Философия: мировоззрение или наука?

Заметка о научной, рациональной природе истинной философии.

/По материалам сайтовской дискуссии о Н.А.Бердяеве./

Сразу нужно сказать, что дискуссии по этому вопросу не окончены. Чтоб ответить на него, нужно сначала дать дефиницию понятия «философия».
Хотя определений много, наиболее точным и рациональным представляется следующее: философия – это форма (способ) познания действительности (всего сущего).
И в самом деле, мы ведь (и вообще все люди) философствуем не для того, чтоб попереливать из пустого в порожнее, помолотить языком или показать кому-то, что вот, мол, мы какие умные и развитые, так красиво умеем изрекать сентенции… Философия используется для других целей: с её помощью мы хотим познать и познаём мир!
Если профессиональной философией считать только мировоззрение, как это делают некоторые, тогда всех людей на Земле следует отнести к профессиональным философам.

ЧТО?
Предметом философии могут быть самые разные вещи – объекты, субъекты и концепции: физическая реальность; взаимодействие материального и духовного, отношения человека и мира; собственные идеи и мышление, т.е. доводы разума, подсказываемые интеллектуальной интуицией; утверждения Библии… Всё, что может дать ответ на вопрос о смысле существования личности и социума.

Для наук в целом действует общее известное правило: единственный критерий истины – практика. Технари, конечно, по сравнению с философами, в более надёжном положении. У них наука объктивирована (говоря словами Бердяева). Там можно проверить на макете. В философии же истинность возможна только на уровне верных, непротиворечивых суждений о предмете, сложенных в стройную систему. Они и являются доказательствами. В этом специфика философии. Проверить их сразу же с помощью материального лома не всегда возможно, но это происходит впоследствии, с развитием общества и открытиями прикладных наук, а также с эволюцией самой философской мысли.

КАК?
И если брать момент доказательства, то в философии противоречие выступает как первый признак несостоятельности системы суждений. Но и если противоречия отсутствуют, а просто нет взаимосвязи между суждениями, это тоже ненаучно, система лишена смысла.
(В доказанной истине также должны совпадать ассерторическая и аподиктическая достоверности. Есть два критерия доказанности: эмпирический факт плюс правильное логическое умозаключение, устанавливающее что-то новое посредством связи посылки с выводом. Но в эти нюансы углубляться не будем.)

Т.е. короче – методологической «практикой», которая проверяет истину в философии, является логически верное, непротиворечивое суждение или система суждений о предмете.

Примерно процесс должен быть таким.
Первое условие доказательного, системного дискурса – наличие чёткого терминологического аппарата.
Далее – самое главное: в рамках этого аппарата применяется диалектический метод исследования, приближения к истине. То есть, должна быть теза, аргумент, и антитеза, противопоставленный аргумент. Своего рода диалог суждений. Не обязательно в этом процессе иметь оппонента. Можно и самому подвергать свои аргументы сомнению и самостоятельно эти сомнения опровергать с помощью логичных причинно-следственных связей в качестве оснований. (Кто в истории был специалистом по этим вещам, мы знаем – Сократ, Гегель и др.)
В результате получается системность, где каждый элемент не противоречит другим и всей системе в целом. И можно сделать какие-то выводы частные и общие, которые имеют под собой основания.
Но такое культурное, дискурсивное исследование, повторюсь, возможно только в рамках строгого терминологического аппарата. Иначе условные «партнёры» будут спорить о словах, а не о сути дела и ни к чему не придут.

(Это всё, конечно, отвлечённая схема процесса. Детально её можно показать на примерах при необходимости.)

Если мыслящий человек, в сущности, говорит: мне это так увиделось, это есть так-то и так-то, слушайте меня, что я говорю, это правда, хоть не могу этого развить и доказать, – то это больше имеет отношения к декларациям и гаданиям, нежели к науке. И к продуцированию ничем не подтверждённых идей. (Может, эти гадания и подтвердятся, но не следует называть такой способ познания действительности философией.)

Ведь какие задачи у философии и какие функции она выполняет?

Первое – формирование рационального (логического, смыслового) целостного мировоззрения (а не какого-нибудь). Т.е. оно должно быть структурно осознанным (понимающим, «что есть что»).
Второе – разработка систем: знаний о мире на всех уровнях – макро и микро; универсальных методов его познания; систем ценностей, которые можно и нужно «проталкивать» в жизнь («аксиология» называется).

Если ваши изыскания соответствуют указанным требованиям, то это – философская наука.

-----

И если чуть вернуться к когда-то обсуждаемой теме о личности Н.А.Бердяева, то чтобы понять, в какой мере он является научным философом, надо ответить хотя бы на часть следующих вопросов.
Есть ли у мыслителя рациональное и целостное мировоззрение?
Дал ли он нам универсальный метод познания мира?
Можем ли мы до конца ясно уразуметь из текстов – какая у него система ценностей (и если да, как он собирается их «влить» в действительность)?
Если главная ценность его – свобода, то что же она такое по сути? Не осталась ли она у него абстрактным понятием?
И какой «новый мир» творит человек через эту свободу? Что это за мир? Ведь мир, как известно, стар. Не подразумевается ли, что новым может стать только человек, который захотел обновиться в Боге?..
И т.п. прочие постулаты по мере детализации.

Лишь ответив на эти вопросы сумеем адекватно оценить меру научности философии мыслителя.

Не забывайте делиться материалами в социальных сетях!
Свидетельство о публикации № 17779 Автор имеет исключительное право на произведение. Перепечатка без согласия автора запрещена и преследуется...

  • © Petrov Sergey :
  • Эссе
  • Читателей: 522
  • Комментариев: 25
  • 2020-06-01

Стихи.Про
Заметка о научной, рациональной природе истинной философии.
Краткое описание и ключевые слова для: Философия: мировоззрение или наука?

Проголосуйте за: Философия: мировоззрение или наука?



  • Сергей Петров Автор offline 1-06-2020
Уважаемый Александр Владимирович, только сейчас появилась возможность хотя бы коротко ответить на Ваш давний вопрос, выразить своё отношение к нему.
  • Безух Юрий Валентинович Автор offline 1-06-2020
Рад, что наш сайт возвращается к философии.
Для меня здесь главное мировозрение то есть сам способ, образ жизни. Философия один из способов познания как и наука, вера=религия, искусство. В чем то они пересекаются, но не тождественны.
  • Александр Таратайко Автор offline 1-06-2020
Цитата: Petrov Sergey
Уважаемый Александр Владимирович, только сейчас появилась возможность хотя бы коротко ответить на Ваш давний вопрос, выразить своё отношение к нему.

Благодарю Вас, уважаемый Сергей Петрович. Ценю Вашу аккуратность и основательность, а также порядок в мыслях, что свидетельствует о высокой самоорганизации и системной подготовке. Я, к сожалению, не могу поддержать тему даже на уровне посредственного ученика: нет соответствующей подготовки. К тому же интересы мои всегда лежали в той области, которую можно пощупать осциллографом или, хотя бы, штангенциркулем. Доказательства принимаю в математических формулах, таблицах или графиках. Извините, если разочаровал Вас.
  • Сергей Петров Автор offline 2-06-2020
Александр Владимирович, если бы Вы были для меня разочаровательной личностью, я бы не стал писать эту заметку. Но Вы – личность, зачаровывающая своей поэзией и интеллигентностью.
Да ещё к тому же, оказывается, и способный художник. Работы Ваши – ну очень даже не дилетантские!
Тут остаётся только пожелать новых больших успехов и удач.
  • Безух Юрий Валентинович Автор offline 2-06-2020
Видимо, когда М. и Э. писали «Людвиг Феербах и конец немецкой классической философии» они были правы. На Феербахе закончился период классической философии вообще: восточной, античной, немецкой и научно-прагматичной анголо-американской. Дальше пошло то, что больше напоминает публицистику и социологию, куда, очевидно, можно отнести и Бердяева.
Но кроме, так сказать, академической, учебной, школьной философии есть еще философия как уровень знаний и способность к обощениям. Можно сказать, что философом является тот, кто перерос узкие рамки своей специальности, кто видит больше, глубже, шире своих коллег. Обладает диалектическим мышлением и видит не только логическую цепочку, последовательность фактов и событий, но видит весь процесс в развитии, взаимосвязи и перспективе. Разве Толстой, Вернадский, Чижевский, Пастернак по глубине и степени обобщений, понимании жизненых явлений не философы?
Если логика это умение правильно разумно говорить, мыслить и жить это можно считать философией, по крайней мере, приближением к ней. Если логика – это способность красиво, научно, красочно говорить, излагать, поучать и только… То извините…
Но кроме логики есть еще и интуиция и воображение (уява). Логика это хороший научный работник, добросовесный ремесленник; а талант, гений – это нечто большее.
И еще философия как мировозрение и образ жизни, я бы здесь кроме древних Сократа и Сковороды, назвал Пришвина и Волошина и множество «простых» людей, которые своим образом жизни, умением жить, если хотите, являются достойным примером для подражания.
  • Сергей Петров Автор offline 2-06-2020
Юрий Валентинович, рад, что нашёл созвучие в Ваших взглядах.
Да, ещё многое зависит от того, как понимать это слово – философия. Для кого-то его значение широкое, для кого-то узкое. Но философия в строгом смысле – всё же не только мировоззрение. Ибо если она – только это, то тогда не имеет большого смысла. В таком случае все люди философы.
Названные Вами личности действительно философы, но не в узком значении, а – как мыслители, мудрецы. И у них есть провидческие откровения. А тот, кто только способен красиво говорить, как Вы верно заметили, это, конечно, просто самолюбивые филистеры и функционеры.
Правильно насчёт добросовестного ремесленника. Однако гении философии, хотя и имеют в себе что-то большее, чем логика (– интеллектуальную интуицию, как Вы правильно сказали!), без логики тоже никак не могут обойтись, ибо без неё философия как таковая не существует, это её основание. Рацио – главный признак ф-ии, понимаемой в узком специальном смысле.
И Вы даже включаете в понятие «философ» образ жизни, т.е. трактуете этот термин достаточно широко. Да, можно и так считать – опять же в нарицательном смысле (мыслитель, мудрец, исследователь мира).
Но всё же, думается, если говорить о собственном значении термина (как Вы выразились – академическом), ф-ия имеет свою вполне конкретную специфику и методологию. И люди, исследующие мир, не всегда делают это научно-философским способом. А, например, эмпирически или в виде прямых духовных откровений, минуя стадию рассуждения и размышления.
В компанию к публицистическому стилю философствования нынешних неклассических, широких философов я бы ещё отнёс и некоторые другие способы внерационального постижения действительности. Скажем, творческий, эстетический способ познания мира или религиозный, которые в прямом смысле слова философией не назовёшь.
Социология же всё-таки в какой-то мере близка к социальной философии. Как знаем, ещё Платон с Аристотелем что-то писали на эту тему.
  • Александр Таратайко Автор offline 2-06-2020
Спасибо, Сергей Петрович. Многое из сказанного – щедрый аванс, который мне уже не отработать.
Пусть Вам улыбается удача и сопутствует успех в Ваших начинаниях. С уважением – А. Т.
  • Безух Юрий Валентинович Автор offline 2-06-2020
Сергей Петрович, я рад близости наших взглядов и взаимному пониманию, и еще тому что нас почти одновременно потянуло на эту тему.
  • Лео Автор offline 3-06-2020
Предложу применить исконно русский термин - "любомудрие". - Иными словами, это склонность и умение глубоко, основательно и во всех подробностях осмысливать любые явления и связи окружающей действительности, а также исследовать внутренний мир всего живого. Краеугольным камнем, основным интересом ЛЮБОМУДРИЯ является причинно-следственная связь в т.н. "детерминированном" мире, а также возможность изучать массовые случайные процессы, если не удаётся пока найти причинно-следственную зависимость (которая наверняка существует, но пока неподвластна нашим возможностям). В последнем случае разум придумал и применил теорию вероятностей. Следует отметить, что в процессе любомудрия первостепенную роль играет наше чувственное восприятие - мы оперируем не элементами мира, а чувственной информацией об этих элементах, что не всегда позволяет объективно рассуждать. Последние столетия дали возможность воспринимать и интерпретировать мир опосредованно, прибегая к помощи рукотворных приборов. Тем более поразительны достижения античных философов (добывали истину, что называется "голыми руками").
  • Сергей Петров Автор offline 3-06-2020
Уважаемый Лео, спасибо за мудрый комментарий.
Философия = любомудрие, русский аналог слова. Этот термин как раз включает все виды философствования – науку, мировоззрение, образ жизни.
Образ жизни у любомудрых идентичен тому, что в православии называют «умным деланием». Т.е. человек не только познаёт мир с помощью выяснения причинно-следственных связей и на этой основе вырабатывает мировоззрение, но ещё и живёт в соответствии со своими представлениями обо всём, о смысле собственного бытия.
  • Безух Юрий Валентинович Автор offline 3-06-2020
Затронули Вы, Сергей Петрович, серъезную тему. Безусловно, основа философии как и науки – логика. Как основа искусства – эмоции, чувства, ощущения, а религии – вера в непознаное, таинственное. Логика это крепкий каменный фундамент, на котором можно возвести светлое высокое здание с колоннами, арками, большими окнами, а можно – низкую тяжелую крепость, барбакан.
Недаром греки отличали два вида мудрости: Логос – мудрость целиком построеную на разуме и более широкую Софию. А философия – это любовь к Софии. (Видимо поэтому большинство философов мужчины :) ).
Философия антропоцентрична. Она направлена на человека, индивидуальна. Каждый ищущий находит для себя. Она связывает человека с существенным, наиболее важным, отдаляет от «злобы дня» и делает причастным к Вечности, поэтому она не боится времени. Конфуций, Сократ, Сенека не устаревают, они так же актуальны и интересны сегодня как и две тысячи лет назад. А вот создать «единственно правильное», «всеохватывающее» всем понятное или хотя бы общепринятое, как в науке, философиии никогда не удастся. Униформа не для нее.
Философия, как и наука, обращаются в первую очередь к разуму, она доступна немногим; искусство – к чувствам, религия – к вере, они доступны массам. Для непосредственного воздействия на человека религия широко использует искусство: архитектуру, скульптуру, живопись – католики, православные – архитектуру и живопись и все вместе с протестантами – музыку, пение, а индусы – еще и танец. У ведах мудрость еще не разделена на науку, философию, религию и искусство. Со временем происходит упрощение и специализация, так протестанты делают упор на разум, Книгу.
Спасибо, Лев Янкелевич за Ваш глубокий, воостину мудрый, комментарий.
  • Сергей Петров Автор offline 3-06-2020
Да, Юрий Валентинович, «униформы» (как Вы выразились) не получится. Поскольку человеки, в том числе и философы, несовершенны. И могут лишь приближаться к истине. А её напрямую даёт Иисус Христос, минуя всякую логику.
Человеческие же рациональные построения должны описывать и систематизировать то, что дано Богом, для того, чтобы лучше понимать, что есть что, разуметь взаимосвязь и природу вещей и предметов (в том числе одушевлённых). Вряд ли это может сделать искусство.
Ведь Бог сказал: владейте землёй. Это надо понимать широко – как владение всем в рамках человеческого бытия. Чтоб им владеть, нужно его знать и понимать, что именно тебе дал Всевышний (в том числе и себя надо изучать, постигать свою природу, поскольку мы тоже созданы из праха, хотя и не только). Все философы в истории как раз и старались понять это, хотя и не все были верующими. И уже на основе осознанной природы и взаимосвязи вещей прогнозировать, каким образом оптимально существовать в мире и к чему стремиться.
Философия, разумеется, не может быть точной в математическом смысле слова. У неё и другие задачи, и специфика. Психология ведь тоже не математическая вещь, но мы её полноправно называем наукой. Историю тоже. А в самой науке математике, кроме приблизительного числа «пи», ещё есть раздел «теория вероятностей». Так что деление на «точный-неточный» относительно.
Если же говорить вообще о мудрости, то она, конечно, включает весь спектр познания.
Для оптимального постижения истины, вероятно, наиболее целесообразно использовать те виды познания, которые максимально к ней приближают. А это, как мы знаем – СЛОВО (логос). Его можно считать одним из самых продуктивных видов познания (поиск логоса в сущем). В том числе человеческое слово – ведь оно прообраз Божьего.
Очень диалектично Вы рассуждаете, приятно иметь такого собеседника. Спасибо за общение.
  • Безух Юрий Валентинович Автор offline 3-06-2020
Я рад нашей дискуссии. Думаю, все мы стали богаче. Всем спасибо.
  • Безух Юрий Валентинович Автор offline 4-06-2020
Как Бог начинается там, где заканчивается Природа, но еще не заканчивается Человек, так и философия начинается там, где заканчивается доказательная наука, но не заканчивается сфера познания человека. Лев Толстой писал, что наука отвечает на вопрос как?, но не отвечает на вопрос почему?
Для этого и существуют философия и религия.
Кстати, психология, как и медицина вообще, это и наука, и искусство, и таинство. Это сейчас врачей при помощи т.н. стандартов пытаются превратить в ремесленников.
  • Сергей Петров Автор offline 4-06-2020
Очень интересное утверждение Вы выдвинули, Юрий Валентинович.
Однако мне представляется, что философия начинается раньше, чем только уже за гранью доказательства. Сказать так – это значит признать её бездоказательную природу. Что, по моему убеждению, неверно. И Бог, думается, начинается не только за гранью природы, а уже в ней и даже раньше неё. Он-то её и произвёл на свет. Как сфера Бога включает в себя всё, так сфера философии включает в себя всякое познание, в том числе и доказательную науку.
Ведь и точные науки начинались, можно сказать, с философии, с рассуждения. Потом уже они отпочковались, формализовались, выработали свой специальный язык. Так что философия – всеобъемлюща, для всех видов познания мира.
Бог – отец всего сущего. Философия – мать всех наук.
Совершенно верно, Юрий Валентинович, насчёт психологии, которая во многом внерациональна. Но всё-таки её почему-то называют наукой. Тем более может являться наукой философия, которая в состоянии рационально доказывать свои положения. Религия доказывает свой ответ на «почему» с помощью духовного опыта и откровений, философия – с помощью интеллектуальной интуиции + логики, которая её систематизирует.
Подобно психологии, появились и новые внерациональные способы познания мира, в частности человека, которые многими пока не признаются наукой. Например, соционика. Но она в известном смысле даже более доказательна, нежели психология.
А насчёт врачей-ремесленников – это правда, они значительно преобладают в социуме. Но Вы наверняка не такой доктор. И вот эти единичные примеры дают надежду, что у человечества ещё не всё потеряно, в том числе и в сфере морали.
  • Безух Юрий Валентинович Автор offline 4-06-2020
Уважаемый Сергей Петрович, я ни в коей мере не отрицаю, что философия это наука. Но это не только наука, (одна из сотен научных дисциплин), а нечто большее. Безусловно Бог включает в себя все, но мы то задумываемся о нем, понимая что есть нечто большее чем только природа. Древние греки считали что телом мы природные (звери), а вот дух, разум соединяет нас с богами.
  • Феликс Николаевич Фельдман Автор offline 4-06-2020
Как замечательно, что поэты философски рассуждают и ищут конечные смыслы бытия. Даже неважно достигнуто единомыслие или нет, важно, что мыслители в пути.
К сожалению философия партийна, поэтому всё ещё может быть научной или не научной. Аристотель разделил всё человеческое знание на физику и метафизику. С его времён метафизика стала философией вплоть до Фейербаха, почему Энгельс и заявил, что с концом немецкой классической философии наступил и конец философии. Это означает не более как отказ философии заменять собой науку. От философии, писал Энгельс, осталась разве что логика и теория познания. Т.е. исчезла претензия, но осталось мировоззрение. Философия как мировоззрение имеет теперь уже только свой предмет: объект, субъект и отношение субъекта к объекту. Остальное от лукавого. Как мировоззрение философия можно популярно сказать триедина. Здесь было много дискуссий. Например, логика как часть теории познания или диалектика как логика и теория познания и пр.. Т.е. в философии как мировоззрении её родовые части взаимопроникаемы. Это значит также ( популярно), что наше онтологическое знание следствие нашей гносеологии. Здесь как раз и возникает партийный водораздел. Марксизм считает, что только материалистическая диалектика превращает философское мировоззрение в научное.
В этом случае философия идёт в ногу с наукой, т.е. имеет дело только с естественным, а не с сверхъестественным. Здесь нет места богу. Атеизм, кстати, не отвергает Бога, а только проверяет доказательства его существования.
Может ли философия будущего, оставаясь научным мировоззрением , перестать быть партийной? Иначе: материализм и идеализм могут сближаться? Основной вопрос философии. О Бердяеве я писал, здесь есть моя статья. Как работает диалектика Маркса в в отношении такого синтетического понятия как образ жизни тоже есть статья здесь "Общественный идеал Карла Маркса и марксизм". О сближении тоже писал когда-то. Здесь имеется Вступление. А статья называется: Пpoблeмa человечества с космической перспективы. Хотите, опубликую.
  • Безух Юрий Валентинович Автор offline 4-06-2020
Конечно, хотим. Вы видите какой интерес вызвала статья Сергея Петрова.
  • Сергей Петров Автор offline 4-06-2020
Да, уважаемый Юрий Валентинович, Вы всё верно сказали.

Уважаемый Феликс Николаевич, безусловно, согласен с Вами, что не только материалистическая диалектика научна. Но бедным штатным философам советского периода нельзя было думать иначе.
С удовольствием ознакомимся с Вашим взглядом на проблему сближения материализма и идеализма. Он интересен.
  • Лео Автор offline 4-06-2020
Цитата: Феликс Фельдман
Может ли философия будущего, оставаясь научным мировоззрением , перестать быть партийной?

О том, что философы всех мастей стремятся выявить общие закономерности известно всем. На мой взгляд, правомерен другой, риторический вопрос: работал ли "закон Архимеда" до рождения самого Архимеда? Если предположить, что существует некая "абсолютно истинная философия" (вещь в себе вне нашего сознания) и полностью работоспособна, то причем здесь сугубо человеческая "партийность"? - Партийность пришили, как "кобыле хвост". Партии и их вожди ВСЕГДА будут стараться монопольно присвоить и, искажая, обратить в свою пользу любые (интеллектуальные в т.ч.) достижения.
Спасибо.
  • Сергей Петров Автор offline 4-06-2020
Да, разделяю Вашу позицию, уважаемый Лео. Истинную философию (= содержащую в себе истину) невозможно сделать научной искусственно, с помощью партийности. Она и так научна, поскольку заключает в себе истину.
  • Феликс Николаевич Фельдман Автор offline 5-06-2020
Цитата: leo
Партийность пришили, как "кобыле хвост"


Уважаемый Лео. Точно так же как нет необходимости пришивать кобыле хвост поскольку она и так уже его имеет, нет необходимости придумывать философии партийность. Она существует от века в истории общественной мысли. Это не партии в политическом смысле слова. В философии это материализм и идеализм -- два крупнейших направления общественной мысли. Отрицать этого не может никто, так как сами философские светила это признают.
Другое дело есть ли проблемы, где эти направления могут сходиться или, по крайней мере, сближаться. Я рискнул ответить на этот вопрос положительно в упомянутой статье и, если Вы не против, я готов её здесь выложить.
  • Лео Автор offline 6-06-2020
Ну, конечно же не против!!!
Цитата: Феликс Фельдман
материализм и идеализм -- два крупнейших направления общественной мысли.

Я бы уточнил: две платформы и два основных способа мышления – соответственно два различных результата, полученных от применения каждого способа в отдельности.
На мой взгляд произошло искусственное противопоставление различных инструментариев, более или менее уместных в тех или иных сферах (как говорят, "не мытьём, так катаньем"). - Надо полагать, той или иной философии присуще сугубо субъективное качество, несмотря на группирование мыслителей в соответствующую "команду".

Касательно "сближения" – пожалуй, "в одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань". - Хотелось бы ошибиться.
  • Михаил Перченко Автор offline 6-06-2020
Всё это умствование захватывающе интересно. А то, с каким жаром умствуют именно поэты - симптоматично, что позволяет мне вернуть вас. мои дорогие коллеги к задаче сайта, как "ШКОЛЕ ПОЭЗИИ". Философия везде и во всём. Ведь даже невежество - это тоже философия. Проскользнуло в комментариях ненароком, вскользь глубокая, истинная мысль, что поэт таки может и даже обязан быть философом, ибо поэзия даже лирикой утверждает отношение к действительности, не говоря уже о гражданской лирике и совершенно уже в ординарном жанре, не вызывающем возражений и удивления, философской поэзии. Поэт - в самом первозданном предназначении философ. И настолько, что предоставляю вам полную возможность пофилософствовать на эту долженствованно родную нам всем влюблённым и творящим поэзию тему. Надеюсь, вы понимаете,что я имею ввиду под явлением истинной поэзии. Слово - это Поэт и оно было в начале. Вся философия начинается с этого понятия, с этого желания понять себя и других, понять живой мир человека, природы и Вселенной. Как хотелось бы, чтобы каждое удачное наше стихотворение вызывало бы такой жаркий шквал обсуждения, как почти абстрактная статья Сергея Петрова, далеко не актуальная для нашего сайта.
  • Сергей Петров Автор offline 6-06-2020
Да, согласен с Вами, Михаил Абрамович. Мне тоже жаль, что нет аналитических разборов поэзии на сайте. Хотя есть, но недостаточно полные. Наверно, из-за боязни обидеть.
 
  Добавление комментария
 
 
 
 
Ваше Имя:
Ваш E-Mail: