Миры Велимира

О личности Велимира ХлебниковаО личности Велимира Хлебникова, о мирах его души и творчестве.




картина Михаила Копьёва «Портрет Велимира Хлебникова» (1989)


Мы говорили о В. Хлебникове преимущественно как о поэте, вспоминали его увлечение цифрами и удивительные прогнозы.

Велимир личность универсальная. У него много прозаических произведений, как научных, философских так и художественных. Впрочем в произведениях этого незаурядного человека все переплеталось: поэзия, проза, глубочайшие прозрения опередившие свое время.

Сама судьба его была необычной. Родился он в астраханских степях в дельте Волги. Он говорил, что на месте его рождения «соединяются три мира – треугольники Христа, Будды и Магомета.

Он был мечтателем, который не разделял быта и мечтаний, жизни и поэзии, творчеств вообще.

Это время завыло: даешь,

А судьба отвечала послушная: есть.

Мы же начнем с его взглядов на время. Люди разного масштаба живут в разных временах. У многих мерило времени и взгляд на события вчерашние, у других сугубо домашнее сиеминутное. Велимир был далек от людей и ежеминутности.

Он чувствовал вечный конфликт между творцами, людьми изобретателями, для которых «дует ветер богов слова» и людьми приобретателями, потребителями, живущимы сиеминутным. Это люди времени обреченные удобрить «пажитей» прах.

Велимир Хлебников осознавал свое одиночество, свою несвоевременность в чуждом ему времени. «Я чувствую гробовую доску над своим прошлым».

В.Хлебников создал термин «мыслезем», то что позже Владимир Вернадский назовет ноосферой.

Он задумал организовать «Государство времени» куда должны были входить «Председатели земного шара» числом 317.

В 1920 году он дважды перенес тиф отсидел в тюрьме в красных и белых. Попадает в Харьков в психиатрическую больницу (Сабурову дачу), находившиеся здесь же иманженисты (С.Есенин, А.Маркенгоф) устраивают ему шутовскую (воспринятую им всерьез) коронацию на звание Председателя земного шара.

Он считал что законы мира совпадают с законами счета. Благодаря гениальному открытию Чижевского, который наочно обосновал, то что было известно индусам и китайцам две тысячи лет назад, 12-летний солнечный цикл и его влияние на судьбы людей и всего человечества (1905, 1917, 1929, 1941 и т.д.). Занимаясь с сыном этой проблемой на примере урожайности в нашем районе, я был поражен как все совпадает, в т.ч. и годы неурожаев.

Одной из своих сверхзадач в том числе и в поэзии он видел проблему, загадку времени. С этой точки зрения он не рассматривал смерть как полное прекращение душевной и духовной деятельности: «временное купание в волнах бытия», «после купания в водах смерти люд станет другим». То есть он верил в реинкарнацию.

В его произведениях время разнонаправлено. Так в драме «Мироносцы» все начинается со старости героев, а заканчивается их младенчеством.

Он верил, что время обратимо и вполне возможно преодоление его исторической сущности как проклятия.

Впрочем, то было время веры в возможности новой религии – науки, в прогресс.

В стихотворении «Молот» 1919-1921 дробимая молотом каменная порода преподносится как мертвое, засохшее море, в котором потенциально таятся живые существа. Он близок к учению Вернадского о биосфере, изменяющейся но вечной сфере потенциально живого.

В своих книгах «Зангези» и «Доска судьбы» он продолжает вычесление мировых волн с целью «судьбопознания» и «судьбоплавания».

В своих трудах он противоставляет священную, божественную обращенную к небу речь и речь обыденную, человеческую и земную.

В повести «Ка» он пишет о неизьяснимой улыбке каменной бабы, покрытой оспой времени.

«Я умер и засмеялся…я узнавал вселенную внутри моего кровяного шарика. И я понял, что все остается по-старому, но только я смотрю на мир против течения». Существует современная точка зрения на то. что прошлое впереди, ведь мы его можем видеть, а будущее позади, еще невидимое.

Со временем, мы возвращаемся к себе другому, с памятью о себе и памятью о мире.

Люди творцы видят не только сиеминутный мировой призрак – иллюзию Майю, а истинная действительность философско-мифологическую.

«Простой ум только видит мысли; мыслитель властвует над их весом и владеет ими… Но так как вещи с земным весом падают на землю, то мысли обладая земным весом, летят к небу» (1912).

Он пишет в «Колесе рождений»: - «Веками раньше, но в тот же вечер». Пишет о слове магическом, зараженном творческой энергией. «У меня был гений, у меня был дар творческого воображения… бессмертный дух». (Світи наві, праві, яві та уяви).

По Хлебникову вдохновение есть «Пробежавший ток от всего ко мне, а творчество есть обратный ток от меня ко всему». Творческое сознание участвует в превращении мирового духа.

