, по аналогии с финальными строками стихотворения, что выдающихся актёров благодарная публика хоронит... под аплодисменты. Да, прав был старик Шекспир : "Весь мир - театр, и все мы в нём - актёры". Хорошо бы услышать туш, а не Шопена, когда за тобою опустится занавес...
 
  Добавление комментария
 
 
 
 
Ваше Имя:
Ваш E-Mail: