О православных мотивах в стихах Николая Рубцова на примере разбора одного стихотворения
Поэзия Николая Рубцова не только связана множеством живых нитей с народным творчеством, но и произрастает из него, как свежий прекрасный цветок из тучного чернозема, тысячелетнего культурного слоя, который создавали поколения наших предков. Тезис о глубокой народности творчества поэта подтверждается анализом вложенных в его произведения смыслов и художественного использования языковых средств.
В каждом произведении Николая Рубцова, как в капле воды, видны истоки его прозрачной поэзии, отражена народная мудрость, которой испокон веков руководствовался русский человек. Для примера обратимся к стихотворению «Ночь коротка. А жизнь, как ночь, длинна». Его композиция состоит из двух четко разделенных, более того, противопоставленных друг другу частей: Ночь и День. И уже в этом отражается один из принципов, лежащих в основе народного мировосприятия, - дихотомия, четкое разделение полярных начал мироздания: мрак и свет, ночь и день, зло и добро, смерть и жизнь и т. д. Один полюс этих оппозиций благоприятен для человека, другой – губителен, враждебен. Кстати, именно этот усвоенный народом еще в древности принцип является гарантом здорового нравственного чувства, помогавшего всегда четко и последовательно различать добро и зло, определять, что такое хорошо и что такое плохо. Ночь и День неслиянны, как тьма и свет со дня творения. «И отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью» (Быт. 1. 4-5). Так Святое Писание возводит это бескомпромиссное разделение в ранг абсолютной истины. Между Светом и Тьмой, Правдой и Кривдой нет полутонов, как бы ни старались убедить нас в обратном приверженцы западного принципа толерантности.
Н. Рубцов с молоком матери впитал народные нравственные ориентиры, подкрепленные аксиомами христианского вероучения, усвоил духовный настрой и систему ценностей русского народа и в дальнейшем транслировал их в своих произведениях.
Вчитаемся в строки, в которых поэт описывает Ночь.
Ночь коротка. А жизнь, как ночь, длинна.
Не сплю я. Что же может мне присниться?
По половицам ходит тишина.
Ах, чтобы ей сквозь землю провалиться!
Встаю, впотьмах в ботинки долго метясь.
Открою двери, выйду из сеней…
Ах, если б в эту ночь родился месяц –
Вдвоём бы в мире стало веселей!
Н. Рубцов описывает не просто темное время суток, а чернейшую из ночей – безлуние, время, предшествующее нарождению молодого месяца. В славянских верованиях оно считалось самым опасным, связанным с нечистой силой и потусторонним миром периодом. По существу, это описание ночного состояния человеческого духа, конечного одиночества, смертной тоски. Вообще в творчестве поэта ночь всегда таит в себе опасность, морок небытия. И только непогашенные огни в зимней ночной деревне, то есть близкое присутствие людей, сулящее избавление от одиночества, может разогнать этот морок, разорвать тьму и спасти человека (ср. стихотворение «Зимняя ночь»). Но в анализируемом произведении нет непогашенных огней, «мгла толпится до утра у окон». Округа погружена в непроглядную тьму, которая изолирует поэта от света.
Одной из доминант русского сознания является укоренившийся в нем дух крестьянской общины. Народ всегда трактовал одиночество как недолю, несчастье, маргинальное состояние. Одиночество, по мнению народа, - это беда, экстрим, удел небожителей и изгоев. Русская народная пословица гласит: «Царь да нищий без товарищей». Я бы добавила: «Да еще поэт в часы душевного ненастья» (или «душевной невзгоды», как называл это состояние М. Ю. Лермонтов). «Как страшно быть на свете одиноким…», - пишет Н. Рубцов. Это мучительное состояние беспросветного сиротства, полной оторванности от полнокровной жизни, от людей и воссоздает он в своем стихотворении.
Как страшно быть на свете одиноким…
Иду назад, минуя тёмный сад.
И мгла толпится до утра у окон.
И глухо рядом листья шелестят.
И как часто в поэзии Рубцова, в моменты осознания трагизма бытия он прибегает к мягкой самоиронии, называет себя «крупной печалью». Ирония помогает Рубцову избежать ненавистного пафоса.
Я сам природы мелкая частица,
Но до чего же крупная печаль!
В этих строчках поэт передает ощущение единства человека и природы (и это тоже роднит его поэзию с народнопоэтической традицией). И тут же делает удивительное признание.
Что такое печаль? Чтобы лучше вникнуть в смысл этого слова, обратимся к его истокам, происхождению, ведь именно в языке отражается картина мира народа. Слово, как и земля, имеет множество археологических пластов, которые живут в нашем подсознании и придают речи порой неуловимые для иностранного слуха смыслы.
В авторитетном словаре читаем: «ПЕЧАЛЬ. Общеслав. суф. производное от печа "забота", в диалектах еще… от пека (ср. опека, др.-рус. пека "жар, зной")»(см. Этимологический словарь русского языка, под ред. Н. М. Шанского. М., МГУ, 1982). Печаль – «то, что жжет, печет» (см. Цыганенко Г.П. Этимологический словарь русского языка. М., 1989). Да это же тот «угль, пылающий огнем», который, по выражению Пушкина, водвинул Господь в грудь поэтов и пророков, чтобы они жгли сердца людей! Но нести этот дар по жизни – нелегкий удел.
В творчестве Н. Рубцова много Ночи с ее трагизмом, но побеждает в нем День. «Стежка, которая и в эту ночь видна», ведет поэта к людям. Поэт делает резкий переход от всепоглощающей тьмы к милосердному свету. Сразу же меняется интонация и настроение стихотворения.
Как хорошо, что я встаю с зарёю!
Когда петух устанет голосить,
Весёлый бригадир придёт за мною,
И я пойду в луга траву косить.
Наступает утро с его трудами и заботами, и слившись с толпой косцов (народа, с которым поэт чувствует неразрывную кровную связь), он наконец перестает ощущать одиночество.
Вот мы идем шеренгою косою,
Какое счастье о себе забыть!
Наступивший День отменяет Ночь по законам природы, «мелкой частицей» которой, по его признанию, является и сам поэт. В круговороте природы смерти нет, потому что за зимой неизбежно следует весна. Это знает русский пахарь, ему близка библейская истина о зерне, которое «если не умрет - не оживет».
Цветы ложатся тихо под косою,
Чтоб новой жизнью на земле зажить.
И здесь народная мудрость, формировавшаяся еще в дохристианские времена, смыкается с православным вероучением. Вечная Жизнь, дарованная Господом, отменяет Смерть.
И думаю я – смейтесь иль не смейтесь –
Косьбой проворной на лугу согрет,
Что той, которой мы боимся, – смерти,
Как у цветов, у нас ведь тоже нет!
Примечательна композиция анализируемого стихотворения. Несмотря на обилие трагических мотивов в произведениях Н. Рубцова, общий тон его поэзии – жизнеутверждающий. Поэт мог бы композиционно построить свое стихотворение в атеистической логике «День-Ночь», то есть за жизнью неизбежно следует смерть. Однако в произведении Рубцова торжествует другая картина мира – та, которую провозвестило Евангелие, Благая весть о попрании смертию смерти. За Ночью неизбежно следует новый День, - утверждает поэт своим произведением, и в этом выражается милосердие Творца.
А свежий ветер веет над плечами.
И я опять страдаю и люблю…
И все мои хорошие печали
В росе с косою вместе утоплю.
Русское слово таит в себе многогранность смыслов. Здесь автор использует другие утвердившиеся в сознании народа коннотации слова «печаль». В данном контексте «печали» - это заботы, душевные переживания. В. Даль пишет, что родителей в крестьянской среде называли печальниками. Утопить свои печали в росе Надежды и Веры – значит, очиститься от морока ночи, небытия, возродиться к новой жизни.
Поэзия Николая Рубцова будит глубинную память народа и зовет его к добру и свету.
Не забывайте делиться материалами в социальных сетях!