Юрий Каплан. О времени и о себе

Поэт Юрий Григорьевич КапланЮрий Григорьевич Каплан. Русский поэт 20 и 21 века. Шестидесятник. Создатель и руководитель Конгресса литераторов Украины. 4-й Председатель Земного Шара.

1. Автобиография. Воспоминания о своей жизни и творчестве. 

2. Убийство поэта. Кто и за что?


Автобиография поэта Юрия Каплана

Родился я 28 мая 1937 года в г. Коростень Житомирской области, в том же году переехал в Киев. В 1941 г. отец был мобилизован, а мать со мною, четырёхлетним, на руках сумела уехать одним из последних товарняков, чем впоследствии очень гордилась. Тех, кто не сумел эвакуироваться, ждал Бабий Яр. Лишь в девятнадцать лет, уже студентом Киевского политехнического, я осознал: да, мы спаслись, но, в сущности, может быть, заняли чьё-то место…


Нам с мамой достался кусочек нар
в переполненном товарном вагоне,
а тех, кто остался на грязном перроне,
ждал Бабий Яр.


Пожары. Бомбёжка. Вопли: «Ложись!».
Так и ехали сквозь войну,
на всю оставшуюся жизнь
увозя свою вину.


Стихи писал со школьных лет. Потом посещал литературную студию КПИ, которой руководил поэт Аркадий Рывлин. Он же вёл литстудию мединститута. Вузы расположены друг напротив друга, и иногда наши студии собирались вместе. Были среди студийцев ставшие позже известными литераторами Виталий Коротич, Натан Злотников и др.
После окончания КПИ с дипломом инженера-высоковольтника я поехал работать на Старо-Бешевскую ГРЭС в пос. Новый Свет Донецкой области (тогда он ещё назывался Сталино). На Донбассе посещал студию, которой руководил украинский поэт Евгений Летюк. К сожалению, он умер в возрасте около сорока лет. Летюк «пробил» мои стихи для публикации в журнале «Донбасс», а в газете «Комсомолец Донбасса» поместил их вместе со своим пожеланием «Доброго пути». Это был 1960 г. и моя первая публикация, не считая публикаций в многотиражке КПИ. В том же году состоялось совещание молодых поэтов Донбасса, на котором я был признан одним из лучших и даже выступил по Донецкому ТВ вместе с Анатолием Кравченко и Дмитрием Онковичем – моё первое в жизни выступление по телевидению. Стихи были отправлены в Киев в сборник молодой поэзии Украины «Щасливої дороги». Сборник вышел в 1962 г. Из семнадцати стихотворений у меня было отобрано для публикации лишь одно. Но это одно-единственное стихотворение так понравилось Максиму Рыльскому, что он посвятил ему почти целую страницу своего предисловия. «І переконано, і переконливо лунають рядки Капланового вірша», – писал Рыльский, хотя мы не были знакомы, ведь я тогда жил на Донбассе.
К 1962 году я вернулся в Киев, стал посещать ставшую затем легендарной студию «Молодь». Здесь в то время собирался весь будущий цвет украинской поэзии – Иван Драч, Микола Винграновский, Владимир Забаштанский и многие другие. Здесь я близко сошёлся с Василием Стусом, который нерегулярно, но посещал студию. Стус очень хорошо знал русскую поэзию начала века – Цветаеву, Мандельштама, стихи которых тогда ходили в списках, перепечатанные на машинке. В отличие от многих студийцев я тоже знал эту поэзию, на этой почве мы и сошлись. Шли с ним по Крещатику после студии, брали в Центральном гастрономе бутылку венгерского вермута по 90 копеек, садились в открытом кафе напротив – «Грот» – и по нескольку часов говорили о поэзии, читали стихи. Пару раз Василь говорил, что ему необходимо переночевать не дома, и тогда он ночевал у меня.
Когда Стуса арестовали во второй раз (в начале 70-х), я написал одно из немногочисленных своих украинских стихотворений и пришёл с ним к Володе Забаштанскому. Володя был слепой и без рук из-за взрыва на карьере, где он работал в юности. Забаштанский сказал: «Открой кран, чтобы вода шумела». Он боялся, что его прослушивают, хотя был членом партбюро Союза писателей. За такие строчки я мог бы получить 15 лет:


Стусе, де ти подівся, Василю,
у який надсуворий режим?
Я ж без тебе не в змозі, не в силі
протидіяти ордам чужим.
Стусе, орле, мордований брате
у мордовських дрімучих лісах,
я ж без тебе немовби розп’ятий.
Сором дихати. Сором мовчати,
коли вся Україна в сльозах.
(1972)


Но вернёмся к 60-м. Подготовленная книга моих стихов лежала в киевском издательстве с 1962 года, лежала долгих семь лет из-за моего нежелания исключить из неё поэму «Бабий Яр». С этой маленькой поэмы и начались мои большие неприятности с КГБ. Книга вышла в свет только в 1969 г. – и то благодаря личному вмешательству Николая Ушакова, который сам пришёл в издательство «Молодь» и принёс свою рецензию. Помогла, конечно, и высокая оценка уже покойного к тому времени Максима Рыльского. Эта маленькая книжечка «Обжигающий ветер» – единственная, вышедшая у меня при советской власти.
Но неприятности с КГБ продолжались. Мне предъявили мои стихи, напечатанные на папиросной бумаге, которые я якобы распространял. По содержанию они были антисоветскими. После одного из допросов в подвале КГБ следователь сказал: «Сколько будешь жить, ни одной твоей строчки не будет напечатано». И так и было. Долгих двадцать лет. Конечно, в Киеве все равно знали мой настоящий уровень, особенно мои друзья по студии – Володя Забаштанский, Боря Мозолевский, Слава Тельнюк, Володя Пидпалый. Ситуация усугублялась тем, что я не хотел каяться, писать стихи о компартии. Предпочитал работать по специальности, но совестью не поступаться. «Другой на его месте в чем-то бы уступил, поддался, но Юрий Каплан выстоял до конца», – писал в статье Борис Мозолевский уже в 90-е годы. А Володя Забаштанский даже добился включения моей второй книги в планы издательства, но в свет она все равно не вышла.
Ситуация изменилась только в разгар перестройки. Меня приняли в Союз писателей, даже извинились за годы «вынужденного простоя». Я перестал работать инженером-электриком, хотя и успел сделать неплохую профессиональную карьеру и даже выпустил книгу по своей специальности, был награждён медалью Выставки достижений народного хозяйства.
Во время перестройки основал небольшое издательство. Именно оно в 1991 г. издало подготовленную мной антологию «Эхо Бабьего Яра». Я недаром так подробно описывал военные впечатления детства. Именно чувство вины из-за того, что мы с мамой спаслись, а другие погибли, стало толчком для моего увлечения: я всю жизнь собирал стихотворные свидетельства об этой трагедии, и собранное стало основой изданной мною антологии. Ещё существовала советская власть, всё было непросто, но мы смогли добиться результатов. Антология позже переиздавалась ещё два раза, в 2001 и в 2006-м годах. Это послужило началом «Каплантиды антологий» – термин киевского поэта и журналиста Станислава Бондаренко. Затем были изданы «На кресте голодомора» (1993), «Пропуск в зону Чернобыль» (1996, 2006)…
Особо хочется рассказать об антологии современной русской поэзии Украины «Киевская Русь». Она вышла в свет в Мюнхене за счёт средств Толстовского Фонда. Фонд предложил мне составить эту антологию вместе с Ольгой Бешенковской после моего выступления в Мюнхене на европейском фестивале русской поэзии в 2002 г. Это был первый (и, по-моему, единственный) случай, когда западное издательство выпустило книгу не отдельного украинского автора, а осветило целую ветвь литературы Украины – её русскую поэзию.
В Германии я выступал со стихами и лекциями во многих городах – Штутгарте, Эслингене, Тюбингене, Регенсбурге. Стал членом старейшей в Европе писательской организации, основанной в 1910 году, – Регенсбургской международной писательской группы. До меня её членами из СССР были Лев Озеров и Владимир Солоухин. В Германии вышли в свет две мои книги: «Апрельский снегопад» (1997) на русском и немецком и «Створки моллюска» (2002). С Толстовским Фондом я вёл переговоры об издании «Киевской Руси» в качестве председателя комиссии Национального Союза писателей Украины по межнациональным связям. А ещё с 1999 по 2003 год был заместителем председателя Киевского отделения НСПУ, составлявшего более половины всего численного состава писателей. В качестве председателя комиссии НСПУ ездил на Конгресс ЮНЕСКО по национальным литературам в Бухарест. В ноябре 2003 года из-за моей открытой критики литературной политики председателя НСПУ Владимира Яворивского я был исключён из НСПУ.
В том же 2003 году выпустил фундаментальную антологию «Киев. Русская поэзия. ХХ век» (подборки 274 авторов, с биографиями и библиографией). В 2004 году вышло второе издание на бюджетные средства для распространения по библиотекам страны. В 2005 году я составил и издал антологию «Библейские мотивы в русской лирике ХХ века» (более 350 авторов), в 2007-м – антологию «Украина. Русская поэзия. ХХ век» (более 700 авторов с биографиями и библиографией). Презентация изданных мной антологий состоялась во многих городах Украины, в Москве и Александрове (Россия), в четырёх немецких городах, в США и Израиле. Об этих изданиях рассказывали по московскому и канадскому радио, широко писали в зарубежной прессе.
В литературной игре, начатой Сергеем Есениным и Велимиром Хлебниковым в 1920-м г. в Харькове, когда Хлебников получил титул Председателя Земного Шара, являюсь четвертым обладателем этого титула. Храню знамя Председателей Земного Шара (красная молния на синем фоне). Имею нагрудный знак Председателей – восьмиугольную звезду из титанового сплава, изготовленную в Институте электросварки имени Патона. Церемония посвящения в вице-председатели Земного Шара с участием тогдашнего Председателя Л. Вышеславского проходила в 1999 году в Михайловском соборе Киева в присутствии трёхсот студентов Духовной Академии.
Я автор двенадцати поэтических сборников, одной литературоведческой работы (издана Тюбингенским университетом на русском и немецком), четырёх книжек для детей. Переводы моих стихов публиковались в газетах и журналах России, США, Германии, Израиля. Являюсь заслуженным работником культуры Украины и редактором всеукраинского альманаха поэзии «Юрьев день». Награждён почётным знаком Министерства культуры, почётной грамотой Верховной Рады, медалью Пушкина и орденом князя Владимира. Обладатель Поэтической Ветви Золотого Каштана и почётного диплома Регенсбургской международной писательской группы. Отмечен международной премией «Дружба», премией имени К. Симонова (Москва), имени В. Винниченко (Украинский Фонд Культуры), имени Л. Вышеславского, имени В. Даля. Провёл шесть фестивалей русской поэзии Украины.

Август 2007 г.

 

О СМЕРТИ ПОЭТА

Юрий Григорьевич был зверски убит в августе 2009 г. в собственной квартире, где одиноко и по-спартански жил после недавней смерти горячо любимой жены, которую он перенёс трагически и болезненно. Если верить версии следствия, убийство было подготовлено с целью грабежа.
Квартира не отличалась роскошью, поэт жил так же скромно, как все простые люди. У подозреваемых – семейной четы, помогавшей Каплану по хозяйству и по даче и растившей 7-летнюю дочь, – обнаружили сильно поношенную одежду убитого и его жены, давно уже ненужный, не пользующийся спросом (в эру интернета) видеомагнитофон, небольшую сумму денег и... даже продукты из его квартиры – «добыча» настолько смешная и мизерная, что не укладывается в голове: и такое могло быть целью убийства и грабежа?!

Если бы убили в переулке из-за завалявшейся в кармане десятки – в такое можно поверить. Пьяные хулиганы на это способны. Но чтобы твои знакомые, которым ты помог устроиться и обосноваться в Киеве?! И из-за чего!
Высокий и крепкий, Юрий Григорьевич долго сопротивлялся, квартира оказалась вся залита кровью. Это ж как надо было ненавидеть человека, чтобы убивать так долго и таким мучительным способом! И как соседи умудрились всё это «не слышать»? Тем более в ночной тишине, ведь убийство произошло поздним вечером. Вопросы, вопросы...

Трудно представить, что убивали вменяемые люди, тихо и мирно работавшие в соседнем магазине продавщицей и грузчиком. Они могли осуществить всё без риска, шума и крови, раз им иной раз доверялось готовить пищу. Обвиняемые даже не потрудились уехать или, на худой конец, перепрятать краденое, а сберегали всё у себя, на той же съёмной квартире (поскольку были приезжими из провинции). Вероятно, чтобы попасться? Им так хотелось за решётку?

Единственное, что можно точно утверждать – так это то, что Юрий Григорьевич сам открыл дверь. Значит, открыл знакомым. Возможно даже – именно этим. Всё остальное, как говорится, покрыто мраком.
Освещения убийства украинским телевидением практически не проводилось – промелькнул лишь короткий новостной сюжет на третьестепенном канале. При этом должность Ю. Г. Каплана (председатель Конгресса литераторов Украины, кратко – КЛУ, т.е. руководитель официально зарегистрированной профессиональной организации писателей) в передаче не прозвучала. Убитый был назван просто поэтом-диссидентом советского периода. Сказать пару слов о нём пригласили не его коллег по КЛУ (который он же, выйдя из НСПУ, и создал), и даже не друзей и родственников, а тех, кто находился с ним по разные стороны писательской баррикады, – писателей из НСПУ, не входивших в число друзей и давних знакомых.
Предыдущий Предземшара Л. Вышеславский был забит до смерти и оставлен замерзать зимней ночью в отдалённом районе Киева. Причины убийства остались невыясненными, а убийцы – не найденными.

Ходят слухи, что и убийцам Юрия Каплана сидеть придётся недолго.
А теперь – подумайте о версии следствия сами. Логически.


Хорошо сказал друг Юрия Григорьевича, известный русский поэт из США Сергей Плышевский:
«Смерть поэта – всегда преждевременна. Убийство поэта – всегда политическое. Даже если на дуэли, как Пушкин, даже если сам настоял, как Лермонтов, даже если на войне, как Павел Коган, – потомки всегда будут всё валить на государство, которое не сохранило, не уберегло, не обеспечило…
Поэт входит в противоречие с властью вследствие своего лингвистического превосходства, Власть не прощает кому-либо, кроме Власти, влияния на умы. Поэтому и мы качаем головами, читая версии убийства украинского поэта Юрия Каплана – на почве ревности? нет; с целью ограбления? нет; зверское убийство, плюс ограбление тоже… "Ограбление" – это те небольшие, в сущности, деньги, которые Юрий Григорьевич собирал на издание очередной антологии русской поэзии в Украине.
Он был, быть может, единственным человеком, который боролся в культуре за расширение языковых пространств, а не за их ограничение, за включение одного в другое, а не за обособление. При Советском Союзе, когда незаслуженно принижали певучий украинский язык, он поддерживал это творчество, а после распада Союза и получения Украиной независимости, когда стали незаслуженно принижать культурные богатства русского языка, он публиковал стихи на русском языке и поддерживал поэтов, пишущих по-русски.
Каплан говорил:
"Нам даны обе культуры, украинская и русская, мы знаем оба этих языка, история настолько сплела наши народы, что мы не должны терять второй язык, ведь мы его уже впитали".
(Цитирую по памяти из его выступления в Нью-Йорке в 2007 году: за смысл ручаюсь полностью, за слова – почти полностью).
Ещё ЮК говорил, что пробивать русские издания становится всё труднее и что приближается момент, когда он не сможет добиться поддержки государственных кругов в издании антологии русской поэзии. Будем ли мы считать, что его убили по этой причине? Наверное, нет. Мелькнёт ли такое допущение у кого-нибудь? Возможно. Узнаем ли мы, как всё было на самом деле? Вряд ли…»

Вроде, к этим словам С. Плышевского и добавить нечего, но...
А может, грабёж был лишь для прикрытия? Много непонятного в этом, таком понятном – на первый взгляд – деле об убийстве...

Светлана Скорик

 

Читайте: Юрий Каплан. Стихи и жизнь

Вступление: РУССКИЙ ПОЭТ 20 ВЕКА ЮРИЙ КАПЛАН
1. ВСЯ ЖИЗНЬ – ЛЮБОВЬ
2. НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ
3. «ЗОВ ПРАЩУРОВ МОИХ...»
4. ЮРИЙ КАПЛАН – ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ЗЕМНОГО ШАРА

Все стихи Юрия Каплана на его авторской странице (добавляются постоянно)

Раздел воспоминаний: «КАПЛАНТИДА» (там же статьи о всех Председателях Земного Шара)

Избранное: киевские поэты Поэт Юрий Каплан статьи о поэзии памяти поэта
Свидетельство о публикации № 129 Автор имеет исключительное право на произведение. Перепечатка без согласия автора запрещена и преследуется...


Поэт Юрий Григорьевич КапланЮрий Григорьевич Каплан. Русский поэт 20 и 21 века. Шестидесятник. Создатель и руководитель Конгресса литераторов Украины. 4-й Председатель Земного Шара.

1. Автобиография. Воспоминания о своей жизни и творчестве. 

2. Убийство поэта. Кто и за что?


Краткое описание и ключевые слова для: Юрий Каплан. О времени и о себе

Проголосуйте за: Юрий Каплан. О времени и о себе

(голосов:2) рейтинг: 100 из 100

    Произведения по теме:
  • Анатолий Мозжухин, 5-й Председатель Земного Шара
  •   Празднует своё 80-летие замечательный учёный и литератор, 5-й Председатель Земного Шара, киевлянин Анатолий Александрович Мозжухин, удостоенный медали Президиума Европейского форума мира
  • Незабываемые встречи
  •  Эссе о Юрии Каплане, киевском поэте, основателе двуязычного Конгресса литераторов Украины. Посвящается памяти Ю. Г. Каплана.
  • Кошки-мышки с вождём. Булгаков и Сталин
  • Булгаков и Сталин. Михаил Булгаков сполна заплатил за свою вполне, казалось бы, извинительную слабость. Кошки-мышки с вождём. Юрий Безух.
  • "Я – дедом казак, другим – сечевик..."
  • Запорожские корни поэта Владимира Маяковского. Жизнь и творчество поэта В.В. Маяковского неразрывно связаны с Украиной. Виталий Шевченко.
  • Полная биография Павла Баулина – поэта и политика
  • Полная биография Павла Баулина – поэта и политика. Павел Баулин как поэт, политик и человек. Подробная биография и воспоминания.
  • Волшебный сказочник из страны детства
  • Сибирский детский писатель, поэт, драматург Геннадий Михасенко. Творческий путь и вклад в советскую литературу. Основным направлением для Михасенко оставались дети.
  • Слово о поэте Александре Стешенко
  • Воспоминания о запорожском поэте 60-90-х годов XX века Александре Стешенко. К урокам литературного краеведения. Павел Баулин.
  • Эстафета литературного наследия
  • Литературное наследие: проблемы литературного краеведения, сохранение литературного наследия незаслуженно забытых писателей. Чем можно помочь для сбережения литературного наследия умерших или
  • Поэт Людмила Десятникова: трагедия судьбы
  • Статья о трагедии судьбы русского поэта Украины конца ХХ века Людмилы Десятниковой, принадлежавшей к "потерянному поколению", о её поэзии и о недавно вышедшей книге "Конец эпохи изгнаний", в которой
  • О себе
  • Из последних записей поэта, переводчика, философа и педагога Сергея Кирюты (1952–2005). Исповедь о себе, о своей цели в жизни.

  • Марина Шамсутдинова Автор offline 22-01-2014
Вечная память тебе, Светлый Человек!

Не стало Юрия Григорьевича Каплана, умного, доброго, честного человека. Страстного поэта, неравнодушного учителя.
Не оставляет мысль - что не успела о многом додумать с ним, договорить, помолчать, помолчать о многом.
Что такое эта жизнь?- смешная и быстротечная шутка, краткая остановка между бытием и небытием.
Поэт , безбашенный и бесшабашный индивидуалист , бросающий вызов небытию, наперекор всем рассказам и сумятицам.
Поэт, словно терпящий кораблекрушение странник, успевающий перед смертью запечатать в бутылку с сургучной печатью и бросить в людское море свое послание.
Послание отыскать и прочесть которое по силам только неравнодушному сердцу.
«То, что в сердце твоем как набат отзовется, может в сердце ином никогда не проснется»
Для меня знакомство и любовь к поэзии Юрия Григорьевича началось со стихотворения «Неликвиды»:

«Нас не доконали каналы, нитраты, нуклиды,
Блокады и голод. Гулага разверстые хляби.
Мы не ликвидированы. То есть, мы неликвиды.
Глубокое слово придумано в нашем Главснабе.»

Можно много поднимать здесь набившие оскомину рассуждения о еврейском или нееврейском вопросе, для меня это просто гениальное стихотворение, своего рода реквием по зверски погубленным людским судьбам, которые стали просто "Кровавой грязцой в колесе" как писал О.Э. Мандельштам.

Стихотворение «Урий, Бессонная ночь.» вот уже 8 лет является частью меня самой, ведь писала когда то Марина Цветаева, что Стихотворение, которое ты выучил, становится частью тебя самого и принадлежит уже тебе, скажу больше - оно входит в твою генетическую память, укрепляет твой внутренний стержень. И ты многое понимаешь тогда о том , что нужно и должно:

«Сам выберу свой день. Сам изберу свой путь,
Сам в сече обрету себе врага по росту,
Когда в ее глаза я не могу взглянуть,
Зачем мне видеть свет и утренние звезды?»

Есть стихи, которые делают нас сильнее, есть учителя, которые делают нас строже и честнее по отношению ко всему сделанному и созданному.
Для меня те 25 занятий в литературной студии «Третьи ворота» в Киеве, голодным и холодным 2000-2001 годом были невероятным глотком жизни и света.
Как вы умели тогда выслушать всех нас, Юрий Григорьевич!

Молчаливый, грузный, с опущенными веками, Вы внимательно прослушивали наши вирши, а ведь иной раз нас приходило по 25-30 человек и каждому находили верное и справедливое слово, чутко выхватывая из общего потока яркую строчку, образ, рифму.
В моей жизни больше не было ТАКИХ лит.объединений!
Последний раз я была проездом в Киеве в 2003 году и лелеяла надежду этим летом свидеться с Вами на Фестивале в Крыму. И как это часто бывает, - всегда нам не хватает самой малости, полувзгляда, полшага. Шепотка…
И вдруг как обухом по голове, понимаешь, что человека больше нет на Земле…
И из твоего современника, близкий по духу человек превращается в книгу, росчерк пера, в память…
Целая эпоха закрывается перед тобой , неожиданно острее начинаешь чувствовать бытийную смертность и великое поэтическое бессмертие Поэта, который жив, пока живы его стихи, образы , поэтический мир. Мир Мастера…
И, если есть для Мастера заслуженный покой, пусть он снизойдет на Юрия Григорьевича.
В уютном домике в окружении близких друзей и умных книг, среди таких для него любимых и теперь уже неотцветающих кустов сирени .
Вечная память тебе, Светлый Человек!

23.07.2009
 
  Добавление комментария
 
 
 
 
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:

Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код:

   
     
Юрий Каплан. О времени и о себе