«Время невидимо, ибо оно есть Дух...»

      
 

Время невидимо, ибо оно есть Дух,

что, не открывшись,

Христос он иль, скажем, Кришна,

не оскорбляет вкус и не режет слух –

только, как кошка, крадётся всегда неслышно.


Можно найти его всюду – в горах, в лесах.

Сплошь существует наручно оно, настенно.

Вроде бы ясно, что время живет в часах,

только оно – душа, а часы – лишь тело.


Тему его тяжелее всего развить:

выбрать ли меру того, что всегда безмерно?!

Можно часы сломать, уронить, разбить –

время ж останется, ибо оно бессмертно.


Можно считать абстракцией каждый час,

можно принять за фикцию каждый год, но

время конкретно: оно обитает в нас,

делая с нами всё то, что ему угодно.


Нам не удастся ни выпить его, ни съесть.

Время течёт однородно в отце и в сыне...

Ужас лишь в том, что без нас оно тоже есть –

в чёрной земле и в холодной небесной сини.


Время стихи философские


Время стихи философские


9 Проголосовало
Избранное: философская поэзия, лучшие стихи, стихи о времени
Автор имеет исключительное право на стихотворение. Перепечатка стихотворения без согласия автора запрещена и преследуется...
В можете поделиться ссылкой на материалы на сайтах и в социальных сетях!

Подборка стихотворений по теме «Время невидимо, ибо оно есть Дух...» - Философско-религиозная лирика. Краткое описания стихотворения «Время невидимо, ибо оно есть Дух...» из рубрики Философско-религиозная лирика :

Время стихи философские. Время невидимо, ибо оно есть Дух. Время живет в часах, только оно – душа, а часы – лишь тело. Можно часы сломать – время ж останется, ибо оно бессмертно. Время конкретно: оно обитает в нас. Время течёт однородно в отце и в сыне.

Проголосуйте за стихотворение: «Время невидимо, ибо оно есть Дух...»

Стихотворения из раздела Философско-религиозная лирика:
  • "Меня распяли, как Христа..."
  • Стихи о распятой душе, о предательстве. Душа уже не ждет отдохновения и только просит, чтоб ее как можно реже предавали.
  • Между прошлым и будущим
  • Стихи время не спеши. Время – бездна бездонно-безмерная. Время-монстр пожирает часы. Остановок и станций здесь нет. Часы спешат принести эту грусть, эту блажь. Почему не могу назад? Судьба твердит:
  • Зеркало
  • Стихи о зеркале. Я из всех земных предметов только зеркала боюсь. Без любви прожить нам можно, а без зеркала – нельзя. Зеркало вопит нам о старенье. Зеркало у души рождает комплекс – нелюбовь к себе

  • Нино Скворели Автор offline 24-10-2012
Прекрасно! Все рассуждалки мне нравятся.
Только насчет духа я не согласна. "Ужас лишь в том, что без нас оно тоже есть" - точно ужас. И именно это и есть причина нашей веры. Мне так думается.
Но с точки зрения науки, время - это только последовательность событий в материальном мире. В Вечности не будет теперешнего материального мира и не будет времени.
Говорят, что в Арктике время течет иначе, и некоторые события опаздывают за сообщением о них...
  • Светлана Скорик Автор offline 24-10-2012
Рита, изумительно - слов нет! Будет теперь одним из моих самых любимых у тебя. Глубоко и просто, и в то же время непросто - как у Тютчева. Только абсолютно по-своему, так, как умеешь лишь ты. Умничка!
  • Татьяна Гордиенко Автор offline 24-10-2012
Хорошее стихотворение. Логичное, часто математически точное. Но ведь снова обращаешься к Отцу и Сыну, хотя в предыдущем возводила их до абсурда.
  • Светлана Скорик Автор offline 24-10-2012
Таня, Вы слишком буквально поняли "Замок". Рита пишет о том, что для логики, для ума человека Бог "скрывается под видом абсурда". "Возводить до абсурда" и "скрывается под видом" - разные вещи. Тем более что подвергать веру автора сомнению - на сайте - не этично. Это скорее для личной переписки.
  • Татьяна Окунева Автор offline 24-10-2012
Замечательно, Маргарита! И сделано отлично и по смыслу всё ясно и логично.
И, в то же время, меня заставил задуматься комментарий Нино. Очень интересный комментарий.
Но ты не расстраивайся, Рита. То, что ты хотела сказать, ты сказала очень умело и понятно.
Наука - наукой, а поэзия - поэзией.
  • Нино Скворели Автор offline 24-10-2012
Цитата: Татьяна Окунева
Но ты не расстраивайся,

Танюша, от чего здесь расстроиться? от какого такого слова?
Правильно, ведь говоришь:
Цитата: Татьяна Окунева
Наука - наукой, а поэзия - поэзией

- именно так.
  • Маргарита Мыслякова Автор offline 24-10-2012
Дорогие друзья! Спасибо за высокую оценку этого стихотворения. Спасибо за комментарии. В дискуссию о времени и Вечности вступать не буду. Сейчас написалось так. Когда-нибудь напишется иначе. Но признаю, что сама тема "Время и вечность" заслуживает большого религиозного и философского исследования. Я просто хитро приспособилась вкладывать максимум нужного мне содержания в малую форму стихотворения - очень люблю писать именно стихи: ими можно сказать все более емко!
  • Евгений Гринберг Автор offline 24-10-2012
Время не только последовательность событий. Время философская и физическая категория, осмыслить которую не у всех получается. Время входит во многие физические формулы, возьмите хотя бы теорию относительности. Однако в данном случае речь идёт просто о выдающимся стихотворении, где время - Дух. Здорово!!!
  • Маргарита Мыслякова Автор offline 25-10-2012
Александр, спасибо за развернутый отзыв, показывающий, что Вы, несомненно, знакомы с темой. Теперь по сути стихотворения. Вряд ли оно связано именно с православием. Может быть, оно даже еретическое. Понимаете, я много думала и пришла к выводу, что категория времени не может быть ни сугубо христианской, ни буддийской, ни индуистской и т.п. Ни одна из мировых религий, на мой взгляд, не в состоянии ввести монополию на обладание истиной в этом вопросе. Я вполне сознательно здесь написала, что время есть Дух, который не открывается как "Христос или, скажем, Кришна". Отец и Сын как составляющие Троицы в последней строфе не упоминаются. Эти слова написаны с маленькой буквы: мысль была такая, что время течет одинаково в нас всех - как в человеке старшего, так и младшего поколения.
Просьба объяснить время как четвертое измерение с точки зрения православия - хорошая. Но я над ответом немножко подумаю, ладно? И отвечу скорее всего в личном письме, чтобы не превращать сайт в площадку для религиозной проповеди, не смущать умы людей, которые с православием не связаны.
Размер стиха, определяющий ритмический рисунок произведения, выбирается обычно бессознательно, но как филолог я не могу не знать, что семантическим ореолом размер обладает (согласно тем направлениям в его исследовании, которые развивал К.Тарановский). Дактиль для скандирования подходит более всего. В моем же случае афористичность стихотворения просто закрепляется дактилем.
С большим уважением к Вам и признательностью за интересные вопросы - Маргарита.
  • Гений Непризнанный Автор offline 25-10-2012
Цитата: Nino_Scvorely
Но с точки зрения науки, время - это только последовательность событий в материальном мире

Время не видел никто и никогда, потому что его нет.
  • Пугачев Евгений Валентинович Автор offline 25-10-2012
Прекрасное стихотворение. Особенно - последние два стиха. Просто - мурашки по коже. Удивляет (вернее - уже даже не удивляет) голосование. Спасибо за Поэзию.
  • Лео Автор offline 25-10-2012
"...время течет одинаково в нас всех - как в человеке старшего, так и младшего поколения."
- Рад Вашему молодому заблуждению (или неточности), уважаемая Маргарита Викторовна. Уверяю Вас, что время в людях разных поколений психологически "течёт" тоже по разному - чем старше, тем, к сожалению, стремительней.
  • Татьяна Гордиенко Автор offline 25-10-2012
Бедное время!
Время - это одно из основных понятий философии и физики, условная сравнительная мера движения материи, внутри которого происходят все существующие в бытии процессы, являющиеся фактами.
Еще существует понятие относительного времени, симметричного, временной оси. Простор для споров необыкновенный. Как бы только это время не повернуть вспять. Греха не оберемся.
  • Ирина Иванченко Автор offline 25-10-2012
Рита, я не буду вступать в дискуссию об измерениях и свойствах материи. Просто скажу - сильное, мощное, прекрасное стихотворение - за краткой формой чувствуется предистория раздумий.
  • Маргарита Мыслякова Автор offline 25-10-2012
Дорогие Евгений и Ирина! Спасибо за высокую оценку стихотворения!
Лев Янкелевич, полностью согласна с тем, что психологически время в людях разных поколений течет по-разному - субъективно, то есть так, как ощущает человек (субъект мышления и восприятия). Не случайны же выражения "время тянется" или "время летит". Объективно же - одинаково, согласно общей для всех людей программе развития и угасания человеческого организма.
Таня, я согласна, что говорить о времени трудно. Его необходимо рассматривать как внешнее условие бытия материи, как поток длительности, текущей равномерно и независимо от каких-либо процессов в мире. Да, уже Ньютон различал абсолютное время как внешнее условие бытия и относительное время, измеряемое посредством различных периодических процессов (циклы вращения Земли вокруг Солнца или вокруг своей оси, колебания маятника часов и др.). В теологии и философии объективного идеализма было одно толкование понятия времени, в субъективном идеализме - другое, в марксистской философии - третье и т.д.
И мой ответ Непризнанному Гению: согласно теологии, в Вечности времени действительно не будет, но сейчас оно есть. Если его сейчас нет, то что же мы измеряем часами?
Конечно, в коротком стихотворении невозможно дать обстоятельно разработанную концепцию времени, да я и не ставила перед собой научной задачи - дала всего лишь поэтическое восприятие данной категории.
  • Валерий Бадыгин Автор offline 13-09-2014
Позволю себе и я «встрять» в разбор произведения Маргариты.
На мой взгляд (я говорю: «на мой взгляд»), стихотворение Маргариты – самое обыкновенное стихотворение грамотного поэта (в данном случае, поэтессы). Обывательское (что ли) восприятие понятия «времени». Стихотворение (на мой взгляд) написано мастерски. Сказать, что «гениально» - не могу. Сказать, что это стихотворение производит хоть какое-то впечатление – тоже не могу. Да. Мастерски. Да. Обыкновенно-мастерски. И даже (на мой взгляд) – с «притянутыми за уши» восприятиями, (а, иногда, противоречивыми утверждениями) автора.

Ну, например. Автор утверждает, что «время – это ЯКОБЫ дух» и, что ЯКОБЫ это – «ужас».
Я бы сказал, что это не совсем так. (Заметьте. Я говорю: «я бы сказал». То есть это – моё (личное) мнение).

По-моему, понятие «время» нельзя отрывать от понятия «пространство». Материалисты (я имею в виду учёных, а не идеалистических догматиков) считают, что пространство и время неразрывно связаны друг с другом и с движением материи (“...Основные формы всякого бытия суть пространство и время...”, Ф.Энгельс). И, конечно же, «ужасного» здесь ничего нет… И т.д.

Вы скажете: «Ууу, куда загнул… Тут речь идёт о литературном произведении, а не о материалистической философии!..».

Верно. В таком случае, вы сами приходите к выводу, что здесь (в случае со стихотворением Маргариты) мы имеем дело с самым обыкновенным (да, мастерски преподнесённым) произведением. С ОБЫВАТЕЛЬСКИМИ (примитивными, а не НАУЧНЫМИ) представлениями о «времени». Не так ли?

Судя по всему, сама Маргарита Мыслякова владеет основами диалектического материализма. И некоторые восторженные панегирики хитрых "данайцев" она, конечно же, воспринимает критически.
Правда, Рита?
Да. Умница. Молодец. На мой взгляд, разумеется.
  • Радислав Власенко-Гуслин Автор offline 12-08-2016
Прекрасное мастерское стихотворение, но богословски не верное. Время тварная категория и не течёт в лоне Троицы, которая абсолютно нетварна.. а также с точки зрения богословия православного время не дух, а изменение сотворенного. Но всё-таки такой образно-поэтическтий интеллектуальный сгусток -- Ваше произведение), спасибо
  • Безух Юрий Валентинович Автор offline 26-03-2017
В таких вещах меня всегда больше всего радует дискуссия и обилие мнений пусть самых разных, но без попытки навязать единственно правильное. Абсолютно согласен с Лео, что время в разном возрасте протекает по разному. (правильнее, наверное, говорить о восприятии времени) более того: юноша живет и в настоящем и в будущем, а старик с каждым годом все больше в прошлом. Спасибо отцу Радиславу: во-первых за разьяснение богословского взгляда на время, во-вторых за признание права поэта творить свое неповторимое поэтическое время. Вот таких интелектуальных дискуссий, как мне кажется, сейчас на сайте и не хватает.
 
  Добавление комментария
 
 
 
 
Ваше Имя:
Ваш E-Mail: