Эссе на тему детства. Утраченный ковчег. Описание к картине современного художника. Это ведь ваш ковчег – утраченный ковчег вашего детства.
Вы будете смеяться, но я действительно знаю одну картину современного художника, которая только притворяется, что она картина. На самом деле это портал. Нечто вроде того очага, который можно было проткнуть носом и за которым находилась дверь с замком для золотого ключика.
Она смотрит на вас и говорит: «Я картина. Очень современная картина, стильная, модерновая. Вот попробуй угадать, к какому я принадлежу -изму!».
Не верьте, друзья! За -измами ничего не стоит, -измы – условные значки-символы для удобства экскурсоводов и теоретиков от истории искусств. Сами художники просто прикрываются ими для пущей загадочности и обособленности. Если картина – Явление, она не впишется ни в одну нишу, в ней такие тайны, которые не разгадать ни одному теоретику. Но вы сами сможете открыть их, если забежите к себе в детство и попросите Буратино одолжить золотой ключик. На то он и золотой, что может открывать любые-любые тайны холста...
...Я повернула ключик и поняла, чего стыдился этот портал, стараясь загородить себя солидными названиями. Он вёл прямо в детство. К киту из «Конька-горбунка», на чьей спине пахали, собирали урожай и справляли свадьбы целые деревни. К до сих пор тонущему «Титанику», чьих пассажиров всё ещё продолжают спасать целыми и невредимыми и даже не постаревшими. К Солнцу и Месяцу Месяцовичу, встречающимся на небосводе и заглядывающим друг к другу в гости, в алый или золотой шатёр-иглу – такой, как у эскимосов. К тюленям, мишкам, северным оленям и ездовым собакам из музея краеведения, куда папа водил меня, маленькую, за руку. К кудлатой дворовой собаке, которую я потихоньку прикармливала в подъезде мамиными оладушками. К подводной лодке, о которой мы пели всем классом, выступая на концерте в пошитой к этому случаю почти настоящей форме подводников. К старому кухонному столу, где ютились сахарница и вазочки с ароматным вареньем и порой проливалось молоко – белое, как мороженое или льдина из Северного Ледовитого. К жирафам из «Айболита» и из стихотворения Гумилёва, которые я так любила читать, что даже выучила наизусть. К африканскому водопаду Виктория из «Клуба кинопутешествий» с Юрием Сенкевичем.
Все они преспокойно уживались вместе. Мишки, жирафы и олени сидели рядом, за одним длинным пиршественным столом, на спине у кита, и собирались прикидываться зверями Ноя, пока не минует опасность. День и Ночь поделили между собой две половинки неба, потому что им надоело меняться местами и уступать друг другу, – куда спокойнее просто разделить сферы влияния! Собака забрела на льдину с пролитым молоком и принюхивалась к вишнёвому варенью из вазочки. Водопад Виктория куда-то падал прямо на краю Северного Ледовитого, но, в конце концов, имеет же он право тоже сходить в гости! Эскимос перекликался с подводником, а над подводной лодкой поднимался воздушный шар в оболочке яблока и обещал прокатить меня аж до «Титаника»: может, мне сверху удастся разглядеть ещё кого-то из не выловленных.
Самого Ноя не было, но раз картина называется «Северный ковчег», то можете не сомневаться, что и он каким-то боком тоже причастен к этой компании. Возможно, зашёл по соседству к капитану «Титаника» или в кают-компанию подводников – не всё же со зверями беседовать!
Там вообще все очень дружелюбные и общительные, недаром столько мостиков, трапов и лесенок между объектами переброшено. Надо будет и самой всех проведать. Да вот хотя бы по этой зелёно-жёлто-розовой радуге, что как искрящаяся льдом горка сбегает с айсберга. Я давно хотела пройтись по радуге, только она раньше каждый раз ускользала, а тут, смотрите-ка, сама подзывает.
Я, конечно, понимаю, что серьёзные дяди и тёти-искусствоведы так картину описывать не будут. Про картины надо говорить, упоминая «фон», «передний план», «цели и задачи», «стиль» и «школы», – всё, что положено. Но ведь эта картина только притворяется картиной, так зачем же делать вид, что веришь в её лапшу? Фиговый листик её -изма так жалко и куце смотрится, истрёпанный северными ветрами, что, право, хочется его пожалеть и сделать вид, что даже не заметила. Нет, я просто схожу к своим старым знакомым, а вы, если хотите, поищите здесь своих друзей-приятелей, а не хотите – попробуйте разглядеть передние цели и задние манеры или как там их зовут, эти стрёмные фиговые листики вертлявых -измов... Каждому – своё на этой общей картине нашего бытия, называемой XXI-м веком.
Как знать, вдруг ещё занесёт кого-то из нас на новый «Титаник» или ковчег – хоть будем знать, как спасаться от потопов и оледенений в международных отношениях, как медведям мирно ужиться с тюленями и почему там, на общем Северном Ковчеге, никто никого не съедает. Вдруг пригодится? На веку как на долгой ниве, говаривала моя мама, – и то случается, чего быть никогда не может.
В сущности, это ведь и ваш ковчег – утраченный ковчег вашего детства, где было так надёжно, легко и интересно, где всё обещало счастье и верилось в это – безоговорочно. Поверьте же в то, что на вашей улице случится праздник, что счастье просто ждёт за углом и хочет обрушиться негаданно-нежданно, как фонтан сюрпризов. Если во что-то верить – иногда сбывается. Да что там – всегда сбывается. Только чаще уже тогда, когда и о самой мечте-то не помнишь...
Вот она, ваша мечта, здесь, на утраченном ковчеге. Посмотрите и вспомните её, себя, каким вы были тогда, молодых родителей, реалии той незабываемой, бесконфликтной жизни – и возьмите всё с собой в продолжающееся плавание по океану судьбы.
2015 г.
«Северный ковчег» (2014).
© Роман Рахматулин, картина
Для увеличения изображения
нажмите на фото
Не забывайте делиться материалами в социальных сетях!