В удивительной повести «Ка» он размышляет о «свободе от времени, от пространства, сосуществовании волимого и волящего. И все объединено единством времени и связано в один кусок».

Слово В.Хлебникову:

«Высота отвлечения расширяет условный круг настоящего времени.

Мы должны поднятся на такую высоту, чтобы кругозор настоящего обладал лучом в сотни лет на прошлое и будущее пространство.

Нужно боятся быть милым земляным червяком в вопросах о времени, помня что рост в высоту обращает прошлое и будущее время в одну сторону настоящего.

Кто на высоте, у того нет времени. Он видит прошлое и будущее».

Ю.Олеша писал, что мы даже не знаем точного места смерти В.Хлебникова. Парадокс в том, что в чем-то он оказался прав. В 1960 году прах Хлебникова с погоста деревни Ручьи (Новгородской губернии) был перевезен в Москву на Новодевичье кладбище. В других источниках называют местом его смерти деревню Санталово.

Существует версия, что по незнанию точного места захоронения Хлебникова, был вырыт и перевезен прах другого человека. На оставшейся в Ручьях «подлинной» могиле поставлен памятник работы скульптора Ф.Климова. Таким образом в настоящее время у Хлебникова имеются две могилы.

В своих ранних записях он пишет: «Быть в разных местах, но в одно время». Поистине, своеобразная привилегия первого Председателя земного шара.


Итак, я жил тогда в Одессе.

«Установившему родство с солнцевыми девами и Лысой горой Роману О.Якобсону в знак будущих Сеч».

Велимир Хлебников.

Степнякам Хлебниковым было некомфортно в сумраках и трущобах северных городов. «Петербург действует как добрый сквозняк и все высушивает. Заморожены и мои славянские чувства» - писал Велимир.

В 1908 году не дослужившись до пенсии Хлебников-старший с семьей уезжают в Судак. «Из теста изваянный Зевес», - писал Хлебников о Волошине.Затем семья переезжает в Одессу. «Сыдиленной волей злого рока я не поехал в Одессу» - пишет В.Хлебников в ноябре 1908 года. Однако уже в начале января он переезжает в Святошино под Киевом. В 1909 году семья переезжает в Харьков, а затем в Лубны Полтавской губернии.

В начале 1910 года Велимир наконец-то попадает в Одессу. Здесь он знакомится с братьями Бурлюками, а затем со всей одесской плеядой. Первым его открыл и оценил Э.Багрицкий, затем Бондарин. Высоко ценил его Валентин Катаев и оставил о нем воспоминания. Настоящим рыцарем В.Хлебникова стал Юрий Олеша издавший 30 книг «Неизданого Хлебникова» и оставивший о нем воспоминанния.

«Практически Хлебников неорганизованнейший человек. Сам за всю свою жизнь он не напечатал ни одной страницы» - писал В.Маяковский. Именно его новые друзья взяли заботы о сохранении и издании его рукописей.

Через несколько дней после знакомства Д.Бурлюк перевез его к себе в Петербург, а потом в Чернянку. Для друзей-футуристов (или будетлян, как любил говорить Хлебников) это было место, где еще ощущалась связь с античной культурой. Здесь они создают группу «Гилея».

Проведя весну в Чернянке, в начале лета 1912 года В.Хлебников приезжает в Одессу во второй и последний раз. Он наслаждется природой, морем и общением. «Здесь я сделался земноводным».

Велимир Хлебников пробил в жизни как фантастический, диковинный, феноменальный симптом, непрерывно творивший слова.

«Надо помнить, что Витя… мудрец».

Д.Бурлюк.


Ещё читать: Хлебников и Таврия


Христос воскрес!

Не забывайте делиться материалами в социальных сетях!
Свидетельство о публикации № 21431 Автор имеет исключительное право на произведение. Перепечатка без согласия автора запрещена и преследуется...


Стихи.Про

О личности Велимира ХлебниковаО личности Велимира Хлебникова, о мирах его души и творчестве.


Краткое описание и ключевые слова для: Миры Велимира

Проголосуйте за: Миры Велимира


    Произведения по теме:
  • Велимир Хлебников
  • Хлебников и Таврия. Некоторые стороны деятельности Велимира Хлебникова, его связи с Таврией.
  • Председатели Земного Шара
  • Председатели Земного Шара, проблема преемственности. В. Хлебников и Л. Вышеславский. Хлебников планировал с помощью Председателей осуществить свои мечты о едином Государстве Земли, живущем по
  • Павел Баулин: поэт и личность
  • Павел Баулин как поэт и личность. Эссе на день рождения поэта, памяти поэта Павла Баулина. Вот и наступил первый день рождения Павла Борисовича Баулина, который мы отмечаем без него.

  • 11-05-2024

Спасибо)

 
  Добавление комментария
 
 
 
 
Ваше Имя:
Ваш E-Mail: