Возвращение (Лоуренсу Аравийскому)

      
 

Арабские войска перед капитулировавшей Мединой, 1919 год

Лоуренсу Аравийскому, эмиру пустыни

Небеса Аравийской пустыни
Пьют по капле бесценную воду
И сияют мечети в Медине,
Освящая дорогу восходу.

Здесь постиг я, что все иллюзорно.
Мир – лишь зыбкая музыка ветра.
Принимай ее звуки покорно,
Не ищи на вопросы ответа.

Я познал опьяненье сражений,
Упоенье победой без боя
И безудержный страх поражений,
Разъедающих души героев.

Очарован великими днями
Я был верен чужому народу,
Чтоб арабы, воспрянув, подняли
На знамёнах ислама – свободу.

Я был глуп. До конца безрассуден
Был мой план. Я виновен безмерно!
Нет «безлунных ночей» и не будет…
Я наказан Аллахом, наверно.

Самолёта завоют турбины.
Боль по капле мне годы отмерит.
От Дамаска до Светлой Медины
Я был Богом! Но кто же поверит…
_______________________________

Томас Эдуард Лоуренс, или Лоуренс
Аравийский (1888-1935) – британский
разведчик, археолог, писатель, дипломат,
предводитель Арабского восстания
1916-1918 гг.












Томас Эдуард Лоуренс, период 1919-1924 гг.











Арабские войска перед капитулировавшей Мединой, 1919 год.
Фото: Hussein Effendi / Imperial War Museums 
2 Проголосовало
Избранное: исторические стихи
Автор имеет исключительное право на стихотворение. Перепечатка стихотворения без согласия автора запрещена и преследуется...
В можете поделиться ссылкой на материалы на сайтах и в социальных сетях!

Стихи.Про
Подборка стихотворений по теме Возвращение (Лоуренсу Аравийскому) - Исторические стихи. Краткое описание и ключевые слова для стихотворения Возвращение (Лоуренсу Аравийскому) из рубрики Исторические стихи : Стихи о Лоуренсе Аравийском, британском разведчике и археологе, об Арабском восстании 1916-1918 гг. Небеса Аравийской пустыни пьют по капле бесценную воду. Проголосуйте за стихотворение: Возвращение (Лоуренсу Аравийскому)

Стихотворения из раздела Исторические стихи:
  • До Победы!
  • стихотворение на военную тематику.
  • «Дал Красный Май земле свободу...»
  • Стихи про послевоенные годы и моё рождение, про дату окончания войны. Сорок седьмой, послевоенный. Мне с этой датой незабвенной в рожденьи очень повезло.
  • Князь
  • Стихи о древнем славянском князе, его гибели и тризне. Обряды языческой Руси. В призрак пришедшей за ним ладьи Дымом уходит князь. Лорина Тесленко.
Исторические стихи

  • Феликс Николаевич Фельдман Автор offline 23-11-2020
На знамёнах ислама свободу.


Очень странный вывод. К тому же неуклюжая инверсия.
  • Натали Автор offline 23-11-2020
Цитата: Феликс Фельдман
Очень странный вывод.

Феликс Николаевич, это не мой вывод. Это история. О Лоуренсе Аравийском я знаю, практически, все, что можно было найти о нём в свободном и даже не в свободном доступе. Стихотворение написано об одном из периодов его жизни. Арабское восстание, лидером которого был Лоуренс Аравийский, представляло из себя антитурецкое освободительное движение 1916—1918 годов, которое в итоге привело к образованию на Ближнем Востоке независимых арабских государств. Арабские племена объединились для освободительной борьбы против турок, но Британия разыграла карту по-своему. Что же странного в том, что со знаменами ислама арабы завоёвывали свободу?
Феликс Николаевич, очень прошу Вас аргументировать, если что-то Вам кажется странным. Обсудим и прийдём к какому-то мнению.

Цитата: Феликс Фельдман
К тому же неуклюжая инверсия

А какая уклюжая? Подскажите, пожалуйста, вариант. С удовольствием к Вам прислушаюсь.
  • Феликс Николаевич Фельдман Автор offline 23-11-2020
Натали, при чём тут Лоуренс и история. Это ваш вывод, который вы приписываете роли Лоуренса и истории. Если хотите, я вам отвечу в "личку", потому что люди устали от идеологических баталий, а сайт этот литературный, а не политический.

Не сомневайтесь в моём уважении к Вам.
  • Натали Автор offline 23-11-2020
Цитата: Феликс Фельдман
Натали, при чём тут Лоуренс и история. Это ваш вывод, который вы приписываете роли Лоуренса и истории.

Феликс Николаевич, потому что данное стихотворение посвящено именно Лоуренсу Аравийскому, о чём указано в названии. Лоуренс сыграл свою роль в истории, хотите Вы этого или нет.

Я не имею привычки кому-либо что-то приписывать. Идеологических баталий лично я на страницах Стихи.про не затеваю, потому как сайт литературной направленности. Судя по Вашей реакции, Вы раздражены тем, что усмотрели в моем стихотворении какой-то свой смысл, который мне непонятен и зачем-то пытаетесь перевести дискуссию в политическую плоскость.
Я ответила Вам на Ваш комментарий. Если Вас мой ответ тоже раздражает, то проблема лежит не в области дискуссии, а, вероятно, совершенно в другой плоскости.

Цитата: Феликс Фельдман
К тому же неуклюжая инверсия

Цитата: N.A.Talis
А какая уклюжая? Подскажите, пожалуйста, вариант. С удовольствием к Вам прислушаюсь.


Цитата: Феликс Фельдман
Если хотите, я вам отвечу в "личку", потому что люди устали от идеологических баталий, а сайт этот литературный, а не политический.


Мою просьбу предложить варианты исправления инверсии, которую Вы с размаху "любезно" назвали неуклюжей, Вы проигнорировали, тем самым дав понять, что готовы вести дискуссии на политические темы в личке (чего мне совершенно не хочется ни в личке, ни в открытом доступе) ибо от политики устала, как и все), но дать дельный совет по поводу инверсии, которая Вам так не понравилась, не захотели. А ведь данный сайт ставит своей основной целью обсуждение литературных вопросов и предоставляет возможность авторам делиться секретами поэтического мастерства. Критика тоже приветствуется, но конструктивная, а не просто оскорбительная констатация какого-либо недочета у автора.


Цитата: Феликс Фельдман
Не сомневайтесь в моём уважении к Вам.

Феликс Николаевич, к сожалению уже сомневаюсь.
  • Сергей Петров Автор offline 24-11-2020
Поддерживаю госпожу Н.Талис относительно "технологии" ведения дискуссий. Если уж что-то заявлено о недостатках произведения, то это нужно обсуждать публично, а не по принципу "концы в воду". Иначе создаётся впечатление неуверенности комментатора в собственной позиции. При всем большом уважении к комментатору.
  • Феликс Николаевич Фельдман Автор offline 24-11-2020
Боже, сколько эмоций. Мне казалось, что вам будет интересно. Как хотите. А фраза, о которой речь, прочитывается вне вашего желания без знака препинания в двух вариантах:

1. На знамёнах ислама -- свободу
2. На знамёнах -- ислама свободу

Это как в известной фразе: "Казнить нельзя помиловать".

С моей точки зрения и то, и другое ошибочно, но это другой разговор. Поставили бы тире или двоеточие после слова "ислама", была бы ясна, по крайней мере, позиция автора.

Не сомневайтесь, Натали.
  • Натали Автор offline 24-11-2020
Цитата: Petrov Sergey
Если уж что-то заявлено о недостатках произведения, то это нужно обсуждать публично

Petrov Sergey, спасибо за поддержку.

Цитата: Феликс Фельдман
Боже, сколько эмоций.

Это не эмоции, Феликс Николаевич, это логика рассуждений.

Цитата: Феликс Фельдман
1. На знамёнах ислама -- свободу
2. На знамёнах -- ислама свободу

Это как в известной фразе: "Казнить нельзя помиловать". Поставили бы тире или двоеточие после слова "ислама", была бы ясна, по крайней мере, позиция автора.

Спасибо. Выбрала первый вариант, поскольку речь о свободе, как таковой.

Цитата: Феликс Фельдман
С моей точки зрения и то, и другое ошибочно, но это другой разговор.

Почему ошибочно?
Нашла примеры, но, как ни странно, все они о турецких войнах:
1). https://molodijne.odessa.gov.ua/wp-content/uploads/2020/08/3.-Zayava-pro-viznachennya-obsyagu-SEO-DPT-zemelnoyi-dilyanki-u-drukovanih-vidannyah.pdf
2). http://old-mariupol.com.ua/na-znamenax-svobodu-nesli/

Но я всегда рада возможности поучиться у метров, чтобы в последующем знать, как правильно и не допускать неточностей, так что буду благодарна, если объясните, в чём ошибка.

Цитата: Феликс Фельдман
Не сомневайтесь, Натали.

Договорились.
  • Безух Юрий Валентинович Автор offline 24-11-2020
Для меня ценность стихотворения прежде всего в том, что я узнал новое имя и, скажем прямо, далекий от нас фрагмент истории, где, насколько я понимаю, обе стороны боролись под знаменем ислама.
  • Натали Автор offline 24-11-2020
Цитата: lik
где, насколько я понимаю, обе стороны боролись под знаменем ислама

Юрий Валентинович, это так. Действительно обе стороны исповедовали ислам. Это тот самый вариант, когда одна вера никак не повлияла на взаимопонимание сторон, поскольку со стороны Османской империи были территориальные претензии.

Лоуренс Аравийский великолепно знал арабский язык и Коран. Он был, фактически, тайным лидером Арабского восстания (не зря его называли Лисом пустыни) и, бесспорно, его дружба с Уинстоном Черчиллем, также сыграла большую роль в создании полунезависимых государств - Ирака и Иордании. Королевство Ирак возглавил принц Фейсал, с которым Лоуренса объединяло не только общее дело, но и дружба, а эмир Абдалла ибн Хуссейн стал главой Трансиордании. В манифесте «Лиги арабского отечества» было отмечено, что "арабы осознали свою национальную, историческую и этнографическую однородность, и хотят отделиться от гнилого османского древа с целью образовать независимое государство". Обещания Боитании данные Хусейну ибн Али о создании объединённого независимого государства закончились разделом сферы влийний на Ближнем Востоке между правительствами Великобритании, Франции и Российской империи.

Рукопись, посвящённая Арабскому восстанию "Семь столпов мудрости" имевшая вид дневников, была утрачена во время аварии. Самолёт, в котором находился Лоуренс, упал недалеко от Рима. Оба летчика погибли. Лоуренс выжил, но получил перелом трех ребер и позвоночника. Одно ребро проткнуло лёгкое и в течение всей оставшейся жизни при нагрузке вызывало сильную боль. А книга "Семь столпов мудрости" вышла , на мой взгляд, великолепная. Посвящена она другу Лоуренса Дахуму, который умер от тифа. Именно его называли "Безлунная ночь" - так переводится с арабского Дахум. А Лоуренса арабы называли "королём Аравийским", но в историю он вошёл как Лоуренс Аравийский. Вот такая история.
  • Феликс Николаевич Фельдман Автор offline 24-11-2020
Но я всегда рада возможности поучиться у метров, чтобы в последующем знать, как правильно и не допускать неточностей, так что буду благодарна, если объясните, в чём ошибка.


Нет, нет, Натали. Речь здесь совсем не о поэзии, а об идеологии. Но мы договорились политических проблем не поднимать.
  • Натали Автор offline 25-11-2020
Цитата: Феликс Фельдман
Речь здесь совсем не о поэзии, а об идеологии.

Феликс Николаевич, говоря о свободе я имела в виду объединение арабских племен с целью освобождения от Османского ига. В манифесте «Лиги арабского отечества», который в Париже опубликовал Наджиб Азури заявлялось о том, что "арабы осознали свою национальную, историческую и этнографическую однородность, и хотят отделиться от гнилого османского древа с целью образовать независимое государство".

В стихотворении говорится об этом желании арабов объединиться ради победы над Османской империей. Конечно, Ауда абу Тайи присоединился ради военной добычи, а не только ради идеи изгнания турок из Аравии, но это сыграло свою роль во взятии Дамаска, поскольку воины Ауды считались лучшими в Аравии. Конечно последующее соглашение Сайкса-Пико все достижения арабов свело на нет. Обманула Британия Лоуренса и арабов. Это и отражено в строках: "Я был глуп. До конца безрассуден был мой план". А вот фразу "Я виновен безмерно!" Лоуренс часто любил повторять, поскольку во всех проигрышах винил себя.
  • Лео Автор offline 25-11-2020
Вначале о самом произведении: не берусь судить об исторической достоверности заявленного материала, но форма подачи - безупречна.
Цитата: Petrov Sergey
Если уж что-то заявлено о недостатках произведения, то это нужно обсуждать публично, а не по принципу "концы в воду".

На мой взгляд перейти в кулуарный (скрытый) режим обсуждения возможно только после удаления из публичной сферы всех комментариев, содержащих те или иные упрёки или возражения.
N.A.Talis ведёт дискуссию в высшей степени корректно.
Спасибо.
  • Натали Автор offline 25-11-2020
Цитата: leo
Вначале о самом произведении: не берусь судить об исторической достоверности заявленного материала, но форма подачи - безупречна.

Спасибо, Лео. История, которой мы не были свидетелями, всегда может быть неточной, неверно трактованной или искажённой. Как это ни странно, но именно исторический аспект бывает наиболее субъективным и чем дальше от реальных событий мы отдаляемся, тем сложнее найти правду. Я обычно стремлюсь поднимать все разноплановые источники и делать анализ на основании прямых и косвенных свидетельств и фактов, в том числе и нарративов. Ретроспективное восстановление событий на основании психологического анализа текстов и других материалов (фото, видео, беседа, наблюдение и т. д. ) - один из аспектов моей профессиональной деятельности.

О Томасе Эдуарде Лоуренсе у меня сложилось определённое мнение - умён, харизматичен, талантлив, великолепно образован, неординарен, амбициозен и при этом жертвенен, бесстрашен до мазохизма, жесток и чувствителен, способен к проявлению жалости и великодушия, принципиален и двойственен одновременно. Обладает сильной волей и способностью к манипуляциям. Излишне эмоционален (иногда во вред себе) и склонен к аутоагрессивным проявлениям, экстремал. Это если вкратце о Лоуренсе, как о личности. Кстати, он писатель и поэт - наш коллега по перу, так сказать )

И знаете, Лео, благодаря Вашему совету я исправила часть строфы в стихотворении "Суперпозиция Вселенной" (https://stihi.pro/17914-superpozicija-vselennoj.html) по поводу спинов. Теперь всё сложилось как пазлы мироздания, за что Вам большое авторское спасибо!
 
  Добавление комментария
 
 
 
 
Ваше Имя:
Ваш E-Mail: