Альманах «Провинция»

Альманах ПровинцияМеждународный альманах «Провинция» (Запорожье) издавался в 1997–2009 гг. Как отметили в журналах «Литературная учеба» и в «Московском литераторе», он являлся одним из самых значительных литературных альманахов Украины. Здесь отбирали авторов среди поэтов разных стран и разных литературных течений, но современных по духу и поэтическим средствам выразительности.



АЛЬМАНАХ «ПРОВИНЦИЯ»


Альманах «Провинция»Литературный альманах «Провинция», последний, 19-й, номер которого не столь давно вышел в Запорожье из печати, за двенадцать лет своего существования стал международным.
С самого начала, создавая альманах, мы планировали собрать под одной обложкой наиболее интересных авторов из глубинки. Отсюда странное, неброское для литературного издания название. Это, естественно, не означает, что мы не публикуем жителей столиц, как не означает и то, что мы предпочитаем стандарт. Творчески горишь лишь тогда, когда делаешь что-то особенное.
Как отметили в журнале «Литературная учеба» Союза писателей России (№3, 2009 г.), альманах «Провинция» является одним из самых значительных литературных альманахов Украины.
Вклад «Провинции» в литературу отметили и в «Московском литераторе».

Мы одними из самых первых в стране вступили на путь самостоятельного выпуска периодического издания современной поэзии, не попадающей в сферу внимания и помощи со стороны Национального Союза писателей Украины и солидных литераторов-издателей, пользующихся поддержкой международных кругов. Были интересные, но недолго просуществовавшие журналы в Киеве и Харькове, был проект «Дикое Поле» в Донецке – вот, пожалуй, и всё, что могли предложить в 90-е годы стране, где происходил раскол на языки и партии, на элиту и народ. Большинство поэтов из глубинки знать не знало этих элитных изданий, да те на них и не были рассчитаны. Стать связующим мостиком между разными литературными школами и писательскими союзами, между пока не слишком известными широким кругам талантливыми провинциальными поэтами и столичными мэтрами и критиками, сохранить для истории литературы то лучшее, драгоценное, что, как в капле воды, отражает поэтическими средствами нашу современность и в то же время пробует ее философски осмыслить и преобразить в концепцию духовного совершенствования... Разве это не оправдывает столько лет напряженных трудов и поиска новых авторов?

Во многом благодаря «Провинции» появились творческие связи между независимыми литераторами, не входящими ни в какие союзы, небольшими студиями различных областей Украины и крупными современными изданиями. Многие достойные внимания поэты вышли из тени и стали известны не только у себя в городе, а контакты со студиями послужили возникновению альманахов и в других городах.

С тех пор ещё в нескольких городах появились альманахи. Однако до сих пор международных альманахов, доступных для тех, кто не светится в Интернете, у нас не так много, как хотелось бы. Иногда назвать эту поэзию современной можно только имея в виду время написания. А те немногие издания с хорошим литературным вкусом, которые кое-где в Украине выпускают настоящие подвижники поэзии, придерживаются иной редакционной политики. Кто-то из них сосредоточивает своё внимание на каком-то одном литературном течении – скажем, на авангарде или на постмодернизме, оставляя за бортом всё интересное, что создается мастерами других современных поэтических школ. А кто-то, в целом выпуская альманахи неплохого уровня, ради более широкого географического представительства идёт на определённые шаги, которые не способствуют поддержанию высоты планки. О коммерческих литературных изданиях я вообще не говорю – у них другие цели.

Чем же отличается наш альманах? Каков подход к его построению и принципы отбора произведений?
Направление «Провинции» – свободный поиск, сохраняющий живую связь с маяком традиции (то, на что когда-то благословили светлой памяти Евдокия Ольшанская и Леонид Вышеславский и что позже ценил и духовно поддерживал Юрий Каплан).
Это не коммерческое издание. Просто есть желание использовать свой большой редакторский, литературоведческий и поэтический опыт, чтобы собрать вместе и сохранить те произведения, по которым в дальнейшем можно будет оценивать развитие русской поэзии в наше время на достаточно широком пространстве, не ограничиваясь только крупнейшими городами и известными именами.

