Блаватская: жизнь и мифы. Бегство из дому и Тибет

Замужество Блаватской и бегство из дому. Встреча с Махатмой. Обучение Блаватской в Тибете. Часть 2 биографии Блаватской. Блаватская: жизнь и мифы. Бегство из дому и Тибет


Биография Елены Петровны Блаватской

ЧАСТЬ 2

 

  1. Замужество Блаватской и бегство из дому.
  2. Встреча с Махатмой.
  3. Обучение Блаватской в Тибете.
  1. Замужество Блаватской и бегство из дому.

    Елена Блаватская

    В 1847 году Андрею Михайловичу Фадееву, дослужившемуся до тайного советника, предложили должность в совете главного управления Закавказского края, и семья перебралась в Тифлис (ныне Тбилиси, столица Грузии). Позже он стал губернатором Тифлиса.

    Там Елена Петровна, желая обрести полную независимость от родных, заключила фиктивный брак с человеком намного старше её и годившимся ей в отцы – вице-губернатором Еревана Никифором Владимировичем Блаватским. «Это был очень хороший, хотя несколько заурядный, пожилой человек», – вспоминает Желиховская [1]. 7 июля 1849 года состоялось их венчание.

    Блаватская всегда подчёркивала, что брак этот был фиктивный, вынужденный, что при существующих законах и отношении к женщине просто не было иного выхода для обретения свободного, независимого положения. Те, кто сегодня, с высоты современных взаимоотношений в обществе, пытаются судить её и трактовать её поступки, упрекая в аморальности, совершенно не учитывают реалий российского государства первой половины XIX века, у таких людей отсутствует исторический взгляд на вещи, а без исторического, научного подхода нечего и думать серьёзно судить о какой-либо проблеме или оценивать историческую личность.

    Родные в то время уж конечно не могли понять в юной девушке этого довольно странного стремления освободиться от общепринятого образа жизни и оказались в полном недоумении, когда «через несколько месяцев после свадьбы с Н. Блаватским Елена Петровна неожиданно возвратилась..., объявляя, что жить с мужем не может, что едет к отцу, который встретит её в Одессе» [2, с.151].

    Но не объяснять же ей было, что она чувствует свой особый путь, для которого требуется глубоко узнать мир, побывать в разных странах, изучить их культуру и религию. Всё равно бы все сочли это блажью или сумасшествием. Одессу Елена Петровна назвала просто, чтоб семья о ней не беспокоилась. На самом деле Блаватская направилась из порта Поти на английском паруснике «Коммодор» в Константинополь, где она, как сообщает А. Синнетт, встретив русскую графиню Киселёву, уехала вместе с ней путешествовать по Египту, Турции, Греции и странам Восточной Европы [3].


    Недаром, как вспоминает Вера Желиховская:


    «С детства у неё была страсть к путешествиям, к смелым предприятиям, к сильным ощущениям. Она никогда не признавала авторитетов, всегда шла самостоятельно, сама себе прокладывая пути, задаваясь независимыми целями, презирая условия света, решительно устраняя стеснительные для её свободы преграды, встречавшиеся на пути» [1].

    Десять лет она провела вдали от Родины. По словам Н. А. Фадеевой, только отец всегда знал, где находится его дочь, и периодически высылал ей деньги.

    С Ближнего Востока Е. П. Блаватская вместе с отцом, как она позже писала друзьям, отправилась в путешествие по Европе. Как раз в этот период времени она берёт уроки игры на фортепиано у известного композитора и пианиста-виртуоза Игнаца Мошелеса, что позже ей пригодилось: зарабатывая на жизнь, Блаватская, по воспоминаниям современников, дала несколько концертов в Англии и других странах [4, с.458].

    В Лондоне, как сообщает В. П. Желиховская, Елена Петровна, «приобретя известность своим музыкальным талантом, ...была членом филармонического общества» [1]. А полковник Олькотт писал о фортепианных концертах, которые Е. П. Блаватская давала в России в 1872–1873 годах под именем Лауры [3].

  2. Встреча с Махатмой.

    Махатма Мория

    В 1851 году, когда ей исполняется двадцать лет, в Гайд-парке, в Лондоне, она встречает того, кого знает по своим детским видениям, – посвящённого из раджпутов, Учителя Морию, или М., – под этим сокращённым именем он стал вскоре известен среди теософов. Он берёт Елену под своё руководство и на пути внутреннего духовного совершенствования, и в общественной деятельности.


    Графиня Констанс Вахтмейстер, вдова шведского посла в Лондоне, со слов Е. П. Блаватской передаёт этот разговор, в котором Учитель сказал, что Елене Петровне придётся провести три года в Тибете, чтобы подготовиться к выполнению важной задачи [5, с.56–58].


    Альберт РосонАмериканец Альберт Росон, доктор богословия и доктор права в Оксфорде, описывая своё знакомство с нею в Каире, утверждает, что, рассказывая ему о своей работе по раскрепощению человеческой мысли, Блаватская говорила: «Не мой это труд, но пославшего меня» [6].


    Вскоре после этой встречи Блаватская покидает Англию и отправляется в Канаду, Мексику, Центральную и Южную Америку, а оттуда – в 1852 году – в Индию. Как она позже вспоминает, там она пробыла «около двух лет, путешествуя и каждый месяц получая деньги – понятия не имея, от кого; и добросовестно следовала по маршруту, который... указывали» [7]. В своих путешествиях она руководствовалась письмами Мории.

  3. Обучение Блаватской в Тибете.

    Тибет. Картина Рериха Помни

    Из Индии Елена Петровна пытается проникнуть в Тибет, но вмешательство британского представителя расстроило её планы. Она возвращается в Лондон, где снова встречается со своим Учителем, а потом предпринимает полное приключений путешествие по США. В Нью-Йорке Елена Петровна возобновляет знакомство с Альбертом Росоном, едет в Чикаго, затем на Дальний Запад и вместе с караваном переселенцев – через Скалистые горы – в Сан-Франциско, откуда в конце 1855 года отплывает на Дальний Восток, посещает Японию, Сингапур и опять оказывается в Индии.


    Здесь Блаватская предпринимает вторую попытку добраться до Тибета, на этот раз, по некоторым сведениям, удачную. Во всяком случае, тогда или несколько позже, но ей всё-таки удалось добраться до Тибета. В. П. Желиховская утверждала:

    «...достоверно, что она бывала в Лассах (Лхасе), столице Тибета, и в главном его религиозном центре Чикадзе (Шигадзе)... и на Каракорумских горах в Куэнлуне. Её живые о них рассказы много раз мне это доказывали...» [8, с.289–290].

    Там под руководством своего Учителя Блаватская проходит определённые этапы духовной подготовки. Отвечая позже на вопрос, зачем ей понадобился Тибет, она писала:

    «Действительно, совершенно незачем ехать в Тибет или Индию, дабы обнаружить какое-то знание и силу, „что таятся в каждой человеческой душе“; но приобретение высшего знания и силы требует не только многих лет напряжённейшего изучения под руководством более высокого разума..., но и стольких же лет относительного уединения, в общении лишь с учениками, преследующими ту же цель, и в таком месте, где сама природа, как и неофит, сохраняет совершенный и ненарушаемый покой, если не молчание! Где воздух, на сотни миль вокруг, не отравлен миазмами, где... никогда не проливают кровь животных» [9].

    Последний период своего пребывания в Тибете Е. П. Блаватская провела в доме своего Учителя Кут Хуми и с его помощью получила доступ в несколько ламаистских монастырей, которые, как она сообщает М. Холлис-Биллингс, ранее никогда не посещал европеец (письмо от 2 октября 1881 года, с.345) [17]. Исследователи считают, что именно во время пребывания в Тибете Е. П. Блаватская начала изучать тексты, позже вошедшие в «Голос Безмолвия». О том, что она получила послание Махатмы из Тибета, где её просили не беспокоиться о племяннице, которая непременно вернётся, писала и Н. Фадеева.

    Доказательств пребывания Елены Петровны в Тибете достаточно. Доктор Малаласекера, основатель и президент Всемирного братства буддистов, в «Энциклопедии буддизма» говорит о Блаватской:

    «Не подлежит сомнению её знакомство с тибетским буддизмом, а также с эзотерическими буддийскими практиками» [11].

    В 1927 году один из крупнейших исследователей Тибета У. И. Эванс-Венц в предисловии к своему переводу «Тибетской Книги Мёртвых» писал: «Что касается эзотерического значения сорок девятого дня Бардо, то посмотрите об этом в „Тайной Доктрине“ Е. П. Блаватской». Лама Кази Дава Самдуп полагал, что у этого учёного совершенно бесспорные доказательства того, что Блаватская была хорошо знакома с высочайшим ламаистским учением, а эти знания в принципе невозможно получить без посвящения. Это же утверждал и японский философ и буддолог Дайсэцу Судзуки.

     

    Какого рода это знания, можно себе представить хотя бы по отрывку из чрезвычайно увлекательной книги самой Блаватской «Из пещер и дебрей Индостана», где она описывала своё путешествие с группой учёных-этнографов, предпринявших экспедицию по изучению истории, философии, культуры и религиозных воззрений Индии. Говоря о времени до потопа, о великих патриархах арийского народа – риши периода Вед, – Елена Петровна с сожалением признаёт:

     

    «...оберегая от нескромного ока непонятные невежественным массам философские истины..., скрывая под поэтической оболочкой аллегорий... абстрактные... качества Божества, они, в своих стараниях сделать эти отвлечённые качества доступными массам, не профанируя их, превратили вскоре каждый атрибут в отдельного бога и богиню. Вследствие этого народ и „сотворил себе кумиры“... Так было в древности в Египте, так было в Греции, в Халдее, везде... Но, увы! Прямых наследников ришей Индии и иерофантов Древнего Египта мало; а недостойным, якобы «посвящённым», имя – легион» [12, с. 157].

     

    Именно в это малое число истинно посвящённых и довелось войти Елене Петровне, мужественно и терпеливо преодолевая каждый этап ученичества, каждое испытание, которому подвергаются все ищущие Истину. Естественно, она не описывала свою подготовку, остались лишь намёки, рассыпанные в её письмах и статьях и свидетельствующие, по крайней мере, о двух понятиях, которые Блаватская, с разрешения Учителей, приоткрыла для тех, кто хочет глубже понимать мир.

    Во-первых, древние риши и их современные последователи – это хранители древнего допотопного Знания, не имеющего никакого отношения к язычеству. Это именно Знание, свод глубоких и всесторонних наук, до которого ещё не доросла наука наших дней. Лишь осколки их, разрозненные, несвязные, частично существуют как научные категории и открытые законы, частично – пока только в виде религиозных представлений, в разных видах и формах зафиксированные в тех или иных вероучениях. Такому человечеству, каким оно является сейчас, слишком рано владеть всеми аспектами единой Истины, иначе оно обратит достигнутые возможности себе во зло, используя для истребления своих собратьев, контроля над людьми и личного обогащения.

    Отсюда вытекает и второе: не следует людям, ищущим Истину – или, вернее, безграничные возможности, с нею связанные, чисто для практического применения в личных целях, а не для бескорыстной помощи человечеству, – ступать на путь поисков и дерзать принимать на себя обязанности ученика. Они неминуемо раскроют при этом все стороны своей натуры, притом в их обострённом, раскрепощённом виде. А ведь недаром древние говорили: «Не будите спящего дракона». Любое напрасное любопытство и, тем более, ищущее личных выгод, наказуемо – причём, и без постороннего вмешательства. Человек наказывает себя сам.

    Ну, а ещё одну важную вещь – то, что святотатство не остаётся без последствий, – признаёт и наша Православная Церковь. А значит, если нет стремления к изучению законов, по которым развивается мир, если человеку вполне удобно и комфортно в нише своей религии или в бездумном атеистическом пребывании, – это для него самое лучшее. Особенно если он при этом не будет походя клеветать на чужие святыни, – ведь его собственные, кстати сказать, у него никто и не отнимает. Да и эта статья вовсе не имеет цели вербовать сторонников среди любопытствующих. Единственное побуждение к её написанию было восстановление незаслуженно запятнанной репутации светлого и доброго человека, число наветов на которого в средствах массовой информации, к сожалению, уже зашкаливает.


     

Блаватская: жизнь и мифы. Содержание



БИБЛИОГРАФИЯ

1. Желиховская В. П. Радда-Бай. – М.: СП «Интербук», 1992.

2. Писарева Е. Ф. Елена Петровна Блаватская (Биографический очерк). – К.: МП «Элисс», 1991.

3. Нэф К. Мэри. Личные мемуары Е. П. Блаватской. – М., «Сфера», 1993.

4. Olcott H. S. Old Diary Leaves. Part I.

5. Wachtmeister C. Reminiscences of H. P. Blavatsky and «The Secret Doctrine».

6. Rawson Albert. Mme Blavatsky.

7. Крэнстон Сильвия, при участии Кэри Уильям. Е. П. Блаватская: Жизнь и творчество основательницы современного теософского движения / Пер. на русский. – 2-е издание, доп. – Рига-Москва: Лигатма, 1999.

8. Желиховская В. П. Е. П. Блаватская. IX.

9. Письмо Е. П. Блаватской в журнал «Спиритуалист» от 20 июля 1881 года, Бомбей: Madame Blavatsky on «The Himalayan Brothers» // H. P. Blavatsky. Collected Writings, III, 268; первая публикация: The Spiritualist, 1881, 12 августа.

10. Letter from H. P. B. to Mrs. Hollis Billings.

11. H. P. Blavatsky // Encyclopedia of Buddhism / Под ред. Malalasekera G. P. T. 3. Colombo, 1971.

12. Блаватская Е. П. Из пещер и дебрей Индостана. Киев, «Муза», 1991.


Георгий Максимов

Избранное: Елена Блаватская
Свидетельство о публикации № 2482 Автор имеет исключительное право на произведение. Перепечатка без согласия автора запрещена и преследуется...


Замужество Блаватской и бегство из дому. Встреча с Махатмой. Обучение Блаватской в Тибете. Часть 2 биографии Блаватской. Блаватская: жизнь и мифы. Бегство из дому и Тибет


Краткое описание и ключевые слова для: Блаватская: жизнь и мифы. Бегство из дому и Тибет

Проголосуйте за: Блаватская: жизнь и мифы. Бегство из дому и Тибет

(голосов:3) рейтинг: 80 из 100

    Произведения по теме:
  • Время и Вечность
  • Между тем продление свое жизни достаточно просто и доступно каждому разумному человеку.
  • Единое целое
  • Зарисовки в стиле А. Платонова о уме и чувствах, о душе и нраве человека. Если ум охвачен деятельностью, то чувства отходят в сторонку, чтобы не мешать.
  • Общество справедливости
  • Новая мировая война – война в сознании, внутри человека. Космическое мышление и планетарное сознание – поверх барьеров границ, наций, конфессий. Задача деятелей культуры – борьба за сохранение
  • Об уважении
  • О демонстрации уважения: расхождения между формальным этикетом и реальной этикой. Лео.
  • Вера и религия
  • Эссе о религии и вере, их взаимосвязях и способе смотреть на мир. Философское рассмотрение вопроса о религии. Януш Мати.
  • Блаватская: мифы о масонстве и об отречении Блаватской от России
  • Патриотизм Блаватской. Миф о масонстве. Принятие американского гражданства. Публикации Блаватской в российской прессе. Часть 5 биографии Елены Блаватской.
  • Блаватская: мифы о плагиате и личной жизни
  • Жизненная миссия Блаватской. Разоблачения спиритов в Америке. Организация Теософского общества и его цели. «Разоблачённая Изида». Блаватская и знаменитые учёные. Сергей Витте о Блаватской: миф о
  • Блаватская: жизнь и мифы. Медиумизм и спиритизм
  • Чудеса и таинственные способности Блаватской, медиумизм и спиритизм. Отношение к Православию. Последнее пребывание в России. Часть 3 биографии Елены Блаватской.
  • Блаватская: жизнь и мифы. Детство и юность Блаватской
  • Блаватская: жизнь и мифы. Детство и юность Елены Блаватской, её родословная. Бабушка, Елена Фадеева-Долгорукая. Мать, Елена Ган. 

  • Наталья Сидоренко Автор offline 28-01-2012
Здорово, что обратились к этой теме и человеку, глубины которого черпать не исчерпать! Но всем нужно знать хоть чуть-чуть, хотя бы толику... Понять всё для многих не хватит ни силы воли, ни разума - такова печальная действительность. С уважением Наталья Сидоренко.
  • Ольга Лебединская Автор offline 31-01-2012
Спасибо за статью. Уважаемый Георгий, с нетерпением жду очередной главы. Ваш материал не только интересный. Он пронизан Светом - Знания, Любви, Доброты.
Думаю, "понять всё для многих" не нужно. Прикоснуться к мировой Культуре - да!
"Понять всё", уважаемая Наталья, не могут даже Избранные, так мне кажется.
Радости, Любви!!!
  • Наталья Сидоренко Автор offline 31-01-2012
Я так и написала, Рэна - получив толику, и то счастье, это нужно. Я читала "Тайную доктрину" Блаватской, была потрясена. И чувствовала, насколько этому человеку было одиноко при жизни от непонимания большинства современников. Она даже была гонимой. Но так всем гениям. А в наше время в её честь ЮНЕСКО учреждён международный праздник... Время всегда всех расставляет по своим местам - в этом вселенская справедливость, о которой говорила и Блаватская.
  • Ольга Лебединская Автор offline 31-01-2012
Истину говорите, Наталья. Спасибо.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Блаватская: жизнь и мифы. Бегство из дому и Тибет