Миф, сказка, фантастика?

Эссе о сказках, миф эссе, эссе о фантастике. Эссе о картине. Рассказ по картине «Между берегов». Хорошая фантастика на картине Владимира Тарасенко, настоящая! А вы что думали: миф, легенда, сказка тождественны понятию «выдумка»? Сказано «сказка» – значит, иронично смеяться положено?

По картине Владимира Тарасенко «Между берегов» (2008)

Нет, меня никто не просил заходить на этот Причал. А может, Морской Вокзал. Просто увидела – и не смогла пройти мимо. Явилась со своим взглядом, хотя давно было сказано: «В чужой монастырь со своим уставом...»
У меня и билета-то нет, а туда же!
Ну, что ж делать... Будем считать, что я здесь кого-то провожаю.

Я вообще обожаю картины, которые можно видеть по-своему, которые и нарисованы-то художником специально не как принято, а как видит он. А я, каюсь, могу увидеть даже и не как он, а как я. Но ведь это же здорово! Это, по-моему, наоборот, классно, когда картина сделана так, что каждый может видеть её совсем-совсем особенно... будто она написана только для него. Лично для него.
И вот я вдруг вижу – нечто вроде лаборатории творца и мыслителя, плоды чьих трудов наделяют людей волшебным свойством – попадать на Причал, с которого все катера и яхты отплывают в совершенно невероятных направлениях. В сказку. В прошлое. В будущее. В мир, существующий только в воображении фантаста. В любом направлении, которое привлечёт именно тебя.

Здесь есть все возможности: можешь выбрать огромный том «Медицины» с закладками. Открывай – и путешествуй по человеку внутри, по его отдельным мирам-органам. Отдельным-то отдельным, но все они связаны друг с другом. Условно говоря, даже левое ухо и правая пятка. Как обычными тропинками-артериями, так и более современными дорогами-нервной-системы с поездами-импульсами, а то и супершоссе-космодромом! Сидит такой себе «Королёв» где-то в Башне Богов на Альфе Центавра, посылает сигнал-мысль по космическим радиодорогам в мозг индивидуума, и индивидуума осеняет некая идея, которую он, конечно, сам придумал. Но тогда почему вскоре эта же идея осеняет кого-то другого, незнакомого, и он тоже начинает думать в том направлении? А на самом деле просто сигналы носятся в воздухе.

Но если устройство человека вам неинтересно (хотя зря! там ещё столько неисследованного... сплошные белые пятна!), вы всегда можете выбрать что-то другое. Допустим, «Записки о метаморфозах». То есть о превращениях чего-то (или кого-то) одного в совершенно другое. Ведь это же безумно увлекательно! Кто сказал, что мы не гусеницы, сбрасывающие смертельно уставшее, износившееся старое тело, чтобы стать прекрасной бабочкой в теле тонком, светящемся, не видимом физическому глазу?

Ах, вы вообще не по этой части? То есть человек как объект изучения вас не привлекает и с метафизической стороны? Так в чём же дело, выбирайте любую сирену, можно даже эту, под номером 049, – и двигайте на ней прямо в область мифов! Нет такой области? Как же нет – вполне реальная область, только находится на карте прошлого, и путешествуют по ней с помощью такого инструмента, как историческая этнография. А вы что думали: миф, легенда, сказка тождественны понятию «выдумка»? Напрасно. Вполне нормальный способ передавать знания будущим поколениям условным, символическим языком.
Если вы разумный человек, вы же не станете утверждать, что Бог висел-висел в тёмном пространстве, в абсолютной пустоте, занудился и для развлечения быстренько, всего за шесть дней, сотворил всё, что есть в мире? А теперь сидит на облаке и наш «цирк» смотрит, да? Бедненькое воображение, прямо скажем, и с логикой явно не повезло...
А вот «баба-яга», как уже доказано, действительно была. Вернее, «бабы-яги». Условно говоря, специалистки по инициации-посвящению юношей-Иванушек и девушек-Алёнушек во взрослые члены рода. И проводили они обряды, в том числе, и по тому, что связано со смертью, метаморфозами, тайнами духов-предков. В избушках для этого и гробик был припасён – так что проходящие обряд пугались не на шутку и действительно «ощущали», что побывали в загробном мире.
Так и зрители в цирке, попадая на арену под власть гипнотизёра, верят во всё, что он им внушает. Но мы же не станем объявлять этих зрителей дураками, а гипнотизёров – не существующими, фантастическими существами? Вот и сказки содержат в себе совершенно реальные знания и о прошлых цивилизациях, и об устройстве Вселенной, но для лучшего обучения и запоминания передавались слушателям в виде цепочки символов, где под каждой «избушкой» и «волшебным клубочком» подразумевались совершенно реальные вещи. Только, пока не произошёл культурный разрыв поколений, пока была передача из уст в уста в пределах рода, слушатели правильно понимали язык символов. А скажите сейчас любому юному Иванушке, даже верующему, слово «Бог-Отец» – спорим, что он Его седым старичком на облаке вообразит?

Ну хорошо, не будем о «фантастике». Здесь есть ещё, в чём порыться и что для себя подобрать. И географические карты-путеводители по «белым пятнам» и неоткрытым землям – пожалуйста. Можно, «Норд», можно «Вест», какую хотите. Например, карту Пири-реиса, который хоть и чертил её в 16 веке, но пользовался для её составления более древними картами, а том числе античными, до нашей эры. И на этой его карте – ещё не открытые на тот момент Анды в Южной Америке, Фолкленды и даже очертания Антарктида – без льда. И как быть? Отнесём к мифам? А карта настоящая, находится в дворцовой библиотеке в Стамбуле.