Мы не придерживаемся двух главных современных тенденций в поиске авторов. Молодежные издания публикуют в основном тех, кто засветился в Интернете – литераторов, умеющих себя пробить или правильно подать, и постоянных участников различных фестивалей и поэтических турниров; причем, обычно сосредотачивают свое внимание на каком-то одном литературном течении, оставляя за бортом всё интересное, что создается мастерами других современных поэтических школ. А издания городских литобъединений значительную печатную площадь предоставляют местным поэтам, независимо от уровня их поэзии (нередко она слишком традиционна и однообразна), и в качестве гостей и друзей публикуют только тех литераторов или те студии, с которыми у них сложились постоянные творческие контакты. Обычно это достаточно узкий и стабильный круг лиц, да и назвать эту поэзию современной с точки зрения художественных приемов совершенно невозможно.

Мы отбираем подходящих для нашего издания авторов среди поэтов разных литературных течений, но современных по духу и поэтическим средствам выразительности. Постоянно ищем новых участников, в том числе среди далеких от «компьютерной посвященности» людей, пользующихся обычными средствами связи. Выпускаем очередные номера без привязки к календарю: если быстро не набирается достаточно много самобытных, оригинальных авторов, которые могли бы принять участие в нашем издании, предпочитаем подождать, чтобы выпуск получился качественным. Публикуем не «свеженаписанное», которое всегда стремятся предлагать поэты, а самое лучшее из созданного ими в разные годы.

Для читателей, которые ценят не технику мастерства, а задушевность и предпочитают более классические рамки, выпускаем другой альманах – «От сердца к сердцу», – поскольку каждая читательская категория имеет право на хорошую поэзию, близкую ее состоянию души.
Редакция сама принимает решение, в каком из двух альманахов она собирается опубликовать присланные произведения.

Спонсоров нет («массовой литературой», способной приносить доход, не занимаемся), авторы выкупают свои экземпляры. Стоимость вполне посильная (например, в 2009-м году стоимость одного экземпляра была 10 грн. плюс услуги почты по пересылке). За участие на одной странице автор выкупает не меньше двух экземпляров. Участвовать можно на одной, двух или трех страницах. Оплата производится только после окончания работы над оригинал-макетом, у авторов есть много времени после отсылки произведений для того, чтобы собрать нужную сумму. Оба альманаха выходят в последнее время не чаще раза в год.

Мы не ограничиваемся чистой лирикой, пускай и на самые разные темы. Есть разделы «Лирика», «Критика», «Переводы» и биографическое приложение «Новые авторы «Провинции». Иногда публикуем также афоризмы, эссе и короткие художественные рассказы. Философские, литературоведческие и краеведческие исследования. Аннотации к недавно вышедшим книгам, представляющим значительное явление в современной литературе. Информацию о работе разных студий и объединений. Читательские отзывы о прошлых выпусках альманаха или об отдельных авторах, чье творчество особенно заинтересовало людей. Постепенно складывается постоянная читательская аудитория, интересующаяся разнообразной современной поэзией, а не только модными авторами или только классиками. Впрочем, и пишущим тоже не лишне иногда посмотреть поверх границ своего привычного литературного круга и узнать для себя кого-то нового.

В «Провинции» каждый участник органично дополняет следующих, происходит перекличка мотивов, концепций, образов при всей внешней кажущейся их несхожести и разнообразии.
«Забудь меня, повеса, Ганимед! / Тобой моя лучинушка лучилась./ С надеждою входила в Интер-нет,/ но Интер-да – увы! – не получилось» (М. Мыслякова) – и «Босиком в internet: в аську, в блоги, в ЖЖ / без оглядки в душевном своем неглиже» (Л. Борозенцев).
«Я этот дар приму беспрекословно./...Верна тебе, любимый... не верна? / К твоим ногам дворняжкою бездомной / моя уляжется вина» (Е. Казначеева) – и «Я – чья-то жена... И ты чей-то там муж./ Наш домик – приют./ Краснеет за нас виноград. В октябре / он терпкий на вкус» (В. Рощина).
«Когда выручает поэта искусный актер и то, что собой представляет никчемное чтиво.../ ушам, искушенным не слишком, покажется дивом.../ И только свеча не простит – здесь особый расклад,/ и всё по большому, почти неоплатному счету» (С. Назаров) – и «Ты не поэт, когда тебе неведом / неясный смысл случайной красоты,/ когда настырно ищешь ты ответа / у непременной простоты» (М. Перченко).
И даже «Как ветер облизывал губы солью и перцем,/ скрипучую песнь унося парусов просмоленных» (В. Скуратовский) – и «Над цветущею пеной хлопки парусов.../ Где ветра – как отточенный нож» (Дж. Мэйсфилд, перевод с англ.). Кто-то приподнято-романтичен, кто-то старается показать себя опытным и циничным. Есть лирика лаконичная, строгая, есть угловатая, намеренно расшатанная и разностопная, похожая на современную жизнь. И во всем этом, как ни странно, столько общего! Суметь бы только заметить, не пройти мимо...

В выпусках альманаха принимали участие поэты как из крупных, так и из небольших украинских и российских городов, а также авторы из Москвы, Минска, Швейцарии, Израиля, США, Португалии, Австрии, Канады. Участвуют как поодиночке, так и группами – например, в 19-ю «Провинцию» вошли произведения наиболее сильных литераторов из группы «Лирики Transcendenta» (Винница), Южнорусского Союза поэтов (Одесса), литературной студии «Звонница» (г. Никополь Днепропетровской обл.), творческого объединения «Третий цех» и клуба песенной поэзии им. Ю. Визбора (Харьков).

Достаточно несколько ярких представителей каждого такого объединения, чтобы понять: есть великолепные поэтические находки и блестящие афоризмы, есть мысль и чувство, и свои особые достоинства:
– и у современного авангарда («прапорщик позорит прапор,/ а на изгнанниках родин клейм – как родинок»),
– и у сильных авторов постмодернистских течений («Ты помнишь еще ли метель ту, милейший мой Морган,/ как лед отдавал голубикой и кафелем морга.../ Эпоха скончалась, как Мерлин, в холодной постели,/ и петел скулил, и качались елейные ели»),
– и у неоромантиков («Какой чудесный день! Какой высокий праздник! / Куда моей душе до эдаких высот! / Гуляет нынче дух, гордец и безобразник,/ и вечности струя мою тоску несет»),
– и у неомодернистов («Не отдаляя, привлекал – / попытка нежного./ С таких классических лекал! / А вижу – прежнего...»),
– и у метареалистов («Люди, не делайте резких движений: зима./ На поворотах скользят пешеход или кот;/ после пяти – и планеты; и сходят с ума / тени деревьев на льду; и вообще – Новый год»),
– и у иронистов («В vitu novu летим, вроде Данта с Петраркой ваще / или как мастерок с разбитною своей маргариткой./ Челюстями вставными напрасно не клацай, Кощей./ Хрен догонишь нас: ты, иммортель, недостаточно прыткий»).

Как для «Провинции», так и для более классического «От сердца к сердцу» характерно доброе сосуществование двух славянских языков, русского и украинского. Обычно у нас в стране международные сборники и альманахи выходят на каком-то одном из них. Мы же считаем такое разделение неестественным для Украины, не отражающим реальное положение вещей в языковой сфере. Ведь очень многие из талантливых литераторов пишут сразу на двух языках и потому не вписываются ни в одну из раздельных концепций.

Давайте соединять то, что можно соединить. Давайте учиться замечать друг у друга то стоящее, что у нас есть, а не гордиться – пусть и заслуженно – только собственными достижениями. Вместе мы сможем добиться большего.
Не будем сидеть сложа руки и ждать милостей от природы! Сделаем то, на что мы способны, самостоятельно. Надеюсь, с вашей помощью альманахи станут ещё разнообразнее, и достойную внимания современную поэзию Украины узнают во многих уголках земли.

2010 г.

«О СРЕДНЕЙ ЛИТЕРАТУРЕ»


За свои семь лет существования всеукраинский поэтический альманах «Провинция» г. Запорожья не раз вызывал неприятие даже своим названием, не говоря о его концепции в целом. Люди щепетильные удивляются: как можно пропагандировать понятие провинции? Сами они воспринимают его как что-то безнадёжно устаревшее, серое и примитивное. Не воспринимая это, в сами поэтические подборки альманаха такие люди уже не вникают, будучи уверены, что ничего выше среднего там не найти.

Но взялась я за статью вовсе не для того, чтобы оправдываться. Кто не ждёт ничего от названия «провинция», тот останется глух к любым доводам.
«Деревня...», – усмехнётся столичный поэт, открывая непрезентабельный, без наворотов, провинциальный литературный журнал. «Провинция? Тогда всё понятно», – уничтожающе сделает своё мгновенное заключение какой-нибудь критик-эксперт, будучи сам далеко не из столицы, но исповедуя суперсовременные взгляды. А ведь провинциализм в поэзии и поэзия провинции – понятия совершенно разные. Первое из них однозначно можно применить и к некоторым литераторам из столиц.

«Позвольте, но зачем так держаться за этот образ? – спросите вы. – Ведь и Запорожье – не такое уж село, да и авторы у вас печатаются не только провинциальные: вон, Киев встречается, Москва, Канада, США, Австрия, Португалия... Причём тут провинция?»
А притом, что в названии заложена концепция альманаха. Это – знак принадлежности к глубинным народным массам, которые повседневно творят живую современную литературу.

Мы – не снобы. Не выпячиваем литературные изыски в области формы. Не стремимся показаться сверхоригинальными в ущерб содержанию. Не следуем слепо модным западным веяниям в литературе, если не чувствуем в них духовного стержня. Не смеёмся над святынями и не черним то, что составляет основу жизни у любого народа, без чего душа вянет и отмирает: тягу к своим корням, своей малой родине; любовь и семейный лад; понятия жертвенности, чести, братства; высшие идеалы. Мы уважаем традиции и взгляды на жизнь своих отцов и дедов, даже когда не разделяем их. Этим, между прочим, всегда и отличались культурные народы, с богатой исторической традицией, от «варваров» – народов молодых и не научившихся пока и своё ценить, и полезного чужого «не цураться».

Мы – за понятие преемственности, в том числе этической и эстетической. Бесстрастная, бездушная игра словами, даже если она блестяще исполнена, долго не живёт. Хватит, уже однажды были призывы «сбросить Пушкина с корабля современности»! Пора научиться видеть суть вещей, их глубину, а не только фасад. Зачастую и не подозревают, какие возможности развития таятся в классической поэзии при сочетании с поэтическими находками современности!

Поэзия провинции ориентирована на читателя, способного к сопереживанию, поскольку создается неравнодушными людьми, со своей мировоззренческой и гражданской позицией. Это поэзия из народа и для народа – волнующая, эмоциональная, требующая не столько холодного рационального анализа, сколько мгновенного сердечного отклика. (В ещё большей степени эти слова относятся к младшему брату «Провинции» – альманаху «От сердца к сердцу»).
«Провинция» – нечто устоявшееся и немного «старомодное», более классическое, чем авангардное (хотя, безусловно, по-своему оригинальное). Это, если хотите, неоклассика, только творимая не признанными мэтрами литературы, а пока малоизвестными в широких кругах авторами.

Для критика это имеет однозначное название – «средняя литература». Оно и понятно. Как «во времена Перикла любой афинянин мог вылепить порядочную статую», так «в наше время каждый может при случае написать приличную газетную статью»1 (добавлю: и стихотворение), получив в школе вполне достаточное образование. В толще произведений современной литературы критику очень трудно среди окружающих мелочей разглядеть что-нибудь значительное.
И не всегда потому, что такового не наблюдается. Вспомним, что при жизни Пушкина ценители поэзии предпочитали ему Бенедиктова. Белинский, разбирая литературу 40-х годов ХIХ века, сетовал на упадок, хотя в это время начинали творить Тургенев, Достоевский, Гончаров. Цветаеву же многие не понимают до сих пор. Да и много ли провидцев среди критиков, скажите мне, положа руку на сердце? Обычно это тот же пресловутый средний уровень, только не в поэзии, а в области литературоведения. Такой критик «никогда не спустится со своими симпатиями компрометирующе низко и не будет искать своих любимцев в области попыток слишком новых, ещё не воспринятых»2 обществом.

Большое видится только на расстоянии исторической перспективы. Свежее и новое далеко не всегда совпадает с модным. Тем более, когда новизна заключается не столько в форме, сколько в способах выражения через неё новых идей или в утверждении знаковой личности автора – личности противоречивой, но оригинальной и значительной.
Не подумайте, что этим я заявляю, будто в нашей «Провинции» есть такие авторы. Кто может быть уверен в этом сейчас? Я развиваю другую идею: «мы имеем дело с питательной подпочвой искусства, благоприятной для самых великих произведений... Средняя литература есть тот канонический фундамент, на котором может укрепляться и стать твёрдой ногой индивидуальность»3.
Да, именно благодаря широкому развитию народной поэзии, которую можно отождествить с корнем, получает своё утонченное совершенство цветок – высокая Поэзия. (Если проводить аналогию с известной священной греческой статуей, «мышь вовсе не презренный зверёк, которого бог подпирает своей победительной пятой, а пьедестал, на который опирается Аполлон»4). Поэзия провинции и есть этот «пьедестал» «средней литературы».

Сколько пользы способна принести пресловутая «средняя литература»! На кого, если не на своих земляков-современников, будет опираться начинающий автор, обычно знакомый лишь с классиками XIX века? Кто проникновеннее местных поэтов напишет именно о вашем родном городке или селе? Кто сможет научить азам, дать необходимый профессиональный фундамент, как не мастер-земляк? Для того чтобы шагнуть выше и дальше, нужно от чего-то отталкиваться…
Самородки обычно шлифуются путем преодоления – но не только недоброжелательства, насмешек и препон. Преодоления комплексов «провинциальности» или, напротив, «всезнайства», что, по сути, глубоко взаимосвязано. Путём терпения и настойчивого труда над собой – ведь как раз последний и является показателем истинного профессионализма, а не «осенённость Божьи даром» с рождения. Одарённость, не работающая над совершенствованием своих стихотворений, – явление кратковременное, когда-то она истощится. А то, что начинает стартовать со среднего уровня, но стремится к высоким идеалам поэзии, имеет перспективу развития.

Лучшему в современной поэзии и служит наш альманах. А там – дай Бог, как говорится, каждому дорасти до своей вершины. Только бы не замыкаться в догматах «от» и «до»! Только бы не знал «сверчок свой шесток» и потолок! Только бы найти тобой пережитое, выстраданное, то, что только ты можешь спеть; и спеть так, как под силу лишь тебе одному: свою тему, свой голос. Только было бы ради чего... и для кого... Своя концепция. Свой читатель. А значит – и право на существование.
_________________________________________________________________________

1 И. Тэн «Философия искусства».
2 М. Волошин «Современный французский театр». – В кн.: «Лики творчества».
3 Там же.
4 М. Волошин «Аполлон и мышь». – Там же.

Апрель 2004 г.

Не забывайте делиться материалами в социальных сетях!

Альманах Провинция

Международный альманах Провинция являлся одним из самых значительных литературных альманахов Украины.
Избранное: альманах Провинция, современная русская поэзия Украины, вопросы литературы
Свидетельство о публикации № 7 Автор имеет исключительное право на произведение. Перепечатка без согласия автора запрещена и преследуется...

  • © Светлана Скорик :
  • Альманахи
  • Читателей: 7 397
  • Комментариев: 0
  • 2010-03-04

Стихи.Про

Альманах ПровинцияМеждународный альманах «Провинция» (Запорожье) издавался в 1997–2009 гг. Как отметили в журналах «Литературная учеба» и в «Московском литераторе», он являлся одним из самых значительных литературных альманахов Украины. Здесь отбирали авторов среди поэтов разных стран и разных литературных течений, но современных по духу и поэтическим средствам выразительности.


Краткое описание и ключевые слова для: Альманах «Провинция»

Проголосуйте за: Альманах «Провинция»


    Произведения по теме:
  • Альманах "Восхождение"
  • Вышел 15-й номер горловского литературно-художественного альманаха "Восхождение", приуроченный к 65-летию Великой Победы. Альманах является своеобразным годовым отчётом горловских авторов
  • Литературный альманах «Форум»
  • Международный литературный альманах Днепропетровского отделения Конгресса литераторов Украины приглашает к участию авторов, пишущих на русском и украинском языке. Жанры: поэзия, короткий рассказ,
  • Альманах "Харьковский мост" ждёт авторов
  • Редколлегия литературного альманаха "Харьковский мост" приглашает авторов к участию.

 
  Добавление комментария
 
 
 
 
Ваше Имя:
Ваш E-Mail: