Литературная рецензия на поэтический сборник Павла Баулина «Возвращение в прошлую жизнь». Татьяна Гордиенко.
Совсем недавно вышел в свет сборник стихов Павла Баулина «Возвращение в прошлую жизнь». Это стало значительным событием в литературных кругах Украины. Ведь книги его не издавались почти 20 лет. Все эти годы поэт продолжал писать. И как результат – книга, вызвавшая большой интерес критиков, литературоведов и читателей.
Антуан Сент-Экзюпери как-то сказал: «Настоящая книга подобна сети, петли которой сплетены из слов. Но дело не в том, из чего сделана сеть. Всё дело в живой добыче, которую рыбак вытаскивает из морских глубин, в ослепительном блеске серебра, переливающегося в петлях сети».
Что же принёс Павел Баулин из своего внутреннего мира? Каков вкус его книги? Попробуем определить его и сделать ощутимым.
Если свести к простейшей формуле содержание книги, его можно назвать душевной тревогой, возникающей в душе поэта от всего, что происходит вокруг и в его жизни, в частности, тревогой от осознания пройденного и необходимости заново войти в русло жизни, где человек мыслит, творит, живёт, меняется и уходит в небытие.
Павел Баулин с поразительной правдивостью повествует обо всём, что его тревожит и радует. Мы видим его чёткую политическую и гражданскую позицию, без труда можем разграничить и понять, что он принимает в жизни, а что нет, что любит, а что ненавидит. Автор предстаёт перед нами таким, каков он есть на самом деле, то есть он совершенно честен со своими читателями. Ничего бьющего на эффект, никакой подтасовки и позы, лишь скрупулёзный продуманный итог сделанного и пережитого.
В своей книге Павел поднимает множество тем. Темы памяти, вечности, дружбы, любви к женщине, философии природы, поэта и поэзии, служения Родине, связи поколений тесно переплетаются на страницах книги и дают яркое представление о внутреннем мире автора.
Почти все стихи Баулина несут положительный заряд. Мы видим в них требовательное отношение автора к себе как к человеку и как к поэту. Так же требовательно он относится и к поэтическому слову. Отсюда правильная богатая лексика, чёткая рифмовка строк, масса свежих образов, удачных метафор и символов, словом, тех литературных приёмов и находок, которые позволяют автору создать точные ощущения и настроения. Приведу некоторые из них:
«катится ночи серебряное колесо»,
«крыши, как белые бабочки»,
«теней полуденных карлики»,
«суховеи скупой печали»,
«лампадка неведомой птицы»,
«полоска заката порезом горит»,
«окраину проспали петухи»,
«горя безжалостная карусель»,
«небо повисло солдатской подошвой»,
«звучанье горечи сродни дыханью скрипки»,
«сгорбится обугленная спичка»,
«фонари – замёрзшие слезинки»,
о книге – «раскрылись две белых ладони» и т.д.
Лирический герой книги Павла Баулина очень гражданственен и совершенно патриотичен в своих убеждениях. Он стремится служить Отечеству, высоким идеалам совести:
Хочу, чтоб жили, никогда не ссорясь,
Добром и миром всякий спор верша,
Как две сестры –
Моя душа и совесть,
Как две надежды –
Совесть и душа.
……………………
Дай мужества мне,
Доблестная совесть.
Дай веры
Вдохновенная душа.
Пусть навсегда
Сквозь будни и парады,
Сквозь сумрак похвальбы и клеветы
Блистает совесть хлёстким светом правды,
Душа струится светом доброты.
Он многогранен, рассудителен, требователен, прямолинеен и смел в своей тревоге о народе:
...горбатится оплёванный народ,
подлец пупок едва не надорвёт,
витийствуя от имени народа.
Кто лапы к горлу русскому простёр?
Кто сатану возводит на престол?
Кто нас лишил земли и небосвода?
А главное, во всем, что бы он ни делал, он искренен и импульсивен. Взлёт его энергии непреодолим:
...Мой свежий шаг,
Мой искренний полёт...
Но его стремления часто приносят ему грусть и страдания, потому что неизменно наталкиваются на непонимание, равнодушие, порой на безразличие, беспринципность, фальшь и предательство друзей и соратников:
Что за помесь затмений и фальши?
Бьют друзья, обнимают враги.
Как же дальше мне жить?
Как же дальше?
Я – один. Я, как вихрь, неприкаян...
Как результат – горечь и разочарование и в жизни, и в делах государственных:
Ледяные костры тоски,
Суховеи скупой печали,
Увядающие родники
Не казнили меня, молчали.
Это – жизнь?
Без любви, без отваги;
Не в молитве – в сплошном скулеже
О брюхатом, напыщенном благе.
Эту жизнь не изменишь уже!
Осознание невозможности реанимации таких вечных понятий, как честь, совесть, справедливость:
Так должно, Боже мой, так должно,
Но никогда не может быть...
Благотворная тревога за судьбу родной страны:
Глядите, месившие кровь на дерьме,
Как жутко встаёт над Россией во тьме
Святая пора Куликова...
Тревога за людей, и даже за тех, кто стоит во главе народной трагедии:
И небо, и землю везёт на хребте,
Забыв о бессмертии и о Христе,
Мужик в полудрёме беспечной.
А кто управляет надёжной уздой,
Стоят высоко под кормящей звездой
Пяти- ли, шести- ли конечной.
Не потому ли его столько лет называли опальным, слегка путая или смешивая понятия политические и гражданские. И тем более ярче ощущается бесконечное чувство единства поэта с родной землей как Родиной и планетой Земля вообще:
С Землёй сольюсь!
Ни горечи, ни ссадин.
И в тишине никто не различит,
Чьё это сердце, загнанное за день,
Так страшно и мучительно стучит.
А далее прекрасные, с надрывом картины русской природы:
Берёз полночное сиянье,
И тяжесть ртутная росы,
И наше новое свиданье.
Россия средней полосы,
Взметни же сосны голубые
Над скорбью ивовой лозы.
Мы целый век в разлуке были,
Россия средней полосы.
И не потому, что он родился в Горьком, а потому что Россия берёт начало от Киевской Руси, воспринимает он Украину и Россию как единое целое. Поэтому совершенно закономерный, как логическое завершение, вопрос:
Что за дьявол затмил наше зренье,
Искусил на вражду и раздел?
Осознание безумия нашего времени, некоего своего бессилия перед пиром, разразившимся во время чумы, а также безвозвратности ушедших лет приводят поэта Баулина и его лирического героя к теме смерти, к частым обращениям к потустороннему миру:
Поумнеешь, когда поймёшь,
Дальше кладбища не уйдёшь!
Стают годы, как снеги, легки,
И узреет свернувший с тропинки:
Из глазниц моих бьют родники,
И сквозь грудь прорастают травинки.
И далее, как к верному спасению, к теме Бога. Автор пытается осмыслить законы вечности и бытия. И это естественно для человека, прожившего солидный отрезок жизни, и тем более для поэта.
...Так о ком я
на этих страницах
повествую под лепет дождя,
в просветлённых Господних зеницах
отраженье своё находя?
...разрывается простор,
и поступь Бога чует сердце.
...золотится надежда,
что к Богу
каждый шаг приближает меня.
Каков итог! А может, в этом и есть истина? Ведь ни одно дело не обходится без помощи Господней. Приведу снова слова Сент-Экзюпери: «Недостаточно вытачивать человеческое сердце, чтобы его спасти: надо, чтобы его коснулась благодать. Недостаточно подрезать дерево, чтобы оно зацвело: необходимо ещё вмешательство весны. Недостаточно облегчить груз самолёта, чтобы он мог оторваться от земли: нужен порыв морского ветра».
Вероятно, что осознание, а также романтическая настроенность автора, его способность мечтать –
Под слабой властью сновиденья,
Где всё всерьёз и не всерьёз,
Так органично единенье
Слепой реальности
И грёз.
дают ему силы для прощения –
И молвой, и глупцами судимый,
Я прощаю предавших меня.
Доступно всё, до ощущенья!
И горько из-за мелочей.
Но нет обид, есть миг прощенья.
и веры в будущее. Будущее своё, страны, народа –
У ночи в жёстком плену
И в стужу потерянных лет
Мы знаем: воскреснет рассвет,
Мы не позабудем весну.
Пусть беснуется демонов свора,
ВопиЕт: «Смерть Грядущему! Смерть!».
Я уверен,
Откроется скоро
Под ногами небесная твердь.
А луч неиссякаемой надежды рождает желание жить:
И так оглушительно хочется жить,
Что я попытаюсь воскреснуть.
Все поклонники творческого таланта Павла действительно верят в его воскрешение, ибо долгие годы носят в своей душе ностальгию по стихам Баулина раннего. И, принимая его книгу, но при том не забывая цитировать его юношеские стихи, верят в его новую поэтическую жизнь.
Не знаю, помнит ли Павел миф об Ифигении, которая поднимается на такую высоту, что её борьба со временем приобретает смысл борьбы со смертью, а отсутствие ветра в Батерсте заставляет задуматься о судьбе. Но он задумался! И решил вернуться в поэзию. И служить ей честно и праведно. Конечно же, многие будут думать, почему он это сделал, а главное – зачем? Всё просто, дорогие мои. Тесно стало ему в прежних его рамках:
Для глотка золотого полёта
К прежним струям рванулась душа.
И будем надеяться, что она (душа) перестанет ощущать духовную жажду нашей эпохи, и будет дуть ей попутный ветер, и коснётся её благодать!