А знаете, это ведь даже и не Причал. То есть не только. Одновременно с ним то, что я увидела, оказалось и театром, и... кораблём. Или театром на корабле. Почему? Ну как же, вот и стулья – кнопочки пишущей машинки, и сцена со ступеньками, и катушка с канатом, чтоб можно было «Отдать концы!», и корабельный компас, по которому штурман держит курс, и даже старинная телефонная трубка. Так и чудится, что сейчас застучат кнопочки, раздастся звонок, а за ним – голос капитана: «Полный вперёд!» Вот уже и флаги подняли.... вроде как флаги. Один – ну точно звёздно-полосатый, только аккуратно разрезанный на полосочки. Другой – красный, мол, советский, но – с шутовскими колокольчиками-бубенчиками. А для чего? А для иллюзии. Чтоб воспринималось как миф, как сказка.
Но ведь Причал-то есть! Вот и женщина с «кравчучкой» сидит на скамеечке, читает, ожидает посадки, а другая, с дочкой, уже двинулась вперёд – вот они под фонарём проходят. А эта парочка уже на корабле, возле канатной катушки. Живые люди – какой же тут миф?
А надо так. Сказано «сказка» – значит, шутка, глупость, в этих местах иронично смеяться положено – не зря же вам автор вместо записанного смеха-подсказки бубенчики на флаге пририсовал! Это чтоб у вас условный рефлекс выработался. Миф – выдумка, фантастика. Хотя так ли уж фантастична фантастика? Американский писатель-фантаст Морган Робертсон за 14 лет до гибели «Титаника» предсказал все её детали в романе «Тщетность», только корабль у него назывался чуть-чуть не так – «Титаном». А поэт Хлебников придумал Всемирную Сеть (прообраз Интернета) в виде летающих красных молний на голубом небе, которые, передавая и принимая информацию, связывали всё человечество. И утверждал, что «молнии» – это у него просто образ, метафора, но сама Сеть будет реальным технологическим достижением. Жюль Верн же вообще всё предсказал, что появилось в следующем веке. Так почему бы не считать «бабу-ягу», «Бога» и т.д. теми же «красными молниями», то есть условным термином? Ведь суть от названия не меняется. Главное – понимать правильно – образно, а не буквально. Тогда не будет соблазна воображать себя передовым отрядом человеческой цивилизации, а предшественников – дикарями. Дикари-то – увы, мы с вами, мир стремительно упрощается и дичает...
А представьте – на Земле катастрофа, гибель цивилизации... археологи будущего находят в земле комп и думают: как именно древние использовали этот ритуальный предмет при обрядах?

Хорошая фантастика на картине Владимира Тарасенко, настоящая! Такая, как у Робертсона, Хлебникова и Жюль Верна. Сплошные античные «Метаморфозы». Думать – не передумать... Хотя бы о том, почему женщина на скамейке находится на огромном томе под названием «Соль». Поэтическая метафора Мирового Океана? Или глубоко упрятанной в сказках сути условных терминов?
Мечтаю, чтобы хоть когда-нибудь появились мода и спрос на (перефразируем Пушкина!) неленивых и любопытных.

Я тут нашумела, «надумала», и не факт, что художник подразумевал именно это. Неважно! Во-первых, я тут просто кого-то провожаю... или встречаю... и болтаю для времяпровождения. А во-вторых, картина-то называется «Между берегов», а каких – не указано. Так будем считать, что это у меня фантазия «между берегов», точнее – без берегов! В полёте. Вернее, в плавании... долгом... :)

Эссе о сказках, 2020 г.

Эссе о сказках
Не забывайте делиться материалами в социальных сетях!
Эссе о сказках, миф эссе, эссе о фантастике. Эссе о картине. Рассказ по картине.
Избранное: мифы и легенды, рассказ по картине, современное эссе
Свидетельство о публикации № 18071 Автор имеет исключительное право на произведение. Перепечатка без согласия автора запрещена и преследуется...

  • © Светлана Скорик :
  • Эссе
  • Читателей: 428
  • Комментариев: 1
  • 2020-10-31

Стихи.Про
Эссе о сказках, миф эссе, эссе о фантастике. Эссе о картине. Рассказ по картине «Между берегов». Хорошая фантастика на картине Владимира Тарасенко, настоящая! А вы что думали: миф, легенда, сказка тождественны понятию «выдумка»? Сказано «сказка» – значит, иронично смеяться положено?
Краткое описание и ключевые слова для: Миф, сказка, фантастика?

Проголосуйте за: Миф, сказка, фантастика?


    Произведения по теме:
  • Утраченный ковчег
  • Эссе на тему детства. Утраченный ковчег. Описание к картине современного художника. Это ведь ваш ковчег – утраченный ковчег вашего детства.
  • Нет времени
  • Вы таки будете смеяться, но миниатюра - о времени. О его обличьях как данности, которую не выбирают, и как слова, которым можно поиграть.
  • Ода мещанину

  • Виталий Шевченко Автор offline 2-11-2020
Прекрасное эссе, Светлана Ивановна!
 
  Добавление комментария
 
 
 
 
Ваше Имя:
Ваш E-Mail: