Забытый друг

     Бурный рост науки и техники привел к тому, что этот неприхотливый и безропотный друг степей был отодвинут на задворки современной цивилизации. А справедливо ли это? Так ли мы поступали с тем, кто вынес нас в буквальном смысле слова из тьмы веков? Если расставить условные знаки на дороге человечества, то приручение коня окажется в первой десятке человеческих достижений. Где же впервые появилась одомашненная лошадь?

Приручение коня

Сивий коник – то ж мій брат.
Народная песня

 

     Так высоко оценил народ своего друга и помощника, с которым вместе прошёл по извилистой дороге тысячелетий, деля с ним горе и радость.
     Что мы знаем о нём, о нашем друге? Видели фильмы о гражданской войне, в которых лихие конники со сверкающими саблями над головами лихо штурмовали бастионы Капитала. Восхищаемся звонко и непонятно звучащими словами «кирасиры», «уланы», «палаши», «ментики» и прочей атрибутикой, пришедшей к нам с полей сражений времён Наполеона. Запомнились с детства книги о полчищах воинственных кочевников, раз за разом накатывавшихся на Европу из таинственных глубин Азии. Вот, собственно, и всё. Да, может быть, у некоторых читателей сохранились детские воспоминания, связанные с лошадью. Вам могла запомнилась даже первая поездка на ней. Отец посадил вас на коня, сам идёт рядом для страховки, а вы вцепились руками в гриву и ничего не слышите и не видите кругом.
     И ещё на одну странную вещь вы, возможно, обратили внимание – на то, как все дружно отмахивались от конской колбасы, что когда-то бывала в наших магазинах. Почему? Никто объяснить не мог, но все равно отмахивались и если брали иногда, то только из любопытства: что же всё-таки это такое?
     Бурный рост науки и техники привел к тому, что этот неприхотливый и безропотный друг степей был отодвинут на задворки современной цивилизации и долгое время жил лишь кое-где на старых заброшенных дворах, мирно развозя в бочках воду на поля заждавшимся работникам. Да нет-нет и трусил по городским улицам, везя в телеге старый хлам и вызывая неподдельный восторг у детей.
     А справедливо ли это? Так ли мы поступали с тем, кто вынес нас в буквальном смысле слова из тьмы веков?
     Если расставить условные знаки на дороге человечества, то приручение коня окажется в первой десятке человеческих достижений: 1) использование и первичная обработка камня и дерева; 2) стадная охота на животных; 3) изготовление одежды из шкур; 4) умение добывать и использовать огонь; 5) совершенствование привычных орудий труда и изобретение новых; 6) обработка земли; 7) изобретение лука и стрел; 8) приручение коня и скотоводство.
     Причём, всё это происходило очень и очень медленно. Например, первичную обработку камня и дерева отделяют от расцвета первобытно-общинного строя умопомрачительные 132 тысячи лет! А от приручения коня до езды верхом лежит дорога ни много ни мало в две тысячи лет.
     Приручение лошади высоко подняло производительность труда человека. На неё он переложил те виды деятельности, с которыми с трудом справлялся сам. Это и обработка земли, и перевозка грузов, и защита своих земель. Лошадь прочно заняла ведущее место в жизни человека, сама жизнь уже не мыслилась без неё.
     Где же впервые появилась одомашненная лошадь? В статье «Конь» в 1-м томе энциклопедии «Мифы народов мира» советский ученый В. Иванов довольно туманно сообщает, что центром одомашнивания лошадей была Юго-Восточная Европа. Авторы «Археологии Украинской ССР» (К., 1985, т.1) уточняют, что под Юго-Восточной Европой следует понимать территорию степного междуречья Днепра и Дона и южную часть лесостепи Левобережной Украины, т. е. зону распространения среднестоговской культуры эпохи меди, центром которой является Запорожская область. Именно на её территории, в самом городе Запорожье (на островках, сохранившихся незатопленными возле машинного зала Днепрогэса), и было впервые найдено поселение людей, живших здесь шесть тысяч лет тому назад и впервые в Европе приручивших лошадь. Отсюда, с территории юга Украины, умение ездить верхом распространилось на весь мир, что коренным образом повлияло на ход мировой истории. Здесь же, в Запорожской области, у Мелитополя, в так называемой Каменной Могиле были найдены и самые первые изображения лошади.
     Первобытный человек одухотворял и обожествлял всё, что его окружало, в том числе и лошадь. В поселении Дереивка, раскопанном украинским археологом Д. Телегиным в 1960-61 годах, возле с. Дереивка в Кировоградской области, обнаружен череп лошади со следами ритуального обряда и найдены ранние образцы уздечных принадлежностей, без которых выпасать табуны лошадей было бы невозможно. Обожествление коня сохраняется до времён Киевской Руси. Например, при раскопках поселения Прот?лче в южной части запорожского острова Хортица, был найден череп лошади у входа в землянку – здесь он обычно помещался как тотем, служивший объектом религиозного почитания в этой местности. И подкова, помещенная у входа в жилище на счастье, сохранилась до наших дней. Вот как живучи традиции. Теперь, думаю, ясно, почему люди с такой опаской относятся к конине. Даже в наше время, когда все начисто забыли, что конь был священным животным, у нас интуитивно присутствует знание, что конину есть нельзя.
     В древнем памятнике индийцев «Ригведа» конь присутствует как символ неба. Как символ неба он известен и в памятниках славян. В сказках у коня «по бокам часты звёзды, во лбу ясный месяц. Головой он достает небо, а ногами упирается в горы». В украинской старинной песне «з рота у коня золото текло. Він копитцями камінь розбиває. Він і хвостиком сліди замітає. Він і вушками небо підпирає. Він і очками зірки помічає». Общим для многих народов является образ бога солнца на боевой колеснице, запряжённой конями, причём само солнце представляется в виде колеса.
     Любопытно ещё вот что. В индоевропейских мифах есть божественные близнецы, выступающие как пара коней. Например, в греческой мифологии – Диоскуры, в балтийской мифологии – «дети-боги». Так вот, в германской мифологии один из этих коней-богов носит имя Хорс. До сих пор учеными точно не выяснено, откуда возникло название острова Хортица. Не из этой ли глубины веков, когда на этих древних землях шло приручение коня? А почему бы и нет! Вполне возможно, что остров носит имя бога солнца Хорса, божественного коня, когда-то скакавшего на бескрайних зелёных просторах Дикого Поля. Даже в «Слове о полку Игореве» солнце названо Великим Хорсом! Известный учёный Б. Рыбаков, кстати, замечает, что имя божества солнца Хорс может быть поставлено в ряд со славянскими и греческими словами, обозначающими «круг», «окружность», «округу». Например, хоровод, хоромы, хоро (болгарский хоровой танец), украинское «коло», обозначающее круг, колесо.
     Представьте себе человека, жившего здесь шесть тысяч лет тому назад и вышедшего ранней весной с мотыгой обрабатывать участок земли. Как долго будет длиться эта работа, сколько раз он обольётся потом, пока выполнит задачу? И тот же самый участок земли, но обработанный с помощью коня – во сколько раз ускорится процесс? Как тут не поверить в божественное происхождение коня!
     Приручение коня привело к трансформации общественных отношений, именно в эту пору матриархат начал уступать место патриархату. И это естественно. Ведь для работы с конём нужны была мужская сила. Женщина стала постепенно отходить на второй план. Процесс происходил небезболезненно. Следы борьбы можно видеть в индийской легенде, повествующей о сотворении человека: «Бог-солнце сперва вылепил из глины две фигуры, представляющие собой мужчину и женщину. Но прежде чем он успел одарить их жизнью, лошадь, предвидя будущие страдания, ожидающие её от рук человеческих, растоптала фигуры своими копытами. В то время лошади имели крылья и могли двигаться гораздо быстрее, чем теперь. Когда Бог-солнце увидел, что лошадь уничтожила его глиняные творения, то он сотворил сперва паука, а потом две другие фигуры, такие же, как прежде, и приказал пауку охранять их от лошади. Паук соткал вокруг обеих фигур такую крепкую паутину, что лошадь не могла прорвать её. После этого Бог-солнце наделил жизнью обе фигуры, которые и стали первыми людьми на земле».
     И в последующие эпохи конь на территории юга Украины оставался священным животным. Например, у скифов. Вот какая красивая легенда сохранилась с тех пор, записанная ещё Геродотом. Геракл после совершения ряда подвигов пришел в Скифию. Там его застала непогода и холод. Закутавшись в свиную шкуру, он заснул, а в это время его кони, которых он пустил пастись, таинственным образом исчезли. Отправившись на поиски, Геракл исходил всю страну и, наконец, прибыл в землю по имени Гилея. (Некоторые ученые считают, что Гилея находилась именно в районе среднего Днепра). Здесь, в Змеиной пещере на острове Хортица, он встречает прекрасное существо – полудеву-полузмею. Она признается, что похитила коней Геракла и соглашается их отдать только в том случае, если Геракл поможет ей стать матерью могучих сыновей. Геракл согласился. Расставаясь, Змей-Девица спросила Геракла, как ей воспитывать будущих троих сыновей. Геракл снял лук с поясом и передал женщине со словами: «Когда увидишь, что сыновья возмужали, посмотри, кто из них сможет натянуть лук и опоясаться этим поясом, – того оставь здесь, а остальных отправь на чужбину». Так Змей-Девица и поступила. Двое сыновей, Агафис и Гелон, не смогли справиться с задачей, и мать их изгнала из страны. Младшему же, Скифу, удалось выполнить условия Геракла, и он остался в стране и стал родоначальником всех скифских царей.
     И во времена славного казачества сохраняется пиетет перед конем у местного населения. Здесь, на Запорожье, земле, где поднял свои малиновые стяги гетман Украины Богдан Хмельницкий, удалось записать несколько легенд и преданий, сохранившихся от деда-прадеда. И в них вновь подчеркивается особая роль коня, теперь уже явно запорожского. Эти легенды подтверждаются и документами. Посол австрийского императора Эрих Лясота, побывавший у запорожцев, сообщает в своих путевых заметках, что на острове Хортица казаки держат зимой лошадей. Разводили же коней возле села Григорьевка Ореховского района, которое в старину называлось Конскодивка.
     Если когда-нибудь вы на обочине современного шоссе, по которому проносятся высокомерные авто, увидите понурую лошадку, скромно ждущую своей очереди, чтобы пересечь раскалённую асфальтную полосу, не улыбайтесь свысока. Вы уже знаете, что перед вами герой шеститысячелетней истории, бок о бок с которым наши предки прошли этот длинный путь.
     Виталий Шевченко
Не забывайте делиться материалами в социальных сетях!
Избранное: Каменная Могила история Запорожского края
Свидетельство о публикации № 272 Автор имеет исключительное право на произведение. Перепечатка без согласия автора запрещена и преследуется...


     Бурный рост науки и техники привел к тому, что этот неприхотливый и безропотный друг степей был отодвинут на задворки современной цивилизации. А справедливо ли это? Так ли мы поступали с тем, кто вынес нас в буквальном смысле слова из тьмы веков? Если расставить условные знаки на дороге человечества, то приручение коня окажется в первой десятке человеческих достижений. Где же впервые появилась одомашненная лошадь?

Краткое описание и ключевые слова для: Забытый друг

Проголосуйте за: Забытый друг

(голосов:4) рейтинг: 80 из 100

    Произведения по теме:
  • Умер Анатолий Швельд
  •  Умер Анатолий Михайлович Швельд, ветеран-чернобылец, большой друг и покровитель Запорожского отделения Конгресса литераторов Украины, директор благотворительного фонда "Хэсэд Михаэль".
  • Смута
  • Поиски своих корней, попытка воссоздать историю рода после гражданской войны в России. Об известной семье священнослужителей.
  • "С почтением целую Вашу руку и подписываюсь: Адольф Гитлер"
  • С каким образованием и с каким трудовым стажем вступали в жизнь будущие вожди ХХ века. Виталий Шевченко.
  • Забытый Иерусалим
  • Забытый Иерусалим, фильмы из цикла "Новая хронология истории". Об основе основ, на которой держится история как наука, – о точке отсчёта Рождества Христова, а также о том, где жил и был распят Иисус
  • Подвиг нашего земляка
  • Статья о герое-подводнике из Запорожской области Владимире Коновалове, чей удачный выстрел отправил на дно целую дивизию. Подвиг, которому нет равных в истории.
  • Русский Сталин
  • Эссе по истории, эссе личность. Статья про Сталина. Почему имя Сталина спустя почти шесть десятков лет после смерти вождя вызывает такую живую и неоднозначную оценку в нашем обществе? Павел Баулин.
  • Краеведческий материал по истории Запорожского края. 8 класс
  • Методическое пособие для уроков по краеведению в 8-х классах средних школ Запорожской области. История Запорожского края в контексте истории Украины. Виталий Шевченко.
  • Тех, кто любит Пушкина…
  •      Досточтимый читатель! Если вы не скучный, а веселый и увлекающийся человек с воображением и жаждой познания мира, значит, мы поймем друг друга. Пред вами новый литературный жанр, который можно
  • Русские Веды и национальное самосознание
  • Статья о «Книге Велеса», о древней русской истории и нашем дохристианском прошлом. О летописи на языке роксолан (русколан), древних славянских рунах, шумерах, этрусках, скифах, троянской письменности

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.