Прозаизм

Прозаизм Прозаизмы – выражения из бытовой, канцелярской и прочей прозаической речи в составе стихотворения, непреднамеренное смешение в одном стихотворении разных лексических слоёв речи. Правильнее было бы назвать это эклектикой стиля. Прозаизмы как поэтический приём и как стилистическая ошибка в стихах.
Продолжение статьи о распространённых ошибках в поэзии. Поэтический словарь.


Прозаизмы.


Прозаизмы – выражения из бытовой, канцелярской, научной и др. прозаической лексики, использующиеся в стихотворении как внешне инородные элементы, но с внутренней мотивировкой обоснованности и сюжетной цельности: «Подписала пейзаж бирюзовою веточкой верба, / Значит, март погасил мой билет на проезд до весны» (Людмила Некрасовская), «Мною спрошено каждое утро на предмет бесполезности дня» (Елена Морозова).

 

     И нужно аудит своей души
     Успеть закончить перед Новым годом.
     Пассив с активом привести к нулю,
     Выказывая всю свою наивность,
     Когда в пассиве: я тебя люблю,
     В активе: без надежды на взаимность.
     (Людмила Некрасовская)
    
     Два сапога отдал я старшине
     В последний день моей армейской службы,
     И прапорщик, всем сантиментам чуждый,
     Швырнул привычно их к стене.
     Ещё и буркнул недовольно мне
     В своей каптёрке, вымытой до блеска,
     Что нерадивость, мол, имела место,
     А бережливости – в помине нет.
     (Владимир Спектор)
   
Здесь бухгалтерский слой лексики Людмилы выделяет, подчёркивает трагичность безответной любви. А у Владимира использованные прозаизмы (канцеляризмы) обоснованы как тем, что это стиль речи, привычный для персонажа (прапорщика), так и сравнением официальной подписи на документе с росчерком веточки в воздухе. Поэтому неловкого эффекта не случилось. Наоборот, прозаизмы придали целостность художественному образу.

Однако как поэтический приём прозаизмы требуют развитого чувства языка, умения сочетать их с высоким стилем. У автора, не обладающего этим мастерством, произвольно введённые прозаизмы снижают высокое звучание и придают ситуации оттенок нелепости, комичности, даже когда речь идёт о вещах романтичных и пафосных. Правильнее было бы назвать это эклектикой стиля.

 

Иногда, для создания нужного автору эффекта, такое смешение лексики допустимо, если в результате воспринимается читателем в нужном для поэта ключе. Чаще всего – для небольшой дозы иронии, чтобы возвышенное стихотворение не звучало слишком пафосно. Если же произведение с начала до конца идёт на умеренном лирически-возвышенном настрое и не предусматривает никаких отклонений, слова из разных лексических слоёв воспринимаются просто как ошибки в стихах, как стилистическая неграмотность автора.

Прозаизмы примеры

     Музыка жизни слышна из пелёнок, –
     Звуки призывные кровной любви...
     Нотки знакомые шлёт нам ребёнок –
     Гены наследия сердцу близки.
    Если б не «гены наследия», была бы нормальная, в меру бытовая, в меру лирическая  строфа, но с такой псевдонаучной лексикой она похожа на полное безобразие. Авторы порой считают, что чем «научнее» или «стариннее» лексика, которую они используют, тем возвышеннее стихотворение. Но это не так! Слова внутри произведения обязаны друг с другом гармонировать, сочетаться. А вместо этого получается дисгармония неестественно соединённых слов. Зачем, к примеру, в лирическом стихотворении такие термины, как «позитив», «контакты»? «Я не люблю друзей лукавых,/ Кто, беспредметно теребя,/ Контактов жаждет для забавы», «Твой позитив – им в горле кость» – и это в душевном произведении о друзьях! А вот о голодных годах войны:
     С ней набирала зёрен горсть,
     Картошку мёрзлую вкушала,
     И где взяла собака кость,
     Я так же, как она, не знала.
    Подумайте: какой эффект от этого самого «вкушала»? Что получится, если к бытовой лексике пришпилить возвышенное устаревшее слово? Всё равно как к бедному костюму Золушки прицепить огромный шёлковый бант. Разве в этом красота? Куда уместней бы смотрелось, если бы тот же бедный наряд был просто выстиран и выглажен.
     Но порою мне голос твой нежный
     Льётся в уши вновь издалека.
    Здесь «уши» заставляют нас засмеяться, а не посочувствовать автору, у которого умерла жена. Вообще с названиями частей тела надо быть аккуратнее, использовать их в лирическом стихотворении лишь в случае крайней необходимости, потому что эффект, произведённый «ушами», способны в определённых случаях произвести и ноги, и груди, и спины и т. д.


О других поэтических терминах вы можете почитать в рубрике: Поэтический словарь

Не забывайте делиться материалами в социальных сетях!
Избранное: Поэтический словарь
Свидетельство о публикации № 12212 Автор имеет исключительное право на произведение. Перепечатка без согласия автора запрещена и преследуется...


Стихи.Про

Прозаизм Прозаизмы – выражения из бытовой, канцелярской и прочей прозаической речи в составе стихотворения, непреднамеренное смешение в одном стихотворении разных лексических слоёв речи. Правильнее было бы назвать это эклектикой стиля. Прозаизмы как поэтический приём и как стилистическая ошибка в стихах.
Продолжение статьи о распространённых ошибках в поэзии. Поэтический словарь.


Краткое описание и ключевые слова для: Прозаизм

Проголосуйте за: Прозаизм


    Произведения по теме:
  • Лексические приёмы в поэзии
  • Лексические приёмы современной поэзии. Реалии, просторечие, жаргонизмы, прозаизмы, архаизмы, термины. Стилизация: историческая стилизация и историческая поэзия. Примеры лексических приёмов.
  • Алогизм как художественный приём
  • Алогизм как художественный приём. Стилистические приёмы, связанные с нарушением логических связей. Основаны на контрасте сближаемых понятий, или смысла слова и интонации, или на изменении привычного
  • Соло мастера
  • Поэтесса Елена Морозова из Киева, её взгляд на мир и творческий почерк мастера по книге «Соло времени». Читайте подборку стихотворений Елены Морозовой здесь.

  • Оксана Кукол Автор offline 27-01-2017
Да, за стилем надо следить... Что верно, то верно. Тоже довольно часто использую архаизмы, сложные термины, а то и жаргонные слова без особой надобности...
  • Валентина Хлопкова Автор offline 27-01-2017
Очень нужная информация. Спасибо, Светлана Ивановна.
  • Наталья Тимофеева Автор offline 27-01-2017
Обычно на такие стихи пишутся пародии. Жаль, что на этом сайте нет подобной рубрики. Это добавило бы ему немного разнообразия. Если пародия хороша, это вовсе не обидно, во всяком случае, для меня лично, напротив, заставляет подтянуться и застегнуть все свои поэтические пуговицы. :)
  • Светлана Скорик Автор offline 27-01-2017
Рубрики нет, но пародий сколько угодно. Их ставят в раздел "Иронические стихи", и вверху приводится цитата из пародируемого. Если пародия хороша, на неё мы ставим тэг "пародии", и она попадает в "Избранное".
Только у нас существует правило, что если пародия написана на автора сайта, сначала нужно в ПС (личном письме, т.н. персональном сообщении) спросить его, согласен ли он, чтобы на сайте появилась эта пародия. Чтобы не было обид и уходов с сайта. На поэтов, не являющихся автором сайта, можно помещать не согласовывая.
  • Виктор Мостовой Автор offline 27-01-2017
Спасибо, Светлана! Любую Вашу литературоведческую статью изучаю с глубоким интересом. Литературоведение - это наука подчас суховатая и сложная. У Вас же всё интересно и очень доступно.
  • Михаил Перченко Автор offline 27-01-2017
Вкус к слову определяет меру. В этом порой весь поэт.
  • Светлана Скорик Автор offline 28-01-2017
Цитата: Михаил Перченко
Вкус к слову определяет меру. В этом порой весь поэт.

Абсолютно согласна. Всё дело в мере и уместности. Без вкуса нет поэта.
  • Наталья Тимофеева Автор offline 28-01-2017
Цитата: Наталья Тимофеева
Обычно на такие стихи пишутся пародии. Жаль, что на этом сайте нет подобной рубрики. Это добавило бы ему немного разнообразия. Если пародия хороша, это вовсе не обидно, во всяком случае, для меня лично, напротив, заставляет подтянуться и застегнуть все свои поэтические пуговицы. :)


Уровень этого сайта весьма приличный, я пока не прочла ничего, что захотелось бы спародировать.
 
  Добавление комментария
 
 
 
 
Ваше Имя:
Ваш E-Mail: