Павел Филонов

      
 

Я смогла лишь одно: разозлиться

с выражением "фу" непреклонного,

видя жуткие впалые лица

на известных полотнах Филонова.


Не из критиков я убеждённых.

Но сумела почувствовать сходу я:

он рисует людей измождённых,

человека программно уродуя.


Он – хороший философ и даже

разложил мирозданье на атомы.

Но выходят его персонажи

почему-то уж слишком носатыми.


Сплошь – скелеты, покрытые кожей,

темноватые лица мертвецкие.

Как он выжил, на всех не похожий,

в агрессивные годы советские?!


Этих жутких загробных полотен

никогда не держала бы в доме я.

Мир художника яростно-плотен,

только в центре его – анатомия.


Ах, Филонов, взрывной, как петарда!

Чую силу я в нём исполинскую.

Но спасусь от его авангарда,

созерцая Мадонну Сикстинскую.


Стихи Павел Филонов.

К картине "Ударники".


Павел Филонов Ударники


2 Проголосовало
Избранное: стихи о художниках, стихи о картинах, лучшие стихи
Автор имеет исключительное право на стихотворение. Перепечатка стихотворения без согласия автора запрещена и преследуется...
В можете поделиться ссылкой на материалы на сайтах и в социальных сетях!

Подборка стихотворений по теме Павел Филонов - Стихи об искусстве . Краткое описания стихотворения Павел Филонов из рубрики Стихи об искусстве :

Стихи Павел Филонов. К картине "Ударники". Ах, Филонов, взрывной, как петарда! Жуткие впалые лица на известных полотнах Филонова. Он рисует, человека уродуя. Сплошь скелеты, покрытые кожей, темноватые лица мертвецкие. Мир художника яростно-плотен, только в центре его – анатомия. 


Проголосуйте за стихотворение: Павел Филонов

Стихотворения из раздела Стихи об искусстве :
  • Экспромт к портрету Сергея Есенина
  • К портрету Есенина
  • Микеланджело непревзойдённый
  • Стихи о Микеланджело. Дорогой мой Буонаротти, дай Мадонну твою потрогать. В соперниках Винчи да Бог и под руками распятый камень. Небо карой Господней грозит над разбуженным Ватиканом. Далеко,
  • Знакомство с красками
  • Стихи о любви к рисованию, о восхищении художниками, о красках. Очень я в детстве любил рисовать, жаждал красок цвета изучать. Рисовал я рощу и озера гладь. Художники – это особая знать.

  • Светлана Жукова Автор offline 12-02-2022
В  каждом  времени  есть  свои  завихрения.
Я  часто  думаю  вольна  ли  я  критиковать  мне  непонятное...
Возможно,  это  полотно  показывает  аскетизм,  но  какие  целеустремлённые  взгляды!
Где-то  впереди  свет  в  конце  тоннеля...
Есть  ли  он сейчас?..
  • Маргарита Мыслякова Автор offline 13-02-2022
Света, ты правильно всё говоришь. Но посмотри, если будет время, на его самые известные картины. "Пир королей" снаружи выглядит как собрание мертвецов. Об этом можно говорить очень долго. Но зачем-то же понадобилось Филонову уродование человека. Я не к одному Филонову столь пристрастна. Посмотри на непропорционально вытянутые шеи женщин на полотнах Модильяни. Разве это не уродство? Просто это уродство стало общепринято, канонизировано и распродано за миллионы долларов. Но мне в данном случае всё время хочется крикнуть: "А король-то голый!!" Я прошу всех читателей присоединиться к нашему обсуждению. Не исключаю, что я что-то не так понимаю и просто не готова к восприятию авангарда. Но должно же искусство нести красоту, чёрт возьми!
  • Сергей Петров Автор offline 13-02-2022
Да, Маргарита Викторовна, можно Вас понять. 
Тут дело в следующем. Искусство живописи всегда имело растяжку от конкретного изображения конкретного предмета до обобщённого изображения конкретных предметов (типизация, собирательный художественный образ). И даже собирательный художественный образ выполнялся из конкретных, реально-натуральных элементов. 
Но когда пошли уже модерновые направления в живописи, художественные изображения стали смещаться от конкретных предметов в сторону отвлечённых понятий. То есть творцы стали создавать, к примеру, не изображение женщины (конкретной), а изображение женственности вообще (отвлечённого понятия), не портрет Маши, а портрет женственности как таковой. И для этого стали использовать не реальные элементы действительности, как при изображении конкретного, пусть и собирательного художественного образа, а деформированные, абстрагированные. Например, элементом женственности является удлинённая шея, это признак грации, вот её и начал кое-кто вытягивать до нереальных человеческих пропорций. Тогда и получились у Модильяни портреты женщин с километровой шеей. Простим ему – он изображал не данную живую женщину, а абстрактное понятие. (Хотя и мог назвать свою картину определённым женским именем.)
А раз изображения стали стремиться передавать не только конкретные предметы, но и отвлечённые понятия, то и, соответственно, эстетический идеал (категория прекрасного) в восприятии произведений живописи стал смещаться от чувств в сторону «головы», ума.
Таким образом понятие прекрасного в художественном творчестве сейчас всё чаще отходит от чувств и вторгается в сферу интеллекта. Т.е. эстетически ценными претендуют называться уже и те произведения, в которых мало чувства, а наличествуют отвлечённые понятия, умственный анализ. Не зря ведь Филонова ряд исследователей считает аналитическим художником. И подобное прослеживается в экспрессионизме, кубизме, сюрреализме и прочих модерновых измах…
Другой вопрос, насколько реально мы можем считать бесчувственную, а больше рассудочную, абстрактную живопись действительно эстетически, художественно ценной. Здесь можно говорить только о том, что само понятие эстетического идеала (именно в сфере художественного творчества) становится более бесчувственным. Т.е. чувство прекрасного превращается… в отсутствие чувства. В интеллект. Его можно назвать теперь не «чувство прекрасного», а «УМСТВО прекрасного».
Принимать ли нам этот новый идеал? Кто-то может воспринять его, кто-то нет. Но будем откровенны – именно такой, умственный, идеал противоречит самой природе художественного. А то, что за слишком абстрактные произведения сейчас платят большие деньги, ну, это – другой вопрос. Сие дело вкуса. Кому-то по вкусу именно умственный эстетический идеал.
И лично мне представляется: время подтвердит, что за таким индивидуальным вкусом не стоит подлинное чувство прекрасного, а прячется деформированное либо недостаточно развитое. 
Действительность и сейчас подтверждает сказанное: произведения абстрактных измов либо не пользуются большой известностью и популярностью в нормальном социуме, либо он быстро теряет к ним интерес, однажды увидев. 

  • Пугачев Евгений Валентинович Автор offline 13-02-2022
Сергей Петрович дал прекрасный ответ. Прочитал с огромным удовольствием. Но есть и такие произведения, в которых чувство выражено очень сильно, которые порождены сильным чувством, а художник уходит от конкретного изображения, например, женского тела. В связи с этим мне вспомнилась книжечка переводов Омара Хайяма на украинский язык, где художник буквально двумя-тремя линиями передавал красоту женского тела, радость легкого опьянения и т. д. К сожалению, я не запомнил фамилию иллюстратора. Книжечка появилась у нас на прилавках лет 8-10 назад - до сих пор жалею, что не купил.
  • Ольга Лебединская Автор offline 14-02-2022
Спасибо, Рита. И мне не нравится. Тебе я нарисую Птичку. Невесомую и солнечную! Летим!

В музыке есть направление "техно". Как по мне, очень похожее!
  • Сергей Петров Автор offline 15-02-2022
Евгений Валентинович, наверняка в тех метафорических изображениях (назовём их так), о которых Вы говорите, присутствовали хотя бы на ассоциативном уровне реальные элементы женского тела. В случае полной абстрактности изображений таких чувств они не вызвали бы. Либо там наличествовал художественный образ в виде неконвенциального знака (т.е. архетипа, символа чего-либо, например, лёгкого опьянения). Но это интересная тема, и о ней можно говорить много, разбирая каждый конкретный случай художественного образа и то, какими средствами он достигается.
В комментарии я лишь обозначил общие изобразительные закономерности. Несомненным остаётся одно – при изображении отвлечённых понятий художнику нужно в любом случае сохранить тот минимальный уровень подобия действительности, который и делает возможной связь с этим понятием.
  • Маргарита Мыслякова Автор offline 16-02-2022
Я рада, что моё стихотворение не осталось незамеченным, а породило такую интересную дискуссию. Сергею Петрову я мысленно аплодирую. Он дотошно и доходчиво разобрал то, что я ощущала при рассматривании картин некоторых авангардистов, но не могла объяснить словами. Спасибо, Сергей, огромное! Вы - настоящий исследователь.
 
  Добавление комментария
 
 
 
 
Ваше Имя:
Ваш E-Mail: